Меню

Талант детей с ограниченными возможностями здоровья

Талант детей с ограниченными возможностями здоровья

Ключевые слова: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ДЕТИ С ОВЗ; ОДАРЕННОСТЬ; ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ; ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ С ОВЗ; ОГРАНИЧЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ; INCLUSIVE EDUCATION; CHILDREN WITH DISABILITIES; GIFTEDNESS; TYPES OF GIFTEDNESS; GIFTED CHILDREN WITH DISABILITIES; PHYSICAL DISABILITIES.

Проблема одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире становится все более актуальной. В стратегии развития российского образования одним из приоритетных направлений является поддержка одарённых и талантливых детей. Проблематика работы с талантливыми детьми со статусом ОВЗ заключается в обеспечении системного подхода в использовании образовательных технологий и методов работы с одаренными детьми.

В современной психологии используются два термина на основе слова «одаренность» – «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначают особую группу детей, опережающих своих сверстников в развитии. Второй же термин – «детская одаренность», напротив, не предполагает никакой селекции, а указывает на то, что каждый ребенок имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.

По виду деятельности могут быть выделены следующие виды одаренности:
1. Интеллектуальная одаренность. Это дети с врожденными высокими интеллектуальными способностями, для которых стандартная общеобразовательная программа чаще всего не интересна.

2. Академическая одаренность. Дети способные к обучению в широком смысле слова.

3. Лидерская одаренность (коммуникативная одаренность). Это дети с лидерским поведением.
Критерии, отличающие детей с лидерским поведением: в окружении посторонних людей и в любой нестандартной ситуации ребенок сохраняет уверенность в себе; легко приспосабливается к новым ситуациям; генерирует идеи и легко решает социально-лидерские задачи; принимает на себя ответственность, характерную для его возраста.

4. Художественно-эстетическая одаренность. Данный вид одаренности заметен в высоких достижениях художественной деятельности: в музыке, в танце, в скульптуре и т.п.

5. Творческая одаренность. Она проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении. Творческие способности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению.

6. Спортивная одаренность (психомоторная одарённость). Современные исследования доказали, что если у школьников, которые увлекаются спортом, создать соответствующую мотивацию, то они могут превосходно учиться.

7. Духовно-ценностная одаренность. Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Дети вместе с одаренностью могут обладать и некоторыми нарушениями здоровья. Дж. Галехер таких детей назвал «дважды особенными». Он считает, что приблизительно 2% детей инвалидов являются одаренными детьми. Это дети – инвалиды с трудностями в обучении, с нарушениями слуха и речи, дети с физическими увечьями, с проблемами с речью и проблемами в эмоциональном плане.

Наиболее часто встречающиеся одаренные и талантливые дети среди «дважды особенных детей» это: дети — аутисты; дети с симптомом Аспергера; дети с признаками гипрелексии; дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении; дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; дети неспособные к чтению; дети с синдромом диспраксии.

Очень часто ребенок имеет способности в одной или нескольких областях, и им же необходима помощь в других областях. Инвалидность может скрывать одаренность ребенка и наоборот. Поскольку одаренность часто связывается с академическими успехами ребенка и школьными достижениями, то детей с ограниченными возможностями зачастую бывает трудно идентифицировать таковыми. У одаренных дошкольников с проблемами в обучении — низкая продуктивность в школе (они не умеют писать, читать, записывать); у детей с церебральным параличом и глухотой — отсутствие навыков коммуникации; у детей с нарушениями двигательных функций – часто замедленное письмо, в результате чего ребенок отвлекается от задания, а учитель считает это невнимательностью; у детей с проблемами эмоционального характера — неуправляемое поведение (агрессивность, замкнутость, вспыльчивость, нежелание общаться).

Трудности возникают также и во время тестирования подобного ребенка, поскольку подобным детям часто невозможно предъявить стандартизированный тест. Поэтому зачастую такие дети не охвачены программами для одаренных и талантливых детей. А если такие дети получают образование в специализированных школах, таких как для глухих или слепых детей, то их одаренность и таланты губятся действующей в этих учреждениях учебной программой. Исследования группы ученых детей с ограниченными возможностями показали характерных особенных черт, которые могут позволить учителям раскрыть одаренность ребенка.

Наиболее общую характеристику одаренных детей с ограниченными физическими возможностями представляет С. Виллард-Холд: развитие у них компенсаторных навыков; творчество в поиске альтернативных способов общения и решения задач; впечатляющий багаж знаний; расширенные академические знания и навыки; отличная память; исключительные навыки в решении проблем; быстрое понимание идеи; стремление к долгосрочным целям; большая зрелость по сравнению с возрастом ровесников; хорошее чувство юмора; упорство, терпение; мотивация в достижении цели; любопытство, погруженность в себя; самокритика и перфекционизм; когнитивное развитие таких детей не может быть основано на их непосредственном опыте; возможные трудности с абстрактным мышлением; возможны ограниченные достижения в связи с темпами работы.

Практика инклюзивного подхода предполагает при планировании своих образовательных программ школой или детским дошкольным учреждением учитывать индивидуальные потребности ребенка, разрабатывая Индивидуальный план образования (ИП) одаренного ребенка. Инклюзивное обучение одаренных детей подразумевает то, что дети будут учиться друг у друга, у окружающих их взрослых. Именно при таком подходе к обучению и может быть распознана одаренность, и дети с ограниченными возможностями смогут стать значимыми членами своего учебного сообщества.

Придём к выводу, что для развития способностей детей необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, разрабатывать и проводить мероприятия, по сохранению и дальнейшему развитию способностей, объединяя усилия всех педагогов ДОУ и родителей.

Читайте также:  Здоровье детей моя забота

Источник

Основные ступени раскрытия способностей и таланта детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Меркулова Карина Юрьевна

Основные ступени раскрытия способностей и таланта детей с ограниченными возможностями здоровья

В стремительно изменяющемся мире очень часто происходит то, что задачи и цели, возложенные на школу поддаются изменению или же меняются кардинально, но без изменений остаётся лишь то, что в наше время образовательная политика в сфере образования создана и направлена на создание условий для развитий творческих способностей и личностей.

В Национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы, Указом Президента Российской Федерации утверждено, что должны создаваться условия для развития жизненной перспективы для ребёнка, его воспитание, развитие, образование, социализация, и максимальное использование всех своих возможностей для раскрытия своих творческих способностей.

Дети и подростки с ОВЗ, так же, как и здоровые дети, имеют способности и стремление к творческой деятельности. Но для развития творческих способностей у детей с ОВЗ требуется помощь специалистов. Не только специалисты могут помочь детям, но и родители сами должны способствовать и помогать ребенку проявлять себя.

О развитии творческой одарённости у детей с ОВЗ прежде чем говорить, необходимо уточнить базовые понятия: творчество, способность, одарённость.

«Творчество является уделом всех… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» (В.В.Давыдов). Творческая деятельность индивидуальна, но ее формирование а так же развитие являются актуальной проблемой в теории воспитания и обучения детей» [2, 321].

Под словом способность, следует понимать индивидуальные черты и качества ребенка, которые обеспечивают ему с лёгкостью выполнять какое-либо действие. Способности – не только являются врождёнными качествами, они еще существуют в процессе развития, и не могут развиваться без различных видов деятельности, например: как рисование, лепка, хореография [3, 192].

Творческая одарённость является одним из первых и самых особых видов одарённости. Так, А.М. Матюшкин даёт своё виденье творчеству так, что есть лишь один вид одарённости-творческий. Если нет творчества, то бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи утверждают правомерность существования творческой одарённости как отдельный самостоятельный вид [4, 127].

Как же можно помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья развить свои творческие способности и раскрыть свой потенциал?

В таком случае существуют три ступени к развитию таланта и творческих способностей детей с ОВЗ:

Первая ступень – завлечь детей в творческую среду. Это поможет решению укрепления психологического и физического состояния ребёнка, преодоление комплекса неполноценности, улучшение эмоционального состояния. Это и есть главные условия, которые могут дать и дают стимул к развитию творческих способностей детей с ОВЗ [1, 58].

Вторая ступень – это создание ситуации успеха. В этом важно то, чтобы ребёнок смог сам оценить не только свой успех, но и успех своих близких, и товарищей. Обратил внимание на свой результат и мог бы сам дать оценку выполнения своей работы и других детей. Важно создавать для ребёнка ситуацию успеха. Обращать нужно особое внимание на его творческую деятельность, хвалить его труд, поддерживать во всех начинаниях, поощрять его. Важно объяснять ребенку, что не всё сразу получается с первого раза и сразу, нужно стараться чтобы получить и достичь ожидаемый результат.

Третья ступень – психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ:

– принятие ребёнка таким, какой он есть;

– укрепление уверенности родителей в возможностях и таланте своего ребёнка;

–решение различных конфликтных ситуаций в семье, формирование позитивного образа отношений в семье.

Следует принять и понять, что болезнь ребёнка – это тяжелое испытание на силу духа, которое преодолевается любовью, заботой и терпением.

На сегодняшней момент одной из важных задач является развенчивание мифов о бесталанности детей с ОВЗ. Нужно полностью развеять все сомнения, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не может добиться успеха. Нужно формировать различные установки для развития творческой деятельности, привлекать специалистов, которые способны понять этих детей и помочь им раскрыть и развить их способности. Не разрушать у детей с ОВЗ свой взгляд на этот мир и принять их такими какие они есть.

1. Альфред А.Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Наука жить, Киев,1997.

2. Давыдов В.В.Проблемы развития обучения.М.: Педагогика,1986.

3. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одарённости: Учебное пособие для студентов и педагогов. М.: ТЦ «Сфера»,1999.

4. Матюшкин А.М.Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики., Школа-Пресс, 1993.

Источник

ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ РАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Галеева Г.Н.
Аспирант, Башкирский Государственный Педагогический Университет им.М.Акмуллы

ГЛАВНЫЕ СТУПЕНИ РАСКРЫТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Аннотация

Автором представлены особенности работы с высоко мотивированными детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. Описаны ступени реализации развития творческой деятельности и способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, дети с ограниченными возможностями здоровья, творчество, творческие способности, творческая личность, творческая деятельность, ситуация успеха, помощь и поддержка детей с ОВЗ.

GaleyevaG.N.
The graduate student, the Bashkir State Pedagogical University of M. Akmulla

THE MAIN STEPS OF DISCLOSURE OF ABILITIES AND DEVELOPMENT OF TALENT OF CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES

Abstract

The author presented features of work with highly motivated children with limited opportunities of health in system of additional education. Steps of realization of development of creative activity and abilities of children with limited opportunities of health are described.

Keywords: additional education of children, children with limited opportunities of health, creativity, creative abilities, the creative person, creative activity, a success situation, the help and support of children with OVZ.

Читайте также:  Стенд здоровье для школ

Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). Вместе с тем получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).

Выбирая профессию – педагог дополнительного образования, каждый из нас прокладывает свою тропинку к сердцу ребенка.Но есть дети особой заботы – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Таких детей часто называют «детьми с особыми нуждами». Здесь необходимо учитывать их особые потребности в общении, психофизическое и психоэмоциональное состояние, готовность к сотрудничеству, содействию и помощи.

Современная концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности. В национальной доктрине образования на период до 2025 года поставлена задача создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого учащегося.

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья также как и здоровые дети, обладают талантом к творческой деятельности. Но для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь.

Что же может помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья раскрыть свои способности и развить талант?

Первая ступень к развитию способностей и таланта детей с ОВЗ – вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в творческую деятельность. Это позволяет эффективно решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоления комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. Это главное условие дающее стимул к развитию талантов и способностей детей с ОВЗ [1]. Виды творчества могут быть разными в зависимости от склонностей детей. Важно то, что ребенок с ОВЗ имеет возможность при наличии большого спектра предложений выбрать любой из подходящих именно ему видов творчества.

Главная задача педагогов, работающих с данной категорией детей,- создать такие условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического состояния, мог бы развивать способности, данные ему от природы [6]. Инвалидность не должна становиться причиной исключения маленького человечка из жизни. Альфред Адлер знаменитый психолог, основатель индивидуальной психологии считал, что движущей силой развития личности становится стремление к преодолению чувства собственной неполноценности и слабости, которое возникает у ребенка сразу же после рождения в силу своей беспомощности, слабости и зависимости от взрослого. Преодоление своей неполноценности становится главной целью развития человека. В случае благополучного развития эта задача может быть решена двумя способами – путем компенсации своего дефекта или неполноценности и путем сверхкомпенсации, когда человек добивается максимального успеха именно в той области, которая, казалось бы, должна быть закрыта для него в силу специфики его дефекта [1]. Ступенькой к его маленькому сердечку для реализации этих условий является творчество.

Знаменитый писатель Антон Павлович Чехов сказал: «Человек, познавший творчество, не знает других удовольствий». Наверное, по-настоящему счастлив человек лишь в творчестве. Именно здесь, он проявляется как личность, раскрывается и становится более раскрепощенным, уверенным в себе и в своих возможностях. Он знает, что ему нужно, к чему стремиться и чего добьется в жизни. У него появляется конкретная цель в жизни. Талант преодоления определяется готовностью и способностью личности ставить цель и работать над ее достижением, преодолевать препятствия, верить в себя и в будущее, уметь сотрудничать с другими людьми, уважать себя и других [1].

Каждый ребенок, в той или иной мере олицетворяет собой творческое начало. И поэтому самая главная задача – не растерять и не упустить творческую энергию этих особенных детей, дать ей возможность воплотиться и дарить свет.

Занятия творческой деятельностью – это начало главного пути, это та дверка для творческой энергии, где можно заразиться только положительными эмоциями и заражать окружающий мир этой эйфорией, мечтой, капризами, творчеством и созиданием. Главное, что здесь ребенок с ограниченными возможностями здоровья не чувствует себя особым среди всех, а свободным в своем творчестве. Он стремится к красивому, доброму и лучшему. А стремление к лучшему – это эволюция мыслей, привычек, образа жизни, то есть хорошее настроение, радость и обреченность на успех в любых начинаниях.

Вторая ступень – создание ситуации успеха. Для любого подростка и особенно ребенка с ОВЗ очень важна ситуация успеха. Именно успехом можно воспитать любого учащегося. Но если в учебной деятельности проявить себя может не каждый, то в творчестве состояться может практически любой воспитанник.

Здесь важно, чтобы дети с проблемами здоровья могли оценить не только свой труд, свое неумение, на первых порах, делать что-то, но и то, как получается или не получается выполнение заданий у их сверстников. Тем самым постепенно снижая некоторую неуверенность и тревожность.

Очень важно создавать ребенку ситуацию успеха, оказывать ему положительную поддержку, эмоционально реагировать похвалой на, пусть и небольшое, достижение ребенка. Дети данной категории очень болезненно реагируют на порицание и критику, поэтому нельзя использовать этот метод воздействия. Если невозможно не указать ребенку на его ошибку, нужно обязательно объяснить, почему не получилось на этот раз и, авансируя на будущее, убедить воспитанника в том, что в следующий раз у него эта работа получится обязательно. Важно воспитать у ребенка уверенность, что нет безвыходных ситуаций и выработать у воспитанника чувство уверенности в собственной полноценности и собственной значимости и умение преодолевать любые трудности.

Читайте также:  Зелья здоровья лост арк

Большое значение имеет организация праздников, которые должны проектироваться так, чтобы выступать в качестве концентрата культурной жизни. Современные массовые праздники зачастую имеют характер развлекательного шоу, предназначенного для культурного потребления; они навязывают искусственные ситуации, не учитывая человека «играющего», творящего, а значит, природу праздничного поведения. В таком празднике, как и во всей нашей популярной культуре, человек выступает в качестве потребителя, а не творца. Необходимо, чтобы ставилась задача создания творческого инклюзивного пространства, открытого для всех посетителей, предполагающего активность каждого участника, включая детей с ОВЗ. В них обязательно должна учитываться собственная активность детей с ОВЗ и иметься инклюзивный характер, т.е. рассчитываться как на здоровых детей, так и на детей с ограниченными возможностями [4].

С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей. Одним из важных направлений развития творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья является организация выставок творческих работ воспитанников и конкурсов детских работ. Очень много детей и подростков, обладающих одаренностью и талантом. Конкурсы и выставки развивают личностные особенности самого ребенка, его самоотношение и самоуважение, веру в свои возможности, готовность к преодолению трудностей [4,6].

Третья ступень – психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Психологическая поддержка родителей – это система мер, направленная на:

– принятие ребенка таким, какой он есть;

– снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

– укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

– формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;

– установление адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;

– формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

Достаточно часто родители детей с ОВЗ занимают позицию чрезмерной опеки, пытаясь поместить ребенка в тепличные условия, оградить от трудностей и неудач, изолировать от реальной жизни. Это может привести к тому, что у ребенка формируется так называемая «выученная беспомощность» [5,6]. М.Селигман писал, что такая гиперопека и стремление сделать все за ребенка с целью облегчить ему жизнь приводит к противоположному результату. Такой ребенок, сталкиваясь с малейшим затруднением или сложностью в какой либо деятельности заявляет «Нет, я не смогу, у меня не получится». Это становится реальной причиной отклонений в поведении ребенка, препятствует раскрытию его способностей и тормозит развитие. Поэтому воспитание в семье с детьми с ОВЗ должно предусматривать сочетание помощи и поощрения его самостоятельности. Родители должны поддерживать общение с ребенком, разнообразить и обогатить его деятельность, а также требовать от него результата в разумных пределах [5].

Следует понять, что болезнь ребенка – действительно тяжелое испытание, которое может и должно быть преодолено любовью, терпением и правильным пониманием того, как следует строить воспитание, чтобы реализовать потенциал познавательных и творческих возможностей ребенка. Нередко, родители просто стесняются недуга ребенка, либо испытывают страх того, что их ребенка обидят, будут смеяться, и предпочитают изолировать его от общества под «стеклянным колпаком». Необходимо создание широкой сети поддержки и сопровождения развития детей с ОВЗ. Психологическая поддержка родителей предусматривает участие всех специалистов, работающих с ребенком: медицинского работника, дефектолога, социального педагога и, конечно же, педагога-психолога. Иногда родители испытывают необоснованное чувство вины за болезнь ребенка и пытаются компенсировать это подарками, вседозволенностью. А нередко, чувство отвержения ребенка, как «неоправдавшего ожидания», маскируется повышенным вниманием, опекой. Но недостаток любви и родительского внимания становится причиной возникновения новых трудностей в развитии ребенка. Необходимо развенчивание мифов о врожденной «отсталости» и бесталанности детей с ОВЗ. Нужно на корню развеять убеждения о том, что ребенок с ограниченными возможностями обречен на неуспех, что сферы профессионального труда и образования для таких детей ограничены или даже невозможны. Надо формировать новые установки на создание условий развития творческой деятельности, таланта и одаренности в отношении детей с ОВЗ.

Литература

  1. Альфред А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека «Наука жить». – Киев,1997. – С. – 57-58.
  2. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.
  3. Креативная педагогика, Методология, теория, практика под ред. В.В. Попова и Ю.Г. Круглова. – М., 2011.
  4. Творчество инвалидов – неограниченные возможности. Организация в музеях выставок инвалидов и адаптация выставок для востриятия людьми с ограничениями здоровья: Материалы обучающего семинара 18.09.11. М., 2011.
  5. Хрусталева Т.М. Возрастные особенности проявления социальной одаренности школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 10 – С. 170-176.
  6. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей – М.: Просвещение, учебная литература, 1996. – 136 с.

Источник

Adblock
detector