Меню

Технологии помогающие сохранить психологическое здоровье детей дошкольного возраста

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
консультация на тему

Статья раскрывает эффективные здоровьесберегающие методы и приемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста. Предназначена для педагогов ДОУ.

Скачать:

Вложение Размер
vorobeva_-_statya.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.

Однако тенденция нестабильности жизненного уровня семей, ухудшения экологической ситуации в России порождает условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности.

Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности.

Важной составной частью здоровья человека является его психологическое здоровье. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека — это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга.

Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой его психологического здоровья. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психологическое здоровье и является его надежным индикатором на различные события и факты.

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Особую тревогу вызывает значительный рост детей с заболеваниями органов дыхания. Среди них первенство по распространенности, тяжести, возможности инвалидизации и опасности для жизни принадлежит бронхиальной астме, которая превратилась сегодня в проблему мирового значения.

Хронические проблемы с дыханием приносят в детскую жизнь ощущения незащищенности, страха, зависимости и беспомощности. Паника, боль и боязнь смерти — совершенно обычные ощущения во время приступа. К характерным чертам эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией относятся: продолжительные смены настроения, повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, чувство безнадежности, комплексы неполноценности и абсолютное равнодушие ко всему. Это влечет за собой снижение аппетита, ухудшение сна, изменение работоспособности и вызывает особенное беспокойство, потому что те из них, кто постоянно находится в подавленном расположении духа, могут не заметить предостерегающих симптомов начинающегося тяжелого приступа.

Большинство бронхолегочных заболеваний имеют в основе психосоматическую природу. Нервно-психические факторы считаются одними из самых существенных в возникновении приступов заболевания. Поэтому, оказывая психологическое влияние на формирование эмоционального благополучия ребенка можно существенно улучшить физическое состояние.

Здоровьесберегающие технологии находят все более широкое применение в оптимизации образовательного процесса сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Они способствуют физиологической активации процессов саморегуляции и мобилизации защитных сил организма, хорошей совместимости с другими оздоровительными средствами и методами восстановления и укрепления здоровья детей.

Воздействуя на эмоциональное состояние двигательными, дыхательными, музыкальными, психологическими упражнениями, можно добиться восстановления функции дыхательного аппарата, укрепления дыхательных мышц, уменьшения гипоксии, снятия патологических рефлексов, что способствует уравновешиванию процессов в коре головного мозга и повышению нервного тонуса организма, рефлекторно уменьшая спазм бронхов.

Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников. Данный опыт работы детского сада является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью организацию работы педагога-психолога, воспитателей и профильных специалистов, обеспечивающую формирование положительного эмоционального состояния с использованием возможностей современных образовательных технологий, как основу психологического здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие методы и технологии такие как: психогимнастика, пальчиковая гимнастика, музыкальная релаксация (музыкотерапия), игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия, дыхательные упражнения, медитативные сказки, мнемотехнические приемы используются совместно педагогами и профильными специалистами во всех видах детской деятельности и режимных моментах.

Из ряда перечисленных здоровьесберегающих методов и технологий хочется остановиться на некоторых, представляемых на наш взгляд наибольшую значимость своеобразие и эффективность –

  • психогимнастика «Гимнастика для ума»
  • мнемотехнический прием «Расскажи стихи руками»
  • релаксационные упражнения «Медитативные сказки»
  • дыхательные упражнения
  • использование полифункционального интерактивного оборудования

Каждое занятие с ребенком желательно начинать с «Гимнастики для ума» (комплекс упражнений на развитие сенсомоторной пластики, целью которых является развитие межполушарной специализации и синхронизация работы полушарий головного мозга, стимуляция активных точек), великолепного коррекционного приема, связанного с функциональной асимметрией полушарий головного мозга.

«Расскажи стихи руками» (мнемотехнический прием) — замечательный организационный прием, способствующий развитию памяти, мышления наблюдательности.

«Медитативные сказки» используются для накопления образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.

«Музыкотерапия» — музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств.

«Дыхательные упражнения» — уже в древности люди, не обладая современным пониманием физиологических механизмов, выяснили, что дыхание может серьезно влиять на процессы, происходящие в организме. Тем более что дыхание хорошо поддается сознательному управлению. О пользе дыхательных упражнений говорил еще Авиценна. В нашем ДОУ используется технология «БОС – Здоровье». Суть метода биологической обратной связи сводится к выработке нового типа дыхания – диафрагмально-релаксационного. Релаксация – важный компонент методики.

«Использование полифункционального интерактивного оборудования»- Сочетание музыки, цвета, тактильных ощущений в сенсорной комнате дает полное состояние расслабления, развивает зрительно-моторную координацию, восприятие, внимание, воображение, снимает мышечное напряжение, создает положительный эмоциональный фон, активизирует функции нервной системы.

Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников играют целенаправленные занятия, организуемые педагогом-психологом. При их разработке учитываются составляющие характеристики эмоционального состояния ребёнка. Своеобразие эмоционального состояния детей с бронхолегочной патологией (индивидуальные особенности, самооценка, тревога, частые пропуски по болезни) оказывают влияние на познавательное развитие детей, однако только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Совокупность их обеспечивает комплексное развитие памяти, внимания, речи, наблюдательности, формирования эмоционально-личностной сферы ребенка.

Совместная с педагогом-психологом деятельность строится по блокам:

— снятие эмоционального напряжения,

— создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого,

— формирование адекватной самооценки у детей,

— привитие новых форм поведения.

— обучение распознаванию эмоциональных состояний окружающих,

— развитие умения выразить свое эмоциональное состояние,

— формирование моральных представлений, тренировка психомоторных функций.

— снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками,

— развитие навыков общения,

— формирование адекватных форм поведения,

— стимуляция познавательной активности.

  • Приветствие;
  • Обеспечение сенсомоторной пластики – (психогимнастика, упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза, пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, тренировка дыхания);
  • Развитие невербальных психических процессов (с использованием оборудования полифункциональной интерактивной среды) в сенсорной комнате;
  • Формирование смыслообразующих функций психических процессов;
  • решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на основе двигательных методов);
  • релаксационные упражнения и тренировка дыхания;
  • рефлексия.
  1. Блок «Релаксационно-диафрагмальное дыхание» на основе здоровьесберегающей психоэмоциональной компьютерной технологии «Биологическая Обратная Связь» Сметанкина Александра Афанасьевича.

— обучение и автоматизация навыка диафрагмально-релаксационного

— снятие эмоционального напряжения

— активизация работы всех органов и систем

Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников через развитие эмоционально-личностной сферы на основе использования здоровьесберегающих технологий предполагает организацию специализированной деятельности воспитателей с детьми как на занятиях, так и вне их.

Совместная с педагогом деятельность заключается:

— в создании эмоционально-благоприятной обстановки для детей;

— во включении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс и в ходе режимных моментов.

Здоровьесберегающие технологии, используемые педагогами:

  1. Психогимнастика (метод замещающего онтогенеза), пальчиковая гимнастика с элементами мнемотехнического приема, упражнения на диафрагмальное дыхание – проводятся перед каждым познавательным занятием с детьми в группе.
  2. Тренировка диафрагмально-релаксационного дыхания на тренажере-имитаторе (после прохождения курса сеансов с педагогом-психологом) – перед выходом на прогулку.
  3. Музыкальная релаксация и медитативные сказки – перед дневным сном. Медитативные сказки проводятся при непосредственном участии педагога-психолога.
  4. Закаливающие процедуры на основе стимуляции невербальных психических процессов – после дневного сна.

В процессе организации своевременной и систематической психолого-педагогической работы, использования здоровьесберегающих тхнологий педагогами и профильными специалистами детского сада происходят изменения в интеллектуальном, эмоционально-личностном развитии детей: они становятся более организованными, требовательными к себе, повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, создается атмосфера психологического комфорта и эмоционального благополучия.

  1. Анциферова Л.И. «Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии» М.1968.
  2. Бреслав Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве» М. 1990.
  3. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии» М. 1997.
  4. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога» М. «Академия» 1995. Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками» М. 2002.
  5. Захаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка» М 1989.
  6. Захаров А.И. «Как помочь нашим детям избавиться от страха» С-П. 1995.
  7. Изард К.Е. «Эмоции человека» М. 1980.
  8. Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными людьми» С-П. «Речь» 2001.
  9. Крюкова С.В, Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсьи радуюсь» М. «Генезис» 2003.
  10. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1997.
  11. Малюткина Н.В. «Я хороший, или Советы по коррекции поведения ребенка» С-П. «Каро» 2003.
  12. Романов А.А. «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» М. «Плэйт» 2004.
  13. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» г. Москва «Родничок» 2000.
  14. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры» С-П. «Речь» 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек.

Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в дет.

сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется.

Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в ДОУ.

Источник

Здоровьесберегающие технологии психологического сопроождения ДОУ
методическая разработка на тему

Обобщение опыта работы педагог-психолога ДОУ по сохранению и укреплению психического здоровья детей в условия образовательного учреждения

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchie_tehnologii_psihologicheskogo_soprovozhdeniya_dou.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

психологического сопровождения ДОУ

«Дети святы и чисты.

Нельзя делать их игрушкою своего настроения».

Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье , от которого во многом зависит здоровье в целом.

Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И особенно хорошо, что о его поддержании и формировании рассуждают педагоги и психологи дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир.

Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным — это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.

Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит и от правильной организации предметно-пространственной среды.

Действительно, если мы понаблюдаем за детьми, то поймём, что они страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации. Ребёнок с рождения, как губка, впитывает всё, что его окружает.

Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости), педагоги многих дошкольных учреждений до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.

Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.

Следовательно, вся работа по изменению сложившегося положения легла на меня, как на педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. Моя деятельность связана с преодолением повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.

Поэтому учитывая основную цель МБДОУ: обеспечение благоприятных условий для полноценного развития ребенка как личности , передо мной, как психологом, встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья в ДОУ. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:

— выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей;

— комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий;

— создание благоприятного психологического климата в ДОУ и семье;

— применение педагогами здоровье сберегающих технологий в режиме дня и на занятиях.

Выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей.

Специалистами не разработаны прямые методики, которые позволили бы изучить психическое здоровье. Такие психологи как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М.Первушина, в качестве показателя психического здоровья предлагают использовать степень адаптированности ребенка к социуму и уровень тревожности.

Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством предварительного тестирования детей, позволяющее выявить личностные нарушения, определить механизмы негативных воздействий на развитие дошкольников. Уровень развития эмоционально-волевой сферы детей оценивается по Диагностике социальной активности детей дошкольного возраста Маралова В.Г., Диагностике дифференциации Я-концепции ребенка Маралова В.Г., Тесту цветового выбора Люшера М., Опроснику на выявление страхов Захарова А.И., Кинетическому рисунку семьи, Методике исследования эмоционального состояния Дорофеевой Э.Т.

Комплектование «группы риска» для коррекционных занятий, и проведение занятий.

Проводимое исследование, целью которого является изучение особенностей психического здоровья развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в нашем ДОУ показывает, что у большинства детей имеются не адекватные проявления эмоционального развития, кроме того, у некоторых дошкольников проявляется негативное отношение к детскому саду и проблемы общения со сверстниками. Иногда эти дети склонны к агрессии, замкнутости, повышенной тревожности, робости. В данном случае, такие реакции являются, своего рода, психологической защитой в новой социальной среде.

С целью коррекции эмоциональных состояний в учебно-воспитательный процесс введены занятия с психологом. Использую коррекционно -развивающие программы Капской А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки Феи». Развивающая сказкотерапия для детей, Прудиус К. Сказкотерапия трудного детства. «Сказки с дельфиньего хвоста», Погосовой Н.М. «Погружение в сказку».

Главными задачами, которые решает цикл «сказочных» занятий являются обучение искусству расслабления и развитие произвольного внимания. Дети учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, а во-вторых, постепенно овладевают «телесным осознанием».

В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает коррекционным и развивающим задачам программы:

  1. Ритуалы приветствия и прощания;
  2. Дыхательные гимнастики;
  3. Упражнения на развитие психофизической регуляции;
  4. Упражнения на развитие двигательной координации;
  5. Динамо — статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции;
  6. Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния;
  7. Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром;
  8. Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций;
  9. Релаксация.

Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.

Создание благоприятного психологического климата в ДОУ и семье.

Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребенок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семь вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь ребенка включаются такие социальные институты как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.

Решающим фактором в возникновении невротических состояний у детей является неправильное воспитание.

Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдала следующим формам работы с родителями:

  1. Психолого-педагогическое просвещение: тематические выступления на родительских собраниях («Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи», «Адаптация детей к условиям детского сада», «Психофизические возрастные особенности развития дошкольников» (по возрастам), «Кризис 3-х лет», «Правила общения с детьми», «Причины детской агрессивности и методы ее устранения» и т.п.), обеспечение специализированной психолого-педагогической литературой, статьи и памятки в родительских уголках по формированию психолого-педагогической культуры родителей;
  2. Обучающие занятия с целью формирования представлений о методах и приемах взаимодействия родителей с детьми;
  3. Индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения.

Совместно со старшим воспитателем ДОУ, проведена работа по созданию в каждой группе д/сада психологических уголков. Материалы для уголков подбирались с учетом их основного назначения:

  1. Для психологической разгрузки воспитанников;
  2. Обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  3. Обучения дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
  4. Обучения детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
  5. Повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
  6. Обучения воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения с детьми.

Формы работы, которые я применяю для работы с педагогическим коллективом, предоставили им возможность освоить и внедрить с воспитанниками методические приемы и психокоррекционные методы, способствующие сохранению психического здоровья и предупреждению психоэмоциональных перегрузок у детей:

  1. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня: использование в практике детского сада таких режимных ритуалов как «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», которые объединяют детей, настраивают на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и детьми; игровое общение (подвижные игры немецкого психолога К.Фопеля); минутки задушевного общения, когда воспитатель расположившись на ковре вместе с детьми, хвалит детей, обсуждает их достижения, читает, играет с ними.
  2. Применение психолого-педагогических приемов, направленных на блокирование и предупреждение нежелательных аффективных вспышек: релаксационные паузы; психологические настройки для привлечение внимания детей, выравнивания психологического климата в группе, выработки дисциплины; снятие напряженности в организации режимных процессов (профилактика переутомления); использование специальных игр для профилактика конфликтов, которые развивают у детей коммуникативность, навыки сотрудничества, эмоциональность, умение рефлексировать, повышают самооценку. В ДОУ собрана картотека психологических игр по различным психологическим проблемам (агрессивность, гиперактивность, тревожность, застенчивость).

Таким образом, создание социально-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в саду, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем — успешному обучению в школе, становится одной из главных задач в деятельности воспитателей, помощников воспитателей, психологов. Другими словами, в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника.

Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья детей нашего ДОУ показали снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение уровня тревожности.

  1. Гарбузов В.И. Нервные дети. – М.: Ассоциация советских книгоиздателей, 1990.
  2. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  3. Клаус Фопель. Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М.: Генезис, 2005.
  4. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2003.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд. Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  6. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  7. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В материале представлена справка по результатам тематического контроля «Эффективность реализации здоролвьесберегающих технологий, психологический комфорт в детском саду».

План проведения «Недели психологического здоровь»я в ГБОУ СОШ №1010.

Опыт работы с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель проверки: выяснить состояние работы учреждения по по использованию здоровьесберегающих технологий , по формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие технологии ДОУ. Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. В статье описаны методы и приёмы как создать позитивное психологическое самочувс.

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена. Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda.

Источник

Читайте также:  Корица палочки как использовать для здоровья
Adblock
detector