Актуальность опыта.
Детская психология как наука несет в себе самые разнообразные подходы к «правильному» развитию ребенка, но мнения всех профессионалов сходятся в том, что важными критериями психологического здоровья ребенка являются жизнерадостность, спонтанность, творчество, живой интерес к окружающему миру и готовность его исследовать.
В развитии ребенка важен не просто набор знаний. Чтобы ребенок развивался и был психологически, эмоционально здоров, чтобы хорошо развивался интеллект, должна быть заложена хорошая основа в его двигательном развитии.
Движение для ребенка это естественный способ познания себя и мира. Наблюдая за взрослыми, подражая им, имитируя их движения, ребенок учится – действовать, чувствовать, строить отношения с миром. Язык тела – универсален, говорить на нем и понимать его может каждый, вне зависимости от возраста, словарного запаса или уровня развития интеллекта.
Вышесказанное и обусловливает актуальность опыта «Танцевальная терапия в работе с детьми с ограничениями возможностей здоровья».
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании комплексной программы занятий для детей с УО по танцевальной терапии, и реализации условий для социально-реабилитационной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие хореографических способностей не стоит основной целью моей работы. Гораздо важнее социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевально-ритмической деятельности.
Так как занятия являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ, в моей работе можно выделить четыре основных направления работы с детьми:
• оздоровительное
• образовательное
• воспитательное
• коррекционно-развивающее
Учитывая специфику дошкольного возраста, я широко использую игровые методы и приемы, которые способствуют поддержанию у детей интереса к танцу, танцевально — ритмической деятельности, придают учебно — воспитательному процессу привлекательную форму, облегчают процесс запоминания и освоения детьми упражнений, повышают эмоциональный фон занятий.
В процессе обучения детей с ОВЗ танцевально-ритмическим движениям я использую следующие методы:
• словосопровождение,
• «вовлекающий показ» (авт. С. Д. Руднева)
• «опережающий показ» (авт. А. И. Буренина)
• исполнение движений без музыкального сопровождения,
• пластические упражнения,
• звуковой сигнал
• показ упражнения условными жестами, мимикой.
Не отрицая ценность индивидуальных занятий, групповые формы работы всё же имеют ряд преимуществ:
Приобретение коммуникативных навыков.
Преодоление последствий длительной социальной депривации детей.
Развитие волевых усилий и умения выполнять определенные правила.
При формировании подгрупп можно увеличить количество занятий.
Все вышеперечисленные навыки формируются в более короткие сроки, благодаря высокой подражательной способности детей.
Условно занятие делится на три части:
Вводная часть.
Основная часть.
Ритмическая разминка под музыку. Ритмико-слуховые упражнения. Разучивание танцевальных элементов, хореографические упражнения, танцевальные комбинации. Коммуникативные, ритмические игры
Заключительная часть.
Имитационные упражнения. Упражнения на напряжение и расслабление, релаксацию. Прощание. Рефлексия. Поклон.
Структура занятия
В структуру занятий я включаю следующие приёмы и упражнения:
«Ритмика» — используются общеразвивающие, строевые упражнения для развития чувства ритма, темпа, метра; дыхательные упражнения и упражнения на закрепление осанки.
«Танцы» — формируются танцевальные движения у детей, что способствует развитию памяти. внимания, коммуникативных и двигательных навыков
«Пластические упражнения» — используются нетрадиционные упражнения, направленные на развитие мышечной силы и гибкости детей.
«Пальчиковая гимнастика» — служит основой для развития мелкой моторики, ручной умелости, координации движений рук.
«Самомассаж» — выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения формируют у ребенка сознательное стремление к здоровью, развивают навык собственного оздоровления.
«Музыкально-подвижная игра» — применяются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
«Релаксационные упражнения» – для снятия напряжения, отдыха, эмоциональной разгрузки
В работе с детьми с ОВЗ встречаются определенные трудности:
Работа с родителями.
С родителями проводились индивидуальные беседы об играх и упражнениях, способствующих двигательному развитию детей. Консультации (индивидуальные, групповые и стендовые) по различным темам. Родители принимают активное участие в праздниках детского сада, областных и городских конкурсах.
Динамика работы и результативность
В моей работе прослеживается положительная динамика. Мы стали выступать на утренниках в детском саду, на городских и областных мероприятиях. Разучивая парные танцы, двигаясь в хороводе, у детей появляются навыки организованных действий, формируется представление о пространстве и умение ориентироваться в нем. Даже аутисты, которые никогда не позволяли прикасаться к себе, во время танца держат друг друга за руки. Дети с нарушением интеллекта начинают активно общаться друг с другом, произносят звуки, которые от них редко можно услышать, переживая радостное волнение.
За последний год работы были поставлены танцы:
• Если б я был султан
• Вальс
• Котята
• Мама
• Самба
• Обезьянки
• Яблочко
Дети стали более открытыми не только на занятиях, но и за пределами детского сада.
Исходя из вышесказанного, хочу еще раз подчеркнуть, что танцевальная терапия имеет большие перспективы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Аннотация: В статье рассматривается понятие танцевально-двигательной терапии. В частности, исследуется влияние танцевально-двигательной терапии на детей с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, танцевально-двигательная терапия, коррекционная работа, социализация.
Ранняя диагностика имеет важное значение, поскольку прогноз аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения.
Одним из способов помощи детям является танцевально-двигательная терапия (ТДТ): она помогает детям обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к музыке, научить слушать и понимать ее. Занятия проводят с целью научить выражать свои чувства, идентифицировать себя как личность и наладить межличностные отношения. Танцы помогают наладить координацию движений 1.
Изложение основного материала.
Возникла танцевально-двигательная терапия в 40-х годах XX века благодаря новаторским усилиям Мэриан Чейс, которая работала в больнице Св.Елизаветы в Вашингтоне и через танец начала налаживать контакт с пациентами. До этого общение с ними было невозможно [2].
Работники психиатрических учреждений начали признавать, что занятия с танцетерапии, которые проводились в их учреждениях, имели некоторое влияние на пациентов. Частные пациенты рассказывали о пользе и прозрении, которое им давали эти терапевтические занятия, которые удовлетворяли определенную потребность.
На сегодня танцевальная терапия используется в целом мире в разнообразных условиях для помощи молодым и старым, больным и здоровым. Применяется в государственных и частных психиатрических больницах, и клиниках для душевнобольных, лечебных центрах, учреждениях и школах для людей с физическими или эмоциональными расстройствами, а также в частной практике [4].
Танцевальная терапия не ограничивается изучением определенных движений. Ее занятия значительно отличаются от занятий с определенного вида танцев. Ведь в этом случае терапевт не представляет специального танцевального материала, который надо изучить. Он сосредоточивает свое внимание на двигательном репертуаре, который имеет ребенок. Это становится основой, на которую он опирается в своей работе.
Танцевальный терапевт помогает ребенку расширить двигательный диапазон, работает с ним как с личностью, которая выражает себя в движениях, поведении. Терапевт, имитируя движения ребенка, пытается их отразить и войти в его эмоциональное состояние для того, чтобы понять его поглубже, наладить отношения. Отражая движения ребенка, терапевт предлагает ему расширить свои движения, попробовать двигаться другим способом, не таким привычным. Это дает возможность через движение достичь определенных личных изменений [3].
Занятия по танцевальной терапии позволяет детям «увидеть» друг друга. А также дает возможность почувствовать различные поверхности этого мира, научиться общаться на разных уровнях, найти контакт с природой.
Такие занятия позволяют также пережить определенный опыт, который строит их личность. Они развивают креативность, добавляют уверенности в жизни, улучшают самочувствие и настроение.
Танцевальный терапевт работает над предоставлением возможности всем почувствовать себя важным участником определенной деятельности, проявить свои способности и почувствовать радость присутствия каждого. В своих движениях ребенок проявляет свои желания, возможности, мечты. Танцевальный терапевт работает с воображением ребенка.
Танцуя, ребенок может попасть в воображаемый сказочный мир какой-то заданный образ леса, моря, песка в пустыне и многое другое, которые для него будут ресурсными и терапевтическими.
Наряду с этим иногда на таких занятиях используется общий рисунок руками или даже ногами (танцуя, рисовать красками), что очень любят дети.
Танцевально-двигательная терапия дает возможность ребенку проявить пусть наименьшее, но собственное движение, которое приносит радость жизни.
Нужно понимать цели и задачи танцевальной арт-терапии, а именно [6]:
1. Укрепление общего состояния физического здоровья при занятиях танцем с детьми:
— способствовать созданию оптимальных условий для роста и развития опорно-двигательного аппарата ребенка;
— формировать правильную осанку;
— способствовать профилактике плоскостопия;
— содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма;
2. Совершенствование психомоторных способностей детей разного возраста:
— развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, чувство собственного тела, скоростно-силовые и координационные способности;
— способствовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
— формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;
— развивать мелкую моторику;
3. Развитие предпосылок творческих способностей:
— развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
— формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
— воспитывать умение эмоционального выражения и творчества в движениях;
— развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
В течение последних десятилетий танцевальная терапия как проявление лечение искусством в значительной степени начала приобретать черты профессиональной, что проявляется в формировании специализированных программ, в попытках четкого определения этих методологических подходов.
Терапевты, занимающиеся лечением искусством, пытаются преодолеть границы традиционного курса лечения. Бесспорно, использование художественного творчества для выражения чувств и мыслей может оказывать существенную помощь в выработке адекватного поведения и повышения самооценки личности, также нужно понимать тот факт, что искусство имеет и образовательную ценность при развитии творческих взглядов, умений, навыков. Именно средствами искусства, в том числе танца, нужно реализовывать оздоровительные и лечебные программы и методики.
Танцевальная арт-терапия — отличный метод лечения, а особенно через педагогические приемы танца. Это оригинальные принципы и основы прогрессивного художественного, коррекционного содействия в лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работе, которая осуществляется посредством хореографического творчества, дает возможность экспериментировать с движением, положением тела, танцевальной позой, чувствам, исследовать и выражать их на символическом уровне. Танцевальная терапия помогает умственно-отсталым детям благодаря изобразительно-выразительным средствам хореографического искусства раскрыть свои эмоции, побороть страхи, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.
Танцевально-физические нагрузки при выполнении тренажа танца способствуют исправлению нарушений развития и физических отклонений тела, коррекции осанки, координации движений вообще и отдельными его частями. Эти занятия подходят для всех возрастных категорий и не имеют побочных действий. К тому же от таких лечебных занятий такой ребенок получает настоящее удовольствие.
В заключении нужно сказать, что после танцев настроение детей заметно улучшается, дети с нетерпением ждут встречи с педагогом-хореографом. Удивительно положительным оказывается опыт использования элементов танца фламенко, который способствует соединению со своими жизненными силами, выражению обиды, гнева, торжеству жизни над смертью. Элементы джазового танца способствуют развитию координации частей тела и их осознанию, а движения рук восточного танца помогают восстановить моторику пальцев. Использование принципов хороводных танцев способствует развитию позитивных коммуникаций и чувству поддерживающей общности среди детей с таким же диагнозом [5].
Все это позволяет утверждать, что танцевально-двигательная терапия имеет огромное значение в психологическом сопровождении детей с ОВЗ.
Список использованной литературы
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
Бабич И. А. Уроки музыки в начальной школе для детей с расстройствами аутистического спектра: из практического опыта работы учителя музыки / Бабич И. А. // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 2. – С. 42-56.
Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. – 2012. – №2. – С.2-6
Евтушенко Г.Н., Елова Е.А. Роль арт-педагогики и арт-терапии в гармоничном развитии ребенка с проблемами // Педагогическое образование в России. – 2007. – №3. – С.122-131
Козлов В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко. – СПб.: Питер, 2006. – 234 с.
Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2008. – 288 с.
Чайклин Ш., Шмайс К. Подход Чейс в танцевальной терапии // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. – №1. – С.7-9
Источник