Здоровьесберегающие технологии как средство укрепления физического и психического здоровья детей старших дошкольников
Елена Гурова
Здоровьесберегающие технологии как средство укрепления физического и психического здоровья детей старших дошкольников
3. Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, М. В. Ломоносов, и др., психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и др., ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын и др., педагогов (Л. Г. Татарникова, В. К. Зайцев и др.) пытались решить проблему здоровья и формирования здорового образа жизни у детей.
Проблема формирования основ здорового образа жизни является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений.
Анализ современных исследований (Н. А. Андреева, В. А. Деркунская, С. А. Козлова, Л. Г. Касьянова, О. А. Князева и др.) свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни.
4. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину — от образа жизни человека.
В ФГОС ДО,одной из первых задач стоит: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Забота о здоровом образе жизни — это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Каждый педагог должен понимать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Внедрение системы работы по применению здоровьесберегающих технологий для укрепления физического и психического здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей
Определены основные задачи:
Осуществить выбор здоровьесберегающих технологий с учетом особенностей ДОУ
Создать условия для внедрения системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Внедрить в практику работы современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие укреплению физического и психического здоровья детей путем развития навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье
Реализовать системный подход в использовании здоровьесберегающих технологий в работе для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей
Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни
6. Ведущая педагогическая идея опыта состоит в создании эффективных педагогических условий для укрепления физического и психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающих накопление практического опыта по здоровьесбережению и самостоятельному использованию средств и методов закаливания в повседневной жизни ребенка.
7. Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно –образовательный процесс реализовывалось по следующим этапам:
1 этап Вводный — Подготовительный
Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии
Определение оздоровительной направленности и значимости для детей
Изучение мнения родителей и получение согласия на внедрение технологий
2 этап Основной — практический
Создание условий и оформление необходимого материала
Включение методики в педагогический процесс
3 этап Заключительный — аналитический
Анализ результатов использования методик и технологий
Выводы и предложения
Презентация результатов работы
8. Для реализации поставленных задач мною была подобрана и изучена методическая литература, представленная на слайде.
9. Для достижения поставленной цели необходима организация развивающей предметно – пространственной среды, способствующая укреплению физического и психического здоровья детей. В связи с этим, для данного проекта в ДОУ созданы как макро — так и микросреда в группе.
10. Для укрепления физического и психического здоровья детейиспользовались следующие формы работы с детьми:
НОД Физическая культура
Гимнастика для глаз
Оздоровительные игры
Психогимнастика
Спортивные и подвижные игры
11. Большая работа проводилась по вовлечению родителей в совместную работу.Были организованы:
Консультация «Советы для родителей и их подвижного ребенка»
Семинар – практикум «Как правильно использовать летний отдых»
Круглый стол «Зарядка, которую хочется делать»
Анкетирование «Что Вы знаете о здоровом образе жизни»
Родительское собрание «Растим детей здоровыми»
Дни открытых дверей, открытые просмотры оздоровительных мероприятия в режиме дня
Оформление папок,ширм: «Здоровье детей в наших руках», «Здоровье детей»
Оформление информационного стенда «Здоровый ребенок — в здоровой семье»
Оформление фото – стенда «Здоровые дети – счастливые дети»
Соревнования «Малые спортивные игры»
Конкурс стенгазет «Зимняя олимпиада Сочи-2014»
Развлечение «День здоровья»
Спортивное развлечение «Ловкие, сильные, смелые»
13.Результатами работы можно считать следующее:
Созданы условия для внедрения системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ
В практике работы используются современные здоровьесберегающие технологии, способствующие укреплению физического и психического здоровья детей
Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния детей
Наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года)
У детей сформированы жизненно важные двигательные навыки и способности,
У родителей сформировано понимание значимости здоровьесберегающих технологий в охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
У детей появилось желание заботится о своем здоровье, бережно относится к своему организму
14.Заключительным этапом работы можно считать следющее:
Участие детей группы в городском турнире по мини – футболу
Участие в районном конкурсе «Малышиада»
Оздоровительное мероприятие с родителями «Поиграем вместе»
15. Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе способствует укреплению физического и психического здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей
Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная деятельность к преобразованию здоровьесозидающего пространства и использованию здоровьесозидающих практик позволяют ребенку укрепить свои внутренние позиции и действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.
Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
16. С целью трансляции практических достижений профессиональной деятельности принимала участие в педагогическом совете МАДОУ детский сад № 1 «Ласточка», разместила электронное портфолио на Международном образовательном портале «мааам. ру», где опубликованы методические разработки и конспекты.
17.На перспективу планируется:
Приобретение современных программ по внедрению здоровьесберегающих технологий и внедрение их в практическую деятельность
Улучшение качества работы интегрированной медико-психолого-педагогической службы сопровождения
Пополнение развивающей предметно — пространственной среды по использованию здоровьесберегающих технологий
Игра как средство сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей с нарушением зрения Першина Т. А. воспитатель зрительной группы МБДОУ компенсирующего вида № 59 г. Апатиты, Мурманской области Игра – это сама жизнь, это детская.
«Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам укрепления физического здоровья детей по ФГОС ДО» из опыта работы Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного.
Игровые здоровьесберегающие технологии как средство укрепления физической активности детей дошкольного возраста Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив его ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает,.
Роль ДОУ в сохранении физического и психического развития здоровья детей Консультация для воспитателей Роль ДОУ в сохранении физического и психического развития здоровья детей. «Забота о здоровье – это важнейший.
Родительское собрание «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей» Тема; «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через оптимизацию двигательного режима в ДОУ и семье.» Главными.
Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым.
Успешная адаптация как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста Вопрос выбора детского сада. Не так важно, насколько «элитным» будет садик, как то, к какому воспитателю попадет Ваш ребенок. Узнайте, по.
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу укрепления физического здоровья детей Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы ФГОС ДО, направленным на изучение интересов и индивидуальных особенностей.
Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 «Солнышко. » Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.
Экологическая тропа как средство укрепления физического и психического здоровья детей Экологическая тропа как средство укрепления физического и психического здоровья детей. Среди важных задач предлагаемых Стандартом ФГОС.
Источник
УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Психическое здоровье, как и здоровье телесное, дано нам от рождения. И в течение жизни мы можем как укреплять и сохранять его, так и растрачивать. Ниже мы приведем Вашему вниманию основные факторы, которые могут укреплять психику, и отдельно, которые могут оказывать разрушающее действие на психику.
Что укрепляет психическое здоровье
Нормальный режим сон-бодрствование
Приведем несколько универсальных правил, соблюдая которые вы будете укреплять свое душевное состояние:
- Ночной сон должен длиться не менее 7-8 часов.
- Засыпать нужно до полуночи (в идеале, середина сна должна попадать на интервал 0 — 2 часа ночи).
- Просыпаться не по будильнику, а во время, которое определит сам организм (то есть пробуждение должно быть естественным).
- Если возникает желание спать в обед, то следует предоставить себе такую возможность (вряд ли потребуется время более 1 — 2 часа), а не бороться с этим с помощью кофе, чая и т.п.
- Избегайте сон в интервале с 17 до 19 часов.
Психические нагрузки должны сопровождаться физическими
Регулярная мышечная работа позволяет нормализовать баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе и благотворно влияет кровоток и обмен нейромедиаторов (дофамин, серотонин, норадреналин, ГАМК и др.) в мозге.
Еще с древних времен было подмечено, что занимающиеся физическим трудом психически больные быстрее восстанавливались в сравнении с пациентами, занятыми интеллектуальными нагрузками. Самый универсальный способ защиты психики — регулярные занятия физ.культурой (минимум 30 минут 2 раза в день).
Необходим регулярный отдых
Даже если работа идет в штатном режиме без перегрузок. Достаточно на несколько минут в час позволять себе отключаться от работы (или учебы) и иметь не менее одного выходного от работы дня в неделю.
Духовное развитие
Понятия добра и зла, определение для себя смысла жизни, неотвратимости смерти, вопросы веры и многое другое, что относят к высшим человеческим нравственным категориям, эти вопросы рано или поздно встают перед каждым человеком. Эволюция каждого человека в этих важных темах неотъемлемый фактор укрепления психики.
Реализация физиологических (здоровых) потребностей
Общение, обучение и работа, секс, семья, получение удовлетворения и другие потребности не должны игнорироваться или извращаться.
Не следует избегать стресса
Вопреки заблуждениям стресс не является разрушающим фактором для психики, а наоборот, оказывает укрепляющее и «тонизирующее действие» на психику. Вредным является длительно текущий (хронический) стресс.
Факторы, разрушающие психическое здоровье
К ним следует отнести все противоположности тому, о чем было написано выше: нарушенный режим сна, отсутствие физических нагрузок при интеллектуальном труде, лишение регулярного отдыха и избегание стрессов. Кроме того:
Употребление психоактивных веществ
Алкоголь — яд для нервной системы. Даже однократное употребление «некрепкого» алкоголя наносит ущерб нервной системе эквивалентный сотрясению головного мозга.
Курение сигарет — истощает процессы возбуждения в головном мозге, так как никотин — психостимулятор.
Наркотики — вещества искусственно вызывающие психические расстройства (от депрессии до шизофрении).
Перегрузка информацией
Чрезмерное поступление новой информации сначала приводит к перевозбуждению нервной системы, сопровождающемуся повышенной потребностью к информации, а затем к срыву нервной системы.
Ложь, одиночество
Нездоровые отношения, чрезмерное внимание (или полное невнимание) к свому здоровью также можно отнести к разрушающим психику явлениям.
Избегание диспансеризации
Наличие болезней внутренних органов, которые не выявлены и по которым не назначено лечение.
Как это ни банально звучит, внутренние болезни (сахарный диабет, гипертония, онкология и т.д.) сказываются на работе сосудов и нейронов мозга. А психика, по мнению врачей является одной из главных функций головного мозга.
Поэтому раннее выявление любого заболевания (или предрасположенности к нему) будет предотвращать воздействие на мозг и соответственно на психическую сферу.
Прямое физическое воздействие на мозговую ткань
Травмы головы, инсульты и инфаркты мозга приводят к разрушению нейронов, и соответственно страдает психика.
Мы привели лишь некоторые, важные с точки зрения врача, факторы, определяющие наше психическое здоровье. Будьте здоровы, следите за своим психическим здоровьем!
Источник