Меню

Технология эмоционального здоровье дошкольника

Сохранение эмоционального здоровья дошкольников.
презентация к уроку по теме

Сообщение на тему «Сохранение эмоционального здоровья дошкольников», понятия, актуальность проблемы, пути решения, опыт работы.

Скачать:

Вложение Размер
Сохранение эмоционального здоровья дошкольников. 27.17 КБ
Сохранение эмоционального здоровья дошкольников. 1.09 МБ

Предварительный просмотр:

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

В. А. Сухомлинский

Сохранение эмоционального здоровья дошкольников.

Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре, «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» — эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляет ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека – здоровье. В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира

Как писал Николай Александрович Добролюбов: — «Под здоровьем нельзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественно гармоническое развитие организма и правильное совершение всех его отправлений».

Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости), мы не до конца еще осознаем значение эмоционального здоровья детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.

Мне хотелось бы поговорить о сохранении эмоционального здоровья дошкольников. Почему важно уделять повышенное внимание эмоционально-личностному развитию ребёнка, потому что это является первоосновой всего его психического здоровья. Необходимо уделить внимание развитию умения общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта. В целом, научить детей умению управлять своими эмоциями, умению понимать их.

Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» (А.В. Запорожец).

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и во многом определяются социальными условиями его существования. Эмоциональная жизнь ребенка начинается в младенчестве. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.

Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они связаны с выражением своих возможностей. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения в ранний период жизни ребенка. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.

Наблюдения показывают, что в игровой и в повседневной деятельности дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, радость, грусть), что является барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении общаться. Часто в поведении детей проявляется агрессия, причем без видимых причин. Ребенок зло выражается, зачастую даже не понимая значения произносимых слов. Это недоразвитие внешних факторов эмоционального развития, особенности социализации ребенка, дефицит общения со взрослыми, бедный игровой и реальный опыт.

Основная направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Основные задачи по развитию и сохранению эмоционального здоровья:

  • Знакомство детей с базовыми эмоциями и чувствами.
  • Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
  • Обучение детей способам выражения эмоций.
  • Обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  • Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
  • Формирование активной позиции родителей в развитии эмоционально здоровой личности, просвещение родителей по данному вопросу (родительские собрания, стендовая информация).
  • Саморазвитие, корректировка своего отношения к работе, детям, работа по сохранению своего эмоционального здоровья.

Работа проводится, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специально организованных занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, изобразительным искусством, музыкой, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других, у них развивается чувство эмпатии.

Поставленные задачи главным образом решаются с помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, этюдов, психомышечной тренировки. (все перечисленные техники, игры, этюды широко представлены в книге «В мире детских эмоций»).

Широко используется приемы арттерапии :

  • Музыкотерапия (звуки природы, музыка для релаксации и т.д.);
  • Сказкотерапия;
  • Изотерапия

ИЗО-деятельность для ребенка не только художественно-эстетическое действо, а возможность выплеснуть свои чувства на бумагу. Уголок ИЗО-творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает ребенку в любое время выразить себя, свои чувства, эмоции, страхи. Воспитатель может понять по цвету, который был выбран для рисунка, как в данный момент на душе у ребенка, — тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно. Рисунки помогают понять нам чувства и эмоции детей.

Есть в нашей группе так же:

  • «Волшебный мешочек», куда мы убираем все свои плохие слова.
  • «Коврик для поднятия настроения» , об который мы вытираем ножки до тех пор, пока не рассмеемся.
  • «Сухой дождик», помогает расслабиться, снять мышечное напряжение, почувствовать приятные ощущения.

В планах также создание уголка уединения, оформленного с учетом возрастных и личностных потребностей дошкольников.

Методы и способы борьбы с гневом, которые уже знают дети: скомкать и разорвать бумагу; побить подушку; потопать ногами; втирать пластилин в картонку, превращая наш гнев, во что-то прекрасное, например, в цветок для мамы.

Развитие эмоциональной сферы, должно проходить в свойственных ребёнку видах деятельности – игре, рисовании, пении и танце. Необходимым условием всех воздействий должно быть – получение радости и удовлетворения от деятельности и результата.

Развивать эмоциональную сферу ребёнка, научить его осознавать свои эмоции и произвольно проявлять их — задача не только воспитателя, но и родителей и других специалистов. Поэтому мы стараемся привлекать родителей к решению этой проблемы. Оформляется стендовая информация по проблемам развития эмоциональной сферы детей, проводятся совместные развлечения.

Работа с родителями:

  • Родительские собрания, целью которых является просвещение родителей, по вопросу эмоционального развития детей.
  • Проведение совместных досугов, развлечений. Такие формы работы помогают понять детям, что ребенок в детском саду не одинок, что мама и папа включены в эту сторону жизни ребенка.

Ну и конечно же работа над собой, постоянный самоконтроль, все негативное надо оставлять за пределами группы и не переносить свое плохое самочувствие и настроение на детей. Ребенок должен понимать, что ему рады, что его ждали, что интересен он и то, что он говорит и делает.

Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи

Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является определяющим для развития эмоциональной сферы.

  1. «В мире детских эмоций» Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина.
  2. Здоровье дошкольника журнал 2008-2011 «Эмоциональное здоровье дошкольника» с.11
  3. Дошкольное воспитание 12/2007 «Об особенностях развития эмоциональной сферы» с.12
  4. Ребенок в детском саду 5/2005 «Психологическое здоровье старших дошкольников» с.19
  5. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АПКиПРО, 2003.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М. ,2001.
  7. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
  8. А.И. Копытин «Основы арттерапии»; СПб, 1999.
  9. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. — 2006. — №4. — С.40-45.
  10. Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. — 2007. — №1. — С.25-30.

Источник

Сообщение «Эмоционально — психологическое здоровье воспитанников»
статья (старшая группа)

Сообщение «Эмоционально- психологическое здоровье воспитанников».

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet.odt 20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение «Эмоционально — психологическое здоровье воспитанников».

Воспитатель старшей группы «Ромашка» Улитина Л.Н.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми (К. Н. Вентцель) Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, — признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Для решения данной проблемы мы создали соответствующие условия, организовали предметную среду, ориентируясь на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости.

Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено в этом помещении.

Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.

Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.

Поэтому важна работа с детьми дошкольного возраста по преодолению негативного эмоционального настроения,

Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.

Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий: организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.

Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу нам воспитателям нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с педагогом проводят в детском саду большую часть своего времени.

Оказывать поддержку индивидуальности и инициативе детей (свобода выбора детьми деятельности), вовлекать ребенка в различные групповые, интересные виды деятельности. Нам необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью была разработана модель модернизации предметно – развивающей среды в группе «Уголок психологической разгрузки «Маленькая страна».

  • создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности;
  • создать условия саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей; использовать игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников
  • умение детей с повышенной активностью владеть приёмами саморегуляции;
  • снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;
  • благодаря материалам психологического уголка раскроются тревожные и застенчивые дети;
  • умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.

Уголок психологической разгрузки «Маленькая страна» применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:

  • для психологической разгрузки воспитанников;
  • обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
  • обучение детей бесконфликтному общению;
  • повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
  • обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Так, например, в первую очередь, мы организовали для детей «Полянку настроения», которая каждое утро встречает их в приёмной: солнышко и тучка. Дети, заходя в группу, брали солнышко или тучку и наклеивали на свой шкафчик. Этим они определяли свое настроение . После того как прием закончен мы выходили в коридор и подсчитывали сколько ребят с хорошим настроением и сколько с плохим. Затем усаживались в круг брались за руки или за плечики качались, здоровались носиками или щечками, обнимались, говорили, передавая друг другу мяч ласковые слова. И те дети, которые пришли в плохом настроении все забывали. Полянка настроения» привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.

Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей. Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ. «Полянку настроения» можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов. Можно отследить настроение ребёнка на протяжении всей недели и вести дневник наблюдений воспитателя .

Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др.

В качестве оборудования для психологического уголка ещё представлены «Мешочки настроений». «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения . «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.

Наличие в группе мягкой мебели даёт возможность расслабиться, рассмотреть семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии — что способствует снятию напряжения, поднятию настроения, помогают формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге. У нас в группе есть альбом » Как мы растем» там собраны фотографии детей маленьких до года и дальше.

«Шкатулка секретов». В ней сложены пушистые бубончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкая стеклянная палочка, кусочек шёлковой ткани и т.д. Ребёнок закрывает глаза, педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом “Что это? Угадай?”.

Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев (агрессия) в приемлемой для окружающих форме, используются «Коврик злости», «Упрямая подушка», «Лист гнева»

В уголке размещена корзинка с клубочками разноцветных ниток . Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвую и я.

Наматывая нитку на большой палец правой руки, я начинаю петь песенку (например, «Колобок», «Теремок»). Затем передаю клубок ребёнку, называя его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.

Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Кукла Мирилка». Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. От куклы дети не только забывают обиды, но и стараются сразу поиграть с ней.

В дополнение в группе имеется спортивный уголок , где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия.

Для снятия стресса, мышечного зажима применяется мышечная релаксация. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Это помогает ребёнку снять напряжение, успокоиться, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию. Используется ноутбук с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций.

Широко применяются упражнения на дыхание . Ровное, спокойное дыхание – ум находится в покое, частое – ум встревожен. Упражнения на дыхание направлены на успокоение ума, развивают гибкость и плавность движений, поэтому выполняя их можно снять очаги напряжения в теле, расслабиться. Выполнение упражнений любого комплекса развивает способность к концентрации.

Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка. это под столом завешивают различными тряпками.

Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.

А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и «Шкатулка добрых посланий», в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Стена изменения настроения. Ребятишки при помощи рук перемещаются от грустного изображения к более веселому, при этом останавливаясь напротив каждого объекта, передавая изображенную на нем эмоцию. Дети отвлекаются от своих отрицательных переживаний и как следствие забывают о них, таким образом, налаживается микроклимат в группе. (большой экран когда включен проектор).

Подборка расслабляющей музыки . Релаксационные упражнения с использованием музыки необходимы для снятия у детей напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации и постоянного общения с другими членами группы.

Ширмы – легкое, многофункциональное сооружение, которое ребенок может переносить по группе и отгораживать себе укромное, удобное и спокойное местечко. Ребенок отгораживает себе личное пространство.( мольберт)

Волшебный стул – красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника праздновавшего свой день рождений. Создает положительный эмоциональный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе.

Творческие работы детей в группе (в том числе персональные выставки) помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой, позволяет ребенку увидеть самоценность. В конце недели ребенок рассказывает про свою работу, изготовленную с родителем и получает приз.

Театрализованный уголок – в процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, отвлекается от своих отрицательных мыслей и тревог (используют парики, маски ).

Портфолио – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Раньше мы использовали

Центр воды и песка — который является мощным ресурсом предметно-развивающей среды, помогающий создать радостное настроение, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, что создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребенка.

Таким образом, созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы

Результатом работы стали, следующие изменения:

— значительно пополнилась развивающая среда (уголки уединения и настроения, организованы центры эмоциональной разгрузки).

— у детей появилась возможность отрабатывать свое эмоциональное состояние.

— мы стали отмечать, что у детей заметно снизилась тревожность, они стали более спокойны, открыты для общения со сверстниками и взрослыми (на примере Настя…сейчас она первая приходит в д/с без слез и в хорошем настроении).

Мы рекомендуем в каждой группе ДОУ создать условия для психологического здоровья дошкольников как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.

Источник

Читайте также:  Сясьстрой здоровье плюс стоматология
Adblock
detector