Меню

Технологии формирования зож у подростков

Доклад на тему: «Адаптивные технологии формирования навыков здорового образа жизни у подростков».
статья на тему

Раскрывает сущность адаптации здоровьесберигающих технологий в формировании здорового образа жизни у воспитанников коррекционных школ.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_adaptivnye_tekhnologii.docx 43.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптивные технологии формирования навыков здорового образа жизни у подростков».

Подбор материала: Морозова Т. А.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье сберегающие образовательные технологии – организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.

Целью здоровье сберегающих образовательных технологий обучения является: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задача школы-интерната состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

Для достижения это задачи в системе образования применяются группы здоровье сберегающих технологий, в которых используется разный подход к охране здоровья и разные методы и формы работы:

1 . Медико-гигиенические технологии , которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями Сан Пин Нов, и функционирование в школах медицинского кабинета.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры, при выполнении комплексов утренней гимнастики и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровье сберегающие технологии помогают воспитывать у обучающихся воспитанников любовь к природе, стремление заботиться о ней и т.п. Все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье обучающихся воспитанников.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда. Грамотность обучающихся воспитанников по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

5. Здоровье сберегающие образовательные технологии – наиболее значимые из всех перечисленных по степени влияния на здоровье обучающихся воспитанников. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, подходов к решению возникающих проблем. Основными принципами и отличительными особенностями здоровье сберегающих образовательных технологий являются:

– индивидуализация педагогических воздействий;

– творческий характер образовательного процесса;

– создание благоприятных психологических условий и обеспечение комфортного микроклимата.

Вместе с тем состояние здоровья обучающихся школы остается серьезной проблемой. Дети, которые направляются в специальную (коррекционную) школу по решению психолого-медико-психологической комиссии, имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью. Нарушения различных психических функций головного мозга затрудняет восприятие, замедляет процессы анализа и синтеза, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности (самостоятельной жизни), затрудняет интеграцию выпускников в общество. Такие дети нуждаются в охранительном щадящем режиме и таком же отношении к ним. Все это возлагает на педагогический коллектив школы особую ответственность за здоровье детей и обеспечение здорового образа жизни, здоровой среды в школе и стало в последние годы основным направлением в работе.

Педагогический коллектив школы должен понимать необходимость оптимальных психологических условий протекания учебно-воспитательного процесса. В общешкольном планировании, тематическом планировании учителей, воспитателей и методических объединений, организации работы должно уделяется внимание не только развитию факторов, влияющих на качество обучения, как:

мотивация, интерес, активность. Но и таких факторов, как: утомляемость, напряженность, тревожность, влияние стрессовых ситуаций, возникающих в ходе учебного процесса.

В этих условиях необходима технология, сочетающая в себе деятельностный подход с личностно-ориентированным обучением. Одна из таких технологий – технология адаптивного обучения и воспитания.

Адаптивная технология ориентирована на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся. Создание технологии вызвано рядом педагогических проблем и стремлением использовать идеализированные возможности как всего учебно – воспитательного процесса, так и отдельно взятого урока, занятия;

Цель технологии заключается в адаптации учебно – воспитательного процесса к индивидуальным особенностям обучающихся воспитанников.

Основная сущность технологии заключается в одновременной работе воспитателя по:

— осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей детей;

— максимальному включению всех обучающихся воспитанников в учебно – воспитательный процесс.

Воспитатель специальной (коррекционной) школы, готовясь к занятию, определяет уровень и длительность усилий, необходимых для выполнения той или иной работы всей группы и отдельным обучающимся воспитанникам, продумывает индивидуальный и дифференцированный подход, а также механизм восстановления и активации работоспособности на разных этапах занятий (игровые моменты, переключения, обязательные физ. минутки).

Спортивно-оздоровительная работа тоже имеет определенную систему:

– вовлечение «трудных» учащихся в секции;

– проведение ежедневных оздоровительных прогулок и организация игр на свежем воздухе;

_ выполнение упражнений утренней гимнастики;

– организация активного отдыха в летнем оздоровительном лагере.

Опираясь на данную систему в группах проводятся: игры на воздухе: футбол, «цепи кованные» и т.д. Прогулки и экскурсии: на пример «Природа наш дом» экологический час; «Зимние чудеса» прогулка и т.д. (в данном случае здесь применяются элементы физкультурно-оздоровительной и эколого — здоровье сберегающей технологии). Каждое утро проводится зарядка — комплекс физических упражнений адаптированных к индивидуальным особенностям обучающихся воспитанников (в теплое время года зарядка проводится на свежем воздухе с использованием музыкального сопровождения).

Здоровье и здоровый образ жизни – это не только занятия спортом, хорошее питание, – это умение вести себя за столом, это культура приема пищи. Воспитателям необходимо использовать возможность для формирования культуры поведения. Для этого проводятся беседы по правилам поведения в обществе, в столовой и за столом, в местах общего пользования (умывальник, туалет), в общественных местах (магазин, почта, сберкасса и т.д.). Беседы, направленные на формирование понятия «этикета»; ролевые игры способствующие развитию положительных моральных качеств и искоренение вредных привычек таких как хамство, сквернословие.

Режим и статус подобного учреждения исключает окрики, психическое давление на обучающихся воспитанников. В школе должна создаваться доброжелательная атмосфера. Педагогам-психологам необходимо тесно работать над созданием комфортного психологического климата не только в коллективе обучающихся воспитанников, но и учителей, воспитателей т.к. у некоторых присутствует симптом «психологического выгорания».

Забота о здоровье напрямую связана с охраной труда , с обеспечением и соблюдением правил техники безопасности при проведении учебной и любой внеурочной работы. Чтобы исключить аварийные и несчастные случаи, необходима система контроля, которая не позволяет оставлять детей без наблюдения при проведении любых урочных и внеурочных мероприятий. Систематически проводятся беседы по технике безопасности: работа с колюще-режущими предметами, электроприборами и т. д., «экстремальные ситуации аварийного характера» (занятие), «лечение и самолечение» (круглый стол) и т. д., тренинги с участием представителей школьной администрации, вдпо , мчс .

Забота о здоровье обучающихся воспитанников неотделима от заботы учителя, воспитателя, о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем.

Во время педагогической деятельности, необходимо использовать приемы здоровье сберегающих технологий адаптируя их к возрастным и физиологическим особенностям детей:

– проведение физкультурных пауз на самоподготовках.

– использование релаксационных упражнений во время занятий.

– выполнение режимных моментов.

— проведение бесед на тему здоровье сбережения.

— проведение прогулок на свежем воздухе.

–выполнение санитарно-гигиенических норм.

_ дозировать задание и т.д.

На занятии или самоподготовке, когда дети начинают утомляться, с ними необходимо провести физкультурную минутку, которая обеспечивает бодрость и готовность к продуктивному выполнению заданий. Физкультурная минутка пользуется большой популярностью у детей и является паузой, позволяющей восстановить силы, снять умственное напряжение, физическое утомление, повышает работоспособность обучающихся воспитанников.

Физкультурные минутки – это одна из форм двигательной активности, небольшой по интенсивности и времени, проводя их во время урока, занятия, самоподготовки способствуют повышению внимания и активности, лучшему усвоению материала. Хорошие результаты дает проведение физических минуток самими обучающимися воспитанниками.

Для снятия напряжения отдельных частей тела ребенка необходимо использовать упражнения, рассчитанные на восстановление сил после тяжелой нагрузки, которые следует выполнять при первых признаках усталости.

В целях активизации умственных и физических возможностей обучающихся воспитанников в начале учебного дня и в начале урока предлагается проведение ниже предложенных (см. приложение) упражнений и тренингов.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного школьника огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз, предложенные ниже, предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. В целях профилактики улучшения зрения на каждом занятии или уроке используются упражнения, укрепляющие мышцы глаз (см. приложение).

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ , оригинальных заданий и задач, введение в занятия исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Здесь же можно отметить и прием использования литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению меж предметных связей, а также и воспитательным целям.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время занятия. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. В настоящее время содержание школьных программ меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения, что приводит к хроническим перегрузкам школьников, падению заинтересованности к учению, и, следовательно, ухудшению их здоровья. Не случайно, в связи с этим одно из направлений деятельности школы является сохранение здоровья учащихся. Для данной цели как раз используют здоровье сберегающие технологии, адаптированные к возрастным и физическим особенностям воспитанников обучающихся в коррекционных школах, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, а также формирование чувства ответственности за него. Здоровый образ жизни занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяют для него государство.

Источник

«Формирование у подростков здорового образа жизни.»

Конкурс молодёжных проектов

«Челябинская область это мы !»

Название проекта «Формирование у подростков

здорового образа жизни.»

Матвеев Данил Евгеньевич

ученик МБОУСОШ №6

Глава I. Актуальность проблемы формирования основ здорового

образа жизни 5-8

Глава I I. Экспериментальная работа по исследованию формирования

основ здорового образа жизни у детей 8-18

Актуальность темы . Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи :смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия .

Здоровье населения России — высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2014 г., 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 — 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% — хронические заболевания, 60% — нарушенную осанку. Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:

в физическом плане – умеет преодолевать усталость;

в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди школьников их число не превышает 8 %;

стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний (за последние 10 лет частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней в 2 раза);

изменение структуры хронической патологии (вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата – сколиоз, остеохондроз, осложнённые формы плоскостопия);

Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии — науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.

По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.

Выбор темы обусловлен ее актуальностью на сегодняшний день. Деятельность педагога начинается с оценки состояния здоровья детей , подростков и выявления отношения к здоровью как общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Необходимо знать о его здоровье, его отношения в семье, в школе, среди сверстников.

Объект исследования: состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.

Предмет исследования : выявить факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни и определить пути формирования здорового образа жизни школьников.

Цель исследования : изучить и разработать направления формирования здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни.

2. Выявить состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.

3. Разработать программу, направленную на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательных школах.

4. Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если: учитывать основные особенности детей; создавать условия для формирования здорового образа жизни подростков; применять на практике различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе; совместными усилиями педагогов, социологов, психологов и других специалистов проводить профилактику вредных привычек.

Методы исследования:

анализ различной литературы

Оценка эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе

Практическая значимость исследования состоит в разработке определённой системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно -образовательном процессе МБОУ СОШ №6 и в семейном воспитании.

Глава I.

Актуальность проблемы формирования основ здорового образа жизни

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:

было бы не правильно смотреть на жизнь и здоровье людей, исходя из позиций культуры, и цивилизации тем более. Мы живем в такое время, когда человек утратил наиболее важные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия: семья, вера, община. Современное материально-ориентированное общество стремиться к получению удовольствий и жизни ради этих удовольствий, само не осознавая этого. Такое положение вещей со всей очевидностью можно назвать болезнью цивилизации. Поэтому нет никакого смысла спрашивать у неё, каким должен быть здоровый образ жизни. Не нужно также забывать про тот факт что Россия – та страна, где нечего не делается в меру и все социальные явления приобретают преувеличенный характер. Поэтому когда в стране была идеология спорта и активности жизни – спортом занимались все.
Был такой здоровый образ жизни «образ жизни советского человека». Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно—спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России (и особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью), живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором

С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которое позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан» (23.11.2011 г.) в своих положениях формулирует необходимость заботы о здоровье. При этом отмечается необходимость разработки учебных программ, направленных на борьбу с потреблением алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для занятий физкультурой и спортом.

По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной, категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а, во вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

Центральным понятием данного исследования является «здоровый образ жизни». На сегодняшний день нет его однозначного понимания. Одни авторы, например Ю.П. Лисицин, основой здорового образа жизни считают активность, которая может быть рассмотрена в трёх аспектах: характер активности (интеллектуальная, физическая), сферы активности (трудовая, внетрудовая), виды активности (производственная, социальная, образовательная, бытовая и др.). Другие основой здорового образа жизни считают рационально организованные условия существования человека, включающие биологические, психологические и социальные факторы.

Анализ научной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.)[1].

Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования ученика на здоровый образ жизни осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина физическая культура может способствовать информационному ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двух содержательных компонентов — обязательного (базового) и вариативного.[2]

Цель нашей школы обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для здорового образа жизни. Закрепить у выпускника к своему здоровью как к главному условию жизненного успеха.

Глава II. Экспериментальная работа по исследованию формирования

основ здорового образа жизни у детей

В целях укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни в нашей школе действует программа «Здоровье», определяющая здоровьесберегающие подходы в решении задач по сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

Создать реальные социально- гигиенические и социально – психологические условия в школе, способствующие укреплению здоровья.

Активно и широко пропагандировать и организовывать здоровый образ жизни.

Установить тесную связь с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний, организации медицинского всеобуча.

Работа с учащимися проводится по следующим направлениям:

1. организация работы педагогического коллектива по предупреждению несчастных случаев и травматизма

беседы с учащимися 1-11 классов о правилах поведения в школе, общественных местах, на дорогах, на воде, действиях при ЧС;

изучение правил дорожного движения, работа агитбригады «ДЮП» и отряда «Юные Инспекторы Движения»;

участие в различных конкурсах «Безопасное колесо», «Сам себе спасатель» и др.;

встречи с инспекторами ГИБДД и ВДПО.

2. Организация работы по профилактике вредных привычек и ведению ЗОЖ.

беседы с учащимися 1-11 классов о здоровом образе жизни;

урок – интернет антинаркотической направленности с учащимися 8-11 классов;

консультации с врачами – специалистами, психологами;

систематические рейды по выявлению курения в школе и на её территории;

проведение конкурсов рисунков, плакатов, презентаций;

уроки здоровья, классные часы, ролевые игры, уроки знаний;

акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», «За здоровый образ жизни», «Внимание – дети!» и др.

Участие в городских и областных соревнованиях.

Муниципальный этап Всероссийского проекта «Мини-футбол в школу» (9.11.2013);

городская туристическая конференция (в МОУ СОШ№7) 27.09.13

областной конкурс допризывников (28.10.13) г. Челябинск по военно-прикладным видам соревнований (финал Спартакиады) (кубок за 3место)

муниципальный этап «Президентских состязаний» (25.09.13);

«Лыжня румяных» 25.02.2014;

лыжные гонки памяти М.Ф. Козловского, А.С. Шукшина 5.03,19.03,20.03;

городская военизированная эстафета памяти воина –интернационалиста С. Матвеева (21.09.13);

Первенство Челябинской области по спортивному туризму (ноябрь 2013) (2 место);

областные соревнования по спортивному туризму в закрытом помещении г. Касли 28,29,30.03.14;

городской IV турнир по шахматам памяти А.П. Гриценко (7.12.13);

городские соревнования по биатлону;

турнир по мини-футболу среди юношей 2000-2001 г.р., посвящённые закрытию зимнего сезона (март 2014);

городские соревнования по плаванию 6.05.2014 г. в плавательном бассейне «Олимпия» 1-4 классы;

городские соревнования «Первые шаги в страну здоровья», посвящённые юбилею МУДОД ДЮСШ среди 4 кл.(3 место);

городской фестиваль «Локобол 2014 –РЖД» (24.05.2014)(кубок за 3 место);

городская Спартакиада для педагогического коллектива и работников школы.

Результаты медицинского осмотра

Подлежало медосмотру – 476 чел.

Прошли – 378 чел., 79,4%

Результаты медицинского осмотра

Охват учащихся горячим питанием- 452 чел- 88% (2014-2015 уч. год)

Спартакиада учителей образовательных школ

Количество обучающихся 2014-2015 учебный год , занимающихся в

системе дополнительного образования в других учреждениях города

Источник

Читайте также:  Зож это определение медицинское
Adblock
detector