Методические рекомендации «Как организовать День здоровья»
методическая разработка по физкультуре на тему
В помещенном материале учителя, педагоги — организаторы, воспитатели и родители найдут полезные рекомендации к организации и проведению Дня здоровья. Вы найдете советы : с чего начать организацию Дня здоровья, что необходимо учесть при составлении сценария, техника безопасности, которая необходима при проведении мероприятия на улице. Интересным будет размещенный тест для взрослых и старших школьников о здоровом образе жизни,самостоятельно можно оценить свое отношение к здоровому образу жизни. Так же предлагаю вам сценарий » Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практические советы и рекомендации по организации дня здоровья | 53 КБ |
сценарий » Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Как организовать День Здо ровья».
в школе, классе, группе д/с
Составила: Самойлова Е.В.
В системе оздоровительной физической культуре выделяют несколько основных направлений: оздоровительно-реабилитационное, спортивно — реабилитационное, гигиеническое и оздоровительно — рекреативное направление. Сегодня нас интересует оздоровительно — рекреативное направление. Рекреация — означает активный отдых. «День здоровья» — это одна из форм физкультурно — массовых мероприятий, оздоровительные программы рекомендуют проводить их 4 раза в год по сезонам зима, весна, осень и лето. Проводится «День здоровья» на улице. Эти мероприятия, при условии активного участия всех присутствующих, приобретают большое оздоровительное и воспитательное значение.
Уже по названию понятно, что данное мероприятие начинается с самого утра и тема « здоровья» должна проходить через все режимные моменты. Пусть все они будут проведены необычно: в сопровождении музыки, стихов. Можно проявить фантазию и изготовить плакат «Режим дня в день здоровья», или каждый режимный момент отобразить на отдельных карточках и вносить постепенно, прикрепляя на стенку или окно.
Можно приготовить сюрпризный момент с внесением сказочного героя: Доктора Айболита или Незнайки, который ничего не знает и мы должны его научить и т.д.
Комплекс утренней гимнастики провести с яркими ленточками и под музыку. Это создаст радостное настроение на весь день.
Ключевым событием этого дня, должна быть прогулка, организованная с активным участием всех детей в подвижных играх, игровых заданиях с ярким красочным оборудованием. Детям готовим угощение, но не конфеты, а фрукты или сок.
В обед хорошо включить полезные продукты в виде зелени — петрушки, укропа, чесночка и зеленого лука и обязательно комментировать все словами о пользе для здоровья.
Если есть возможность, можно организовать дневной сон на свежем воздухе, но здесь продумать, чтобы дети не простудились.
Во второй половине дня организовать просмотр мультфильма «Мойдодыр» или почитать книгу. Организовать вечернюю прогулку с самостоятельными играми с мячами и другим спортивным оборудованием.
Рекомендуем каждый режимный момент сфотографировать, а потом сделать стенд «День здоровья в нашей группе». Это поможет закрепить в памяти детей яркие впечатления.
Не одно мероприятие невозможно организовать без предварительной работы. В сетку занятий рекомендуем включать каждый месяц занятия по теме здоровья, типа «Уроки Мойдодыра», где рассказывать о значении всех частей тела человека, гигиенический уход за ними, рассказывать о значении факторов солнца, воздуха и воды для здоровья, о пользе физических упражнений.
Пишем сценарный план, где указываем :
- Место и время. Например, на площадке или на стадионе. Обязательно согласовать с помощниками.
- Продумать начало праздника, он должен быть торжественным и содержать сюрпризный момент.
- Нужно помнить, что «День здоровья» для всех детей!
При составлении игровых заданий и подборе подвижных игр
обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка
Подбираем необходимые пособия, музыку.
Техника безопасности на прогулке:
1.При организации праздника на улице необходимо заранее обследовать территорию: трава должна быть скошена, убрать камни, палки и стекла. Продумать где дети будут сидеть, а где двигаться. Хорошо если есть затененное место.
2.Физические упражнения требуют специальной одежды и обуви. Если детям придется бегать, то необходима спортивная обувь, спортивные костюмы, головной убор.
3.Обязательно продумать питьевой режим.
- Необходимо так же иметь аптечку первой помощи (комплектуют медики).
Примечание: за помощью в составлении сценарного плана и оборудования для «Дня здоровья» обращайтесь к педагогам по физической культуре.
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. С помощью данного теста вы сможете оценить можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?
ТЕСТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ :
« МОЖНО ЛИ ВАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ
(В.И. Ковалько «Здоровье — сберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.;»ВАКО»,2004»)
- Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу .
А) непривычная утомляемость;
Б) зимняя простуда;
В) хроническое несварение в желудке.
- Как вы защищаете уши, слушая музыку?
А) не включаю на полную громкость;
Б) в этом нет нужды — звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;
В) не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.
3. Как часто Вы меняете зубную щетку?
А) два раза в год;
Б) каждые 3 -6 месяцев;
В) как только она обретет потрепанный вид.
4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?
А) частое мытье рук;
Б) противогриппозная прививка;
В) отказ от прогулок в холодную погоду?
5. В какое время Вы предпочитаете прибыть на место назначения, чтобы избежать перехода времени?
Б) с восходом солнца;
В) в середине дня.
6. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?
Б) каждые полчаса;
В) каждые 10 мин.
7. Какое из утверждений соответствует истине?
А) можно загореть даже в облачный денек
Б) если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором ниже 10
В) смуглым людям не нужна защита от солнца.
8. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?
А) отказ от завтрака, обеда или ужина
Б) сокращение потребления алкоголя
В) исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.
9. Как правильно дышать?
В) ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?
А) химическая завивка
В) обесцвечивание волос.
ПОДВЕДИТЕ ИТОГ: Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов 1(б), 2 (В), 3 (Б), 4 (В), 5 (А), 6 (В), 7 (А), 8 (Б), 9 (Б), 10 (Б). Сложите полученные очки.
8 -10 баллов — Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.
5 — 7 баллов — Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое- какие вопросы вам неплохо было бы освежить в памяти.
4 и менее баллов — Не отчаивайтесь, еще не все потеряно.
Источник
Разработка спортивно-оздоровительного мероприятия «День здоровья»
Цель проведения «Дня здоровья» — формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны.
Задачи:
- формирование понятия о здоровом образе жизни;
- повышение психологической устойчивости и функциональных возможностей всего организма к воздействию неблагоприятных факторов;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- закреплять и совершенствовать умения и навыки учащихся, полученные ими на уроках физической культуры, и на этой основе содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;
- выживание в условиях автономного существования;
- воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие;
- развивать творческую инициативу и организаторские способности учащихся;
- содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Спортивно-оздоровительная игра на местности требует предварительной подготовки. Она включает в себя: выбор местности для проведения, разметку маршрута, подготовку препятствий, инвентаря, а также судей для каждого этапа.
Правильный выбор местности – важная предпосылка успеха игры. Район проведения мероприятия заранее намечается руководителем. Игру лучше проводить на незнакомой или малознакомой местности, что повышает интерес учащихся к игре. Вместе с тем можно проводить игры и на хорошо знакомой ребятам местности. Выбирая район, особое внимание обращается на отсутствие опасных мест в виде глубоких ям, сильно заболоченных участков и т.д.
При подготовке спортивной части проведения «Дня здоровья» учитываются возрастные особенности детей и физическая нагрузка, допустимая для данного возраста. Поэтому для учащихся каждой ступени предусмотрены спортивно — оздоровительные мероприятия, соответствующие их возрасту и возможностям.
Воспитательная эффективность спортивно-оздоровительных игр, игр на местности зависит от методики их проведения. Методика проведения таких мероприятий опирается на знания педагогики, психологии, физиологии и анатомии, гигиены, а также на обобщенный опыт их проведения.
Спортивная направленность также предполагает создание в процессе игры условий, которые требуют от школьников проявления физических и волевых качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, инициативы, смелости и решительности, имеющих значение для укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни.
Особое значение приобретает включение в программу таких упражнений, как бег на скорость (приспосабливает организм к выполнению работы в условиях кислородного голодания), кросс (приспосабливает мышцы к длительной работе), метание и прыжки (способствуют развитию скоростных и силовых качеств с нагрузкой на верхний плечевой пояс и нижние конечности).
Насыщенность содержания спортивно-оздоровительных игр и игр на местности упражнениями, направленными на закрепление спортивных умений и навыков, является важнейшим условием превращения игр в действенное средство воспитания учащихся.
Оздоровительная направленность спортивно-оздоровительных игр выражается в их содействии правильному формированию и закалке организма школьников, благоприятному развитию всех физиологических функций, укреплению здоровья ребят, формированию здорового образа жизни.
В методике проведения спортивно-оздоровительных игр необходимо учитывать возраст, пол, состояние здоровья, физические и умственные возможности детей. Преодоление препятствий и решение различных умственных задач не должны переутомлять учащихся. Нельзя допускать проведение игр непосильных по сложности, глубине и объему знаний, умений и навыков, а также по физическому напряжению.
Оздоровительный эффект занятий спортивно-оздоровительными играми во многом зависит от того, насколько правильно решаются воспитательные и образовательные задачи по ходу организации и проведения мероприятия. Дружные, согласованные, активные действия играющих, связанные с положительными эмоциями, благоприятно отражаются на нервной системе детей. Выработанные у ребят привычки играть честно, соблюдая правила, способствуют тому, что в игре исключаются случаи недоразумений, взаимных обид, ссор и случайных травм. Все это способствует наибольшему оздоровительному эффекту мероприятия.
МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Для проведения спортивно-оздоровительного массового мероприятия «День здоровья» используется следующее оборудование и инвентарь: мячи, обручи, флажки, туристическое снаряжение (палатка, компас) луки для стрельбы, мишени, маршрутные листы.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1-я ступень обучения:
Для учащихся первой ступени обучения организуются «Веселые старты» между двумя сборными командами. У каждой команды есть свое название и приветствие. В программу « Веселых стартов» включены следующие задания:
- Прыжки с мячом между ног, продвигаясь вперед к флажку.
- Прыжки по « кочкам» через «болото».
- Движение в парах приставными шагами, стоя спиной друг к другу.
- Добежать до флажка и попасть мячом в обруч.
- Прыжки через обруч, продвигаясь вперед.
- Выполнить подскоки с мячом за головой.
- Конкурс «Кто быстрее соберет буквы и составит слово «спорт».
2-я ступень обучения:
Для учащихся второй ступени обучения разрабатываются маршрутные листы с элементами топографии. На каждом пункте маршрута ребятам необходимо найти спрятанную букву. Если маршрут пройден верно, то из найденных букв составляется заданное слово «День здоровья». Победитель определяется по правильности, быстроте прохождения маршрута. Дальше учащиеся принимают участие в конкурсной программе.
3-я ступень обучения:
Учащимся предлагается участие в спортивно-туристической эстафете, которая состоит из следующих этапов:
- Установка палатки. Этап позволяет оценить слаженность команды и ее умение обращаться с туристическим снаряжением.
- Переноска пострадавшего. Учащиеся на этом этапе применяют знания по оказанию первой медицинской помощи.
- «Аптека в лесу». Учащиеся должны найти по пути прохождения маршрута лекарственные растения и рассказать об области их применения.
- Ориентирование. На этом этапе требуется проявить свои знания и умения в способах ориентирования на местности и нахождения своего местоположения относительно сторон света.
- Стрельба из лука по мишеням. Этап позволяет проявить такие качества, как ловкость, меткость, сноровка.
- «Мышеловка». Участники соревнуются в скорости, точности прохождения этапа под препятствием.
- Сооружение временного жилища из подручных природных материалов. Этап позволяет на практике применить знания по выживанию в условиях автономного существования.
- Разбор палатки. Заключительный этап, по которому фиксируется время прохождения всех этапов.
В то время, когда команды уходят на старт, остальные учащиеся занимаются организацией привала.
Особое внимание уделяется бережному отношению к природе, соблюдению всех экологических норм поведения на природе.
Жюри, в составе администрации школы, определяет лучших, учитывая при этом участие в спортивно-туристической эстафете, конкурсах художественной самодеятельности «Песни у костра», на лучший привал, на лучшую экологическую газету «Береги природу», конкурс «Осеннее блюдо». Конкурсы по ОБЖ «Пожарная безопасность», «Дорожная грамота».
План проведения «Дня здоровья».
Цели и задачи:
- оздоровление школьников;
- воспитание любви к родному краю;
- получение необходимых знаний по туризму и школе безопасности ОБЖ и правилам ПДД.
Время и место проведения.
- Сбор у школы в 9-00
Рисунок 1
- Начало в 10- 30
- Конец в 14-00
- Соревнования проходят на лугу, недалеко от школы.
Участники соревнований: ученики школы и преподаватели
Ход мероприятия
Соревнование «Весёлые старты».
Ответственные: классный руководитель, пионервожатая;
Игра с элементами ориентирования и топографии.
Ответственные: учителя географии и физкультуры;
Туристическая полоса препятствий (ТПП)
- состав команды 6 человек (не менее 2 девочек)
Старт и финиш в том же месте.
1. Установка палатки (оценивается правильность и быстрота)
2. Переноска пострадавшего любым способом (оценивается правильность)
3. «Ориентирование». Определение сторон света разными способами.
4. «Мышеловка» проползание под препятствием.
5. «Охотничий» стрельба из лука по мишеням.
6. «Айболит» сбор лекарственных растений, правила применения (за время прохождения дистанции)
7. Финиш по последнему:
Ответственные: учитель ОБЖ и физкультуры, судьи на этапах
Конкурсная программа.
1. Конкурс «Бивак»
а) правила разжигания костра.
б) техника безопасности при разжигании костра.
в) яма для костра.
г) яма для мусора.
2. Конкурс «Осеннее блюдо».
а) использовать овощи, продукты «не из магазина».
3. Конкурс «Песни у костра».
4. Конкурс «Экологическая газета».
5. Конкурс «Ночлег».
Сооружение временного жилища для 1-2 человек.
6. Конкурс «Полевая каша» (для старших классов).
Программа проходит в течение всего времени пребывания.
Оценивается по пятибалльной системе.
7. Конкурс «Дорожная грамота»
а) преодоление препятствий на велосипеде;
б) решение заданий по ПДД;
8. Конкурс по ОБЖ «Пожарная безопасность».
Каждой команде выдается «маршрутный лист» с указанием этапов, за которые выставляются баллы.
По возможности итоги подводятся в течение дня.
Источник