«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
методическая разработка
«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_fizicheskogo_zdorovya_obuchayushchihsya._organizatsiya_fizkulturno-ozdorovitelnoy_raboty_v_ramkah_ukrepleniya_i_sohraneniya_zdorovya_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гниловская основная общеобразовательная школа»
«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»
Власова Зинаида Николаевна
учитель физической культуры
I квалификационная категория
Здоровье – важнейшая ценность человека. В последние годы серьезную тревогу вызывает здоровье учащихся, рост различных заболеваний, массовые вспышки опасных инфекционных болезней. Действительно, к числу причин, способствующих ухудшению физического и психического здоровья школьников, относятся учебная и эмоциональная перегрузка учащихся. Симптомы перегрузки: неуверенность, нервозность, усталость, рассеянность, чувство постоянной нехватки времени, суетливость, приводящая к импульсивности и поверхностности выполнения работы.
Период школьного обучения основной и самый длительный период взросления ребенка и учебная деятельность школьника протекает на фоне глубочайших перестроек всего организма. Состояние здоровья — один из важнейших факторов, определяющих учебную деятельность. Существуют два п у т и с о х р а н е н и я з д о р о в ь я д е т е й .
1) Построение обоснованного учебно-воспитательного процесса.
2)Обучение детей укреплению собственного здоровья (формирование
В основе первого направления лежат следующие положения:
— соблюдение санитарно-гигиенических норм;
— положительный психологический микроклимат в классе;
— расписание занятий, составленное с учетом степени трудности
— рациональное чередование умственной и физической деятельности.
Одним из важнейших средств сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность. Рациональное сочетание умственной деятельности и активного отдыха — необходимое условие профилактики перенапряжения нервно-мышечной системы. Движение -это универсальное лекарство против любого стресса (считается, что самостоятельные и контрольные работы в школе являются сильнейшей стрессовой ситуацией). Двигательная активность снимает нервное и умственное напряжение, способствует стимуляции мозговой деятельности улучшает кровообращение. Урок физической культуры — главное звено в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Поэтому его содержание и форма должны иметь мотивированность для занятия учащимися физической культурой и укрепления своего здоровья, что позволяет поддерживать интерес к предмету. Исходя из показателей здоровья каждого обучающегося, я стараюсь урок построить с учетом их физического развития, давая нормированные нагрузки. К учащимся подхожу строго индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности каждого ученика в рамках здоровьесберегающей технологии. При этом, реализуя физкультурно-оздоровительное развитие учащихся, воспитываю в них такие драгоценные человеческие качества как веру в свои силы, волю и умение преодолевать трудности, настойчиво идти к цели, товарищество, дружбу и т.д.. Все это на спортивных соревнованиях способствует достижению уровня спортивных успехов.
На обычных уроках я использую различные методы здоровьесберегающих технологий. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). На своих уроках я часто использую развивающие упражнения, практический метод, ситуационный, игровой метод, соревновательный метод. Уроки физической культуры для учащихся основной группы носят оздоровительно-тренирующий характер, получают разностороннюю нагрузку на различные группы мышц, развиваютосновные физические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость, координацию. На уроках физической культуры дети обучаются основным двигательным действиям и умениям, навыкам игры в волейбол, баскетбол и т.д. Большая работа проводится и со школьниками, отнесенными к
специальной медицинской группе. И здесь основным направлением является формирование потребности в систематических занятиях физической культурой, активного отношения к своему здоровью. Занятия физической культурой с данным контингентом обучающихся должны строиться в соответствии с принципом оздоровительной направленности. Работать с такими детьми одновременно и сложнее, и легче, чем в основной группе. Сложнее в отношении организации занятий. Необходимость четкого дозирования нагрузки, индивидуальный подбор упражнений, очень слабая физическая подготовленность занимающихся -это далеко не полный перечень трудностей, с которыми приходится сталкиваться учителю.
В последнее время тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным.
Учебный процесс и здоровье ребенка разделить на отдельные понятия невозможно.
Главной отличительной особенностью предмета «Физическая культура» является приоритет здоровья. И на первое место поставлен принцип «Не навреди, а помоги». Этот принцип действует на всех уроках физической культуры: в соблюдении техники безопасности, в соблюдении правил игр и соревнований, в развитии и совершенствовании физических и психических качеств.
На уроках физической культуры применяется физкультурно-оздоровительная технология (ФОТ). К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Уроки физкультуры проводятся на улице, в спортзале.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью помогают внеклассные мероприятия. Регулярно проходят мероприятия, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В нашей школе работа по здоровьесбережению стоит на первом месте. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей проводятся не только на уроках физической культуры, но и на других предметах.
Ежедневно утро в школе начинается с зарядки, на уроках проводятся физкультминутки, на переменах учащиеся играют в настольный теннис, волейбол и т.д.
Одна из важнейших задач учителя физической культуры в школе – повышение активности учащихся путем вовлечения их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий и мероприятий.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность нацелена на формирование у учащихся, родителей, педагогов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек, охват максимального количества учащихся школы оздоровительными мероприятиями. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, дни здоровья и т. д. Ведётся совместная работа учителя физической культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Дети в наших школах учатся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Те дети, которые не могут проявить себя в учёбе, как правило, показывают хорошие результаты в физической культуре, становятся лучшими спортсменами школы, участвуют в различных соревнованиях.
В своей работе особое внимание уделяю основным направлениям развития учащихся средствами физического воспитания на основе индивидуального — дифференцированного подхода с учётом психолого-педагогических исследований. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой.
Для решения поставленных задач в нашей школе используются следующие виды работы:
- Оздоровительно-профилактическая работа.
- Проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
- Работа по преодолению у учащихся вредных привычек.
- Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа.
- Работа с родителями.
Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению школьников, родителей
Источник
Здоровье участников образовательного процесса в современной модели образования
статья по зож на тему
Цели и задачи :
1. Показать важность здоровьесберегающих систем образовательного процесса в современной модели образования.
2. Формировать позитивную мотивацию здоровьесберегающих технологий и методической деятельности учителя.
3. Обобщить опыт работы по организации уроков с использованием здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья детей, а так же для воспитания здорового образа жизни.
План выступления:
2. Здоровьесберегающие системы и методы организации учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.
3. Творческая деятельность для укрепления физического и психического здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1
Муниципального района Волжский Самарской области
«Здоровье участников образовательного процесса
в современной модели образования»
Учитель начальных классов:
Левченко Ольга Викторовна
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма.
Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач школы. Медики констатируют , что в школу уже в 1 класс поступает только около 20 % здоровых детей.
Однако и уровень заболеваемости в течение учебного года учащихся не удовлетворяет. В моём классе 20 человек, из них этой зимой болел каждый ребёнок с диагнозом ОРЗ, ОРВИ.
Используя технологии здоровьесберегающей педагогики, мы готовим здоровых детей к жизни после школы. Упущенное в дошкольном возрасте ещё можно исправить в младших классах, но упущенное в начальной школе исправить труднее.
Возникает тревога за здоровье детей, которые испытывают затруднения в обучении, или не справляются с учебной нагрузкой. А значит именно сейчас необходимы меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения.
Наша школа и я в том числе ставим перед собой задачи – формирование у учащихся дух толерантности через самоуправление и реализацию социальных проектов, сформировать у учащихся систему знаний о ЗОЖ, то есть сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание здорового образа жизни учащихся.
Что же конкретно может сделать учитель начальных классов? Он проводит ежедневно со своим классом больше времени, чем учитель – предметник. На его плечи ложится организация всего рабочего дня в школе, и от него зависит, как он построит свою работу в классе, и будет ли она отвечать здоровьесбережению.
Зная психологические особенности детей, условия их быта, владея педагогическим мастерством и имея гигиенические знания, учитель должен быть «воспитателем здоровья» ребёнка. А это правильные методы обучения и воспитания, соблюдение режима дня (учёбы и отдыха), чуткость и доброта, терпение и такт в работе с детьми и их родителями, толерантность и человечность, объективность и уважение к личности. На уроках создавать благоприятную доброжелательную деловую обстановку, и дети будут спокойны и уверены в своих силах. Нужно организовать своевременную смену статического напряжения при письме и чтении –
физкультпаузой, а так же активный отдых на переменах, отдых для глаз,
умелое использование наглядности, смена различных видов учебной деятельности и её активизация – всё это способствует положительным эмоциям учащихся, что облегчает усвоение материала и уменьшает утомление, стимулирует нервную деятельность ребёнка, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни.
Есть дети с низким уровнем активности и особо медленным темпом работы. Их нужно специально готовить к ответу: положить руку на плечо, стоять рядом, хвалить и поощрять за малейшие успехи. Чтобы каждый работал в ситуации успеха, что снимает напряжение, страх и стресс, а так же повысит познавательную мотивацию, желание что-то сделать.
Нужно дифференцировать задания. Осуществляя индивидуальный подход к учащимся, нужно бережно относиться к ранимой психике ребёнка. Детей с дисграфией, дизлексией и дизорфографией лучше освободить от обычной контрольной работы и дать другое задание.
Как показала многолетняя практика, успех гигиенического обучения и воспитания
достигается только в том случае, если применяется системный подход к решению этой проблемы. Этот подход включает гигиеническое обучение и воспитание школьников на уроках, во внеклассной и внешкольной работе, в повседневной жизни, санитарное просвещение родителей .
Чтобы не возникло «воспитательных ножниц» между требованиями школы и семьи, необходим тесный контакт и педагогические лектории с родителями по вопросам гигиены и пропаганды здорового образа жизни. Стараться на лектории приглашать специалистов.
В тесном сотрудничестве с учениками, родителями, коллегами и медиками я планирую свою работу с учётом сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Я провожу родительские собрания на темы:
Даю советы по укреплению здоровья ребёнка:
А ещё есть запретительные законы для родителей дома, чего делать нельзя :
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие группы средств:
Каждый урок располагает условиями для организации ролевой, театрализованной, сюжетной игры. Для развития ролевых игр ценны уроки ознакомления с окружающим миром и литературного чтения, где дети могут разыгрывать роли реальных животных и растений, «оживших предметов», а так же чтение наизусть стихов с изображением героев, экранизация отрывков произведений.
На комбинированном уроке последние 10 минут можно использовать для снятия утомления: чтение художественных книг, настольные игры, изучение комплекса физических упражнений и др.
— оздоровительные силы природы
В ходе обучения школьников здоровому образу жизни провожу различные беседы , утренники , с родителями организуем поездки в г. Самара в зоопарк, ботанический сад, дни здоровья, спортивные праздники и эстафеты, проводим подвижные игры на свежем воздухе.
На уроке, во внеклассной работе между учителем и учеником строится диалог. Очень важно его построить правильно и уважительно относится к высказываниям детей во время беседы. Приветствую воспроизведение правил по алгоритму и своими словами.
Начиная с 1 класса, я веду наблюдения сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков учения, социальных и коммуникативных навыков, поисковой и проектной деятельности в течение всего учебного процесса, в ситуациях групповой и парной работы, инициативной творческой работы, «ученик как конструктор», миниисследования групповые, самостоятельные или мною направляемые. Выход за рамки привычного, стандартного всегда сопутствует творчеству .
В своих творческих работах каждый ученик получает прилив энергии, самовыражается и самосовершенствуется, у него улучшается настроение, исчезают негативные эмоции. Нужно добавить в нашу жизнь элементы творчества.
На уроках творчества работа организована так, что результат заранее успешен и не является предметом оценки.
Слайды № 14, 15, 16.
в свою очередь учитель имеет возможность увидеть каждого ребенка в деятельности, не связанной с учебной программой и стандартом. На таких занятиях дети приобретают чрезвычайно важный опыт рассказов о себе, куда более важно понаблюдать за детьми в процессе творчества и выявить, как он связан с их внутренним состоянием. Уроки творчества ценны и тем, что выявляют проблемы некоторых учеников, по результатам строится профилактическая работа стрессовых психических состояний, межличностной атмосферы в классе.
Например, на уроках технологии осуществляем и планируем собственную трудовую деятельность, контролируем ход и результат, выбираем материалы с учетом свойств и внешних признаков, декоративное оформление и отделку изделия, создаём различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу. Самостоятельно конструируем. Каждый урок начинается с правил, как пользоваться иголкой, ножницами или другими инструментами.
Слайд № 17 – гербарий «Деревья родного края».
Слайд № 18 — мазаика из пластилина, панно из семян и крупы, поделки из природного материала.
Слайд № 19 – «Зайцы здороваются» — динамическая игрушка в подарок другу.
Слайд № 20 – чеканка.
Слайд № 21 – аппликации из разного вида бумаги и ткани.
Слайд № 22 – аппликации набрызгом.
Слайд № 23 – выпуск детского журнала.
В 1 классе я веду на уроках обучения грамоте тетради ,
Слайды № 24, 25, 26.
где мы с детьми работаем по схемам слов и предложений, знакомимся с буквами, составляем слова и предложения, делаем звуко-буквенный анализ слов. Записи ведём только печатными буквами, потому что каллиграфия письменных букв для урока письма.
В своей работе я руководствуюсь здоровьесберегающей оценочной деятельностью при проверке тетрадей и устных ответов. В 1 классе нет оценок, но мы учимся, получаем устные оценки и строим дом , каждый кирпичик которого – это успех в школе.
Любой ученик боится контроля учителя, некоторые дети боятся сообщить оценку родителям. а это приводит к нервозности и стрессу. Первой оценкой должна быть «5». В 1кл. оценивать только удачи. Я приветствую правильные самоисправления как устно так и письменно. Обсуждать на уроке нужно допущенные ошибки и их коррекцию, а не учеников, допустивших эти ошибки. Стараюсь найти у каждого за что похвалить.
Нужно хвалить детей за саму попытку найти решение. А достижения учащихся оказывают влияние и на качество познавательной деятельности. На каждом уроке необходимо создавать условия для самовыражения каждого ученика. Учу детей ориентироваться в потоке существующей информации, использую аудио и видиозаписи.
В школе дети приобретают навыки правильного поведения в школе и самоуправления, в классах находятся информационные стенды, где они делятся новостями, успехами, радостью, могут выбрать партнёра по совместной деятельности и др.
Жизнь полна стрессов и неприятностей. Поэтому важно учебное сотрудничество и этикетный диалог.
Применяем Заповеди школьника:
Накопительной оценкой достижений учащихся может служить портфолио .
Совокупность этих материалов дает достаточно объективное представление – как в целом, так и по отдельным аспектам, — об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в школе.
Все мы готовимся к введению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, где одной из образовательных технологий является здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Новые стандарты направлены на сохранение здоровья подрастающего поколения и сохранение генофонда нашей страны.
Важно, чтобы дети владели знаниями и имели потребность их применять в жизни, заботились о своём здоровье и здоровье окружающих. Поэтому школа должна возглавить работу по пропаганде здорового образа жизни, усилить работу по укреплению здоровья детей.
- И.С. Артюхова «Настольная книга классного руководителя», 1-4 кл., Москва, изд. «Эксмо», 2008 г.
- Т.Н. Максимова «Классные часы», Москва, изд. «Вако», 2009 г.
- М.А. Козлова «Внеклассная работа. Классные часы», 1-4 кл., Москва, изд. «Экзамен», 2009 г.
- Г.П. Попова «Родительские собрания в начальной школе», Волгоград, изд. «Учитель», 2008 г.
- В.Г. Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке», Москва, изд. «Просвещение», 1986 г.
- Н.Б. Коростелёв «Воспитание здорового школьника», Москва, изд. «Просвещение», 1986 г.
- Журналы «Начальная школа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В материале представлена актуальность данного вида деятельности, раскрыты все направления работы и представлена структура работы педагога-психолога по сопровождению ФГОС.
Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя цель, задачи, принципы разработки, уровни и формы сопровождения, ожидаемый результат в условиях введения ФГОС НОО.
Данный материал был подготовлен для выступления на педагогическом совете. Основная мысль выступления: если педагогическое взаимодействие учителя и ученика на уроке направлено.
Презентация создана для выступления на педагогическом совете. Основная мысль выступления: если педагогическое взаимодействие учителя и ученика на уроке направлено на формирование субъектно.
Представление опыта работы «Опыт, проблемы организации обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ по адаптированным программам в системе общего образования».
Статья «Здоровьесозидающий потенциал учебной исследовательской деятельности в начальной школе».
Источник