Меню

Театрализованная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ.
статья на тему

Театрализованная деятельность в школе, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.

Скачать:

Вложение Размер
statya_.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ.

В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить — это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него — больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Театрализованная деятельность в школе, на мой взгляд, – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.

Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Для детей с особыми возможностями здоровья искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств.

Первая и самая главная задача – это социальная адаптация

детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы работы мы стремимся научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Ведь именно театральное искусство в контексте игры и действия, создания образов, является эффективным условием для коррекции высших психических функций как основы формирования речевой деятельности. Театрализованная деятельность, как модель жизненных ситуаций, как «проба» ощутить себя в той или иной среде, создает, как никакая другая учебная деятельность, благоприятные условия:

-для развития эмоциональной сферы (знакомство с чувствами, настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения, осознание причин того или иного настроя);

-для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение способов выразительности речи, дикции);

-для самовыражения и самореализации.

Идея включения основ театрального искусства в коррекционно-развивающий процесс специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями позволила не только и не столько реализовывать в рамках специального образования вопросы художественного воспитания, формирования основы художественной культуры, сколько активизировать коррекционно-развивающий процесс (развитие, воспитание, обучение и коррекция) средствами искусства, гармонично развивать ребенка с проблемами, расширить возможности его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро– и макро – среде.

В своей практике педагогу необходимо использовать такие методы организации детского опыта культуры общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками формирующие у детей из классов КРО коммуникативные способности:

-умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

-позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

-умение сопереживать — радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

-умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

Театрализованную деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. Ее основные функции:

— катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

— регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

— коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Театрализованная деятельность детей с особыми возможностями здоровья недостаточностью включает в себя следующие разделы:

-участие в общешкольных мероприятиях

Принцип коррекционной работы с детьми классов КРО, основанный на театрализованной и концертной деятельности, построен на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности:

— искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка;

— под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т.е. негативные чувства превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию.

Очень важен в арттерапии креативный принцип, т.е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

— снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

— раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

— развитие реальных мотивов (игра и обучение проходят не по принуждению, а радостно, так как театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью);

— преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

— включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижения вперед.

Театрализованная деятельность способствует развитию:

— психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

— речи (монолог, диалог);

— творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

— разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

— владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

— амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

— изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Театральная и концертная деятельность учит детей с особыми возможностями здоровья ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.

На занятиях кружка «В мире кукол» дети классов КРО с удовольствием берут в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Работа проводилась над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом, проходят занятия на начальном этапе воплощения этого большого раздела программы.

При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделялось речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю. Таким образом, проходят занятия на начальном этапе воплощения этого большого раздела программы.

Занимаясь с детьми, я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.

На выступлениях ребята проявляли творческую самостоятельность и часто вносили в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.

Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми.

Таким образом, сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки ребёнка. Приобщаясь к прекрасному, он получает возможность свободно развиваться, проявлять свои интересы и способности. Это поможет ему в дальнейшем добиваться поставленных целей, строить межличностные отношения. Классик не ошибался, утверждая, что «вся наша жизнь – театр». На сцене жизни следует выглядеть достойно, и чем раньше мы расскажем об этом ребёнку, тем лучше.

Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:

• знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются

• развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление

• активизируется собственная речь

• активнее и успешнее формируются навыки невербального общения

• обогащается словарный запас

• совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений

• развивается эмоционально-волевая сфера

• формируется самостоятельность и активность

Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Источник

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации

Екатерина Бывшева
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья как средство социальной адаптации

Дети, поступающие в детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей поступало к нам в группу без речи или с тяжелым недоразвитием речи,где страдали все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечалась ограниченность и бедность словаря.

Следует отметить и то, что ребята не умели вступать в контакт с детьми и взрослыми. У них не было потребности в общении, не были сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдали от неустойчивого внимания, испытывали трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечалась незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления их оставались на очень низком уровне. Часть детей была пассивна, не выражала каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна. Почти у всех детей отмечались в той или иной степени выраженности аутичные черты характера.

В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста, мы пришли к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.

Реализуя этот проект, мы поставили перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.

Первая и самая главная задача – это социальная адаптация

детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы посещения детского сада мы стремимся научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них. Для выполнения этой задачи мы использовали разные виды деятельности:

Трудовая деятельность и развитие моторики.

Сюжетные игры («У нас гости», «Угостим кукол чаем», «Дочки-матери»)

Театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, мы стимулируем развитие диалогической речи у детей с ОВЗ.

Изобразительная деятельность.

Развитие эмоциональной сферы детей.

Игра на музыкальных инструментах. Каждому ребенку в зависимости от двигательных нарушений подбирается свой инструмент.

Исполнение песен с использованием игрушек (кукол, мягких игрушек).

Танцы под яркую, эмоциональную музыку разного характера (минорную и мажорную).

Повышение уровня самооценки у детей.

На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в

свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями (родители, дети из других групп, студенты педагогического университета, гости, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.

Реализация творческих возможностей каждого ребенка.

На любом музыкальном празднике, в любой театрализованной

постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития, каждый ребенок исполняет доступную для него роль.

Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между

героями сказки или инсценировки.Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т. к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.

Нельзя не отметить еще и такой момент. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т. е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.

Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.

В нашем детском саду контакт между детьми с ограниченными возможностями и их более здоровымисверстниками происходит на разных уровнях:

В кабинете педагога-псхолога взаимодействие осуществляется сначала в диадных группах, затем в малых подгруппах.

Экскурсии в группы («Поход к друзьям»).

Совместные праздники на улице («Здравствуй, Осень золотая», «Масленица»).

Организация коллективных выставок работ из природного материала («Осень золотая», бросового материала («Зимушка-зима», поделок из бумаги (использование разных техник работы с бумагой «Весна-красна»).

Посещение музыкальных занятий и праздников друг друга.

Совместная игровая деятельность.

Включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь группы и детского сада.

Эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника.

Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках.

Изготовление родителями костюмов для детей.

Украшение группы и музыкального зала к праздникам, изготовление декораций для спектаклей.

Организация совместных праздничных чаепитий.

Развитие компенсаторных возможностей у детей.

В своей работе мы стремимся использовать любые способности

и возможности детей. Самостоятельно не передвигающиеся дети читают стихи, поют песни, исполняют в танцах доступные им движения. Дети с тяжелым недоразвитием речи, танцуют в группе, парами или индивидуально. Дети с глубокими умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях.

Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.

Педагоги группы не делят детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках.

Как показывают наши наблюдения, участие детей в театрализованной деятельностиположительно влияет на многие факторы в их развитии:

знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются

развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление

активизируется собственная речь

активнее и успешнее формируются навыки невербального общения

обогащается словарный запас

совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений

развивается эмоционально-волевая сфера

формируется самостоятельность и активность

Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.

Н. В. Верещагина, «Особый ребенок»в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2009. – 160 с. ;

В. А. Гончарова, Т. А. Колосова,Моторные сказки для самых маленьких: Учебно — методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2012. – 128 с. : ил. ;

Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М. : «Просвещение», 2005. – 278 с. ;

М. Д. Махнева, Театрализованныезанятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128с.

Театрализованные игры в коррекционно –развивающей работе с дошкольниками: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. – СПб. : КАРО, 2009. – 256с. : ил. ;

Л. М. Шипицына, Развитие навыков общения у детейс умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб. : Издательство «Союз», 2004. – 336с. ;

Знакомим с пейзажем детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми и подростками с ограниченными возможностями, хочется сделать всё возможное, чтобы помочь им адаптироваться в социуме. Организуя.

Физкультурный досуг для детей 5–6 лет с ограниченными возможностями здоровья «Наш хвастунишка Карлсон» Физкультурный досуг для детей 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья. «Наш хвастунишка Карлсон» Задачи: • Формирование у детей интереса.

Изобразительная деятельность (лепка) для детей с ограниченными возможностями здоровья Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация.

Конспект занятия для детей 3–4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Задачи:.

Коррекция трудностей адаптации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья Бесова Людмила Валентиновна – педагог-психолог; воспитатели группы раннего возраста –Пестовникова Галина Сергеевна, Шалашова Мария Михайловна.

Познавательная беседа «Наш край — Урал» для детей 6–7 лет с ограниченными возможностями здоровья Цель: систематизация и обобщение знаний детей о Южном Урале, как о родном крае. Задачи: 1. Расширять знания детей о разнообразии и красоте.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебные ниточки» Цель: Развитие творческих способностей детей. Развитие детской изобразительной деятельности методом «Отпечаток» Задачи: Развивать эстетическое.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 «Сказка», г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Источник

Читайте также:  Какие обои могут быть вредными для здоровья
Adblock
detector