«Современные образовательные технологии для физического развития дошкольников»
методическая разработка по физкультуре
доклад на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovr.docx | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 45 п. Нахабино
Доклад на педагогическом совете
«Современные образовательные технологии для физического развития дошкольников»
( из опыта работы)
Подготовила инструктор по физической культуре
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский:
«Я не б о юсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд взрослого . От жизнерадостности , бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение, умственное развитие , прочность знаний, вера в свои силы»
По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека зависит:
•на 50% от собственного образа жизни;
•на 20% от окружающей среды;
•на 20% от наследственности;
•на 1 0% от уровня развития здравоохранения в стране» .
Нельзя улучшить свою на следственность , лично повлиять на уровень здравоохранения, значительно изменить экологические условия своего существования , но образ жизни , который человек выбирает , целиком зависит от него самого.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования. И в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья .
Применительно к ребенку — это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры , как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человек . Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения , задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым — это содействие становлению культуры здоровья , в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- Медико — профилактические;
- Физкультурно — оздоровительные;
з. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- Валеологического просвещения родителей .
1.Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании — технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии : организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников , закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду ; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ .
2.Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств , двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика , массаж и самомассаж ,
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки , воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
3.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка — технологии,обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка — дошкольника . Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся : технологии психологического или психолого педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
4.Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов , в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
5.Технологии валеологического просвещения родителей — задача данных технологий — обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно — развивающей работы:
Приобщение детей к физической культуре
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно — профилактических мер , система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка .
Формы организации в процессе физического развития дошкольника.
- физкультурные занятия
- самостоятельная деятельность детей
з. подвижные игры
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
- двигательно — оздоровительные физкультминутки
- физические упражнения после дневного сна
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
- физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
- физкультурные досуги
1о. спортивные праздники
- оздоровительные процедуры в водной среде.
- Занятия по плаванию в бассейне.
Существующие современные образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
1 .Организационно — педагогические технологии, определяющие структуру
воспитательно — образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; 2.Психолого-педагогические технологии , связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
3.Учебно — воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Выбор современных образовательных педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей .
Разнообразные технологии сохранения и стимулирования здоровья: Динамические паузы — во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей . Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз , дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры — как часть физкультурного занятия , на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация — в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех в озрастных групп . Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создана сенсорная комната.
Гимнастика пальчиковая — с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно . Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми
проблемами . Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз — ежедневно по 3 — 5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста . Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога .
Гимнастика дыхательная — в различных формах физкультурно оздоровительной работы . Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика ортопедическая — в различных формах физку льтурно оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие — 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах . Ранний возраст — в групповой комнате, 1 О мин. Младший возраст — 15 — 20 мин., средний возраст — 20 — 25 мин . , старший возраст — 25-30 мин . Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение и провести влажную уборку.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) — в свободное время , можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности . Коммуникативные игры — 1 — 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности , занятия рисованием , лепкой и др .
Занятия из серии «ЗОЖ» — 1 раз в неделю по 30 мин . со старшего возраста . Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания . Используется наглядный
материал (специальные модули).
Технологии музыкального воздействия — в различных формах физкультурно оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2 — 4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр .
Сказкотерапия — 2 — 4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы.
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек , группа детей , а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом — как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач . Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов.
Принципы закаливания:
- Закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
- Проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей , на фоне их положительного эмоционального настроя;
- Проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей,
состояния здоровья, уровня закаленности;
- Сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно .
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий , проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий , проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ .
Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:
- Нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
- Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;
- Прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом , когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде , не стесняющей активную деятельность ребенка.
- Комплекс пробуждения после дневного сна .
- Хождение босиком в летний период или по дорожке здоровья в группе после сна.
Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектного метода для музыкального развития дошкольников и успешного взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников и педагогов ДОУ.
Описание опыта работы МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №1 «Солнышко» по использованиию современных образовательных технологий в социальном развитии дошкольников.
Сообщение из опыта работы по теме: «Современные игровые технологии в физическом развитии дошкольников».
Автором представлен материал по использованию современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло.
Из опыта работы.
Сообщение-обсуждение: «Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров до.
Источник