V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УНИВЕРСИТЕТА)
Коренное реформирование системы образования и, как следствие, преобразования, проводимые в системе высшей школы, актуализировали проблему физического воспитания студентов. Анализ здоровья и физической подготовленности молодежи показывает, что в настоящее время среди студентов растет заболеваемость, снижается уровень физической подготовленности студентов I курсов. Увеличивается численность студентов полностью освобожденных от занятий физической культурой по состоянию здоровья и количество занимающихся, отнесенных к специальной и подготовительной медицинских групп [2,4].
Выраженное ухудшение здоровья студентов требует поиска новых, действенных средств и методов для решения проблемы укрепления физического и духовного здоровья молодежи, формирования здорового образа жизни. Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность. Однако, как отмечают исследователи, наблюдается повсеместное снижение физической активности и наиболее резкое ее падение наблюдается в период от 15 до 25 лет [1,6].
В последнее время постоянно говорят о здоровье, как о важнейшей ценности, которая формируется под влиянием ряда социальных факторов, именуемых как здоровый образ жизни. На сегодняшний день специалисты здравоохранения считают, что здоровье человека на 50% зависит от здорового образа жизни, поэтому первоочередной задачей является сохранение и укрепление здоровья [3].
По выражению академика Н.М. Амосова «Чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем».
Актуальная мотивация к здоровому образу жизни среди студенчества, формирование у них высокого поведенческого уровня по отношению к своему образу жизни. Студенты — это наше будущее, от которого зависит социально-экономическое благополучие нашей страны и здоровья населения в последующие годы.
Цель статьи. Проанализировать современное состояние ситуации сохранения здорового образа жизни студенческой молодежи и рассмотреть имеющиеся здоровьесберегающие технологии на примере психологической службы университета.
Объект — здоровый образ жизни.
Предмет — сохранение здоровой жизни студенческой молодежи с помощью здоровье сберегающих технологий.
В национальной Доктрине развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Знание и использование здоровьесберегающих технологий ведет к повышению профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, преподавателей, кураторов, необходимых для успешного выполнения здоровьесберегающей деятельности с учетом новых условий, запросов и потребностей государства и общества в целом.
Понятие «здоровьесберегающих технологий» относится к качественной характеристики любой образовательной технологии, показывает, насколько решается задача сохранения здоровья преподавателей и студентов. Также здоровьесберегающей технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здравоохранения [1,5].
Здоровьесберегающей технологией в образовательно-воспитательной среде высшей школы следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья студентов, учитывая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения его влияния на здоровье данной группы лиц.
Главными направлениями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:
• рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
• проведение ежегодной диспансеризации студентов;
• рациональная организация двигательной активности студентов, включающая предусмотренные программой занятия физкультурой, динамические изменения и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
• организация рационального питания студентов;
• система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
• создание службы психологической поддержки студентов;
• организация доврачебного выявления факторов и групп риска девиантного поведения, в том числе употребления психоактивных веществ среди студентов (популяционный скрининг и мониторинг) с применением медико-технических технологий.
Существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее полная в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К.Смирновым.
К первой группе относятся медико-гигиенические технологии. Это совместная деятельность педагогов и медицинских работников. Также в медико-гигиенических технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий.
Ко второй группе относятся физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), которые направлены на физическое развитие. Реализуются на занятиях физической культуры и секциях на внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятиях.
К третьей группе относятся экологические здоровьесберегающей технологии (ЕЗТ), которые направлены на создание природосоответствующем, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных отношений с природой.
К четвертой группе относятся технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Реализуют специалисты по охране труда, защиты в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители (учебных корпусов), инженерно-технические службы, пожарной инспекции и т.д.. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом, как сохранение жизни, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.
К пятой группе относятся здоровьесберегающих образовательных технологии (СВТ), которые делятся на три подгруппы:
• Организационно-педагогические (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления и гиподинамии и других дезаптационная состояний.
• Психолого-педагогические технологии (ППТ) связаны с непосредственной работой на уроках физической культуры. Сюда же входит и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
• Учебно-воспитательные технологии (НПО), которые включают в себя программы по обучению заботе о своем здоровье и формирования культуры здоровья студентов, мотивации их к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ), предупреждения вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно -воспитательной работы со студентами после занятий.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, которые в последнее время все чаще включаются в внеурочную работу вуза:
Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии — формирование и укрепление психологического здоровья студентов, повышение ресурсов психологической адаптации личности (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики).
Так, к социально-адаптирующих и личностно-развивающих технологий можно отнести психологическую службу поддержки студентов.
Такая служба должна осуществлять поддержку психологического здоровья студентов по нескольким направлениям:
1. Диагностика уровня психологического здоровья; уровня индивидуально-психологического развития.
2. Консультирование, направленное на сохранение и развитие психологического здоровья и индивидуально-личностных особенностей студентов.
3. Психокоррекция познавательных процессов, эмоционально-воловьей сферы, неблагоприятных форм поведения и конфликтных отношений в процессе адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении.
4. Учебно-методическая работа, включающая разработку и апробацию социально-психологических тренингов профессионально-личностного развития учащихся.
Для более полной организации работы по сохранению психологического здоровья студентов необходимо оборудовать кабинет психологической регуляции.
Кабинет должен быть оснащен специальным оборудованием, набором методик и программ:
— Проекционный устройство «Цветодин»;
— Прибор биологической обратной связи «рела»;
— Универсальный прибор «Активациометр АЦ-6»;
— Настенный ковер «Звездное небо»;
— Набор психодиагностических методик и психокоррекционных программ;
— Раздаточный материал (бланки, анкеты и т.п.);
— Библиотека психолога (не менее 50 наименований книг и журналов по психологии).
Занятия в кабинете психологической регуляции должны рассматриваться как самостоятельная реабилитационная процедура, способ подготовки к другим медико-психологических мероприятий.
Следовательно, такая психологическая служба должна в течение учебного года викоеуваты следующие задачи:
— Психологический анализ социальной ситуации в университете, выявление основных проблем, причин и средств их решения;
— Проведение мониторинговых исследований психологического здоровья студентов;
— Содействие адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе;
— Выявление плохо адаптированных студентов и психологическая помощь им;
— Консультирование преподавателей, кураторов по оказанию помощи студентам в адаптационный период;
— Оказание психологической помощи и поддержки студентам, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
— Осуществление коррекции асоциального поведения студентов;
— Организация информационных бесед, посвященных развитию и сохранению психического здоровья студентов.
Выводы. Непонимание благоприятного отношения к своему состоянию здоровья, невысокая мотивация к занятиям физической культурой, неразвитость навыков самоконтроля и во многом неадекватное восприятие состояния собственного организма приводят к формальному отношению студентов к своему здоровью, его сохранению и укреплению. В связи с необходимо обоснование содержания, средств и методов, способствующих эффективному формированию готовности студентов к здоровьесберегающей деятельности, и повышению уровня психологического здоровья.
Целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений вызвана факторами риска нарушений здоровья у студентов. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс высших учебных заведений способствует становлению и развитию психически, соматически, физически и нравственно здоровой личности.
Горелов, А.А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, ОГД. Румба, В.А. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований – 2008.- Вып.6.- С.28-33.
Дубровский, В.М. Лечебная физическая культура: учебник для вузов / В.М. Дубровский. – М: Владов,1998. — 608с.
Егорьев, А.О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / А.О. Егорьев // Теория и практика физической культуры. – 2003. — №2 –С.53-56
Ильинич, В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинич. – М. : Гордорики, 2003. – 448с.
Лисицин, Ю.П. Слово о здоровье / Ю.Л. Лисицин. – М: Советская Россия, 1986. – 192с.
Организация и контроль в реабилитации здоровья студентов: учеб. Пособие / В.Ю. Волков – СПб.:Государственный технический университет, 1996. – 89с.
Источник
Здоровьесберегающие технологии для сохранения психологического здоровья детей
Наталья Кожокина
Здоровьесберегающие технологии для сохранения психологического здоровья детей
Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности.
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению физического состояния. У других, те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30, 40, 50 лет.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровьясубъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологийв дошкольном образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
Рациональная двигательная активность.
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния
Обращает на себя внимание, сколь значимое место в современном понимании «здоровья» в нем отводится психологическому компоненту.
Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте формировать все аспекты душевного покоя для положительной динамики личностного роста детей.
Психологи и педагоги разработали множество технологий, направленных на укрепление психологического здоровья в том числе:
— Психогимнастика Представляет собой этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Основная цель — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой.
— Релаксационные упражнения В результате релаксационных упражнений у дошкольников нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается режим сна.
Сказкотерапия применяется для детей любого возраста, начиная с самого рождения.
Дети — это существа, которые обладают тонкой психической организацией, поэтому они способны эмоционально реагировать на какие-либо внешние или внутренние факторы в виде переживания, плача, страха и т. д. Сказкотерапия для детей — это очень хороший способ корректировки негативного воздействия, поведения и любого другого состояния.
Можно сотню раз повторить ребенку, что он ленивый и не хочет убирать свои игрушки, и это не будет иметь никакого результата. А можно рассказать сказку, где ленивый герой попадал в разные неприятные ситуации из-за своей лени. И, наверняка, ребенок изменит свое поведение. Почему? Да просто потому, что его не заставляют и не принуждают, а он просто слушает историю. Сказка учит, а не ругает. И ничто не мешает ему думать, сравнивать, соотносить себя с неким персонажем.
Песочная терапия Песок обладает психотерапевтическим эффектом, развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно — логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук. настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения.
Песочная терапия для детей может быть организована из манки.
Источник