Педагогические технологии формирования здорового образа жизни школьника.
статья по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagog-kie_tehnologii_formi-ya_zdorovogo_obraza_zhizni_studench-oy_molodezhi_kazan_18.10.11g.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
- Педагогические технологии формирования здорового образа жизни школьника.
Жаркова Снежанна Юрьевна
Преподаватель физической культуры «Физическое воспитание»
МБУ «Лицей №67» г.Тольятти
Ключевые слова: здоровый образ жизни, образовательные технологии, мотивация, школьник, учащийся, методика, физическая культура, педагогическое воздействие, потребность, диагностика, анкетирование.
Аннотация: В статье рассматривается возможность мотивации школьников к формированию здорового образа жизни, через различные педагогические технологии.
Формирование здорового образа жизни в молодежной среде – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности молодых людей. Ориентированность молодежи на ведение здорового образа жизни зависит от множества условий. Это и объективные общественные, социально-экономические условия, позволяющих вести, осуществлять здоровый образ жизни в основных сферах жизнедеятельности (учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга), и система ценностных отношений, направляющая сознательную активность молодых людей в русло именно этого образа жизни.
Здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек. [ 1, 2]
Учащиеся, регулярно занимающиеся спортом и не прерывающие занятий даже в период каникул, более благополучно для своего здоровья проходят эти сложности школьной жизни. У учащихся, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей. Этой группе школьников в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в труде, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль. [ 3]
При формировании здорового образа жизни личности необходимо обеспечить сбалансированную систему педагогического воздействия на ее интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность. Интенсивность формирования здорового образа жизни личности будет возрастать по мере повышения ценностных ориентаций, обогащения опытом, получения информации о физических и духовных достижениях. [ 2]
Исследование некоторых составляющих ЗОЖ показало, что динамика отношений к нему неуклонно идет вниз. Во-первых, у большинства школьников отсутствует положительный опыт занятий физической культурой. Во-вторых, очень низкий уровень знаний теории и методики физической культуры. В-третьих, не воспитана потребность в соблюдении норм здорового образа жизни, самосовершенствовании и самовоспитании. В-четвертых, отсутствует чувство личной ответственности за недостаточный багаж двигательных умений и навыков, низкие физические кондиции.
В связи с этим необходимы наиболее эффективные формы и методы формирования ЗОЖ подрастающей молодежи путем совершенствования
системы физического воспитания, различных способов ее модернизации, интенсификации, оптимизации. Можно сказать, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в настоящее время осознается как педагогическая. [4]
Необходимо усилить образовательную направленность физической культуры с целью информирования школьников о ЗОЖ; использовать разнообразные формы и методы, способствующие приобщению учащихся к ЗОЖ и совершенствованию организационно-педагогической деятельности преподавателя. Учебный материал о ЗОЖ может быть представлен посредством взаимодействия педагога и школьника и осуществляться в виде специализированного курса лекций, лекций-бесед, диспутов, встреч, посвященных основам здорового образа жизни. В теоретической части спецкурса дать определения основных понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «составляющие здорового образа жизни», значение для здоровья занятий физической культурой, понимание их содержания и осознание значимости здоровья и ЗОЖ в жизни человека. [ 4]
Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на подгруппы. Одна из них — это учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками.
Использование теоретического курса усиливает образовательную направленность физической культуры, информирует студентов о ЗОЖ, формирует убежденность в необходимости посещения занятий по физической культуре, изучения особенностей организма, рационального питания, оптимального использования своего физического потенциала, ведения здорового образа жизни. Использование разнообразных форм и методов активности на занятиях по физической культуре способствует приобщению учащихся к ЗОЖ, формирует их заинтересованность в двигательной активности. Например, проведение диагностики здорового образа жизни подрастающей молодежи на основе применения анкетирования является одним из наиболее информативных способов опроса, осуществляемого путем непосредственного общения социолога и респондента. Школьники могут самостоятельно подсчитать количество очков и сделать соответствующий вывод. [ 4, 5]
Использование технологий формирования здорового образа жизни позволяет задействовать такие базовые характеристики личности школьника, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке школьников смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни. Такое мероприятие как диагностика позволяет повысить мотивацию к занятиям физической культурой, а, следовательно, формирует у учащихся здоровый образ жизни.
Развитие физической культуры и спорта среди школьников является одним из наиболее важных факторов формирования у молодого поколения установок на здоровый образ жизни. Необходима дальнейшая разработка новых эффективных форм привлечения молодежи к занятиям различными видами спорта; консолидация усилий всех физкультурно-педагогических кадров, работающих в системе образования, на решение задач формирования у молодежи потребности в занятиях спортом; совершенствование системы проведения спортивно-массовых мероприятий, не требующих больших финансовых вложений. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать работников культуры, здравоохранения и других лиц, пользующихся авторитетом среди молодежи.
- Герасимова И.А. Формирование физической культуры и здорового образа жизни школьников на основе их личностной самооценки. [Текст] / И.А. Герасимов – М.: 2000.
- Красноперова Н.А. Педагогическое обеспечение формирования ЗОЖ школьника [Текст] / Н.А. Красноперова // Теория и практика физической культуры. 2005. – № 6.
- Марчук С. А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи [Текст] / С.А. Марчук // Теория и практика физической культуры. – 2005. №6.
- Паначев В.Д. Исследование факторов ЗОЖ школьников [Текст] / В.Д. Паначев // Социологические исследования, 2004, – №11.
- Бородюк Т.М. О методологических подходах к изучению и формированию здорового образа жизни населения [Текст] / Т.М. Бородюк, Н.Д. Маленко и др. // Гигиена и санитария, 1991
Источник
Педагогические технологии формирования здорового образа жизни
специалист в области арт-терапии
Педагогические технологии формирования здорового образа жизни
«Здоровье человека – важный показатель его личного успеха», – утверждает Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Это положение стало одной из аксиом модернизации современной системы образования и ключевым вектором Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения как механизма реализации государственной политики в сфере образования. Здоровье здесь выступает в качестве сквозной задачи на весь период обучения и предстаёт как базовая компетентность человека («ответственно относиться к здоровью»).В свете изменения Закона РФ «Об образовании» (во всех редакциях проекта) каждому педагогу вменяется в обязанность пропаганда здорового образа жизни, а ФГОС уточняет, что это делается в основном через формирование у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни.
Из сказанного становится очевидной актуальность и необходимость внедрения эффективных технологий формирования здорового образа жизни.
Современная школа довольно продолжительное время обращается к феномену «здоровьесберегающих технологий», однако его единого понимания за всё это время так и не достигнуто. Обобщая существующие позиции, выделим три подхода к пониманию этого термина.
Во-первых, под здоровьесберегающими технологиями подразумевают в широком смысле всю здоровьесберегающую деятельность школы, а также, более узко, — как некие алгоритмы создания здоровьесберегающей среды или её отдельных компонентов. Сторонники этого мнения во многом под здоровьесберегающими технологиями имеют в виду соблюдение СанПиНов, введение двигательного компонента в урочную и внеурочную деятельность, мониторинг различных показателей, связанных со здоровьем ребёнка. Тем не менее современные научные представления в области дидактики и технологизации образования не позволяют признать всё перечисленное педагогическими технологиями.
Второй подход может быть представлен следующей позицией: «здоровьесберегающая» – это качественная характеристика любой педагогической технологии, достигающей высокого качества обучения или воспитания не за счёт снижения уровня здоровья обучающихся.
Третий подход базируется на дифференциации «обычных» педагогических и особых технологий, в содержании которых задействованы вопросы, связанные со здоровьем, формируется здоровьеориентированное мышление ребёнка. В отношении подобных технологий также используется термин «природосообразные».
В данной работе мы придерживаемся второй и третьей точек зрения, поскольку определённый здоровьесберегающий потенциал имеет каждая современная педагогическая технология. Разумеется, одни технологии проявляют его в высокой степени (в частности, за счёт индивидуализации образовательного процесса, за счёт создания психологически комфортной среды, эффективно задействующей познавательные ресурсы личности ребёнка и не требующей от него чрезмерных усилий в процессе обучения), а другие, наоборот, обладают низким здоровьесберегающим потенциалом (например, за счёт несоблюдения принципа природосообразности, когда ребёнок в течение длительного времени находится в ситуации дефицита движения, когда не учитываются его ведущие каналы восприятия и другие психофизиологические особенности).
Нельзя не отметить ещё одно обстоятельство: в термине «здоровьесберегающий» заложен вектор «охранительного» порядка, т.е. здоровьесберегающие технологии в этом смысле направлены на сохранение стартового уровня здоровья обучающихся и воспитанников, на минимизацию школьных факторов риска. Однако на нынешнем витке государственной политики в сфере образования этого уже недостаточно – требуются особые технологии, позволяющие сформировать у ребёнка ответственность по отношению к своему здоровью, способность проектировать индивидуальную траекторию развития ресурсов своего здоровьяна основе навыков саморегуляции, понимания физических и психических процессов, происходящих в его организме, на основе рационального, здоровьесозидающего поведения. В этом случае можно говорить о здоровьеформирующих технологиях.
Поскольку речь идёт именно о технологиях, а не отдельных методах и приёмах, необходимо определить, что мы понимаем под здоровьеформирующими педагогическими технологиями. Это научно обоснованный и воспроизводимый в соответствующих условиях алгоритм реализации образовательной программы, ведущий к достижению субъектами образовательного процесса конкретных образовательных результатов в области своего здоровья.
Таким образом, в сущности, любая педагогическая технология, предполагающая формирование у обучающихся ценностных ориентиров на сохранение и укрепление здоровья, обладает здоровьеформирующим потенциалом. На наш взгляд, здоровьеформирующая педагогическая технология должна иметь ряд целевых ориентиров :
1) формировать у ребёнка осознанный интерес к своему здоровью (что не свойственно детям школьного возраста) и развить потребность получать и применять знания о способах улучшения своего самочувствия и настроения;
2) развивать навыки самоорганизации в области здоровья: научить ребёнка произвольно регулировать своё психофизическое состояние с помощью различных по форме, интенсивности и психологическому воздействию физических упражнений;
3) не только ликвидировать гиподинамию, но и помочь ребёнку эффективно адаптироваться в жизни;
4) обеспечить разумный выход накопившихся эмоций: через динамические упражнения – в ходе первой части занятия, эмоций радости, спокойствия, умиротворения – в ходе второй и третьей частей урока (статические упражнения, релаксационный сеанс).
Таким образом, актуальность и необходимость внедрения эффективных технологий формирования здорового образа жизни диктуется не только нуклонным снижением здоровья учащихся, но и нормативными требованиями. При этом стратегической целью деятельности школы становится повышение ценности здоровья в сознании ребёнка и его семьи, воспитание способности заботиться о физическом, психическом и социальном здоровье – своём и окружающих. В этом контексте здоровьесберегающая деятельность расширяется и трансформируется до здоровьеформирующей, а образовательный процесс требует дальнейшего оснащения здоровьеформирующими педагогическими технологиями.
Источник
Технологии формирования зож это
На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.
Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России [1, 2, 3, 4]. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям [1, 4, 5, 6, 7, 8].
Анализ исследований свидетельствует о том, что здоровье сбережение – явление многоаспектное и междисциплинарное.
Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ человека. Понятие «качество жизни» появилось в Index Medicos в 1977 году и всё шире используется в настоящее время.
Качество жизни – понятие важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, т.к. основная цель всех институтов общества – благополучие человека. Составляющими качества жизни являются: психическое благополучие; социальное благополучие; физическое благополучие; духовное благополучие.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Основное его содержание составляют следующие элементы: оптимальный уровень двигательной активности; закаливание, увеличение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; экологически грамотное поведение; психическая и эмоциональная устойчивость; сексуальное воспитание; отказ от вредных привычек; безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.
В связи с высокой актуальностью и значимостью проблем обеспечения, как здоровья населения, так и качества образования в настоящее время в образовании всё более распространённым становится термин «здоровье сберегающее образование».
Здоровье сберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.
Здоровье сберегающее образование включает участников этого процесса, а также соответствующие цели (здоровье сбережения), содержание и здоровье сберегающие технологии [9]. Здоровье сберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Профилактика и коррекция школьно обусловленных и социально значимых нарушений и заболеваний школьников
На протяжении уже более чем двадцатилетнего периода сохраняется тенденция снижения показателей здоровья детского населения. Данные официальной статистики и показатели профилактических обследований ежегодно свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья подрастающего поколения.
Организация детей в коллективы и их длительное пребывание в образовательных учреждениях позволяет на протяжении всего периода обучения эффективно осуществлять профилактические мероприятия, в том числе оздоровительные программы и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения.
ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.
К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных сил организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных сил организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное гигиеническое поведение.
Усиление профилактической направленности современного здравоохранения предусматривает формирование ответственности детей, подростков и их родителей за своё здоровье и здоровье окружающих.
Отношение к здоровью, здоровье сберегающее поведение и ЗОЖ являются одним из важнейших составляющих элементов культуры общества. ЗОЖ предполагает поведение и стиль жизни, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенических знаний, гигиенической культуры отдельных групп и общества в целом. Одной из составных частей ЗОЖ является воспитание культуры населения в отношении собственного здоровья.
В формировании санитарной культуры ведущая роль принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено в законодательном порядке. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержит специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и обучение». В ней определено, что с целью повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, для распространения знаний о ЗОЖ должны проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан. К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с факторами риска, влияющими на здоровье.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребёнок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.
В настоящее время актуальной медико-социальной проблемой является высокое распространение среди школьников факторов риска, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья. Особое беспокойство вызывает высокая распространённость неблагоприятных факторов риска, обусловленных образом жизни, которые формируются уже в начальной школе. Факторы риска, обусловленные образом жизни, являются управляемыми. В связи с этим важным направлением профилактики заболеваний среди учащихся является формирование у детей и подростков стереотипов ЗОЖ, тогда как дефицит знаний у обучающихся по вопросам ЗОЖ способствует распространению факторов риска, провоцирующих возникновение функциональных расстройств, неинфекционных и инфекционных заболеваний.
Литература
1. Баранов А.А., Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М., 2006. – 412с.
2. Воронцов И.М. Здоровье – главная медицинская, социальная и гуманитарная проблема. Материалы междунар. форума «Здоровье нации – здоровый город. Роль бизнеса, общественности и муниципальных властей в создании благоприятной для жизни городской среды обитания». – М., 2005. – С. 65-73.
3. Онищенко Г.Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений. Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2005. — №3. – С. 40-43.
4. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления: метод. рекомендации /А.А. Баранов – М., 2006. – 47с.
5. Баранов А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева – М., 2007. – 352с.
6. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2005. – 54с.
7. Конова С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2007. – 53с.
8. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние годы (2005-2007). Актуальные вопросы педиатрии: материалы XII Конгресса педиатров. – М., 2008. – С. 402.
9. Здоровье сберегающие технологии в современном образовательном процессе: монография /Г.В. Ильина, Л.А. Иванова, О.В. Савельева и др. Под общей ред. А.П. Савина. Сиб. федер. ин-т; Краснояр. гос. пед. ин-т им. В.П. Астафьева и др. – Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. – 168с.
Источник