Меню

Театрализованная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Театрализованная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Евлюхина Елена Анатольевна

Организация: МБДОУ ДС «Солнышко» СП д/с №164

Населенный пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил

В настоящее время в нашей стране на всех образовательных уровнях особое внимание уделяется коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако, наиболее важным, сензитивным периодом для «особенных детей» является дошкольный возраст. Именно тогда специалисты выявляют имеющиеся осложнения и предпринимают первые шаги для наиболее благоприятного освоения детьми образовательных программ и успешной адаптации их в обществе. Дети могут иметь различные осложнения в развитии: от задержки психического развития до двигательных нарушений и осложнений с речью, зрением, слухом. Поэтому необходим комплексный и системный подход к решению проблем во всех сферах воспитания и обучения детей с ОВЗ. Каждый ребенок индивидуален и поэтому ежедневно в дошкольных учреждениях проводят работу не только педагоги сопровождения — логопеды, психологи, дефектологи, а также, воспитатели, музыкальные руководители, как активные участники образовательного процесса.

Сам термин «дети с ОВЗ» говорит о том, что ребенок ограничен во многих сферах жизни, что естественным образом влияет на полноценное психическое и социальное развитие его личности. Ребёнку, как правило, сложно занять себя в своей свободной деятельности, он не испытывает особого интереса к окружающему миру, т.к. не имеет возможности полноценно воспринимать его, а также, зачастую, не имеет самостоятельной тяги к творческой деятельности. На фоне всего этого у детей могут возникать страхи, эмоциональные срывы, заторможенность или двигательное беспокойство и суетливость, проблемы с развитием памяти и внимания. Чтобы избежать дальнейших осложнений, дети с ОВЗ должны чувствовать, что окружающая обстановка способствует их раскрепощению, помогает им проявить себя и снять зажатость. Наиболее эффективные способы эмоционального расслабления и раскрепощения «особенного ребенка» – игры, развитие их фантазии и воображения. Всё это содержит в себе театрализованная деятельность. В ходе неё дети примеряют на себя роли, другой жизненный опыт, черпают и проявляют не свойственные им в обычной жизни эмоции, а также приобретают свои знания и убеждения. При этом они успешно используют подражание, игру, диалоги и монологи.

На сегодняшний день существует множество форм работы на музыкальном занятии с «особенными детьми». Все они уже достаточно изучены и активно применяются в практике музыкальных педагогов. Одним из наиболее многогранных способов является театрализованная деятельность. Этой теме посвящено большое количество трудов, но за счёт своей специфики, а также благодаря огромному воспитательному потенциалу данная работа является актуальной.

В нашем детском саду имеется группа детей с тяжелыми нарушениями речи, особенностью которой является то, что она разновозрастная (3-8 лет). Все дети направлены к нам психолого-медико-педагогической комиссией и имеют серьезные комплексные речевые нарушения. При этом 90% воспитанников данной группы имеют статус «ребенок-инвалид». Чтобы нормально развивалась речь, необходима целостность и сохранность всех структур мозга. Важное значение имеют слуховая, зрительная и моторная системы.

Особенности развития ребенка с ОВЗ затрудняют процесс своевременного развития речи. Большинство детей испытывают трудности сосредоточения, не умеют вглядываться, рассматривать, не понимают инструкцию взрослого. Наблюдаются такие симптомы как вялость, общая слабость, заторможенность, или, наоборот, раздражительность, частая смена настроения, гиперактивность, капризность. У большинства детей нарушена осанка, не развита мелкая мускулатура рук. В группе есть дети с расстройствами аутистического спектра ( РАС). Всех детей объединяет то, что они не умеют говорить. У большинства детей при поступлении в группу не сформированы культурно-гигиенические навыки, самообслуживание.

Театр является для людей средством познания жизни, эстетического и нравственного воспитания детей. Он сочетает в себе целый спектр видов искусств: литературу, танец, актерскую игру и музыку. С помощью всего этого театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка и обогащает этот мир, учит ребенка преобразовывать окружающую среду, задействовать свою фантазию и воображение, помогает общаться с людьми, развивает творческие способности. Всё это в дальнейшем поможет социализироваться нашим воспитанникам в современном обществе.

Актерское искусство совпадает с природой детской игры. Поэтому занятия с использованием театрализованных игр включают в себя различные творческие задания, которые помогают развивать психомоторные и эстетические способности детей, дают начало детской художественной деятельности.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, нами был подобран театральный репертуар. На данный момент он включает в себя такие сказки как «Теремок», «Заячья избушка», «Курочка Ряба», «Как Собака друга искала». В дальнейшем планируется расширять диапазон произведений, возможно, вводить в практику отрывки из современных мультипликационных сюжетов. Представленные сказки обладают важной отличительной чертой – они просты в исполнении и дают нашим «особенным детям» возможность активно пользоваться своим небольшим речевым инструментарием. Для детей с ОВЗ театрализованные игры являются жизненно необходимой деятельностью, в которой развиваются их личностные качества.

Каждый этап в работе над инсценировкой позволяет решать сразу несколько воспитательных и образовательных задач. При знакомстве со сказкой, на этапе её прочтения, педагог знакомит воспитанников с героями, образом их жизни, то есть расширяет знание воспитанников об окружающем мире. Дети только с помощью взрослого могут определить характер героев («плохой – хороший») и устанавливать правила общения. В результате у детей возникают: симпатии в виде улыбки по отношению к хорошему, доброму герою (к Курочке, Собачке и т.д.), жалость и сострадание — к беззащитному Зайке; осуждение — по отношению к хитрой Лисе, злому Волку. Игровая обстановка создает для детей психологическую защиту и комфорт, а сама театральная деятельность помогает маленькому человеку более успешно и спокойно преодолеть свои личностные проблемы.

Читайте также:  Продукция сибирского здоровья для иммунитета

Театрализованная игра выступает методом обучения творческому мышлению и культуре общения. Во время таких занятий педагог вместе с ребенком может решать различные проблемные ситуации, вступать во взаимодействие со сверстниками: «Дедушка один не может вытянуть репку. Что нужно сделать?»; вступать в речевое общение: детям трудно самостоятельно позвать героя и педагог приходит на помощь: «Давайте позовем помощников: «Бабка! Иди к нам!», а герою подсказывает, как ответить или показать с помощью жеста: «Иду». После таких игровых моментов ребёнок получает эмоциональную поддержку, образец для подражания в лице взрослого, опыт творческого самовыражения.

  • заметить еще одну очень важную особенность. В силу ещё несформированного речевого аппарата дети не могут произносить в постановке реплики героев-людей, они подражают голосам известных им зверей и птиц. Сказки подбираются так, чтобы персонажами здесь были выбраны различные животные и птицы, так как большинство детей группы для выражения речи и эмоций героев пользуются преимущественно звукоподражанием ( мяу -мяу, ку-ку) , речевыми шаблонами («Кто там?», «Иди к нам» и др.). Кроме этого, было замечено, что некоторые дети используют жесты или активные движения , характерные поведению животных.

Каждый раз, перед началом внедрения театральной постановки той или иной сказки, с детьми проводится тщательная проработка сюжета. Необходимо, чтобы они запомнили героев, их характеры, последовательность действий. Для этого мы сначала читаем сказку, затем проигрываем её в театральных играх (в кукольных, настольных, пальчиковых и других). Сопровождается кукольное представление музыкальным оформлением, которое будет использоваться позже в работе над спектаклем. Необходимо это для того, чтобы дети не только зрительно, но и на слух воспринимали эмоции героев, смену настроения эпизода, а также представляли полноценную картинку сказки в своей голове. Это поможет им потом легче сориентироваться в той или иной роли.

Еще одной особенностью работы с детьми с ОВЗ в театральной деятельности, которая учитывается на стадии подготовки, является упрощение сюжета, тщательная проработка педагогом его музыкальной составляющей. Все сложные фразы и реплики мы заменяем на лёгкие слова, а где возможно — даже на простые звуки. Роль автора на себя берет либо воспитатель, либо музыкальный руководитель. Они в любой момент смогут изменить сюжет, чтобы ребёнок смог проявить себя так, как он этого захочет.

Дети сначала сами играют в героев с помощью кукол, потом начинают подражать их действиям в игре, а после примеряют на себя костюмы и перевоплощаются в персонажей. Костюмы изготавливаются и подбираются из материалов ярких цветов, передающих основные внешние особенности персонажа, его характерные черты, понятные всем детям. Так же для более глубокого погружения в мир сказки мы используем различные декорации, атрибуты.

При проигрывании спектакля или отрывка из сказки ребёнку даётся полная свобода самовыражения: он может попытаться сказать слова, произнести звук, показать жест, сделать полноценное движение или просто промолчать, если того пожелает в данный момент. Это позволяет детям почувствовать, что они сами управляют сюжетом, решают, как будет вести себя герой и выбирают финал своей «игры». К слову сказать, у спектакля в любой момент может остаться «открытый» финал, если дети почувствуют усталость или нежелание продолжать действие.

Таким образом, использование театральной деятельности в работе с детьми с ОВЗ в детском саду, безусловно, способствует общему развитию малышей, раскрытию потенциала их фантазии и воображения, развитию речевого общения и психологическому раскрепощению и является частью механизма адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Приобретенный опыт в театрализованной игре позволяет детям применять его и в самостоятельной деятельности (игра с куклой, с мишкой, просмотре книжки). Дети используют знакомые им уже слова и фразы.

Такие занятия также помогает педагогам и, в первую очередь, музыкальному руководителю совершенствовать методы работы с «особенными детьми», а также делиться полученным практическим опытом со своими коллегами.

Важную роль в работе с детьми с ОВЗ имеет организация взаимодействия всех специалистов ДОУ и родителей для решения проблем речевого развития детей, у становление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника. Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому и подход к каждой семье варьируется в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д. Поэтому мы используем различные пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству (совместные театрализованные постановки, изготовление костюмов, декораций и т.д.), доброжелательный стиль общения, индивидуальный подход, сотрудничество, динамичность во взаимодействии родителей и специалистов ДОУ. Все это направлено на создание положительной атмосферы, заинтересованности в совместной работе направленной на наилучший результат.

В группе детей с тяжелыми нарушениями речи проводится мониторинг

достигнутых результатов в форме наблюдения. У детей наблюдается развитие интереса к музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию, театрализованной игре, осознанию связи музыки с окружающим миром, а это, в свою очередь, помогает эффективно планировать дальнейшую работу.

Читайте также:  Гимнастика для здоровья сердца

Положительное влияние театральной деятельности на успешное эмоциональное, социальное и общее развитие детей с ОВЗ напрямую зависит от музыкального руководителя и является той важной «изюминкой», которую он сможет привнести в образовательный процесс. Именно поэтому новизна идей и учёт особенностей детей с ОВЗ, посещающих детский сад, способствуют обновлению и появлению новых подходов в использовании моментов театрализации в группе с детьми с ОВЗ.

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 45 с.
  2. Королькова Е.А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С.87-90. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10224/. (дата обращения: 06.10.2018).

2. Конвенция о правах ребёнка// Народное образование. – 1993. – №5. С. 24-
40
3. Короткова, Н. А., Михайленко, Н. Я., Как играть с ребёнком: Линка-Пресс,
2015 – С. 215.

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

Источник

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ.
статья на тему

Театрализованная деятельность в школе, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.

Скачать:

Вложение Размер
statya_.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ.

В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить — это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него — больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Театрализованная деятельность в школе, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.

Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Для детей с особыми возможностями здоровья искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств.

Первая и самая главная задача – это социальная адаптация

детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы работы мы стремимся научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Ведь именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для коррекции высших психических функций как основы формирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:

-для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя);

-для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции);

-для самовыражения и самореализации.

Идея включения основ театрального искусства в коррекционно-развивающий процесс специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями позволила не только и не столько реализовывать в рамках специального образования вопросы художественного воспитания, формирования основы художественной культуры, сколько активизировать коррекционно-развивающий процесс (развитие, воспитание, обучение и коррекция) средствами искусства, гармонично развивать ребенка с проблемами, расширить возможности его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро– и макро – среде.

В своей практике педагогу необходимо использовать такие методы организации детского опыта культуры общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками формирующие у детей из классов КРО коммуникативные способности:

-умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

-позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

-умение сопереживать — радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

-умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

Театрализованную деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. Ее основные функции:

— катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

— регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

— коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Театрализованная деятельность детей с особыми возможностями здоровья недостаточностью включает в себя следующие разделы:

-участие в общешкольных мероприятиях

Принцип коррекционной работы с детьми классов КРО, основанный на театрализованной и концертной деятельности, построен на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:

— искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;

— под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию.

Очень важен в арттерапии креативный принцип, т.е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

— снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

— раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

— развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);

— преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

— включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.

Театрализованная деятельность способствует развитию:

— психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

— речи (монолог, диалог);

— творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

— разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

— владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

— амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

— изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Театральная и концертная деятельность учит детей с особыми возможностями здоровья ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.

На занятиях кружка «В мире кукол» дети классов КРО с удовольствием берут в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Работа проводилась над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом, проходят занятия на начальном этапе воплощения этого большого раздела программы.

При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделялось речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом, проходят занятия на начальном этапе воплощения этого большого раздела программы.

Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

На выступлениях ребята проявляли творческую самостоятельность и часто вносили в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.

Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми.

Таким образом, сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к прекрасному, он получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь – театр». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребёнку, тем лучше.

Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:

• знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются

• развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление

• активизируется собственная речь

• активнее и успешнее формируются навыки невербального общения

• обогащается словарный запас

• совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений

• развивается эмоционально-волевая сфера

• формируется самостоятельность и активность

Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Источник

Adblock
detector