Организация просветительно-воспитательной работы с учащимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни (из личного опыта)
рабочая программа по теме
Программа по пропаганде здорового образа жизни
Основания для разработки программы:
· Закон РФ «Об образовании».
· Конвенция ООН о правах ребенка.
· «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
· Федеральная Целевая Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской федерации на 2006 — 2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 г. №7);
· Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120.
Участники реализации программы:
Учащиеся, педагоги образовательного учреждения и родители.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровыми, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость.
У подростков часто наблюдаются отклонения в поведении (увлечение азартными играми, хулиганство, курение, употребление алкоголя, наркотиков), которые негативно сказываются на их здоровье. Известно, что пьянство и алкоголизм, наркомания – социально опасные явления. они не только подрывают здоровье человека, но и приводят к невосполнимым потерям в обществе, к изменению демографической ситуации в стране, средней продолжительности жизни, а также заболеваемости.
Из всех нехимических зависимостей наиболее распространенными являются склонность к азартным играм и Интернет-зависимость. Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой, физическая культура и занятия спортом, рациональное питание, гармонические взаимоотношения между людьми, негативное отношение к вредным привычкам. Одной из серьезных предпосылок здорового образа жизни служит правильная организация свободного времени и досуга.
В последнее время значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых возле телевизора, чтение книг, поездка в транспорте – все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроения детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей (нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы и др.), а тем более у детей.
Активная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них.
Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений.
В конкурсно-игровых программах могут участвовать как отдельные желающие, так и команды, что сближает детей. В основе их лежат идеи праздника, радости, улыбки, что делает человека более активным, уверенным в себе, общительным, счастливым. Эти качества детей ведут к более здоровому образу жизни, отвлекают от безнравственных поступков и черт характера. Участие в конкурсно-игровых программах позволяет реализовать находчивость, развивает ловкость, быстроту и пр. создание непринужденной обстановки позволяет участникам чувствовать себя комфортно и безопасно.
В последнее десятилетие для нашей страны употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психически активных веществ превратилось в проблему. Представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку.
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, алкоголя, никотина.
Для решения данной проблемы создана программа по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков «Наш выбор – здоровье!», которая составлена на основе учета психолого-физиологических особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_propagande_zozh.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по пропаганде здорового образа жизни
Здоровье – не все. Но все без здоровья – ничто.
Основания для разработки программы:
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
- Федеральная Целевая Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской федерации на 2006 — 2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 г. №7);
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120.
Участники реализации программы:
Учащиеся, педагоги образовательного учреждения и родители.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровыми, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость.
У подростков часто наблюдаются отклонения в поведении (увлечение азартными играми, хулиганство, курение, употребление алкоголя, наркотиков), которые негативно сказываются на их здоровье. Известно, что пьянство и алкоголизм, наркомания – социально опасные явления. они не только подрывают здоровье человека, но и приводят к невосполнимым потерям в обществе, к изменению демографической ситуации в стране, средней продолжительности жизни, а также заболеваемости.
Из всех нехимических зависимостей наиболее распространенными являются склонность к азартным играм и Интернет-зависимость. Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой, физическая культура и занятия спортом, рациональное питание, гармонические взаимоотношения между людьми, негативное отношение к вредным привычкам. Одной из серьезных предпосылок здорового образа жизни служит правильная организация свободного времени и досуга.
В последнее время значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых возле телевизора, чтение книг, поездка в транспорте – все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроения детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей (нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы и др.), а тем более у детей.
Активная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них.
Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений.
В конкурсно-игровых программах могут участвовать как отдельные желающие, так и команды, что сближает детей. В основе их лежат идеи праздника, радости, улыбки, что делает человека более активным, уверенным в себе, общительным, счастливым. Эти качества детей ведут к более здоровому образу жизни, отвлекают от безнравственных поступков и черт характера. Участие в конкурсно-игровых программах позволяет реализовать находчивость, развивает ловкость, быстроту и пр. создание непринужденной обстановки позволяет участникам чувствовать себя комфортно и безопасно.
В последнее десятилетие для нашей страны употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психически активных веществ превратилось в проблему. Представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку.
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, алкоголя, никотина.
Для решения данной проблемы создана программа по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков «Наш выбор – здоровье!», которая составлена на основе учета психолого-физиологических особенностей детей.
Цель: Профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков.
Задачи: — способствовать формированию знаний о здоровом образе жизни и факторах, его
— способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью;
— раскрыть закономерности развития организма в тесной связи с окружающей средой;
— раскрыть принципы здорового образа жизни;
— сформировать у обучающихся мотивацию к здоровому образу жизни;
— способствовать усвоению знаний о и методах укрепления и сохранения здоровья, путях создания резервов здоровья;
— дать представление об отрицательном воздействии на организм человека и негативных последствиях игромании, употребления наркотических и психотропных веществ, о причинах заболеваний и путях возможного выздоровления.
Содержание программы и формы ее реализации:
- Познавательно – игровые программы;
- Тематические беседы;
- Видеолектории;
- Профилактические занятия;
- Развлекательные программы;
- Конкурсные программы;
- Викторины;
- Акции;
- Различные мероприятия с родителями (консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы и др.
- Закрепление теоретического материала по организации и ведению здорового образа жизни человека на практике.
- Предупреждение табакокурения и употребления алкоголя в молодежной среде.
- Ответственность детей перед законом.
- Умение противостоять негативному давлению среды и принятию собственного позитивного решения.
- Умение предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения.
- Ответственное отношение к своему здоровью.
- Разрешение конфликтов без насилия.
План основных мероприятий программы «Наш выбор – здоровье!»
Источник
Воспитательные технологии в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс) на тему
Краткий обзор воспитательных здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательнром процессе: классификация по Н.К. Смирнову, приёмы, методы, практическое применение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnye_tehnologii_po_zozh.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»
Методическое объединение воспитателей.
«Воспитательные технологии в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.»
Докладчик Наталья Владимировна Горлова
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.
По данным НИИ педиатрии:
- 14% детей практически здоровы;
- 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
- 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%. с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.
Беспокоят специалистов различных служб и ведомств и другие недуги современной молодёжи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков. Возрастание количества ВИЧ инфицированных детей и подростков.
Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство, необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Немаловажное значение имеет и рациональная организация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни.
Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам, зависит от его образа жизни. Д.У. Нистрян пишет: «Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60% зависит от его образа жизни, на 20% — от окружающей среды и лишь на 8% — от медицины». По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55% определяется условиями и образом жизни, на 25% — экологическими условиями, на 15-20% оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15% — деятельностью системы здравоохранения.
Здоровый образ жизни – это, прежде всего, деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека. Ю.П. Лисицыным и И.В. Полуниной выделяются также ряд критериев здорового образа жизни, к числу которых относятся, например, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды. Б.Н. Чумаков отмечает, что здоровый образ жизни включает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности людей, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма.
Главное в здоровом образе жизни – это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности и т.д.
На сегодняшний день существует несколько моделей обучения здоровому образу жизни, каждая из которых ориентирована на особые воздействия, на понимание роли и места здоровья в переживаниях человека. Остановимся кратко на образовательной модели .
Суть этой модели состоит в том, чтобы оказать влияние на поведение человека в отношении его здоровья. В основу её легли представления о стадиях принятия решения о своём здоровье как ценности (аксиологическая компонента). Обычно их описывают таким образом:
- Всесторонний анализ возможного альтернативного поведения.
- Выделение всех целей. Которые могут быть достигнуты, и оценка ценностей, которые связаны с совершаемым выбором.
- Тщательный анализ всех последствий, которые связаны с выполнением каждого действия.
- Поиск информации, важной для оценки возможных альтернатив.
- Оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут в разрез с тем образом действий, к которому изначально был готов принимающий решение человек.
- Повторная оценка последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые вначале рассматривались как неподходящие, осуществляется до того, как будут приняты окончательные решения.
- Составление детального плана для осуществления поведения, учёт возможного его применения в случае появления нежелательных последствий.
Как же можно создать заинтересованность и готовность (установку) вести здоровый образ жизни? В общем плане для установки любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить несколько факторов , существенных для установки здорового образа жизни:
- Знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему.
- Желание быть хозяином своей жизни – вера в то, что здоровое поведение в действительности ласт положительные результаты.
- Положительное отношение к жизни – взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться.
- Развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь.
- Проговорённые правила в семье.
- Способность конструктивно справляться со своими негативными чувствами.
- Адекватная самооценка.
- Личный пример родителей.
И не следует забывать о том, что стремление современного подростка сохранить и укрепить своё здоровье должно быть ориентировано на понимание важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально полезной, и, главное, будущей профессиональной деятельности, ведь, часто и выбор специальности определяется кругом требований, которые предъявляются и к состоянию здоровья человека.
В России уже в 1979 году в «Медицинской газете» были напечатаны первые публикации, в которых учёные поставили вопрос о необходимости введения здоровьесберегающих технологий в школах, авторы В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, Ю.Я. Оладо и В.А. Гуров.
Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор – он является автором уникальной технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания.
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике
Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребёнка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьесберегающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также даёт гарантированный результат улучшения здоровья обучающихся в целом. Методика В.Ф. Базарного реализуется при помощи специально разработанных наглядных технических пособий – офтальмотренажёров.
Данная методика является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических т сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.
К основным методам и приёмам, используемым в здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного относят:
Режим динамической смены поз.
Упражнения на зрительную координацию.
Зрительно-координационные тренажёры, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажёры).
Упражнения на мышечно-телесную координацию.
Автором классификации здоровьесберегающих образовательных технологий является кандидат медицинских наук, доктор психологии, профессор, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПКиППРО.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), по определению Никиты Константиновича Смирнова , — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Классификация здоровьесберегающих технологий (по Н.Смирнову)
А) По разным подходам к охране здоровья
МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (МГТ)
Включают: использование профилактических программ; обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями; проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению обучающихся и педагогического коллектива; организацию профилактических мероприятий в преддверии эпидемий.
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ФОТ)
Направлены на физическое развитие обучающихся.
К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ)
Способствуют воспитанию у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии. Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ)
Самостоятельным направлением среди этих технологий является видеоэкология, занимающаяся вопросами психологического влияния на человека окружающей среды.
ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТОБЖ)
Главная задача –сохранение жизни. Требование и рекомендации специалистов по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, пожарной инспекции и гражданской обороны подлежат обязательному учёту и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЗОТ)
Отличительный признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Реализация ЗОТ возможна только при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей общей ответственности за сохранение здоровья обучающихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.
Б) По характеру действия ЗОТ Н.К. Смирнов выделяет
Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.
К ним относится выполнение санитарно-гигиенических требований. Большая часть того, что в школах традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз относится к этой группе.
Задача – восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека невозможно. К ним относят: йодирование питьевой воды и соли, витаминизацию пищевого рациона, физкультминутки, физкультпаузы.
Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.
К ним относят: температурное закаливание, физические нагрузки, приёмы педагогической техники и педагогической психотерапии.
Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Здоровьесберегающие приёмы и методы подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ОПТ)
Структура учебного процесса частично регламентируется требованиями государственных санитарных правил и норм.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ППТ)
Психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (УВТ)
Включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к формированию здорового образа жизни, просвещению их родителей.
СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРУЮЩИЕ И ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (САЛРТ)
Включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья обучающихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности.
К ним относятся: разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т.д.
ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЛОТ)
Составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Результат совокупного воздействия на детей всех здоровьесберегающих технологий должен оцениваться с помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики, мониторинга. Постоянное наличие обратной связи позволяет своевременно вносить в работу необходимые коррективы.
Практическое применение здоровьесберегающих технологий.
Работая по собственно разработанной программе «Россия», отмечу, что одним из направлений данной программы является здоровьесбережение, экологическое воспитание.
Данное направление призвано решать следующие задачи:
— формирование отношения к своему здоровью как к ценности;
— формирование представлений о ценности занятий физической культурой, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
— формировать у воспитанников культуру здорового образа жизни;
— помогать воспитанникам овладевать современными здоровьесберегающими технологиями (умениями и навыками сохранения здоровья и его укрепления);
— формирование способности к причинно-следственному анализу ситуаций и явлений в системе «человек — общество — природа» и выбору способов решения экологических задач;
— формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде;
— формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде.
Цикличность проведения мероприятий
Проведение групповых спортивных игр: пионербол, футбол, настольный теннис
Организация режима дня воспитанников
Организация освоения воспитанниками норм, правил личной гигиены
Проведение бесед о здоровом образе жизни в рамках модульного курса профилактики курения (авторы А.Н. Сизанов, В. А. Хриптович)
Один раз в две недели
Тренировки в целях подготовки воспитанников к сдаче норм ГТО в соответствии с возрастом.
Организация досуга воспитанников (настольные игры, подвижные игры)
Принятие участия в общешкольных спортивных мероприятиях
По плану работы школы
Вовлечение воспитанников группы в школьные творческие объединения физкультурно-оздоровительной направленности
Контроль за проветриванием жилых помещений и регулярной их уборкой
Контроль за приёмом пищи воспитанниками
Проведение физминуток на самоподготовке
Проведение бесед-инструктажей по технике безопасности
Один-два раза в четверть
Мониторинг состояния здоровья воспитанников с записью в журнале
По плану работы школы
Методы, используемые при реализации
здоровьесберегающих технологий в школе
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимают способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:
Источник