Меню

Технологии обеспечения здоровья студентов

Здоровьеобеспечение деятельности студентов колледжа через использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов.
методическая разработка на тему

Современное образование готовит детей, подростков, студентов к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должно обеспечить им высокий уровень реального здоровья, вооружив необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у них культуру здоровья

Скачать:

Вложение Размер
doklad_19545.doc 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьеобеспечение деятельности студентов колледжа через использование и применение в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов.

Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь. А для нас, родителей и педагогов, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском…

Современное образование готовит детей, подростков, студентов к жизни в мире, полном огромного объема информации, а значит должно обеспечить им высокий уровень реального здоровья, вооружив необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у них культуру здоровья.

Цель моей работы в данном направлении – сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к собственному здоровью.

— воспитание у студентов устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;

— создание и внедрение в УВП колледжа эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы, ориентированной на индивидуальные особенности развития подростков;

— переход от массового образования к образованию дифференцированному, личностно — ориентированному с учетом функциональных возможностей студентов, их потребностей в коррекции физического состояния и с учетом их интересов;

— увеличение объема двигательной активности обучающихся и формирование у них навыков и умений самостоятельных занятий.

Проанализировав всю деятельность учителя физической культуры по здоровьесбережению обучающихся, мною была разработана определённая система этой деятельности. Данная система разделена на отдельные блоки – направления деятельности, для реализации которых задействованы различные специалисты колледжа и все участники учебно-воспитательного процесса. Технология обучения и воспитания на основе системного подхода — одна из основных образовательных технологий в моей работе.

Данная система предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья обучающихся и включает в себя рад мероприятий по следующим направлениям:

— учебная здоровьесберегающая деятельность;

— физкультурно-массовая и спортивная работа;

Каждое из этих направлений решает определенные задачи с использованием разнообразных форм и методов. Социальный заказ для учителя физической культуры сегодня — не только формирование двигательных навыков у обучающихся, но и оздоровление студентов, предупреждение роста заболеваемости .

Остановимся на такой важной для нас – учителей физической культуры задаче — увеличение объема двигательной активности студентов.

Исходя из социального заказа и рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, установлено следующее:

— движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;

— недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении учебной программы;

— знание взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволяет мне использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания и восприятия.

Задача увеличения двигательной активности нашла отражение в плане мероприятий по организации двигательной активности обучающихся колледжа. Большую помощь в реализации этого плана мне оказывают обучающиеся, активно участвующие с спортивной жизни нашего колледжа. Вместе с этими студентами мы внесли все мероприятия нашего колледжа по организации двигательной активности обучающихся в план проведения спортивных мероприятий, который символизирует движение человека к физическому совершенствованию, здоровью, долголетию, к полноценной и интересной жизни. Все эти мероприятия можно разделить на 2 больших блока:

1) — учебная деятельность и мероприятия в режиме учебного дня;

2) — внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.

Приступая к работе я прежде всего определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. Выявляю уровень физической и двигательной подготовленности студентов, состояние здоровья и физкультурные группы с помощью тестов. Результаты тестов обучающиеся заносят в свои личные карты здоровья . Эти карты хранятся в портфолио обучающихся в разделе «Мои достижения». Там же хранятся грамоты и дипломы ребёнка. С учётом полученных данных, планирую и осуществляю свою работу

Урок физической культуры является основной формой обеспечения необходимой двигательной активности. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий — неотъемлемая часть моей работы, в которой я реализую основные признаки здоровьесберегающего урока:

1. Соблюдение правильной структуры урока.

2. Прохождение учебного материала в логической последовательности и в системе.

3. Использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.

4. Соблюдение правил техники безопасности.

5. Использование упражнений для профилактики различных заболеваний

6. Соответствие учебного материала программе и особенностям контингента занимающихся.

7. Оптимизация учебного процесса (выделение медицинских групп).

Внеурочная физкультурно-оздоровительная деятельность является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Внеклассные занятия в объединениях дополнительного образования — одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности. В колледже работают несколько объединений двигательной спортивно-оздоровительной направленности..

На своих занятиях так же я даю упражнения для укрепления дыхательной системы организма (дыхательная гимнастика Стрельниковой), это общеукрепляющие упражнения для опорно-двигательного аппарата, упражнения на развитие двигательных качеств, а так же профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы, зрения и простудных заболеваний.

И здесь необходимо остановиться на здоровьесберегающей технологии дифференцированного физкультурного образования ( ТДФО ), которую я использую на занятиях. В рамках этой технологии я систематизировала всю свою деятельность по следующим разделам:

Обучение двигательным действиям провожу целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и «разведением» их по сложности) и затем интеграцией (объединением) изученных частей в единое целое. Даю разные учебные задания студентам разной подготовленности.

Для закрепления и совершенствования двигательных навыков изменяю отдельные параметры движения, их сочетания и условия выполнения. Для обучающихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях.

Дифференцированное развитие физических качеств. Для разных групп мною разработаны карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения и дозировки. На занятиях применяю спортивное оборудование и инвентарь. Систематически применяю метод пульсометрии. Для менее подготовленных студентов с помощью ограничителей делаю внутренний круг с меньшим радиусом, в центре круга обязательно островок здоровья , где они могут выполнять индивидуальные упражнения. При выполнении заданий в парах, студентов подбираю по силам и даю разные по сложности упражнения, используя карточки с заданиями и со схемами упражнений.

Формирование знаний и умений студентов предполагает:

1) выявление уровней обученности студентов с помощью тестов;

2) «разведение» задач изучения темы по уровням обученности;

3) «разведение» содержания программы.

Обучающимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, проектная деятельность (презентации), составление и проведение комплекса утренней гимнастики или разминки.

Достаточно времени отводится на занятиях и теоретическим сведениям по формированию культуры ЗОЖ. Вся теория разделена на блоки под девизом «Наша традиция — быть здоровым». Это следующие блоки:

— знай свое тело; — скажи «нет» вредным привычкам;

— соблюдай правила гигиены; — соблюдай режим дня;

— не забывай о закаливании; — занимайся физкультурой;

— правильно питайся; — следи за датчиком настроения.

На занятиях стараюсь использовать музыкальное сопровождение, нестандартные и сказочные моменты, творческие и игровые задания, благоприятный психологический климат и ситуацию успеха, так как результат любого труда зависит еще и от настроения. . Вот некоторые замечательные советы нашей педагогики:

  • Обучающиеся должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к любому занятию;
  • Каждый урок или занятие должны оставлять в душе обучающегося только положительные эмоции;
  • Обучающийся должен постоянно ощущать себя счастливым — помогите ему в этом.

Студенты нашего колледжа с удовольствием включаются и в проектную деятельность.

В практике своей работы широко применяю соревновательные и игровые технологии , помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. В игре и через игровое общение проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабых студентов распределяю по всем командам и чаще провожу замену этих игроков. В эстафетах более подготовленные студенты начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения.

Организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятий — один из наиболее эффективных механизмов оптимизации функционального состояния подростка , формирования у него потребности в занятиях физической культурой и спортом и накопления двигательного опыта обучающихся.

Чтобы у них появился интерес к спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, я разработала систему внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися .

Цель: организация физкультурно-оздоровительной работы студентов путём реализации естественных интересов обучающихся в игровой деятельности. Задачи:

  • создание комфортных условий для обучающихся в системе физкультурно-оздоровительной работы колледжа;
  • укрепление здоровья и приобщение к занятиям физической культурой, привитие навыков ЗОЖ;
  • развитие творческих способностей у обучающихся и чувства ответственности в процессе коллективных соревновательных действий.

В ходе этой работы активно реализуется технология коллективного творчества и сотрудничества.

Применение здоровьесберегающих технологий положительно влияет и на становление мотивационной сферы обучающихся в реализации усвоенных знаний и представлений в области физической культуры.

Основным показателем эффективности работы всей системы по здоровьеобеспечению деятельности обучающихся коллежда является положительная динамика в изменениях уровня физической подготовленности обучающихся и состоянии их здоровья.

Благодаря наличию в моей работе системы здоровьесбережения удается:

  • обеспечить высокий охват обучающихся колледжа регулярными занятиями физической культурой и спортом;
  • увеличить объём двигательной активности студентов;
  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья; а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности;
  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни.

Источник

«Значимость здоровьесберегающей технологии в состоянии здоровья студентов в процессе учебной деятельности»
статья

здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям: термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», Т ак И совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Скачать:

Вложение Размер
znachimost_zdorovesberegayushchey_tehnologii_v_sostoyanii_zdorovya_studentov_v_protsesse_uchebnoy_deyatelnosti.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значимость здоровьесберегающей технологии в состоянии здоровья студентов в процессе учебной деятельности

А.И. Восквицова (г. Тюмень)

ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

Понятие «здоровьесберегающая технология » относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья преподавателя и студентов.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям: термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технология» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья студентов .

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов, 2006).

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

По данным статистики, уровень заболеваемости среди выпускников школ, студентов колледжей в последние годы неуклонно растет. И речь идет не только о физических отклонениях, но и об увеличении числа неадекватных психологических реакций. Такие явления не могут не беспокоить, т.к. более половины своего времени бодрствования студенты проводят в учебных заведениях и как результат, очевидно, что система профессионального образования должна взять на себя часть ответственности за сохранение здоровья молодого поколения. Основная задача состоит в следующем:

— создать для студента такие условия обучения, которые не будут травмировать его организм и психику, а так же дать обучающемуся знания о мере ценности здоровья и способах его сохранения. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не только о физическом здоровье, сколько о комплексном показателе благополучия, включающем также психическую адекватность, социальную адаптированность и должный уровень морального развития.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса.

Способы классификации здоровьесберегающих технологий, понятие которых является достаточно широким. Их можно классифицировать по множеству признаков, но лишь некоторые из них действительно важны на практике. Один из таких признаков – субъектная активность.

Различают три вида сохраняющих здоровье технологий по этому признаку:

— внесубъектные (студент может даже не знать, что в данный момент он заботится о своем здоровье);

— подразумевающие пассивную позицию;

— подразумевающие активную позицию.

Несмотря на очевидное преимущество активной позиции, преподавателю следует наработать для себя методы реализации принципов сохранения здоровья по всем трем видам активности студента. Необходимо учитывать, что на формирование активной позиции студента воздействуют не только позитивные, но и негативные факторы (оторванность от семьи, ложные ценности, навязываемые средствами массовой информации либо просто человеческая лень), и он совсем не обязательно охотно примет позицию преподавателя.

Также во всем объеме сохраняющих здоровье технологий можно выделить меры санитарно-гигиенические и меры собственно педагогические .

Гигиеническая составляющая технологии сохранения здоровья. Она включает в себя.

— условия в помещении (температура, освещенность, вентиляция, режим уборки);

— соответствие режима занятий санитарным нормам и возрастным особенностям учащихся;

— учет состояния здоровья студента при организации его рабочего места. Педагогические здоровьесберегающие технологии состоят в умении построить занятия таким образом, что бы добиться эффективного усвоения знаний. Наиболее важны следующие приемы: смена видов деятельности на практических занятиях, рациональное распределение нагрузки в течение занятий, где самая напряженная работа приходится на его середину. Применение игровых и ролевых форм работы, создание атмосферы сотрудничества, где используется диалоговое ведение занятия с благоприятной эмоциональной атмосферой. Создание ситуации успеха, которая позволяет студенту находится в состоянии психологического равновесия, исключает стрессы, обусловленные при выполнении заданий, незнанием учебного материала.

Использование личностно ориентированного подхода, организация различных форм деятельности (групповая, коллективная и т.д.).

Совершенствование контрольно-оценочной деятельности: учащиеся обобщают изученный материал, оценивают свою деятельность, деятельность своих товарищей, успехи, неудачи, вносят коррективы.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, мышления, особенно логического, рационального, формирование практических навыков. Учащиеся с развитым логическим мышлением, памятью, вниманием успешно и с интересом учатся, а это напрямую связано с психическим здоровьем, познанием предмета, формированием нравственных качеств, способностью адаптироваться в новой обстановке.

Оптимальная дозировка домашнего задания (в том числе использование разноуровневых дифференцированных заданий).

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в потребностях и ценностях человека в нашем обществе. Поэтому необходимо научить студента ценить, беречь и укреплять свое здоровье, необходимо быть личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий это такая организация профессионального процесса обучения на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет студенту более успешно адаптироваться в учебном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а преподавателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 2000.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 2013.

Современные технологии сохранения и укрепления здоровья подростка: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

Источник

Читайте также:  Проблема охраны здоровья человека это
Adblock
detector