Меню

Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация

Скачать:

Вложение Размер
tehnologiya_raboty_s_roditelyami.pptx 223.46 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья Презентация

Семья — домашний очаг, где его всегда любят и принимают таким, какой он есть. Человека как личность, в том числе и ребенка, не оценивают по его росту, цвету глаз, длине рук или ног. Ребенка, как и любого другого человека, следует оценивать по его человеческим качествам. Здесь для родителей открывается огромное поле деятельности: воспитать в ребенке ЧЕЛОВЕКА.

Принципы формирования гармоничной личности Принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния; Принцип формирования у ребенка чувства привязанности, любви к близким, уважения к старшим; Принцип активного участия родителей в процессе вос­питания и развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации;

Принцип формирования родителями у ребенка навыков самообслуживания, выполнения посильных домашних обязанностей; Принцип выбора приоритетов в развитии задатков и способностей ребенка с отклонениями в развитии; Принцип формирования навыков нормативного поведения;

Дисгармоничные модели воспитания в семьях с проблемными детьми Причины ошибок в семейном воспитании детей с отклонениями в развитии низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях их ребенка личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком «социальный барьер» (позиция социума), способствующий замыканию родителей на собственных про­блемах и препятствующий их преодолению

Доминирующие модели воспитания Модель «отказ от взаимодействия» свидетельствует об искажении воспитательской позиции родителей и, приводит к отвержению ребенка самыми близкими людьми. Модель «отказ o т взаимодействия» может быть представлена следующими дисгармоничными типами воспитания: гипоопекой, гипопротекцией, эмоциональным отвержением, воспитанием по типу повышенной моральной ответственности или типом «маленький неудачник».

Модель «Гипоопека» Гипоопека . Эта модель воспитания встречается в семьях с низким социальным статусом, где больной ребенок не представляет ценности для близких в силу нарушений развития. Может быть обусловлена не только отношением к дефекту ребенка, но и родительской установкой, когда мать или отец не считают необходимым относиться к ребенку иначе.

Щадящая форма гипоопеки — гипопротекция . Отношение родителей характеризуется тем, что ребенок накормлен, обут и одет, но им самим, его личной жизнью никто не интересуется. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению ребенка. У него возникает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей, что формирует заниженную самооценку.

Модель « Отвержение ребенка» Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях с любым социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.

Отвержение формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе; ребенок не чувствует поддержки, у него нет опоры в семье. Недостаток родительской любви замещается равнодушием или ненавистью к людям, стремлением наказать всех за отсутствие тепла в детстве.

Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети проявляют неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосиль­ную ношу, как «крест» на всю жизнь.

Модель «Жестокое отношение» Жестокое обращение с детьми чаще встречается в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям является нормой. К переходным вариантам с тенденцией к оказанию помощи ребенку, но неадекватным способом, можно отнести следующие типы воспитания: гиперопеку , противоречивое воспитание, авторитарную гипсрсоциализацию , воспитание в «культе» болезни, модель «симбиоз» и др.

Модель « гиперопека » Гиперопека возникает при завышенном уровне заботы родителей о ребенке. Ребенка окружают повышенным вниманием, постоянно защищают, охраняют от предполагаемых опасностей. Родители как бы помещают ребенка в тепличные условия, и ограничивают возможности его развития.

Модель «Противоречивое воспитание» Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в применении воспитательных средств. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. Такая модель воспитания формирует в личности ребенка дисгармоничные черты: хитрость, избалованность, лживость, эгоизм.

Модель «Авторитарная гиперсоциализация » К этой модели стремятся родители, имеющие высокие амбиции и высокий социальный статус. Они завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Они не хотят оценить реальный потенциал ребенка, действуют авторитарно, проявляя свою власть, а иногда и грубость по отношению к ребенку. Это приводит к развитию у ребенка тревожности и неуверенности в собственных силах.

Воспитание в «культе» болезни. При таком методе воспитания у детей формируется мнительность, страх перед любым недугом. Ребенок относится к себе как к «больному», в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, не способном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.

Модель «симбиоз» Эта модель развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей, воспитывающих больных детей в неполных семьях. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви к близким.

Модель «сотрудничество» как оптимальная форма воспитания ребенка с отклонениями в развитии Модель «сотрудничество» означает контакт и помощь родителя ребенку в преодолении имеющихся проблем. Подобная модель формируется в результате психокоррекционной работы, которую проводит психолог. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка , особая значимость того, что он существует.

Особенности семейного воспитания детей с отклонениями в развитии Принципы семейного воспитания

Принцип любви, терпения и эмоциональной привязан­ности близких к ребенку с отклонениями в развитии Принцип полного безоценочного принятия ребенка с отклонениями в развитии

Специфические функции семей, воспитывающих детей с ОВЗ Реабилитационно-восстановительная функция; Функция эмоционального принятия; Коррекционно-образовательная функция; Приспособительно-адаптирующая функция; Социализирующая функция; Профессионально-трудовая функция; Функция личностно-ориентированного подхода; Рекреационная функция;

Технологии психологической коррекции личностной и межличностной сфер родителей Психолого-педагогическая коррекция Цель: переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери ребенка-инвалида, направленное на оптимизацию ее самосознания и формирование адекватных способов взаимодействия с ребенком. Снижение напряженности эмоциональных переживаний индивида возможно лишь при его переключении с предмета переживаний, когда проблемность ситуации понимается как неразрешимая, на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы.

коррекционно-образовательная работа матери с ребенком личное участие в формировании будущего ребенка; проявление своего духовного потенциала; повышение самооценки, самоуважения, снижение эмоционального напряжения матери; формирование позитивного общения между психологом и матерью с целью создания механизма коррекционного воздействия на мать ребенка с ОВЗ.

Коррекция внутреннего психологического состояния матери и коррекция взаимоотношений между матерью и ребенком

формирование адекватных способов взаимодействия матерей с детьми коррекция неконструктивных форм поведения матери (агрессии, необъективной оценки собственного поведения и поведения ребенка); формирование продуктивных форм контакта в социуме (с ребенком, членами семьи, родственниками, специалистами коррекционного учреждения, другими лицами);

обучение умению любить ребенка, умению сдерживать гнев, раздражение, возникающие в ответ на неумелость или недостаточность ребенка; коррекция понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенная нейтрализация отрицания наличия проблем, когда мать ребенка из «позиции защиты» и «позиции противопоставления» себя социуму («Он у меня такой, как и все»), переходит в «позицию взаимодействия» («А как его научить?).

постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, бесперспективности развития ребенка («Из него никогда ничего не получится»); постепенное исключение ожидания чуда, которое внезапно сделало бы ребенка совершенно здоровым, переориентировку матери с позиции бездействия на позицию деятельности с ребенком;

коррекция взаимоотношений с ребенком (из взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека , к оптимальным взаимоотношениям, уважающим личность ребенка и предоставляющим ребенку соответствующую его возможностям самостоятельность); расширение сферы творческого взаимодействия с ребенком.

переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери коррекция внутреннего психологического состояния матери; формирование у матери установки на ценность существования ребенка и ценность духовного общения с ним; оказани помощи личностному росту матери в процессе взаимодействия с ребенком, в процессе его обучения и воспитания; содействие трансформации установки матери из позиции переживания в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;

способствование повышению личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка; трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого матерью по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к ней.

Методы работы демонстрация матери ребенка с отклонениями в развитии методических приемов работы, направленных на коррекцию нарушений его развития, формирование навыков адекватного поведения, формирование гармоничной личности; конспектирование матерью занятий, проводимых психологом;

Методы работы самостоятельное проведение отдельных занятий или части занятия под контролем психолога; выполнение домашних заданий со своим ребенком; изготовление наглядных пособий для проведения занятий с ребенком; чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.

Этапы работы в психолого-педагогическом направлении привлечение матери к учебно-образовательному процессу; формирование у матери интереса к процессу развития ребенка, демонстрация ей возможностей существования «маленьких», но очень важных для ее ребенка достижении; развитие у матери чувства успешности и психолого-педагогической компетентности в работе с ребенком; раскрытие перед матерью возможностей личностной самоактуализации , поиска творческих подходов к обучению ребенка.

Начав заниматься со своим ребенком под специалистов, мать учится его понимать, чувствовать его сильные и слабые стороны в обучении. Мать ребенка должна отказаться от иждивенческой позиции, она должна проникнуться мыслью о том, что только она, а не кто-то другой, в ответе за будущее ребенка . Предлагаемая психологом помощь матери должна стать для нее сознательным выбором.

Полученные теоретические и практические знания помогают матери в разрешении учебно-коррекционных проблем ее ребенка. Однако существует еще и проблемы воспитательные. Воспитательно-коррекционное воздействие осуществляется прежде всего для адаптации ребенка в социуме и для обучения правилам и нормам принятого в социуме поведения. Трудности этого характера касаются всех детей, имеющих отклонения в развитии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для работы с родителями, воспитывающими детей -инвалидов.

Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии — это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда являе.

В презентации раскрываются:- проблемы родителей ребенка с ОВЗ;- формы работы педагога с родителями; — роль семьи в социализации ребенка с ОВЗ;- проблемы социализации ребенка с ОВЗ;- линии поведен.

В презентации рассказывается о методах и приемах работы с родителями детей с ОВЗ.

В помощь учителю начальных классов, педагогу-психологу.

Источник

Работа с родителями детей с ОВЗ

Уровни реагирования родителей детей с ОВЗ

Работая в системе инклюзии, учитель сталкивается с тремя уровнями реагирования родителей на своего ребенка с ОВЗ и участвует в коррекции и профилактике двух первых уровней.

1. Психологический. Родители испытывают сильнейший стресс, деформирующий психику и меняющий семейные стереотипы.

2. Социальный. Семья ограничивает общение с близкими, с внешним миром. Возможна деформация отношений между родителями и распад семьи. Часто нет веры в результат помощи специалистов сопровождения.

3. Соматический. Переживания родителей превышают уровень допустимых психологических нагрузок и ведут к соматическим, вегетативным и астеническим расстройствам.

Влияние родительских страхов на поведение детей

Учитель выстравивает партнерство, учитывая страхи родителей, сформированные ими стереотипы семейного поведения и особенности личности ребенка.

Страх обострения или рецедива болезни, ведущих к сниженной жизненестойкости ребенка.

Страх невозможности интеграции ребенка в социум.

Страх перед обучением ребенка в обычной школе из-за отсутствия четкого представления об инклюзии.

Страх вынести за пределы семьи свою проблему.

Страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспосощности.

1. Гиперопека: сверх-заботливое отношение, неадекватные представления о возможностях ребенка, сильная регламентация образа жизни семьи. Детей отличает психологическая незрелость, инфатилизм, отсутствие навыка ставить цели и их достигать, манипуляционное поведение.

2. Гипопротекция (холодное общение): сниженные эмоциональные контакты родителей с ребенком, вплоть до его эмоционального отвержения в целях компенсации собственного психологического дискомфорта. Дети отличаются робостью, боязливостью, самоотвержением, отсутствием интересов.

3. Репрессивное поведение: родительский авторитаризм, пессимистический взгляд на будущее ребенка, ограничение его прав, жесткие предписания и наказания за их невыполнение. У ребенка развивается комплекс неполноценности, страхи, чувство вины.

4. Сотрудничество: конструктивные, гибкие отношениями родителей и ребенка, их постоянная совместная деятельность, вера родителей в успех ребенка и его сильные стороны. Дети с ограниченными возможностьями здоровья в таких семьях обладают самостоятельностью с учетом специфики болезни, познавательной и творческой активностью, самопринятием.

Индивидуальные методы работы учителя с родителями

Нейтрализовать страхи родителей, создать у них убеждение о возможных высоких результатах ребенка в учебе помогут следующие методы.

  • Изложение родителям при первом знакомстве основных принципов подхода учителя к их ребенку:

1. Принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей

2. Включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами.

3. Вовлечение ребенка в коллективные формы обучения и групповое решение задач.

4. Участие ребенка во внеклассной деятельности: в конкурсах, разработках творческих и научных проектов, смотрах знаний, совместных играх.

Сближению с родителями поможет вопрос: «Учитывая, что ваш ребенок делает сейчас, чему бы вы хотели обучить его в первую очередь?»

  • Анкетирование родителей и посещение семьи. Цель – узнать микроклимат семьи и ее готовность к совместной со школой работе.
  • Совместная разработка режима ребенка, учебного плана, общих единых требований учителя и родителей

1. Общие требования в учебной и трудовой деятельности ребенка.

2. Общая сбалансированная система требований и поощрений.

3. Единая стратегия поведения с ребенком для нейтрализации манипулятивного поведения.

4. Единая стратегия по формированию у ребенка волевых качеств и чувства ответственности.

5. Совместные действия по укреплению уверенности ребенка в своих силах и возможностях.

6. Совместная работа по преодолению ребенком неполноценности и страхов.

7. Акцентирование внимания в школе и дома исключительно на способностях и возможностях ребенка.

Периодические визиты в семью с целью больше узнать об интересах, умениях и навыках ребенка, знакомить родителей с его успехами, помочь организовать выполнение домашних заданий и соблюдение режима.

Проведение в школе консультаций по возникающим у родителей вопросам.

Проведение совместных индивидуальных уроков по системе ученик-педагог- родитель.

Проведение открытых уроков для родителей с видеосъемкой и их детальный разбор.

Последние два метода включают родителей в процесс обучения, помогают адекватно оценивать возможности, способности ребенка и вместе с учителем определять наилучшие для него пути получения знаний.

Принципы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

Задача учителя – создать систему, где он сам и весь родительский коллектив класса взаимодействует на принципах корректности, тактичности, милосердия, сенситивности. Этому помогут следующие формы работы:

Привлечение родителей «особых детей» к внеклассным и внешкольным мероприятиям. Например, конкурс «Сказочный спектакль». Класс делится на команды во главе с родителями и готовит свои спектакли. Команду ребенка с ОВЗ возглавляет его родитель.

Приглашение родителей как помощников учителя во время классных экскурсий.

Введение родителей в состав родительского комитета

Направление детей с ОВЗ на олимпиады и конкурсы, где предполагается семейное участие.

Проведение тематических классных родительских собрания и семинаров.

Например, цикл собраний на тему «Милосердие». На первом собрании поручите родителям ребенка с ОВЗ сделать доклад по истории развития милосердия в России с древнейших времен. На втором – родителям здоровых детей доклады о милосердии в христианстве, исламе, буддизме.

Проведите семинар «Сенситивность». На нем объясните, насколько важно уметь чувствовать, понимать состояния, свойства, качества и отношения людей и социальных групп и прогнозировать их поведение. Приведите слова Р. Ассаджиоли, мирового специалиста в этой области о том, что сталкиваясь с неудобными, сложными, проблемными людьми, мы развиваем в себе полезные качества. Затем предложите всем вместе проделать простые упражнения на сенситивность. Одно из них «Цвет настроения».

Цель – развитие способностей осознавать и обозначать свое состояние и прогнозировать состояние других.

1. Учитель говорит: «Пусть каждый из нас подумает и скажет, какого он цвета. Речь идет о цвете вашего настроения и состояния»

2. Учитель просит нескольких человек по желанию рассказать о цвете их состояния, как он менялся на протяжении дня и почему выбран именно этот цвет.

3. Учитель говорит: «Каждый сейчас подумает, какого он цвета, ничего не говоря»

4. Учитель предлагает всем посмотреть на соседа слева, определить его цвет и по очереди назвать.

5. Учитель просит каждому назвать свой выбранный цвет.

В результате обретается навык сенситивности и расширяются возможности всех сесорных систем восприятия.

Общий результат такой работы учителя — отказ родителей детей с ОВЗ от самоизоляции, налаживание новых здоровых контактов. Люди обретают уверенность в своих действиях, возвращаются к нормальной коммуникации и взаимодействию с окружающими миром, получают и реализуют навыки совместной результативной деятельности по обучению и воспитанию их «особого ребенка».

ОБ АВТОРАХ Адель Фабер & Элейн Мазлиш

• Эксперты № 1 по общению с детьми на протяжении 40 лет
• Педагоги-психологи и многодетные матери
• Авторы бестселлеров, проданных общим тиражом более 13 000 000 экземпляров

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ
Я была прекрасной матерью, до того как у меня родились дети. Я отлично знала, почему у всех людей возникают проблемы с их детьми. А потом у меня появилось трое собственных. Жизнь с детьми может быть очень непростой. Каждое утро я говорила себе: «Сегодня все будет по-другому», и все равно оно повторяло предыдущее. «Ты положила ей больше, чем мне. », «Это розовая чашка. Я хочу голубую чашку», «Это овсянка выглядит как блевотина», «Он ударил меня», «Я вообще не прикасался к нему!», «Я не пойду в свою комнату. Ты мне не начальник!» В конце концов они меня достали. И хотя мне даже в страшных снах не снилось, что я могу на такое пойти, я присоединилась к родительской группе, которую вел молодой психолог доктор Хаим Гинотт…

Источник

Читайте также:  Место для укрепления здоровья
Adblock
detector