XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
Технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение проблемы детской инвалидности как предмета теоретических и практических исследований в Российской Федерации, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно. Научные исследования в этой области проводят специалисты разных научных направлений: педагогики, социологии, правоведения, психологии и т.д. Вместе с тем, дети с ограниченными возможностями здоровья не рассматривались в качестве самостоятельного объекта изучения, что не нашло должного освещения в отечественной науке. Многогранность данной темы требует комплексного подхода к решению проблемы детской инвалидности.
Существующие направления изучения касаются социализации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями в работах Н.В.Шапкиной, Э.К. Наберушкиной, Я.А.Кравченко, К.К.Кузьмина, Г.В.Ляпидиевской, Т.Малеевой, С.Васина.
Особое место в исследовании социальных проблем детей с ограниченными возможностями занимает анализ роли семьи в процессе адаптации детей-инвалидов, рассмотренный с позиций поколенческой организации современного российского общества, представленных в работах Н.В.Шахматовой, А.А.Воронова, М.В.Покатаевой, Л.Н.Рыбаковой, О.В.Бессчетновой.
Обращаясь к статистике Российской Федерации, можно увидеть, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья на 2019 год составляет 1.667.343 млн. человек. [10]
Технология социальной работы (практикоориентированный подход) ― это целенаправленный, организованный на основе операций и процедур процесс и результат помощи, активизирующий взаимодействия людей друг с другом, группами, институтами, сообществом в целях содействия личным и социальным переменам . [8] Следует сказать, что технологии социальной работы ориентированы на адаптацию индивида в незнакомой окружающей среде или общественной системе, изменение социального статуса, ценностей, культурного и экономического уровня индивида, установление источников и путей его разрешения, определение социальной проблемы, помощь по реабилитации ресурсов и жизненных сил потребителя, ориентации клиента, предотвращение индивидуальных и социальных вероятностей рисков, а также сбор информации. С данного понятия вытекает актуальность представленной темы: при работе с семьей, у которой имеется ребенок с ограниченными возможностями здоровья, необходима целостная программа помощи, которая заключается в подборе необходимого инструмента работы, именуемого как технология.
Изучая и анализируя работы, касательно применения технологий социальной работы в отношении семей с детьми с ОВЗ, можно прийти к выводу, что наиболее распространенными и эффективными технологиями, которые в данный момент применяют специалисты, являются социальная профилактика, социальная адаптация, песочная терапия, а также инновационные технологии, которые помогают семьям в их трудноразрешимых проблемах.
Ц елью нашего исследования является выявление отношения родителей к своему ребенку с ограниченными возможностями здоровья, а также рассмотрение технологий социальной работы, применяющихся в работе с данной категорией семей.
Были выделены задачи: выявить технологии социальной работы , которые используются в работе с семьями с детьми с ОВЗ, а также изучить их эффективность на основе экспертного опроса социальных работников и проанализировать отношения внутри семьи, имеющих детей с ОВЗ.
Гипотеза: технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями, будут эффективными если они будут включать раннюю социальную реабилитацию с ребенком.
Объем выборочной совокупности опроса составил 110 человек, в возрасте от 20 до 70 лет. 100 % респондентов являются матерями детей с ОВЗ.
По полученным результатам касательно применяемых технологий социальной работы, экспертами социальных учреждений были установлены некоторые виды социальных технологий, используемых в работе с данным контингентом населения – это социальная реабилитация, социальная профилактика, социальная терапия, адаптация, экспертиза и диагностика, среди них специалисты также выявили наиболее эффективные – социальную реабилитацию, социальную терапию и профилактику.
Изучение отношения родителей к своему ребенку с ограниченными возможностями здоровья, по шкалам, показало:
Рис.1 «Шкала принятия-отвержения ребенка
Как видно по результатам Рис.1 по шкале «принятие-отвержение ребенка», родители принимают своего ребенка таким, какой он есть, несмотря ни на что. Они испытывают к своим детям эмоционально положительное отношение.
Б ольшинство родителей 30% из опрошенных, стремятся к сотрудничеству со своим ребенком, проявляя искреннею заинтересованность и участие в его делах, к такому выводу можно прийти, глядя на шкалу «кооперация».
По шкале, выявляющей уровень симбиоза между родителями и ребенком, можно заключить, 19% родителей все-таки в определенных моментах стараются сохранить психологическую дистанцию со своим ребенком, но в основном они не против единения с ребенком.
По шкале «контроля» мы видим, что что большинство родителей – 14%, контролируют своего ребенка только в зависимости от ситуации. Они дают ему некие послабление, не совсем жестко контролируя его действия и желания, но полностью контроль они не исключают.
Также интересными представляются результаты тестирования на вопрос, касающиеся, отношения родителей к неудачам ребенка — данные показатели трактуются как то, что родители считают, что неудачи, случившиеся с их ребенком случайны и они искренне верят в него, в его успех и что по жизни он станет весьма успешен.
Таким образом, совокупляя все вышеизложенные ответы на поставленные перед родителями вопросы тестирования, можно прийти к выводу, что родители уважают и людям своих детей, независимо от того, в каком состояние находится их ребенок, это в первую очередь говорит об их моральной ответственности, долге перед ребенком, готовности всячески ухаживать и помогать ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Также работа с семьями, имеющих детей с ОВЗ, заключалась в социальной реабилитации, социальной адаптации и социальной терапии. Данные технологии социальной работы были применены в непосредственной помощи таким семьям, в связи с чем показатели эффективности оказанной работы были на высоком уровне. Также была включена ранняя социальная реабилитация в помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Следующей задачей исследования было выявление эффективной технологии социальной работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ. Нами был проведен опрос среди специалистов социальной работы. Принимало участие 10 специалистов учреждений социального обслуживания города Якутска. Из них 50% — женщин и 50 % — представители мужского пола.
Среди выделенных специалистами технологий социальной работы оказались:
Таблица №1. «Технологии, выделенные специалистами»
Источник
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Теоретический этап, по мнению И.Г. Зайнышева, связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен клиент социальной работы. Методический этап характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности. Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.
В процессе исследования нами была разработана технология социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Технология состоит из трех основных этапов: теоретического, методического, процедурного.
Социальная работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья очень важный и актуальный вопрос в современном обществе. Социальная работа с данной категорией организуется как интегративная технология. Существуют различные формы и методы социальной работы с данной категорией семей. Эти формы и методы разнообразны и многогранны.
Процесс адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, очень сложный процесс, который требует от социальный работников много сил и энергии. В условиях комплексных центров социальными работниками разрабатываются различные технологии социальной работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные технологии носят интегративный характер. Технология, в первую очередь должна отвечать таким критериям, как научность, должна иметь диагностично поставленную цель и представлять собой этапированность действий. Если рассматривать технологию социальной работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья с этих позиций, то целью проектируемой технологии будет выступать – успешное взаимодействие членов семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. К основным этапам проектируемой технологии будут относится: первый этап- постановка социального диагноза; второй этап – разработка проекта технологии социальной работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, третий этап – оценка эффективности разработанного проекта.
Проект социальной работы по социальной поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья будет в том случае эффективен, если в своей деятельности социальный работник будет использовать комплекс методов и форм работы, которые в первую очередь направлены на формирование положительного социально-психологического микроклимата в семье.
В процессе исследования нами была разработана технология социальной работы по социальной поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Технология состоит из трех основных этапов: теоретического, методического, процедурного. Цель технологии – социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Основу процедурного этапа технологии составил проект «Служба социального сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» в условиях учреждений социального обслуживания. Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Комплексный центр социального обслуживания города Майкопа.
В процессе наблюдения и беседы с 17 семьями на базе Комплексного Центра социального обслуживания населения нами были определены основные проблемы социальной поддержки данной категории граждан: задержка или отсутствие выплаты ежемесячного пособия на ребенка; большинство семей не имеют представления, в какие органы необходимо обратиться за помощью; отсутствие информационной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; задержки очередей на путевки в профилактории, санатории, детские оздоровительные лагеря. Также на базе данного учреждения нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья возрастные рамки, которых составил (мамы -17 человек) от 30 до 45 лет. Возраст детей составил от 5 до 16 лет. Детей с ограниченными возможностями здоровья состоит на обслуживании мужского пола 10 человек, женского 7 человек. Семьи имеют различный социальный статус. Цель анкетирования – изучение мнения респондентов по поводу удовлетворения и качества предоставляемых услуг Комплексного центра социального обслуживания населения .
В процессе проведенного анкетирования нами были сделаны следующие выводы, о том, что работа с родителями специалистами центра осуществляется не регулярно- 71,2%; большинство родителей предлагают ввести новые формы и методы работы – 70,5%.
В связи с этим был разработан проект«Служба социального сопровождения семей, воспитывающих детей ограниченными возможностями здоровья».
Цель деятельности службы – оказание комплекса социальных услуг данной категории семей по месту жительства, в том числе проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах со слаборазвитой социально-бытовой и транспортной инфраструктурой. Службами социального сопровождения в работе используется технология «домашнего визитирования». Цель– социальная реабилитация и адаптация детей-инвалидов по месту жительства, создание условий для реализации законных прав и интересов детей-инвалидов, нуждающихся в государственной защите, по месту их проживания. Применение данной формы осуществляется по двум направлениям: первое – предоставление социальных услуг в отделениях дневного пребывания или в стационарных условиях; второе – предоставление социальных услуг в домашних условиях по месту проживания семьи. Рассмотрим основные направления деятельности Службы:
Одним из приоритетных направлений деятельности учреждений социального обслуживания населения является реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание адресной социальной помощи семьям, воспитывающим данную категорию детей является дистанционное консультирование родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители, посещая сайт Центра могут задать вопросы сотрудникам.
2. Психолого-педагогическоеое сопровождение:логоритмика, трудотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, аромотерапия, ритмопластика, психогимнастика, релаксационные игры, проводятся занятия в сенсорной комнате и компьютерном классе. Родителей обучают навыкам проведения реабилитационных занятий в домашних условиях, предоставляют родителям консультативную и методическую помощь по вопросу воспитания детей.
3. Медико-социальное сопровождение:индивидуальное консультирование; медикоментозная терапия; физиотерапия, массаж, ЛФК, гарденотерапия и др.
4. Анималотерапия (иппотерапия и канистерапия), которая сочетает аспекты психолого-педагогического и физического лечебного воздействия на детей.
5. Спортивно-оздоровительное направление программа в рамках развития адаптивной физической культуры и спорта.
6. Организация культурно-досуговых мероприятий: творческий фестиваль-конкурс «Под лучами солнца», музыкально-театральный фестиваль «Музыка детских сердец», творческий конкурс «Вятский вернисаж», «Малые олимпийские игры», конкурс детских творческих работ «Солнце в детских ладошках» и др.
Таким образом, к условиям реализации технологии социальной работы по социальной поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья можно отнести: привлечение различных специалистов (психологов, социальных педагогов, юристов, врачей-дефектологов) к комплексному взаимодействию по социальной поддержке семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; организация коррекционно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование социально-полезных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья; расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в различных аспектах реабилитации, а также предоставляемых социальных услуг учреждениями социального обслуживания.
Список использованной литературы:
Соловьева, Е. Функции семьи в обществе и ее социальная защита // Право и жизнь. — 2012. — № 7. С. – 56-68.
Социальная помощь семье и детям / Сафронова В.М., Вайнейкис Л.А., Бобкова П.В., Пантелеев А.А. // Соц. защита населения: Обзор. информ. Сер.: Соц. помощь семье и детям. — М., 2011.
Источник