Современные технологии в обучении детей с ОВЗ
статья на тему
При формировании у учащихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно — деятельностный подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremen.tekh_.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
«Современные технологии в обучении детей с ОВЗ»
Приготовила: учитель на дому
г. Чернушка, 2014г.
Новая школа — это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Приоритетной целью образования при обучении разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — учить учиться. Учащийся – это «архитектор и строитель» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). У учащихся возрастает мотивация к обучению, что позволяет им ориентироваться в различных предметных областях познания.
Универсальные учебные действия мы группируем в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
При этом учитываем взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
— успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
— умение контролировать свои действия на уроке.
При формировании у учащихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно — деятельностный подход, включая в процесс коррекции современные образовательные технологии.
Объяснительно–иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии – развивают возможности для формирования личности обучающихся, который осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Личностно-ориентированные технологии — направлены на организацию учебно — воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Активно использовать на уроках компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.
В учебно — воспитательном процессе используют :
— компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
-использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
— тестовые технологии (презентации);
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
На учебных, коррекционно-развивающих занятиях можно применять технологии арттерапии.
(музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия).
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
• исключается уравниловка и усреднение детей;
• повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
• в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
• создаются щадящие условия для слабых;
• у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
• отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
• появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
• повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Коррекционно-развивающие технологии, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
При работе в классе «Особый ребенок» необходима постоянная востребованность приобретенных навыков.
В педагогической практике школы-интерната любая технология с коррекционной направленностью становится одной из ведущих, только надо знать, где её можно рациональнее применить.
При работе в классе «Особый ребенок» необходимо:
Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предотвращать наступление утомления.
В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей.
Во время работы с детьми данной категории учитель должен проявлять особый педагогический такт.
Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы и возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не.
Тема: Современные технологии в воспитании и обучении детей. Технология социального проектирования, компьютерная и интернет технологии.
Использование современной тифлотехники при обучении детей с нарушениями зрения.
Докладна педагогическом совете школына тему« Использование современных образовательныхтехнологий при обучении детей специальных(коррекционных) классов 8 вида ».
Выступление о применении различных педтехнологий в обучении детей с ОВЗ.
Презентация на решение проблемы:»формирование положительных мотивов к изучению предмета с помощью современных технологий электронного обучения»Активное использование в учебном процессе совре.
Материал о педагогических технологиях применяемых для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях инклюзивного образования.
Источник
Современные технологии в обучении детей с ОВЗ
Любовь Шабалкина
Современные технологии в обучении детей с ОВЗ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
УСТЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МОРШАНСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Современные технологии в обучении детей с ОВЗ»
Учитель-логопед: Шабалкина Л. А.
«Ученик не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь!»
«Новая школа – это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов, детей сирот, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени».
В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.
Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. У таких детейсочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Ребенок с умственной отсталостью, как нормальный ребенок, растет и развивается, но развитие его задерживается с самого начала и проходит на дефектной основе, что вызывает сложности вхождения в социальную среду, предусмотренную для нормально-развивающихся детей.
При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей. Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптация к окружающей и социальной среде.
Согласно взглядам выдающихся психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ мы используем такие технологии как:
• Объяснительно-иллюстративные технологии;
• Технологии компенсирующего обучения
• Индивидуальный и дифференцированный подход;
• Игровые технологии;
• Личностно-ориентированные технологии;
• Технологии дифференциации и индивидуализации обучения;
• Технологии компенсирующего обучения;
• Информационно-коммуникационные технологии;
• Здоровьесберегающие технологии.
Раскроем некоторые из них:
Объяснительно-иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся облегчение понимания сложных знаний.
Технологии компенсирующего обучения
К компенсирующим элементам (средствам)реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Я считаю,что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
• урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Игровые технологии – развивают возможности для формирования личности обучающихся, который осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
М. А. Бекиш отмечал, что игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности; усиливают интерес к изученным предметам, побуждают к решению учебных задач, увлекают школьников и дают высокие результаты в обучении и воспитании.
Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость. Игровые приемы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активность, учебной мотивации учащихся.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Информационно-коммуникационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладеть основами компьютерной грамотности. Активно использовать на уроках компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.
Применение информационно-коммуникационных технологийв коррекционной работе предоставило возможность сделать следующие выводы:
• компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с ОВЗ;
• использование ИКТ побуждает ребенка к знаниям, содействует повышению речевой и познавательной активности;
• способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций ;
• повышается самооценка ребенка.
Здоровьесберегающие технологии.
Приоритетная задача современного коррекционного образования – это сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ. Главной целью здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, знаний, умений, навыков необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья.
При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого конкретного ребенка. Обучение ребенка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе.
Этот вид технологий предполагает проведение во время занятий физминуток, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации.
Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована и только в этом случае она сыграет большую роль в развитии и здоровье детей.
Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что он полностью заменяет традиционную методику преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
1. Бекиш М. А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 43–45.
2. Бианки В. В. Лесная газета. – М. : Мир искателя, 2004. – 440 с.
3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989. – С. 105.
4. Войтенко Т. П. Игра как метод обученияи личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. –Калуга: Адель, 2008. – 361с.
5. Гликман И. З. Теория и методика воспитания. – М. : Владос, 2003. – 168 с.
6. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности школьников. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
7. Дрязгунова В. А. Дидактические игры. – М. : Просвещение, 1981. – 78 с.
8. Заенко С. Ф. Игра и ученье. – М. : Владос, 2010. – 154 с.
9. Зверев А. Т. экологические игры. – М. : Владос, 2001. – 84 с.
10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. ФЗ. от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ//Официальный интернет- портал http://www.pravo.gov.ru – 02.12.2013.
11. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый – 2015 – №10.
12. Кинош Е. А. Проблема преемственности коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.
Ситуативно-коммуникативные технологии в обучении детей хакасскому языку Игровые упражнения в различении звуков. Игра с мячом «Яны»(«Эхо») Воспитатель называет слово, интонационно выделяя в нем звук,бросает.
«Современные педагогические технологии» В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании детей с ОВЗ Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными.
Использование социо-игровой технологии в ДОУ. Семинар «Современные социально-игровые педагогические технологии» Методическая Служба МБДОУ детский сад комбинированного вида№4 «Полянка» Семинар для педагогов и старших воспитателей городского округа.
Мастер-класс «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» Слайд 2 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир.
Современные образовательные технологии Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Современные образовательные технологии в ДОУ Использование технологий является одним из приоритетов образования Передача знаний идет в форме постоянно решаемых проблем Занятия строятся.
Современные здоровьесберегающие технологии Современные здоровьесберегающие технологии Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать.
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Дошкольное образование ориентируется на подход к ребенку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав.
Эссе учителя-логопеда «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» Эссе на тему: «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации» «Чтобы быть.
Источник