Меню

Технологии формирования физического здоровья дошкольников

«Современные образовательные технологии для физического развития дошкольников»
методическая разработка по физкультуре

доклад на педагогическом совете

Скачать:

Вложение Размер
sovr.docx 34.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 45 п. Нахабино

Доклад на педагогическом совете

«Современные образовательные технологии для физического развития дошкольников»

( из опыта работы)

Подготовила инструктор по физической культуре

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский:

«Я не б о юсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд взрослого . От жизнерадостности , бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение, умственное развитие , прочность знаний, вера в свои силы»

По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека зависит:

•на 50% от собственного образа жизни;

•на 20% от окружающей среды;

•на 20% от наследственности;

•на 1 0% от уровня развития здравоохранения в стране» .

Нельзя улучшить свою на следственность , лично повлиять на уровень здравоохранения, значительно изменить экологические условия своего существования , но образ жизни , который человек выбирает , целиком зависит от него самого.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования. И в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья .

Применительно к ребенку — это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры , как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человек . Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения , задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым — это содействие становлению культуры здоровья , в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  1. Медико — профилактические;
  2. Физкультурно — оздоровительные;

з. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

  1. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  2. Валеологического просвещения родителей .

1.Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании — технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии : организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников , закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду ; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ .

2.Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств , двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика , массаж и самомассаж ,

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки , воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

3.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка — технологии,обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка — дошкольника . Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся : технологии психологического или психолого ­ педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

4.Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов , в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

5.Технологии валеологического просвещения родителей — задача данных технологий — обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно — развивающей работы:

Приобщение детей к физической культуре

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно — профилактических мер , система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка .

Формы организации в процессе физического развития дошкольника.

  1. физкультурные занятия
  2. самостоятельная деятельность детей

з. подвижные игры

  1. утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
  2. двигательно — оздоровительные физкультминутки
  3. физические упражнения после дневного сна
  4. физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  5. физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
  6. физкультурные досуги

1о. спортивные праздники

  1. оздоровительные процедуры в водной среде.
  2. Занятия по плаванию в бассейне.

Существующие современные образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

1 .Организационно — педагогические технологии, определяющие структуру

воспитательно — образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; 2.Психолого-педагогические технологии , связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

3.Учебно — воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Выбор современных образовательных педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей .

Разнообразные технологии сохранения и стимулирования здоровья: Динамические паузы — во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей . Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз , дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры — как часть физкультурного занятия , на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация — в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех в озрастных групп . Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создана сенсорная комната.

Гимнастика пальчиковая — с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно . Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми

проблемами . Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз — ежедневно по 3 — 5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста . Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога .

Гимнастика дыхательная — в различных формах физкультурно­ оздоровительной работы . Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика ортопедическая — в различных формах физку льтурно ­ оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие — 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах . Ранний возраст — в групповой комнате, 1 О мин. Младший возраст — 15 — 20 мин., средний возраст — 20 — 25 мин . , старший возраст — 25-30 мин . Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение и провести влажную уборку.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) — в свободное время , можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности . Коммуникативные игры — 1 — 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности , занятия рисованием , лепкой и др .

Занятия из серии «ЗОЖ» — 1 раз в неделю по 30 мин . со старшего возраста . Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания . Используется наглядный

материал (специальные модули).

Технологии музыкального воздействия — в различных формах физкультурно­ оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2 — 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр .

Сказкотерапия — 2 — 4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы.

Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек , группа детей , а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом — как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач . Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге

формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов.

Принципы закаливания:

  1. Закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
  2. Проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей , на фоне их положительного эмоционального настроя;
  3. Проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей,

состояния здоровья, уровня закаленности;

  1. Сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно .

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий , проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий , проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ .

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

  1. Нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
  2. Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;
  3. Прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом , когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде , не стесняющей активную деятельность ребенка.
  4. Комплекс пробуждения после дневного сна .
  5. Хождение босиком в летний период или по дорожке здоровья в группе после сна.

Будьте здоровы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода для музыкального развития дошкольников и успешного взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников и педагогов ДОУ.

Описание опыта работы МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №1 «Солнышко» по использованиию современных образовательных технологий в социальном развитии дошкольников.

Сообщение из опыта работы по теме: «Современные игровые технологии в физическом развитии дошкольников&raquo.

Автором представлен материал по использованию современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло.

Из опыта работы.

Сообщение-обсуждение: «Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров до.

Источник

Читайте также:  Значение координации для здоровья человека
Adblock
detector