Меню

Технические средства обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

Специальные технические средства обучения

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных п отребностей и индивидуальных возможностей, в нашей школе имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ):

Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Использование специальных учебников, учебных пособий и ди дактических материалов

дети-инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе

Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Имеются следующие технические средства обучения, пре дназначенные для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей инвалидов и детей с ОВЗ: -интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;

-мультимедийные установки (проектор, ноутбук)

Оказание психологической и друго й консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:

-возможность индив идуального сопровождения и консультирования учащихся по организационным и учебным вопросам;

-работа с семьей обучающегося;

-методическая работа с учителями;

-организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися

Источник

Использование технических средств в обучении детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях

специалист в области арт-терапии

Долгова Н.В., учитель – логопед

Киприянова И.Н., учитель – логопед

МКОУ СОШ № 4 г. Мирного Архангельской области

Использование технических средств в обучении детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Причины возникновения различных дефектов могут быть различны: дефекты конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматические заболевания, органические поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). Отягчающими факторами могут служить неблагоприятные социокультурные условия. [3;с.53]

У детей с ОВЗ отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, импульсивность, чувство тревоги, агрессии,а также отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.

Для детей с нормальным развитием, впервые ступивших на порог массовой школы, новый вид деятельности является, по сути, стрессом, однако наличие познавательного интереса сглаживает воздействие этой стрессовой ситуации. Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ, для которых проблемы восприятия, внимания, мышления, а также незрелость эмоционально – волевой сферы приводит зачастую к отсутствию или снижению познавательной активности, что делает процесс обучения чрезвычайно затруднительным. Этот дефект может мешать дальнейшему полноценному развитию, стать помехой не только в учебе, но и в общении со сверстниками. Познавательный интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Неоценимым помощником в преодолении проблем обучения детей с ОВЗ могут стать технические средства обучения. К ТСО относятся

программное обеспечение и пр.

Почему же именно компьютерные технологии легко и быстро могут помочь в преодолении такого сложного дефекта, для коррекции которого даже опытным специалистам требуется много времени?

Для школьников с ОВЗ компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционных классах уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Дети с ОВЗ -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет развивать зрительно-моторную координацию, моделировать различные ситуации и среду, развивать познавательный интерес, воспитывает самостоятельность, самоконтроль, усидчивость, усиливает мотивацию ребенка, активизирует их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока и занятия. Использование ТС на уроках или занятиях позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала. Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Данные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника.

Читайте также:  Этапы развития понятия здоровье

Достоинства использования ИКТ

постоянное взаимодействие с детьми;

увеличение восприятия материала ;

одновременное использование разных видов информации;

показ динамических процессов у детей;

моделирование жизненных ситуаций;

побуждение к поисковой и познавательной деятельности;

высокая динамика самого занятия.

Однако, при подготовке к занятиям с использованием ИКТ надо учитывать санитарно-эпидемиологические правила, по которым непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой, не должна превышать — 15 мин. Приблизительно такие же ограничения устанавливаются на просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения. При этом нет различий между доской меловой и интерактивной.[5]

Перенасыщение анимацией, слайдами, перегруженность рисунками, недостаточная квалификация педагогов, оснащенность школьных учреждений. Высокая цена на мультимедийное оборудование. Недостаток помещений. Невозможность использования ИКТ на каждом занятии.

На наших логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью нами была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, и практические мультимедийные презентации. Например: серия развивающих игр «Игры тигры»,« Аделин».Главным положительным результатом применения компьютерных развивающих игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей с ограниченными возможностями здоровья.

На логопедических занятиях мы активно использую презентации. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук. Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает успешно решать следующие задачи:

1. Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.

2. Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики

3. Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Источник

Использование современных технических средств при обучении детей с ОВЗ

специалист в области арт-терапии

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей»

Доклад в рамках семинара : «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения»

Выполнила учитель начальных классов :

Нижний Новгород 2016

Тема: Использование современных технических средств при обучении детей с ОВЗ.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

У детей с ОВЗ отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, импульсивность, чувство тревоги, агрессии,а также отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.

Неоценимым помощником в преодолении проблем обучения детей с ОВЗ могут стать технические средства.

Техника — (от греч. Techne — искусство, мастерство, умение) — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники — облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей. Под техническими средствами понимаются все устройства, приборы и аппаратура, предназначенные для осуществления оптимального процесса фиксации, хранения и распространения различной информации, повышения наглядности, зрелищности и художественной выразительности.

Читайте также:  Здоровье сдать анализ крови

Правильная классификация технического средства помогает точно определять их функциональное назначение и правильно выбирать необходимый носитель информации. Даже простейшая классификация поможет разобраться с имеющимися и поступающими техническими средствами. Педагог должен умело применять наиболее нужное в каждом конкретном случае техническое средство.

Универсальная классификация технических средств ещё не создана, да и вряд ли будет создана в будущем. В основе классификации могут лежать различные критерии: по функциональному назначению, по воздействию на органы чувств, по принципу работы и т.д.

По воздействию на органы чувств:

1)Визуальные средства (зрительное восприятие) ;

2)Аудиосредства (слуховое восприятие);

3)Аудиовизуальные (зрительный образ+звук).

По функциональному назначению:

1)Средства передачи информации;

3)Средства художественной выразительности;

4)Вспомогательные технические средства;

5)Прикладные технические средства.

По принципу устройства и работы:

3)Электронные оптические (лазеры, светодиоды — используются для передачи данных в виде световых сигналов).

Существует и более расширенная классификация технических средств:

I. Аналоговые технические средства:

1) Аудиосредства (магнитофоны, диктофоны, радиоприемники, кассеты, пластинки, аудио-диски);

2)Графические и фотографические средства (фотоаппараты, фильмоскопы, диапроекторы, эпидиаскопы, слайды, видео-диски);

3)Кинопроекционная техника (кинокамеры, кинопроекторы, кинопленки); 4)Видео и телевизионные средства (телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеопроекторы, видеокассеты).

II. Цифровые технические средства :

1)Аудиосредства (цифровые диктофоны и плееры, цифровые компакт-диски); 2)Графические и фотографические средства (цифровые фотоаппараты, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти)

3)Проекционная техника (мультимедийные проекторы);

4)Видео и телевизионные средства (цифровые видеокамеры, DVD-проигрыватели и DVD-плееры, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти).

III. Средства оргтехники (средства копирования и размножения — принтеры, ксероксы).

IV. Компьютерные средства:

Компьютерные мультимедиа — (MULTIMEDIA в пеpеводе с английского означает «многосpедность») — это современная компьютерная информационная технология, позволяющая компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) различные виды информации: текст, звук, речь, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию), т.е. это инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа с сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники (компьютер+миди-клавиатура, колонки или компьютер+мультимедийный проектор)

V. Телекоммуникационные средства; средства доступа к информационным ресурсам Средства дистанционной передачи информации получили названия “телекоммуникации” (от греч. tele — далеко, лат. communucatio — общение). К техническим средствам коммуникации относятся: телефон, телетайп, телеграф, факсимильный аппарат, усилительную аппаратуру (микрофоны, динамики), видеосвязь (телеконференция), двухсторонняя радиосвязь, электронная почта – двусторонняя связь и печать (газеты, журналы и другие печатные материалы), телевизор, радио- и киноаппаратура — односторонняя связь (между субъектом и неопределенным объектом. В наше время широкое распространение получило такое средство телекоммуникации, как компьютерная сеть.

На последних двух пунктах классификации нужно остановиться подробнее, так как именно эти технические средства являются наиболее современными и востребованными во время компьютерных технологий.

Роль телекоммуникаций и компьютерноопосредованных технологий деятельности постоянно возрастает в современном обществе. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научнообоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Современный период образования характеризуется процессом информатизации, который предполагает реализацию возможностей информационных технологий для совершенствования методов обучения, воспитания. Информатизация обучения требует от учителей профессиональной компетенции, которая выражается, прежде всего, в умении использовать средства изучения и обучения ребенка, основанные на ТС. ТС и информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают большую информационную емкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях); интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика –повышается работоспособность, активизируется познавательная деятельность детей; создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника –мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;создание благоприятного психологического климата -создание правильной реакции на ошибку; учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами;качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений; возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей; изменение ситуации взаимодействия «учитель –ученик»: ситуация меняется на «учитель–ученик-компьютер», происходит смена акцента взаимодействия; насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.Поэтому применение в коррекционнообразовательном процессе специализированных

Читайте также:  Польза собак для здоровья человека

технических средств , учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации школьников с особыми образовательными потребностями.

Использование технических средств в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций –внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Применение технических средств является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом. В связи с этим особую актуальность приобретают разработка, создание и внедрение специализированных компьютерных программ, учитывающих общие

закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями.

Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения. При этом одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья. В этом направлении ведутся различные разработки.

Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики.

Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.

Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, специальные увеличенные клавиатуры, накладки на клавиатуру, персональный комплекс для работы с мобильным USB устройством

увеличения экрана и речью, портативная электронная лупа, компьютерный тифлокомплекс(на брайлевский дисплей-строку вся текстовая и служебная информация выводится шеститочечным шрифтом Брайля , что делает ее доступной для незрячих, программа экранного доступа осуществляет связь между операционной системой и брайлевским дисплеем , позволяет

дублировать вся текстовую информацию с помощью синтезированной речи , а так же многократно увеличивать изображения на экране), специаьлные программы по увеличению изображений и шрифта, изменению контрастности экрана , JAWS (англ. аббр. Job Access With Speech «доступ к действиям с помощью речи»)— программа для чтения с экрана компьютера, предназначенная для людей с ослабленным зрениемс помощью которых озвучивается информация –так называемый «Экранный чтец».

Для школьников с ОВЗ компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Дети с ОВЗ -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет развивать зрительно-моторную координацию, моделировать различные ситуации и среду, развивать познавательный интерес, воспитывает самостоятельность, самоконтроль, усидчивость, усиливает мотивацию ребенка, активизирует их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока и занятия. Использование ТС на уроках или занятиях позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку. Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала. Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Данные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника.

1)Еременов М.Р. 2014 «Программно-технические средства для различных категорий детей-инвалидов, обучающихся на дому»;

2) Ал ещенко С. В. , Воронкова И. А. , Потапова М. А. 2012 «Использование средств ИКТ для дистанционного образования детей с ОВЗ»;

3) Долгова Н.В., Киприянова И.Н. 2014 «Использование технических средств в обучении детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях»;

4)ЮрьевС.В. 2013 «Классификация технических средств.»;

5) Материал из Википедии-свободной энциклопедии;

Источник

Adblock
detector