Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.), инвалид — любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его (или ее) физических или умственных возможностей.
Социальная работа с инвалидами — это оказание практической помощи инвалидам, семьям и группам таких людей с низкими материальными доходами, страдающим от различных хронических заболеваний, с нарушенными социальными контактами; создание для них условий, способствующих их физическому выживанию и — в идеальном случае — сохранению их социальной активности.
Одним из основных видов социального обеспечения инвалидов является пенсия по инвалидности. Численность людей, получающих пенсию по инвалидности в России, составляет около 5 млн человек.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (по общему правилу), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Законом предусматриваются также льготы инвалидам на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива; кроме того, предоставляется льготы на проезд, медицинское обслуживание, лекарственное обеспечение, обеспечение техническими средствами реабилитации, протезирование, а также трудовые и налоговые льготы. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения подсобного и дачного хозяйства.
Определяются следующие формы социального обслуживания:
1) социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах, больницах для хронических больных);
4) срочное социальное обслуживание для оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающихся в социальной поддержке;
5) социально-консультативная помощь, направленная па адаптацию инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к изменению социально-экономических условий;
6) предоставление жилой площади в специальных домах-интернатах.
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекватных возрасту инвалида и состоянию его здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга инвалидов.
дома-интернаты общего типа для престарелых и инвалидов — медико-социальные учреждения, предназначенные для постоянного проживания престарелых инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В дома-интернаты общего типа принимаются пожилые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.
Психоневрологический интернат — это медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниям и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В психоневрологический интернат принимаются лица с умственной отсталостью в степени выраженной дебильное -ти и идиотии, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний,
Детские дома-интернаты, а также реабилитационные школы для умственно отсталых детей создаются для детей-инвалидов, которые по роду своего заболевания могут воспитываться, получать образование и навыки самообслуживания только в специализированных учреждениях, где реабилитация начинает производиться с раннего возраста — в первую очередь, развитие навыков самообслуживания, личной гигиены, привитие культуры поведения.
Патронаж — это вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и групп риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д. Патронаж занимает одно из основных мест в социальном обслуживании инвалидов, находящихся в домашних условиях, лишенных помощи своих близких и неспособных или малоспособных к передвижению и самообслуживанию. Социальные работники регулярно (обычно не реже двух раз в неделю) посещают таких клиентов.
Источник
Вопрос № 33 Технологии социальной работы с лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности
«О социальной защите инвалидов»
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы.
Основными целями технологий с.р. при работе с инвалидами являются:
— преодоление у человека состояния беспомощности;
— помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности;
— формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности инвалида;
— восстановление и компенсация утраченных человеком возможностей и функций.
Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть использованы для эффективной социальной поддержки и помощи инвалидам.ВО-ПЕРВЫХ, это технология социальной реабилитации, позволяющая восстановить утраченные функции, возможности и психологическое состояние и, по возможности, возвратить человека к нормальной, полноценной и активной жизни.
Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями представляет собой реабилитацию данной категории.
Реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Реабилитация инвалидов включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирование;
2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. Здесь же (психологическая, педагогическая, социально-творческая).
Реабилитация должна проходить в соответствии с ИПР — разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной .
После начала выполнения и.п.р. осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде обмена информацией между специалистом и членами семьи.
Для включения семьи в реабилитационный процесс, специалист должен иметь реальные представление о перспективах инвалида и о той роли, которую надлежит сыграть семье в ходе его развития. Задача специалиста по социальной работе заключается в том, чтобы помочь семье преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации.
Кроме того, специалист по социальной работе выступает в качестве посредника между семьей и различными учреждениями. В то время как медицинские работники заняты лечением, специалист по социальной работе помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. (просто прочитать: Например, устанавливать связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.)
Одной из распространенных форм работы с семьей является патронаж. Патронаж граждан с серьезными заболеваниями заключается в систематическом наблюдении за ними в домашней обстановке. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, защитных и коррекционных действий.
Важно отметить, что в рамках патронажа могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы специалиста во взаимодействии с семьей.
Консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Оно способно найти широкое применение и в практике, нацеленной на реабилитацию семьи человека с инвалидность. (просто прочитать: Этот метод используется потому что, значительная часть семей, имеющих инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением.)
Также в работе с семьей могут применяться групповые методы работы – тренинги. Особенно распространены психологические и образовательные тренинги.
Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков. Образовательные тренинги направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивного взаимодействия. (просто прочитать: В образовательных тренингах активно используется, например, индивидуальные упражнение на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др. Итак, мы видим, что групповые методы работы дают возможности родителям обмениваться друг с другом.)
Необходимо отметить, что установление инвалидности определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и поэтому семьи не всегда пользуются этим правом, дополнительный источник помощи. Специалист должен нейтрализовать негативные установки родителей, препятствующие получению необходимых льгот и материальных средств.
ВО-ВТОРЫХ это технология социального обеспечения, представляющая собой участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвалидов, когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве Технология социального обеспечения включает в себя такие элементы как: — формирование соответствующей нормативно-правовой базы; — определение круга организаций и учреждений, в обязанности которых входит социальное обеспечение инвалидов и определение порядка деятельности этих организаций; — определение порядка соответствующих выплат и их систематическое осуществление; — обеспечение инвалидов необходимым для нормальной и полноценной жизни инвентарём (коляски, протезы, автомобили и др.); — организация и осуществление систематической и квалифицированной медицинской помощи.В-ТРЕТЬИХ, это технология социального обслуживания, т.е., деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах. В структуре социальной помощи можно выделить такие элементы, как систематический уход за инвалидом, содействие ему в получении необходимых социальных услуг, в профессиональной подготовке и трудоустройстве, в получении образования, помощь в организации досуга и общения и т.п. Такая социальная технология тесно связана с технологией оказания социальной помощи, представляющей собой единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций.
ВОПРОС № 34 ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В АРМИИ
Социальная работа в армии различается в зависимости от характера и глубины социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе.
Цели социальной работы в армии заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки; внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы.
Социальная работа с военнослужащими осуществляется непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. социальные работники должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность военнослужащих и их семей.
Одна из важнейших задач — соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу.
Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых проявлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках “дедовской” и “земляческой” статусных систем.
К сожалению, в настоящих условиях не представляется возможным полностью устранить эти явления — требуется изменить морально-психологический климат в обществе.
Задачами социальной работы с военнослужащими являются социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанция-ми, органами местной власти.
Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих:
· проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении,
· устранения воспитательных дефектов,
· социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы.
Одна из важных функций социальной работы :
· развитие социальных коммуникаций,
· ликвидация межличностной напряженности,
· конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества).
С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинга общения и обучение коммуникативным навыкам.
Технологии психологического тренинга, психотерапии и психокоррекции. Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. (просто прочитать: Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Проведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки.)
Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.
Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военнослужащих нецелесообразно по экономическим или иным соображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи. Специфическими задачами социального работника в Вооруженных Силах являются обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению образа жизни.
Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности. Она предоставляет возможность не только восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы.
ВОПРОС № 35 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Как и любой социальный институт, социальная работа призвана выполнять в обществе некоторые значимые функции. Несмотря на существенное разнообразие, все они подчинены главным идеям социальной помощи и достижения социального благополучия общества. Среди основных функций социальной работы, определяющих ее место и роль в обществе, обычно выделяют следующие:
1. общегуманистическая функция. С.р. по своей природе и внутреннему смыслу является глубоко гуманным делом оказания помощи человеку, который оказался в незащищенном или беззащитном положении. Она способствует созданию условий для свободного всестороннего развития и самореализации личности.
2. социально-регулятивная. С.р. служит механизмом, регулирующим социальные отношения и человеческое поведение в обществе; предотвращает нарастание социальной напряженности, способствует разрешению или сглаживанию социальных противоречий.
Социальная работа выступает регулятором общественных отношений на общесоциальном,( области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере) групповом и индивидуальном уровнях. Её предметом являются межличностные отношения в группе, воздействие на которые осуществляется методами групповой терапии, коррекция индивидуального поведения, социальная и психологическая реабилитация.
3. функция социальной защиты и социального обеспечения, выражающаяся в оказании помощи индивидам, группам, общинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, из которой они не могут выйти самостоятельно, или нуждающимся в поддержке. предоставления дополнительных прав и освобождения от некоторых юридических обязанностей, предоставления социальных услуг, развитие социального страхования и т.д.;
4. прогнозно-аналитическая функция с.р.состоит в анализе развития социальных процессов, причин возникновения социального неблагополучия отдельных социальных групп и роста социальной напряженности. На основе анализа общественной ситуации разрабатываются социальные проекты, минимизирующие возможность появления социальных отклонений, конфликтов, роста социальной напряженности;
5. контрольно-профилактическая функция с.р. предусматривает осуществление социального контроля в отношении лиц и общественных групп, демонстрирующих отклоняющееся поведение. Реализуется путём выявления в обществе различных социальных отклонений. Предполагает разработку системы предупредительных мер, использование методов работы, направленных на профилактику возникновения таких явлений в обществе;
6. социо-интегративная. Содействуя решению проблем индивидов и социальных групп, с.р. сглаживает социальные противоречия, уменьшает уровень социальной напряжённости в обществе, способствует поддержанию его целостности. В деятельностном и институциональном аспектах означает преодоление ведомственной разобщённости при оказании практической помощи.
7. организационно-методическая, предусматривающая создание системы социальных служб – органов и учреждений, планирующих и предоставляющих социальные услуги и разные виды социальной помощи.
8. рекламно-пропагандистская – предусматривает распространение информации о деятельности социальных служб, имеющихся общественных ресурсах. Предполагает социальную рекламу, пропаганду в средствах массовой информации позитивных социальных ценностей, идей социальной помощи, укрепления и поддержки семьи др.
9. информационная, предусматривающая создание банков данных о клиентах социальной работы, социальных процессах в обществе, фактах социальных отклонений, управление информационными потоками с целью организации эффективной работы социальных служб.
Функции социальной работы определяют её место и роль в обществе как социального института, выявляют специфику социальной работы в сравнении с другими видами деятельности и общественными институтами.
Условием их успешной реализации является полнота института социальной работы, слаженное взаимодействие всех его компонентов, а также эффективное взаимодействие с другими институтами общества – государственной социальной политикой, системой образования, семьёй, правоохранительной системой, учреждениями здравоохранения и другими.
Источник