Меню

Технологии дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ

Оксана Дремина
Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ

Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.

Специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа, остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, сведет наши усилия на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.

У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.

За два месяца карантина в интернете появилось много методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися. Дистанционное обучение теперь рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение. Так, например, Минпросвещения России совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ ( https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/) . На сайте ИКП РАО создан специальный раздел, где будут размещаться обучающие материалы для педагогов и родителей. Здесь родители детей с особыми образовательными потребностями могут задать вопросы ведущим специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию. Для специалистов Институт предлагает методические рекомендации, советы для работы с детьми с ЗПР, НОДА, РАС, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и речи, т. е. по тем категориям детей, по которым задавалась основная масса вопросов в условиях дистанционного обучения.

В Смоленской области реализуется проект Смоленского педагогического колледжа «Онлайн педагог» ( http://edu67.ru/news/onlajn-pedagog-smolenskoj-oblasti/) . ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» в рамках инновационного проекта «Создание в Смоленской области инновационной образовательной площадки для обеспечения непрерывного образования, социализации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» разработал и разместил в открытом доступе на сайте «Открытые электронные курсы «Наша школа» электронные образовательные курсы по некоторым общеобразовательным предметам и курсы дополнительного образования детей

Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности.

К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития, с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС). В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.

Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь, если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

Читайте также:  Как правильно заниматься бегом для здоровья

Дистанционная работа возможна в различных формах

Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно)

Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т. п.)

Онлайн консультирование родителей и педагогов

Получение онлайн консультации у других педагогов, в том числе,очень актуальная супервизия для молодых специалистов

Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития

Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)

Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития

Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.

Постановка звуков в логопедии имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ муляжей и артикуляционных профилей, слуховую (акустических образ звука, кинестетическую (формирование кинестетических опор, осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения). И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.

Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О. С. Жукова

Виды исправлений звукопроизношения

(В. А. Ковшиков) Возможность дистанционного применения

(+ возможно, +/- с ограничениями, — невозможно)

Метод чистой имитации Учитель дает образец подражания, ученик подражает +

Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию Показ артикуляций на себе +

Показ артикуляционных профилей +

Слуховой образ (демонстрация правильного звучания) +

Температурный (по описанию: холодный воздух-теплый) +/-

(только при помощи родителя)

Метод опоры на сохранные звуки Например, Ш от Т —

Метод артикуляторных упражнений Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков +

Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С) +/-

Метод мнестического воздействия Использование зондов и зондозаменителей —

Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т. п.) +/-

при помощи родителя

Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений) Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций +

Метод связи звука и буквы На этапе подготовки ребенка к школе, в структуре занятий по обучению грамоте +/ —

При проведении занятий онлайн педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

1. Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)

Читайте также:  Неонатальный скрининг нац проект здоровье

2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия

3. Подбор и подготовка игр и заданий

4. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал, игрушках, распечатках заданий

5. Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т. п.)

6. Проведение занятия

7. Домашнее задание

8. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение, имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии. Хочется привести слова Татьяны Александровны Соловьевой, и. о.директора ИКП РАО : «Применение технологий дистанционного обучения позволило профессиональному сообществу логопедов и дефектологов запустить процесс формирования нового, перспективного направления — дистанционной коррекционной педагогики, что сделало ее доступной для семей из отдаленных регионов Российской Федерации и зарубежья, повысило компетенции родительского сообщества».

В завершение хочу привести полезные ссылки, которые будут полезны для эффективной организации дистанционного обучения:

1. Дистанционное обучение — https://www.lektorium.tv/

2. Онлайн игры,тренажеры,презентации,уроки,энциклопедии,статьи — http://kid-mama.ru/

3. Как записать контент в PowerPoint https://www.youtube.com/watch?v=HfBDjNrqcqQ

4. Как организовать кружок в онлайне | Rukami

Создание рабочих листов в сервисом Wizer

6. Создание викторин и тестов

7. Создание он-лайн тестов

8. МАСТЕР-ТЕСТ https://master-test.net/Онлайн-конструктор тестов с неограниченным количеством вопросов/вариантов ответов и подробным отчетом о результатах тестирования

9. LEARNINGAPPS https://learningapps.org/Самый популярный бесплатный конструктор для создания электронных интерактивных упражнений.

Фото отчёт по рисованию «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В публикации «Рисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения» я рассказала Вам.

Фотоотчёт дистанционного обучения детей. Конструирование в подготовительной группе «Роботы-помощники» Конструирование в подготовительной группе. Тема: «Роботы — помощники» Задачи: -развивать конструктивные способности, умение проявлять творчество.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» для детей 5–6 лет в условиях дистанционного домашнего обучения Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» для детей 5-6 лет в условиях домашнего обучения. Подготовила Самарина Е. И. ГБОУ.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео Задачи: закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, любознательность. Вызвать желание у родителей.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.

Источник

Педагогические технологии на дистанционном обучении детей с ОВЗ
статья

Педагогические технологии

на дистанционном обучении детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
statyana_shkolu.docx 34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Кунщикова Наталья Александровна

на дистанционном обучении детей с ОВЗ

Использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Так, в настоящее время развиваются информационные технологии, которые позволяют применить доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для того, чтобы организовать образовательный процесс для детей с ОВЗ педагог должен обладать профессиональными качествами: уметь решать образовательные задачи и обладать умением проектировать как свою деятельность, так и совместную деятельность с обучающимися, быть готовым к сотрудничеству. Должен знать психофизических особенности каждого обучающегося, и конечно, осуществлять индивидуальный подход в предоставлении учебного материала и формах контроля результатов обучения.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии образования.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.

Применяемые технологии в образовании относительно лиц с ОВЗ связана с типом нарушения: дети с нарушением слуха, со зрительным дефектом, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта и эмоционально-волевой сферы. У таких детей существуют особые образовательные потребности.

К их числу относят:

— потребность в использовании учителем таких педагогических технологий, которые способствовали не только успешному освоению образовательной программы, но и накоплению социального опыта, формированию навыков общения;

— потребность в развитии познавательных психических процессов, мотивации к учению, формирование самостоятельности, навыков самоконтроля в поведении;

— потребность в уменьшении физической, умственной нагрузки в процессе обучения;

— потребность в психолого-педагогическом сопровождении со стороны педагогического состава и т.д.

При формировании у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно — деятельностный подход, используя в процессе коррекции современные образовательные технологии. К ним относят:

  • Игровые технологии — использование игр, имеющих общеразвивающий и специализированный характер, направленных на коррекцию, профилактику нарушения;
  • Объяснительно-иллюстративные технологии — облегчение понимания сложной и трудно запоминаемой информации, использование наглядных пособий, раздаточного материала, подготовка презентаций.
  • Личностно-ориентированные технологии — организация учебного процесса таким образом, чтобы учитывались индивидуальные психофизические особенности. Формирование у нормально развивающихся сверстников чувства толерантности, взаимопонимания, сотрудничества и ответственности.
  • Инновационные технологии — использование в процессе обучения модернизированных технических средств с целью улучшения качества образования (аудовизуальные средства, специализированные компьютерные технологии) и др.
  • Технологии дифференциации и индивидуализации обучения — разработка индивидуальных образовательных программ, адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития.
  • Коррекционно-развивающие технологии — подбор методов и форм обучения с целью коррекции и развития способностей детей в физическом и психическом плане.
  • Технологии компенсирующего обучения — использование методов и способов обучения с целью развития сохранных анализаторов.
  • Здоровьесберегающие технологии-создание в классе обстановки комфорта, а именно следить за тем, как падает свет, менять местоположение учащегося, проведение физкультминутки на снятия напряжения мышц глаз, руки, кисти, применение упражнений на развитие мелкой моторики.
  • Кейс-технологии-одна из форм интегративного и интерактивного обучения; метод коллективного решения поставленной задачи, проявления себя в исследовательской деятельности, умножение имеющихся знаний, развитие теоретического мышления, углубление в какую-либо область знаний для достижения желаемого результата.
  • Информационные технологии—развитие восприятия целостности картин, изображений, иллюстраций.
  • Технология адаптивной системы обучения- разработка и реализация адаптивных образовательных программ, создание условий для адаптации лица с ОВЗ в образовательной среде.
  • Технология полного усвоения — усвоение программного материала в силу возможностей учащегося.
  • Дистанционные технологии — использование по совместительству ИКТ- технологии для дистанционного обучения с лицами, не способными посещать классно-урочные занятия наравне со всеми в силу своих индивидуальных особенностей.
  • Технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ- сопровождение не только со стороны педагога-психолога, но и всего кадрового состава. Задачи данной технологии заключаются в реализации индивидуальных образовательных программ, защите прав ребенка, поддержании равновесия между реальными возможностями ребенка в преодолении образовательных барьеров, профилактике дезадаптации, создании условий для максимального раскрытия творческого, личностного, интеллектуального потенциала.

Источник

Adblock
detector