Проект «Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!»
Автономное учреждение воронежской области «Воронежский областной детский центр социальной реабилитации и оздоровления
Конкурс «Добронежец — 2017»
«Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!»
Номинация: «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ»
Автор проекта: Бубнова Ирина Васильевна
с. Средний Икорец
Название проекта: «Я выбираю ЗОЖ — здоровый образ жизни!
«Приобрести здоровье – храбрость,
сохранить его – мудрость,
а умело распорядиться им – искусство».
Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди воспитанников Центра через пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде, возможность практически повлиять, силами самих воспитанников, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников нашего Центра.
Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.
1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.
2) Формирование ключевых компетенций:
— коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
— здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.
4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.
5) Сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями для совместной деятельности.
1. Описание проекта.
1.2. Обоснование выбора темы.
1.3. Актуальность проекта.
1.4. Цель проекта.
1.6. Прогнозируемые результаты.
1.7. План реализации проекта.
1.8. Реализация проекта.
1.2. Обоснование выбора темы.
Выбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья. Здоровье человека – актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье?»:
Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.
Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! – не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.
А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.
Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.¹
По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год) 2.
Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во- первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.
¹ Баслаева Н.М., Савкин В.М. здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. 1996, №2, с. 35 – 37.
² Дробижева Л.Н., директор института социологии РАН. Ценность здоровья и культура нездоровья в России //http: // spkurdymov/narod.ru/Drobizheva3.htm
Социально-реабилитационный центр «Золотой колос» — уникальная среда по многогранности воздействия на ребенка не только в плане оздоровления и отдыха, но и образования, развития ценностного отношения к здоровью, направленности на ведение здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в детско-подростковой среде. Образовательный процесс в Центре осуществляется параллельно с оздоровительным процессом, в целостном непрерывном пространстве.
На базе АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» ведется воспитание осознанного отношения к здоровью, формирование ценностного отношения к культуре здоровья. По словам А. Шопенгауэра «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья». И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.
1.3. Актуальность проекта.
Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.
Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 %- от действия окружающей среды, 10 %- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.
Все дети, проходящие через социально – реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Франсуа Волетера: «Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство».
До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.
Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:
«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».
Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
• закаливание.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.
На первом этапе нами проведено исследование факторов, влияющих на ценностные ориентации воспитанников Центра «Золотой колос» по ЗОЖ.
Так дети, нуждающиеся в поддержке государства, по типам семей и количеству в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» в 2016 году распределились следующим образом:
Количество детей в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»
Источник
Метод проектов как способ формирования ЗОЖ
статья по зож на тему
В работе рассматриваются составляющие здорового образа жизни и преимущества метода проектов в их формировании, приводятся примеры некоторых проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_kak_sposob_formirovaniya_zozh.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VI вида) №49 Санкт-Петербурга «Школа здоровья»
Метод проектов как способ формирования
здорового образа жизни у младших школьников
Маркина Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
Глава 1. Теоретическое исследование по формированию у младших школьников знаний о здоровом образе жизни
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» стр. 5
1.2 Составляющие здорового образа жизни младшего школьника стр. 7
1.3 Метод проектов стр.10
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности
метода проектов в формировании здорового образа жизни у
2.1 Диагностика сформированности знаний у младших
школьников о здоровом образе жизни стр.13
2.2 Проекты, направленные на формирование ЗОЖ стр. 14
2.3 Результаты проверки эффективности экспериментальной работы стр. 17
Заключение стр. 18
Список литературы стр. 19
Приложения стр. 21
Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов, в 21 веке она становится первостепенной.
Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [2], Брехман И.И. [3], Л.Г. Татарникова [16, 17] и др.) свидетельствуют о том, что тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В последние годы результаты медицинского осмотра детей показывают неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников. Данная ситуация обусловлена ухудшением социальной и экономической обстановки, наследственностью, обострением проблем рационального питания, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за компьютером.
Состояние здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одна из причин этого — образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.
Другой причиной является то, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой знаний о здоровом образе жизни.
Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда (см. труды И.И. Брехмана [3], Г.К. Зайцева [6], Л.Г. Татарниковой [17, 18], К.Д. Ушинского [19] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х — начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек, и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [9], гигиену обучения и воспитания школьников [14], школьную валеологическую работу [6;7; 12].
Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей. Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов: духовного, физического, психического и социального. Перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.
Анализ литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.
Цель исследования : выявить эффективность метода проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
Объект исследования : знания о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: метод проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни.
Представляется, что формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании метода проектов.
. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
. Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».
. Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни младших школьников.
. Выявить и экспериментально проверить эффективность метода проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
Важнейшая задача современности — улучшение состояния здоровья нового поколения. В комплексном решении этой задачи невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, психологами и медицинскими работниками, необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа должна сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь представление о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».
Однозначного определения понятия здоровья нет. Н.М. Амосов на основе медико-биологических признаков указывает: «Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [1, С. 18].
С социологической точки зрения здоровье является мерой социальной активности и деятельностного отношения человеческого индивида к миру.
В психологии считают, что здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее ее отражение, в смысле преодоления: здоровье — не только состояние организма, но и стратегия жизни человека [20, С.6].
В.П. Казначеев раскрывает смысл понятия о здоровье человека с позиции комплексного подхода . Здоровье — это «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [10, С.23].
Таким образом, в литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения.
Здоровье человека на 50% определяется его образом жизни.
Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, нормы и правила поведения, участия в общественной жизни.
Выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие »здоровый образ жизни».
Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни» , в их основу заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др. [10;15].
В определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма и стиль жизни.
Здоровый образ жизни — это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.
Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Понятие «здоровье» отражает смысл сохранения и развития биологических, духовных и социальных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национальных ценностей культуры.
Понятие «здоровый образ жизни» характеризует стиль жизнедеятельности , обусловленный особенностями организма человека, условиями его существования и ориентированный на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.
1.2 Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности, поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие: научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек. Рассмотрим каждый из них подробнее.
К медико-профилактическим мерам можно отнести: комплексное закаливание; лечебную физкультуру; укрепляющую фитотерапию; контроль часто болеющих детей; физиолечение; массаж; плавание.
Одним из часто встречающихся заболеваний у детей младшего школьного возраста является сколиоз, который приводит к серьезным нарушениям общего функционального состояния организма. Важное место в консервативном лечении и профилактике детского сколиоза отводится средствам лечебной физической культуры (ЛФК) и плаванию. Эффективными путями профилактики и коррекции отклонений в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата являются массаж и физиолечение.
Под режимом дня , труда и отдыха понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха.
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а им необходимо привыкать к новым условиям жизни. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами,
Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена [7, С.38].
Важнейшим компонентом в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Последние годы у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. В младшем школьном возрасте у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей. Основой двигательных умений и навыков является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений, поэтому они играют большую образовательную ценность. Необходимую двигательную активность обеспечивают уроки физкультуры, физкультминутки, динамические паузы.
Рациональность питания играет большую роль в формировании ЗОЖ младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов: т регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Наша задача заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы [5, С.89].
Одним из компонентов формирования ЗОЖ у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек : курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, чрезмерное увлечение компьютером.
В возрасте 6-8 лет дети очень любопытны и хотят подражать взрослым, в 9-10 лет считают себя взрослыми, стремятся к завоеванию авторитета среди товарищей. Это основные мотивы, почему младшие школьники начинают курить.
Губительная для здоровья привычка и употребление алкоголя. По данным некоторых исследований, к 9-10 годам половина мальчиков и треть девочек уже знают вкус спиртных напитков. Причём по собственному желанию попробовали лишь 3,5 % из них [16, С.61].
Приобщиться к наркотикам ребёнок может уже в раннем возрасте. Известны случаи токсикомании среди детей 7-8 лет. Особенно часто экспериментируют с наркотиками подростки 12-15 лет. Младшие школьники, как правило, наркотики не пробуют, но интересуются их действием, способами употребления, а информацию о последствиях употребления всерьёз не воспринимают [16, С.73].
Важно как можно раньше формировать у детей однозначно отрицательное отношение к наркотикам.
Компьютер — это наше настоящее и будущее, он даёт возможность перенестись в другой мир. В общении детей с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы. Прежде всего, родителям нужно понять, что компьютер за один час игры сделает ребёнка умным и развитым. Кроме того, нужно знать, как правильно организовать компьютерное место.
Пример педагогов и родителей еще один важный компонент в формировании ЗОЖ младшего школьника. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей испытывает большое доверие к взрослым. Именно взрослые не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формируют устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. В школе должна вестись планомерная работа по просвещению родителей, с целью переориентации их из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ.
1.3 Метод проектов
Формирование у младших школьников знаний о здоровом образе жизни является одним из путей решения проблемы ухудшения здоровья. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности.
Как один из возможных путей формирования установки на здоровый образ жизни можно применить метод проекта, авторами которого являются Д. Дьюи, У. Килпатрик, С. Т. Шацкий.
Метод проекта — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
Важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации , которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт .
5.Подготовленный продукт должен быть представлен.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “пять П”: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио , в котором собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
По доминирующей деятельности ребенка: практико – ориентированный проект , исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, ролевой проект..
По комплексности : монопроекты, межпредметные проекты.
По характеру контактов между участниками : внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными; международными.
По продолжительности: мини – проекты, краткосрочные проекты, недельные проекты, годичные проекты.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра; демонстрация видеофильма; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом Совете; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох; инсценировка реального или вымышленного исторического события; научная конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; телепередача.
В презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом.
Тематика проектов по формированию ЗОЖ разнообразна. Это могут быть проекты: «Наши зубы», «Охрана зрения», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Полезные привычки», «Компьютер – друг или враг?» «Наши зеленые друзья», «Здоровая пища» и многие другие.
Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что:
— метод проектов выводит педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта;
— метод проектов дает возможность изменить характер учебной деятельности детей, из репродуктивной она превращается в поисковую и творческую (ученик сам познает, открывает, осмысливает и применяет знания);
— метод проектов позволяет детям экспериментировать, осуществлять самостоятельное действие, предъявлять результаты – продукт; они получают возможность самореализации в конкретном деле, они не только слушают и видят, но и действуют.
— метод проектов – метод, идущий от детских потребностей и интересов, их возрастных и индивидуальных особенностей;
— метод проектов позволяет детям проявить учебную инициативу и самостоятельность, использовать в нестандартной ситуации знания и умения из разных областей знаний;
— метод проектов позволяет учителю выявить уровень личностного отношения учащихся к учебному труду; их умение работать в коллективе.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ
Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили:
1. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.
2. Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.
3. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно — популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.
4. Проявление потребности в выполнении санитарно — гигиенических норм.
Мониторинг знаний о ЗОЖ проводился в феврале 2011 года в первом классе «Б» ГБОУ СКОШ №49 с помощью анкеты. Таблицы, позволяющие произвести анализ полученных результатов, размещены в Приложении 1.
Понятия о «ЗОЖ» у учащихся отождествлено с понятием «здоровье», причем 50 % учащихся считают, ЗОЖ — это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ». Но другие 50% учащихся имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ — «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться, гулять», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.
Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: 50 % учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 41,6 % учащихся считают свое здоровье «не очень хорошее», а лишь 15 % считают, что у них здоровье «удовлетворительное». А ведь, каждый ребенок в классе кроме сколиоза имеет и сопутствующие заболевания.
К занятиям на уроках ЛФК и плавания учащиеся относятся по-разному, это связано с тем, что на уроках ЛФК им приходится прикладывать усилия, выполняя упражнения, на уроках плавания некоторые дети еще боятся воды. Неоднозначно и их отношение к лечебным процедурам, лишь 25% они нравятся. Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно.
2.2 Проекты, направленные на формирование здорового образа жизни.
Работа по формированию здорового образа жизни ведется с первого класса. В нашей школе-интернате существует режим дня, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам. Все учащиеся строго его выполняют. В расписании имеются уроки ЛФК и плавания, а также прогулки. Ребята постоянно проходят медицинские процедуры, назначенные врачом. В учебно-воспитательном процессе все педагоги используют здоровьесберегающие технологии.
Специфика нашей школы-интерната заключается в том, что пять дней в неделю дети находятся в стенах школы. Это является одной из причин, почему я выбрала в работе по формированию ЗОЖ именно метод проектов, который позволяет детям выйти за пределы образовательного учреждения.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму», это является второй причиной, почему я остановилась на методе проектов.
Проекты, над которыми мы работали: «Наши зеленые друзья», «Охрана зрения», «Сказки о здоровье».
В первом классе мы работали над проектом по озеленению класса «Наши зеленые друзья». Каждый ученик работал самостоятельно над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу для здоровья человека. Сначала каждый выполнял поисковую работу. В результате был составлен определитель полезных комнатных растений под названием «Полезные цветы». Кроме того каждый ученик сам посадил и вырастил полезное растение, информацию о котором собрал. Проект «Наши зелёные друзья» позволил детям, родителям и педагогам углубленно изучить все комнатные растения, находящиеся в классе, и детально разобраться в приносимой ими пользе и вреде, а также вести осмысленный уход и бережное отношение ко всем растениям. Два года подряд наш класс занимает призовые места в номинации «Флора».
Во втором классе изучая тему «Органы чувств» ребят заинтересовал вопрос сохранения зрения. Так началась работа над проектом «Охрана зрения». Ребята работали в двух группах.
Первая группа работала над вопросами: почему портится зрение и как его сохранить. Ребята из беседы со школьным врачом узнали о причинах ухудшения зрения и составили диаграмму качества зрения учеников начальной школы. На основе причин плохого зрения они разработали правила гигиены зрения. Одним из правил гигиены зрения является гимнастика для глаз. Ребята провели опрос учеников начальной школы и выяснили, что не все делают на уроках гимнастику для глаз. Был составлен комплекс упражнений гимнастики для глаз, который ребята раздали по всем классам. Ребята рассказали первоклассникам о правилах гигиены зрения и научили делать гимнастику для глаз, оформили памятку «Берегите зрение». Через две недели для учеников первых классов была проведена составленная второклассниками игра «Вредно – полезно», которая показала, что они хорошо запомнили правила гигиены зрения. Вторичный опрос учеников начальной школы показал, что гимнастику для глаз делают во всех классах.
Вторая группа работала над вопросом: является ли питание залогом хорошего зрения. Из книг и сети Интернет ребята узнали, какие витамины нужны для хорошего зрения и в каких продуктах они содержатся. У заведующей школьной столовой ребята взяли меню за одну неделю. Изучив и проанализировав его, они пришли к выводу, что большинство блюд предлагаемых ученикам полезны для зрения. А какие блюда нравятся школьникам? Ребята составили анкету и провели анкетирование. Анализ анкет показал, что любимые блюда ребят это картофель, котлеты, макароны. К нелюбимым блюдам относится морская капуста, рыба, которые содержат витамин «А». К сожалению не нравится многим и молоко, которое богато витаминами «А», «В2» и «С». Наблюдения в школьной столовой показали, что многие ребята плохо едят. В тарелках остается каша, суп, омлет, морковь, свекла и многие другие продукты. Из этого можно сделать вывод, что школьники питаются неполноценно, а это вредит не только сохранению зрения, но и всему здоровью. Ребята выпустили стенгазету «Правильное питание – залог хорошего зрения».
Работая над проектом, ребята пришли к выводу, что лучше не лечить, а предупреждать. Во время исследования они убедились, что если соблюдать правила гигиены зрения, делать гимнастику для глаз, правильно питаться, то зрение можно сохранить.
Во втором классе ученики моего класса приняли участие в районном фестивале сочинений «Сказки о здоровье». Целью конкурса является – воспитание культуры здоровья у учащихся. Задачи фестиваля: повышение ценности здоровья среди школьников и приобщение их к здоровому образу жизни; развитие творческого потенциала учащихся; формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению своего здоровья. Работая над этим творческим проектом, ребята сочиняли сказку, оформляли книжку, делали иллюстрации. На занятии в классе каждый представил свою работу.
Ребята в своих сочинениях затронули многие факторы сохранения здоровья: правильное питание, личная гигиена, занятия спортом, хороший сон, свежий воздух, вредные привычки. Во втором классе в этом творческом проекте приняли участие только 5 учеником моего класса из 12, а в третьем классе участвуют все ученики. Это говорит о том, что их интересует проблема здорового образа жизни. Продуктом этого проекта стала книга.
2.3 Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
В октябре 2012 года было проведено повторное анкетирование. Результаты представлены в приложении 2. Так, в исследуемом классе учащиеся 75% учащихся правильно понимают, что такое ЗОЖ. На уроках ЛФК 75% учеников занимается с полной отдачей, а на уроках плавания — 83%. Большинство учащихся положительно относятся к лечебным процедурам и понимают их значимость. Практически все ученики правильно относятся к физкультминуткам на уроках. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить свое здоровье. Их усилия имеют положительные результаты: 66% учащихся не беспокоят часто болезни. Большинство учеников правильно оценивает свое здоровье. К сожалению, еще не все дети стараются дома соблюдать режим дня. Данные анкеты подтверждаются и наблюдениями педагогов, работающих в классе.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: метод проектов принес положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привел к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья. Это говорит о том, что использование метода проектов в формировании знаний о ЗОЖ было эффективным.
Здоровье людей относится к числу проблем, что имеют жизненно-важное значение. Здоровье — это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, отношения с людьми, с природой и с самим собой. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников. Одним из методов является – метод проектов.
- Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. — М.: АСТ, 2003. — 128 с.
- Базарный В.Ф. Программа экспресс-диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. — Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. — 70 с.
- Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 212 с.
- Вострикова О. В. Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса гуманизации начального образования //Нач. школа – 2007. № 6 – с.80-81.
- Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. — 2002. — № 5.-С.88-91. — (Здоровье и образование).
- Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. — СПб.: Акцидент, 1994. — 78 с.
- Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. — СПб.: Акцидент, 1998. — 159 с.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Нач. школа – 2005. — №9 – с.55-59.
- Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. — 2003. — Т. 4, №3. — С. 74 — 79.
- Казначеев В.П. Здоровье нации — феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. — 194 с.
- Козык Н. И. Наше здоровье // Нач. школа – 2007. — № 7 – с. 51-54.
- Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. — 1999. — № 1. — С. 41- 43.
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников.// Начальная школа. -2006.-№1.
- Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 139 с.
- Лисицын Ю.П. Санология — наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни / Ю.П. Лисицын. — М: 2001. -231 с.
- Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. — М.: Просвещение,1987. — 114 с.
- Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. — СПб.: Санкт — Пб ГУПМ, 1993. — 118 с.
- Татарникова Л.Г. Валеология — основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. — СПб.: PETROC, 1995. — 128 с.
- Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1990.
- Чикин, С.Я. Что такое здоровье? / С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев — М.: Знание, 1976. — 96 с
Источник