Меню

Технология работы с семьями имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

Изучение проблемы детской инвалидности как предмета теоретических и практических исследований в Российской Федерации, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно. Научные исследования в этой области проводят специалисты разных научных направлений: педагогики, социологии, правоведения, психологии и т.д. Вместе с тем, дети с ограниченными возможностями здоровья не рассматривались в качестве самостоятельного объекта изучения, что не нашло должного освещения в отечественной науке. Многогранность данной темы требует комплексного подхода к решению проблемы детской инвалидности.

Существующие направления изучения касаются социализации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями в работах Н.В.Шапкиной, Э.К. Наберушкиной, Я.А.Кравченко, К.К.Кузьмина, Г.В.Ляпидиевской, Т.Малеевой, С.Васина.

Особое место в исследовании социальных проблем детей с ограниченными возможностями занимает анализ роли семьи в процессе адаптации детей-инвалидов, рассмотренный с позиций поколенческой организации современного российского общества, представленных в работах Н.В.Шахматовой, А.А.Воронова, М.В.Покатаевой, Л.Н.Рыбаковой, О.В.Бессчетновой.

Обращаясь к статистике Российской Федерации, можно увидеть, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья на 2019 год составляет 1.667.343 млн. человек. [10]

Технология социальной работы (практикоориентированный подход) ― это целенаправленный, организованный на основе операций и процедур процесс и результат помощи, активизирующий взаимодействия людей друг с другом, группами, институтами, сообществом в целях содействия личным и социальным переменам . [8] Следует сказать, что технологии социальной работы ориентированы на адаптацию индивида в незнакомой окружающей среде или общественной системе, изменение социального статуса, ценностей, культурного и экономического уровня индивида, установление источников и путей его разрешения, определение социальной проблемы, помощь по реабилитации ресурсов и жизненных сил потребителя, ориентации клиента, предотвращение индивидуальных и социальных вероятностей рисков, а также сбор информации. С данного понятия вытекает актуальность представленной темы: при работе с семьей, у которой имеется ребенок с ограниченными возможностями здоровья, необходима целостная программа помощи, которая заключается в подборе необходимого инструмента работы, именуемого как технология.

Изучая и анализируя работы, касательно применения технологий социальной работы в отношении семей с детьми с ОВЗ, можно прийти к выводу, что наиболее распространенными и эффективными технологиями, которые в данный момент применяют специалисты, являются социальная профилактика, социальная адаптация, песочная терапия, а также инновационные технологии, которые помогают семьям в их трудноразрешимых проблемах.

Ц елью нашего исследования является выявление отношения родителей к своему ребенку с ограниченными возможностями здоровья, а также рассмотрение технологий социальной работы, применяющихся в работе с данной категорией семей.

Были выделены задачи: выявить технологии социальной работы , которые используются в работе с семьями с детьми с ОВЗ, а также изучить их эффективность на основе экспертного опроса социальных работников и проанализировать отношения внутри семьи, имеющих детей с ОВЗ.

Гипотеза: технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями, будут эффективными если они будут включать раннюю социальную реабилитацию с ребенком.

Объем выборочной совокупности опроса составил 110 человек, в возрасте от 20 до 70 лет. 100 % респондентов являются матерями детей с ОВЗ.

По полученным результатам касательно применяемых технологий социальной работы, экспертами социальных учреждений были установлены некоторые виды социальных технологий, используемых в работе с данным контингентом населения – это социальная реабилитация, социальная профилактика, социальная терапия, адаптация, экспертиза и диагностика, среди них специалисты также выявили наиболее эффективные – социальную реабилитацию, социальную терапию и профилактику.

Читайте также:  Коэффициент состояния здоровья формула

Изучение отношения родителей к своему ребенку с ограниченными возможностями здоровья, по шкалам, показало:

Рис.1 «Шкала принятия-отвержения ребенка

Как видно по результатам Рис.1 по шкале «принятие-отвержение ребенка», родители принимают своего ребенка таким, какой он есть, несмотря ни на что. Они испытывают к своим детям эмоционально положительное отношение.

Б ольшинство родителей 30% из опрошенных, стремятся к сотрудничеству со своим ребенком, проявляя искреннею заинтересованность и участие в его делах, к такому выводу можно прийти, глядя на шкалу «кооперация».

По шкале, выявляющей уровень симбиоза между родителями и ребенком, можно заключить, 19% родителей все-таки в определенных моментах стараются сохранить психологическую дистанцию со своим ребенком, но в основном они не против единения с ребенком.

По шкале «контроля» мы видим, что что большинство родителей – 14%, контролируют своего ребенка только в зависимости от ситуации. Они дают ему некие послабление, не совсем жестко контролируя его действия и желания, но полностью контроль они не исключают.

Также интересными представляются результаты тестирования на вопрос, касающиеся, отношения родителей к неудачам ребенка — данные показатели трактуются как то, что родители считают, что неудачи, случившиеся с их ребенком случайны и они искренне верят в него, в его успех и что по жизни он станет весьма успешен.

Таким образом, совокупляя все вышеизложенные ответы на поставленные перед родителями вопросы тестирования, можно прийти к выводу, что родители уважают и людям своих детей, независимо от того, в каком состояние находится их ребенок, это в первую очередь говорит об их моральной ответственности, долге перед ребенком, готовности всячески ухаживать и помогать ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Также работа с семьями, имеющих детей с ОВЗ, заключалась в социальной реабилитации, социальной адаптации и социальной терапии. Данные технологии социальной работы были применены в непосредственной помощи таким семьям, в связи с чем показатели эффективности оказанной работы были на высоком уровне. Также была включена ранняя социальная реабилитация в помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Следующей задачей исследования было выявление эффективной технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ. Нами был проведен опрос среди специалистов социальной работы. Принимало участие 10 специалистов учреждений социального обслуживания города Якутска. Из них 50% — женщин и 50 % — представители мужского пола.

Среди выделенных специалистами технологий социальной работы оказались:

Таблица №1. «Технологии, выделенные специалистами»

Источник

Формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ
консультация на тему

Скачать:

Вложение Размер
formy_i_metody_raboty_s_roditelyami_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx 25.3 КБ
prezentatsiya.pptx 511.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с родителями детей

с ограниченными возможностями здоровья

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

Направления воспитательной работы:

  1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
  2. Поддержка и повышение социального статуса семей
  3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
  4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
  5. Оптимизация детско-родительских отношений

Формы организации психолого-педагогической помощи семье .

1. Индивидуальные формы работы.

1.1. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;

семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;

индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери : подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

1.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. — информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

1.3. Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

2. Коллективные формы взаимодействия.

2.1. Общие родительские собрания.

— Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

— Решение организационных вопросов;

— Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

2.2. Групповые родительские собрания.

— Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

— Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

— Решение текущих организационных вопросов.

2.3. “День открытых дверей”.

-Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

2.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

— Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

— Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

2.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.

— Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

2.6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.

В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

— информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

— создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

— наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Источник

Adblock
detector