Меню

Таблица уровни психического здоровья по братусь

Таблица уровни психического здоровья по братусь

Однако смысловые ориентации не могут сами по себе обеспечить присвоение человеческой сущности, они лишь определяют те или иные устойчивые отношения к ней. Для реализации, овеществления, опредмечивания этих отношений необходима соответственно организованная активность человека, его деятельность, неизбежно несущая при этом на себе печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических черт и свойств. Этот другой уровень мы назовем уровнем реализации, индивидуально-исполнительским или индивидуально-психологическим уровнем.

Кроме двух обозначенных уровней необходимо, особенно в контексте изучения аномального развития, ввести в рассмотрение еще один — психофизиологический уровень. В противном случае личностные процессы как бы повиснут в воздухе и будут пониматься без учета роли биологической, нейрофизиологической базы, которая обусловливает как саму возможность функционирования процессов психического отражения, так и существенные особенности строения и динамики, режимов этого функционирования.

В соответствии с таким подходом будет строиться и наше представление о психическом здоровье. Его следует рассматривать не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение. Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. (В первой главе мы уже называли некоторые философско-психологические основания критериев нормальности.) Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Нетрудно предположить, что каждый из данных уровней, имея свои критерии, должен иметь и свои особые закономерности протекания. Из этого в свою очередь следует и другая гипотеза: несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества их здоровья. Иначе говоря, психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других (нелишне заметить, что применение термина «уровень» является здесь в достаточной степени условным (равно, впрочем, как и в перечисленных выше в примечании примерах «поуровневых» делений). Об уровнях в строгом значении уместнее было бы говорить при изменении какого-либо свойства или качества, когда, скажем, каждая новая ступень подъема вбирает в себя, как бы «затопляет» нижележащие, пройденные, оставленные уже уровни (так говорят о повышении уровня образования, культуры и т. п.). В нашем же случае речь идет скорее о составляющих, параметрах, этажах психического здоровья, существующих (живущих) одновременно, пусть глубоко взаимосвязано и взаимозависимо, но все же не поглощая и не заменяя друг друга. Но поскольку понятие поэтажного подхода пока не привычно, да и ассоциируется больше со строительным делом, нежели с психологией, мы с учетом высказанных оговорок будем в основном использовать устоявшуюся, «уровневую» терминологию). Представим последнюю гипотезу в формализованном виде.

Источник

Понятие «норма» и уровни психического здоровья по Б. С. Братусю в практике постановки клинико-психологического диагноза.

На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: нормаэтический стандарт идеальный образ, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

Психическое здоровье по Дубровиной – собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата: положительное самоотношение и отношение к окружающим, личностная рефлексия и потребность в саморазвитии.

Психическое здоровье по Братусю – образование, имеющее сложное многоуровневое строение-

Здоровье рассматривается на 3-ёх уровнях:

*личностно-смысловой-уровень личностного здоровья, которе опряделяется качеством смысловых отношений человека, общим смыслом и назначением его жизни, отношением к другим людям и себе.

Читайте также:  Не дорожит здоровьем тот

*индивидуально-психологический-оценка этого уровня зависит от способности человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений.

*психофизиологический-определяется особенностямивнутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

Дата добавления: 2015-01-24 ; просмотров: 2846 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Понятие «норма» и уровни психического здоровья по Б. С. Братусю в практике постановки клинико-психологического диагноза.

На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: нормаэтический стандарт идеальный образ, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

Психическое здоровье по Дубровиной – собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата: положительное самоотношение и отношение к окружающим, личностная рефлексия и потребность в саморазвитии.

Психическое здоровье по Братусю – образование, имеющее сложное многоуровневое строение-

Здоровье рассматривается на 3-ёх уровнях:

*личностно-смысловой-уровень личностного здоровья, которе опряделяется качеством смысловых отношений человека, общим смыслом и назначением его жизни, отношением к другим людям и себе.

*индивидуально-психологический-оценка этого уровня зависит от способности человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений.

*психофизиологический-определяется особенностямивнутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

Источник

Психопатологический подход

Критерии психического здоровья. Гипотеза об уровнях психического здоровья (Б.Братусь).

Критерии психического здоровья по определению ВОЗ:

осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я»; чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе и к результатам своей деятельности; соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий; способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами; способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы; способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств. Т. обр., здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей.

Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

— высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;

— психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).

Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, кᴏᴛᴏᴩый определяется качеством смысловых отношений человека. Уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья, кᴏᴛᴏᴩый определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Нетрудно предположить, что каждый из данных уровней, имея ϲʙᴏи критерии, должен иметь и ϲʙᴏи особые закономерности протекания. Из ϶ᴛᴏго в ϲʙᴏю очередь следует и другая гипотеза: несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества их здоровья. Иначе говоря, психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других *. Представим последнюю гипотезу в формализованном виде.

3. Понятие нормы психического здоровья. Основные подходы к дихотомии «норма-патология».

Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З.Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни» в психопатологии.

Читайте также:  Кадыров рамзан состояние здоровья

Важным импульсом к развитию понятия «норма» послужили социально-психологические методы изучения человеческой психики, в результате было выяснено, что содержание понятий «норма» и «патология» зависит от культуры, в условиях которой живет человек.

На сегодняшний день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма – этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

Статистический подход

Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.

В качестве критики этого подхода можно принять следующий аргумент – статистически «нормальное» общество не будет развиваться и в итоге погибнет. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

Адаптационный подход

Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным.

При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности.

Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях.

Болезнь, психические расстройства, отклонения, боль (патос) – все это примеры адаптации.

Сиржиштева рассматривает норму и не норму в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.

Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.

В целом Сиржиштева говорит, что норма и ненорма – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования).

Сиржиштева рассматривает норму как процесс достижения личностью (био-психо-социальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

Психопатологический подход

Если ничего не болит, если отсутствуют какие бы то ни было симптомы, значит, ты здоров. Но в разных культурах разные симптомы болезни, к тому же около 80 % людей имеют хотя бы один симптом.

4. Понятие «нормы» смещается до границ индивида.

Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается.

Источник

Представления об уровнях психического здоровья. Уровни психического здоровья: личностного-смысловой, индивидуально-психологический и психофизиологический.

Братусь: уровни здоровья.

1) Уровень личностного здоровья, высший уровень. Всегда определяется качеством смысловых отношений человека, значимыми смыслами

2) Уровень индивидуально-психологического здоровья. Предполагает хорошо развитую сп-сть человека выстроить адекватную его возможностям стратегию реализации своих смысловых устремлений

3) Уровень физиологического здоровья.

Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.

Читайте также:  Народный доктор домашняя энциклопедия здоровья заболевание суставов

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

• У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

• Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

• Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.

• Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.

• Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

• Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

• Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.

Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

• Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

• Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

• Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

• Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

• Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.

С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.

Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

– Личностно-смысловой, т.е. уровень реализации деятельности; определяется качеством смысловых отношений человека. Уровень смысловой регуляции, детерминации личности ее отношением с миром как целым, развернутым во временной перспективе далеко за пределами текущего момента и конкретной ситуации

– Индивидуально-психологический; оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Уровень социоадаптивной регуляции, детерминации личности требованиями конкретной ситуации конкретного социума.

– Психофизиологический уровень (особенности нервных процессов), определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации аспектов психической деятельности. На этом уровне личность функционирует в логике непосредственного удовлетворения потребностей.

Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

Таким образом, нам представляется симпатичной точка зрения, рассматривающая психическое здоровье, с одной стороны как целостный феномен, с другой — выделение в этой целостности определённых уровней (Б.С. Братусь; В.И. Слободчиков; И.В. Дубровина и др.). Вслед за указанными авторами, мы подходим к определению психического здоровья (как предмета) в контексте его объекта (человека), традиционно рассматриваемого как систему, включающую 3 уровня: индивид, личность, индивидуальность. Соответственно, психическое здоровье рассматривается не как однородное образование, а как целостное, системно-структурное образование, имеющее сложное, поуровневое строение.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Adblock
detector