Методическая разработка урока окружающего мира для 2 класса по теме: «О витаминах»
Тема урока: «О витаминах».
Учебное пособие: Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Виноградова Н. Ф.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Используемые технологии: проблемное обучение, развитие критического мышления, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Цели и задачи урока
Цель урока: Первичное усвоение новых предметных ЗУНов и УУД. Создать условия для формирования способности к самостоятельному анализу предложенной ситуации и принятия правильного решения; развития логики, мышления, внимания учащихся.
Задачи урока
● Формирование предметных компетенций.
• познакомить с понятием « витамины»
• формирование здорового образа жизни посредством правильного питания
● Формирование метапредметных компетенций.
Личностные действия: владеть готовностью и способностью к самостоятельной познавательной деятельности.
• Сформированность интереса к изучаемому предмету с использованием межпредметных связей.
• Владение навыками логического мышления.
• Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
• Уметь работать в группе.
• Обнаруживать и формулировать проблему.
• Выдвигать версии, определять средства решения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема урока: «О витаминах». Учебное пособие: Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Виноградова Н. Ф. Тип урока: урок пе | 40.11 КБ |
Презентация к уроку | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока окружающего мира для 2 класса
по теме: «О витаминах»
Учитель: Стрекаловская Л.А.
Тема урока: «О витаминах».
Учебное пособие: Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Виноградова Н. Ф.
Тип урока: у рок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Используемые технологии: проблемное обучение, развитие критического мышления, игровые и здоровьесберегающие технологии.
- Поисковая деятельность.
- Сравнительный анализ.
- Практическая работа.
- Ведение проблемного диалога.
- Выполнение упражнений и практических заданий.
- Частично-поисковый метод.
- Демонстрационный метод.
- Карточки с названиями команд и для выбора команды
- Схема «Нужные витамины»
- Карточки с продуктами для схем «Нужные витамины»
- Карточки – подсказки для составления схемы «Нужные витамины»
- Таблица для составления меню
- Мультимедийный проектор, презентация, мультфильм «Смешарики. Пин-код — Исправительное питание»
- Образцы продуктов.
Цели и задачи урока
Цель урока: Первичное усвоение новых предметных ЗУНов и УУД. Создать условия для формирования способности к самостоятельному анализу предложенной ситуации и принятия правильного решения; развития логики, мышления, внимания учащихся.
● Формирование предметных компетенций .
• познакомить с понятием « витамины»
• формирование здорового образа жизни посредством правильного питания
● Формирование метапредметных компетенций .
Личностные действия: владеть готовностью и способностью к самостоятельной познавательной деятельности.
• Сформированность интереса к изучаемому предмету с использованием межпредметных связей.
• Владение навыками логического мышления.
• Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты .
• Уметь работать в группе.
• Обнаруживать и формулировать проблему.
• Выдвигать версии, определять средства решения проблемы.
Содержание учебного материала урока
и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся
- Организационный.
- Актуализация знаний.
- Определение темы урока.
- Постановка проблемы.
- Закрепление и обобщение изученного материала.
- Динамическая пауза.
- Практическая работа.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Информация о домашнем задании.
Технологическая карта урока
Этапы урока, время
Формирование УУД на данном этапе
Приветствует учащихся и настраивает детей на урок
Регулятивные действия: формирование навыков саморегуляции.
Коммуникативные действия : умение слышать, слушать и понимать партнера.
Актуализация знаний (2 минуты).
Рассматривают фотографии, выясняют к какой фотографии подойдет надпись «Здоровая школа»?
Дети рассуждают на тему: Что такое здоровая школа.
Познавательные действия: формирование навыков самостоятельного поиска и выделения необходимой информации.
Коммуникативные действия : умение слышать, слушать и понимать партнера.
Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение здорового образа жизни
Определение темы урока
Задает наводящие вопросы.
Формулируют тему урока.
Регулятивные действия: формирование навыка целеполагания.
Познавательные действия : Развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи
Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение витаминов и здорового образа жизни
Создает проблемную ситуацию для формулировки основополагающего вопроса
Учитель «подводит» детей к вопросу: Действительно ли нехватка витаминов в организме влияет на здоровье человека?
Регулятивные действия: формирование навыка обнаружения и формулирования проблемы.
Познавательные действия : логические универсальные действия.
Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение витаминов и правильного питания
Повторяют упражнения за мультгероями.
Личностные действия: принятие здорового образа жизни.
Коммуникативные действия : умение слышать, слушать и понимать учителя.
Регулятивные действия: осмысление своих действий при выполнении упражнений
Изучение нового материала
С помощью наводящих вопросов, составляют план работы
Познавательные действия: умение самостоятельного построения алгоритма, развитие навыка логического мышления.
Регулятивные действия: осмысление своих действий и самооценка.
Личностные действия : развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение новой темы
Поясняет задание практической работы.
В случае необходимости помогает ее выполнять.
Выполняют практическую работу в группах. Заполняют технологическую карту.
Коммуникативные действия : умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Познавательные действия: формирование навыка исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, формирование метапредметных связей.
Личностные действия: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение новой темы
Подведение итогов урока. Рефлексия
Делает словесную оценку работы групп.
Сводят воедино результаты практической работы. Выступление групп. Проводят самоанализ работы в группе
Личностные действия: осмысление своих действий.
Регулятивные действия: самооценка.
Информация о домашнем задании
Рассказывает о содержании домашнего задания по выбору.
Записывают в дневник,
Регулятивные действия: обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования своих действий.
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.
Результатом деятельности учащихся на уроке является ответ на проблемный вопрос и создание своего меню.
Каждая группа создает свой продукт:
Продукты не сопоставимы. Поэтому учитель совместно с учащимися дает словестную оценку деятельности группы.
Предметные компетенции оцениваются с использованием методики демонстрационный метод. Метапредметные компетенции предлагается оценивать с помощью следующей методики:
Самоанализ работы в группе
ученика 2 «_» класса__________________
Я в полной мере участвую в работе группы.
Внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы.
Я помогаю участникам группы, когда она нуждается во мне.
Я завершаю выполнение моих заданий.
Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними.
Я выставляю себе отметку за урок:_____
Текст методической разработки материалов в соответствии
с критериями оценивания работы
Проверка готовности к уроку
Доброе утро, ребята! У меня отличное настроение и я спешу поделиться им с вами!
А вы с каким настроением пришли сегодня на урок?
Как вы думаете, почему мне весело и радостно?
А я сейчас поделюсь с вами своей радостью, и вы сами не заметите, как у вас появится настроение.
Аутогенная тренировка (улучшает психологические функции: активирует память. внимание, воображение, образное мышление, усиливает творческий потенциал)
— Дети, сядьте ровно, закройте глаза и представьте, что на нас солнышко льёт тёплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь улыбнитесь и мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким! Не забудьте про соседа по парте, а теперь вы мне, а я вам.
Открываем глазки! И что мы видим? Посмотрите, у всех светятся глазки.
Все готовы к новым знаниям?
Ребята, недавно я была в гостях в необычной школе, и вот что я там увидела (фотография на слайде). Как вы думаете, что в ней необычного?
А на этой фотографии ребята из нашей школы.
К какой фотографии подойдет надпись «Здоровая школа»? Почему?
Определение темы урока
Правильно ли питаются дети на этих картинках? Почему?
Какую пищу называют полезной?
Какова же тема урока? (учитель «подводит» детей к теме урока)
Тема урока: «О витаминах»
Чем отличаются дети в здоровой школе?
Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Сформулируйте основополагающий вопрос урока. (в зависимости от ответов детей, задает наводящие вопросы)
«Действительно ли недостаток витаминов в организме влияет на здоровье человека?»
На какие вопросы — помощники нам нужно ответить, чтобы выяснить ответ на главный вопрос? (в зависимости от ответов детей, задает наводящие вопросы)
- Как правильно питаться?
- Как витамины влияют на наше здоровье?
- Почему, чтобы хорошо учиться, надо правильно питаться?
Изученного нового материала
Что нужно знать, чтобы ответить на все поставленные нами вопросы?
Где можно найти ответы на вопросы?
Для того, чтобы работа была выполнена качественно, давайте составим план работы
- Основной этап:
- Деление на группы
- Просмотр мультфильма
- Заполнение схемы «Нужные витамины»
- Составление меню (завтрак, обед, ужин)
- Заключительный этап:
- Ответ на главный вопрос. Вывод
Слайд 8. Просмотр мультфильма «Смешарики. Пин-код — Исправительное питание»
О чем вы узнали из мультфильма?
Слайд 9. (Класс разделить на три группы: А, С, D (дети вытаскивают карточки с названием витамина и рассаживаются по группам)
У вас в каждой группе на столах есть карточки с витаминами и карточки с продуктами. Как вы думаете, что с ними нужно делать? (составить схему «Нужные витамины»)
Для того, чтобы выполнить эту работу, воспользуйтесь учебником, а также вспомните мультфильм и вопросы – подсказки:
- Как правильно питаться?
- Как витамины влияют на наше здоровье?
- Почему, чтобы хорошо учиться, надо правильно питаться?
Когда схема будет готова, каждая группа заполняет технологическую карту и
составляет свое меню (завтрак, обед или ужин)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Каждая группа выполняла свое задание: одна составляла схему к витамину А, другая — к витамину С, третья – к витамину D. (Схемы «собираются» на доске в один большой плакат) Все группы успешно справились с работой. А в итоге у нас получилась схема – подсказка как ответить на главный вопрос урока.
«Действительно ли недостаток витаминов в организме влияет на здоровье человека?»
Каждая команда, отвечая на этот вопрос, представляет, как доказательство, свое меню.
Информация о домашнем задании
Домашнее задание дается на выбор, вы можете выполнить все задания или то, которое вам больше нравится:
- Составьте дома меню на выходной день для своей семьи,
- Найти в учебнике ответ на вопрос: Кто впервые открыл витамины?
- Найти ответ на вопрос в каких продуктах содержатся витамины Е, В
Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Виноградова Н. Ф., Издательство: Вентана-Граф, 2014
Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. Комплект в 2-х частях. Виноградова Н. Ф., Издательство: Вентана-Граф, 2014
Окружающий мир. Методика обучения. 1-2 классы , Виноградова Н.Ф. , Издательство: Вентана-Граф, 2014
Окружающий мир. Программа. 1-4 классы, Издательство: Вентана-Граф, 2014
Источник
Таблица витаминов
Таблица витаминов
Витамин | Функции | Важнейшие источники | РСНП для взрослых | Симптомы длительного дефицита | Токсические эффекты передозировки |
---|---|---|---|---|---|
B1 Тиамин | Способствует превращению в энергию углеводов, жиров и белков. | Печень, свинина, устрицы, хлеб и крупы из цельного зерна, обогащенные крупы и хлеб, горох, орехи. | 1,1-1,5 мг | Умеренные: депрессия, утомление, желудочно-кишечные расстройства, мышечные судороги. Тяжелые: болезнь бери-бери (поражение центральной нервной системы, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность). | Аллергические реакции. |
B2 Рибофлавин | Участвует во всех видах обменных прцессов. Особенно важную роль играет в обеспечении зрительных функций, нормального состояния кожи и слизистых оболочек, синтезе гемоглобина. | Печень, мясо, молочные продукты, яйца, темно-зеленые овощи, хлеб из цельного зерна и крупы, орехи; также образуется в кишечнике. | 1,3-1,7 мг | Язвы во рту, на языке и в горле; сухая, потрескавшаяся кожа; анемия; депрессия; задержка роста, кожные болезни. | При здоровых почках интоксикация при передозировке маловероятна. |
B3, PP Ниацин (никотиновая кислота) | Освобождение энергии из всех пищевых веществ, содержащих калории; синтез белков и жиров. | Печень, домашняя птица, мясо, яйца, хлеб из цельного зерна, крупы, орехи и бобовые (горох, бобы, соя), пивные дрожжи, рыба. | 15-19 мг | Нарушения нервной системы, бред, головные боли. Тяжелая форма – пеллагра (проявляется в виде сыпи, поносов, бессонницы, спутанности сознания; возможна смерть). | Раздражение слизистой желудка, покраснение лица, шеи и ладоней, нарушение функций печени, желутуха; диабет. |
В6 Пиридоксин | Участвует в процессах углеводного обмена, синтезе гемоглобина и полиненасыщенных жирных кислот. Регуляция активности нервной системы; регенерация эритроцитов; образование антител. | Все пищевые продукты, богатые белком, бананы, некоторые овощи, хлеб из цельного зерна, крупы, зеленые овощи, рыба, печень, мясо, домашняя птица, орехи, чечевица. | 1,6-2,0 мг | Токсичен при дозах более 100 РСНП. Вызывает поражения нервов; в зависимости от степени передозировки – онемение или покалывание в конечностях, трудности с ходьбой, плохая координация. | |
В12 Кобаламин Цианкобаламин | Способствует образованию эритроцитов; рост и деятельность нервной системы. | Печень, почки, мясо, рыба, яйца, молочные продукты, дрожжи, сыр. | 6,0 мкг | В настоящее время неизвестны, но при совместном приеме с большими дозами витамина С вызывает носовые и ушные кровотечения. | |
В9, Вс Фолацин (фолиевая кислота) | Способствует образованию нуклеиновых кислот и клеточному делению; образование эритроцитов; развитие плода. | Печень, темно-зеленые овощи, проростки пшеницы, бобовые, апельсины и апельсиновый сок, рыба, мясо, молоко, домашняя птица, яйца. | 180-200 мкг | Анемия, язвы во рту и в горле, ревматоидный артрит, инфекции, диарея, токсемия при беременности. Дефицит часто отмечается у алкоголиков. | |
Витамин Н Биотин | Способствует освобождению энергии из соединений, содержащих калории. | Широко встречаются в разных продуктах: яйца, печень, темно-зеленые овощи, арахис, бурый рис, почки, соевые бобы. Вырабатывается кишечной микрофлорой. | 300-100 мкг | В настоящее время неизвестны | |
В5 Пантотеновая кислота | Освобождение энергии; образование холестерина. | Широко встречается в растительных и животных продуктах. Печень, хлеб из цельного зерна и крупы. | 5-10 мг | У людей, придерживающихся натуральной диеты, до сих пор не отмечались. Возможны нарушения центральной нервной системы. | Диарея и задержка воды. |
С Аскорбиновая кислота | Плоды цитрусовых, дыни, помидоры, смородина, картофель, свежие, особенно темно-зеленые овощи. | 60 мг | В случае разовой большой передозировки возможны диарея, метеоризм, боли в области живота, тошнота, рвота. Длительный прием больших доз препаратов витамина С может привести к образованию почечных камней, потере эритроцитов, изменениям костного мозга. | ||
РСНП – рекомендуемые суточные нормы потребления; мкг – микрограммы; мг – миллиграммы. |
Витамин | Функции | Важнейшие источники | РСНП для взрослых | Симптомы длительного дефицита | Токсические эффекты передозировки |
---|---|---|---|---|---|
А ретинол, бета-каротин | Богатые жиром и обогащенные молочные продукты, печень, желтые овощи и овощи с темно-зелеными листьтьями, рыбий жир, морковь. | 800-1000 мкг 2640-3300 ME | |||
D эргокальциферол | Способствует абсорбции и утилизации кальция и фосфора; росту костей; нервно-мышечной активности. | Нарушения в работе сердца, утрата эластичности стенками артерий. У детей возможны задержки в развитии. | |||
Е альфа-токоферон | Антиоксидант, защищающий клеточную мембрану от повреждений; образование и защита эритроцитов, мышц и других тканей. | Почти во всех растительных продуктах, особенно в растительных маслах. Рыбий жир, печень, хлеб из цельного зерна, орехи | 10 мг (12-15 ME) | Нарушения метаболизма в мышцах и проницаемости сосудов. У здоровых людей отмечаются редко; у слабых детей возможна анемия и атрофия мышц. В случае сильного дефицита – нервные растройства, вялость, депрессия. | |
филлохинон | Свертывание крови; образование костей. | Овощи с зелеными листьями; горох, люцерна. Образуется в кишечнике у человека. | 65-80 мкг | Ухудшение свертывания крови и образовавания костей (в особенности у некоторых новорожденных); спонтанные кровотечения, кровоизлияния. |