Меню

Таблица по химии витамины 10 класс химия

§ 29. Витамины

Для нормальной жизнедеятельности человека необходимы витамины, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве необходимого её компонента. Их отсутствие или недостаток в организме вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приёме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.

Людям ещё в глубокой древности было известно, что отсутствие некоторых продуктов в пищевом рационе может быть причиной тяжёлых заболеваний (берибери, «куриной слепоты», цинги, рахита), но только в 1880 г. русским учёным Н. И. Луниным (1853—1937) была экспериментально доказана необходимость неизвестных в то время компонентов пищи для нормального функционирования организма. Своё название (витамины) они получили по предложению польского биохимика К. Функа (от лат. vita — жизнь). В настоящее время известно свыше тридцати соединений, относящихся к витаминам.

Так как химическая природа витаминов была открыта после установления их биологической роли, их условно обозначили буквами латинского алфавита (А, В, С, D и т . д.), что сохранилось и до настоящего времени (рис. 82).

В качестве единицы измерения витаминов пользуются миллиграммами (1мг=10 -3 г ), микрограммами (1 мкг = 0,001 мг = 10 -6 г), мг% (миллиграммы витаминов на 100 г продукта) или мкг% (микрограммы витаминов на 100 г продукта). Потребность человека в витаминах зависит от его возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера его деятельности, времени года, содержания в пище основных компонентов питания. Сведения о потребности взрослого человека в витаминах приведены в таблице 10.

По растворимости в воде или жирах все витамины делят на две группы:

  • водорастворимые (В1, В2, В6, РР, С и др.);
  • жирорастворимые (А, Е, D, К).

    Источник

    Презентация по химии на тему «Витамины» (10 класс)

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме

    ИЗ ИСТОРИИ… Витамины — это органические вещества, поступающие в организмы человека и животных с пищей или синтезируемые ими, необходимые для нормального обмена веществ. Витамины открыты Н. И. Луниным в 1880 году. Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название — от латинского «vita» — «жизнь». Сейчас известно около 50 видов витаминов. В организме они, как правило, не откладываются, а их избытки выводятся органами выделения. Наибольшее количество витаминов имеется в растительных продуктах, но некоторые содержатся только в животных продуктах. При недостатке витаминов в пище в организме развиваются заболевания — гипоавитаминозы.

    ВОДОРАСТВОРИМЫЕ (В1, В2, В6, РР, С, В5, В9, В12) ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ ( А, Д, Е, К ) КЛАССИФИКАЦИЯ

    ВИТАМИН A Необходим для нормального роста и развития эпителиальной ткани. Входит в зрительный пигмент родопсин. При недостатке – заболевание Куриная слепота (нарушение сумеречного зрения). Содержится: в молоке, рыбе, яйцах, масле, моркови, петрушке, абрикосах.

    ВИТАМИН B1 Участвует в обмене веществ, регулирует циркуляцию крови и кроветворение, работу гладкой мускулатуры, активизирует работу мозга. При недостатке-заболевание Бери-бери (поражение нервной системы, отставание в росте, слабость и паралич конечностей). Содержится: в орехах, апельсинах, хлебе грубого помола, мясе птицы, зелени.

    ВИТАМИН B2 Регулирует обмен веществ, участвует в кроветворении, снижает усталость глаз, облегчает поглощение кислорода клетками. При недостатке — слабость, снижение аппетита, воспаление слизистых оболочек, нарушение функций зрения Содержится: в мясе, молочных продуктах, зеленых овощах, зерновых и бобовых культурах.

    ВИТАМИН B5 Регулирует работу надпочечников, усвоение витаминов, синтез антител, жировой обмен Содержится: в горохе, дрожжах, фундуке, листовых овощах, цыплятах, крупах, икре

    ВИТАМИН B6 Участие в обмене аминокислот, жиров, работе нервной системы, снижает уровень холестерина. При недостатке — анемия, дерматит, судороги, расстройство пищеварения Содержится: сое, бананах, в морепродуктах, картофеле, моркови, бобовых

    ВИТАМИН B9 Участвует в синтезе нуклеиновых кислот, аминокислот, регулирует работу органов кроветворения Содержится: в мясе, корнеплодах, финиках, абрикосах, грибах, тыкве, отрубях

    ВИТАМИН B13 Стимулирует обмен белков, нормализует работу печени, улучшает репродуктивное здоровье Содержится: в молоке и молочных продуктах, печени, дрожжах

    ВИТАМИН B12 Усиливает иммунитет, участвует в кроветворении, нормализует кровяное давление. При недостатке- злокачественная анемия и дегенеративные изменения нервной ткани Содержится: в сое, субпродуктах, сыре, устрицах, дрожжах, яйцах

    ВИТАМИН C Помогает организму бороться с инфекциями, лучше видеть, стимулирует обновление клеток. При недостатке — цинга (набухают и кровоточат десны, выпадают зубы. Слабость, вялость, утомляемость, головокружение). Содержится: в цитрусовых, сладком перце, ягодах, моркови

    ВИТАМИН D Отвечает за обмен фосфора и кальция, правильный рост костей. При недостатке — рахит (деформация костей, нарушения нервной системы, слабость, раздражительность) Вырабатывается в коже под действием УФО, им богаты: яичный желток, сливочное масло, рыбий жир, икра

    ВИТАМИН E Помогает организму стимулирует обновление клеток, поддерживает нервную систему, отвечает за репродуктивное здоровье Содержится: в молоке зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, масле

    Читайте также:  Можно ли пить витамины для беременных обычным женщинам фемибион

    ВИТАМИН H Влияет на сон и аппетит, состояние кожи и волос, уровень холестерина в крови Содержится: в капусте, грибах, бобовых, землянике, кукурузе, мясе

    ВИТАМИН K Обеспечивает свертываемость крови, предупреждает остеопороз Содержится: в зелени, зеленых помидорах, хлебе грубого помола, капусте, шпинате,

    ВИТАМИН PP Участвует в синтезе нуклеиновых кислот, аминокислот, регулирует работу органов кроветворения. При недостатке — пеллагра (поражение кожи, дерматит, диарея, бессонница, депрессия) Содержится в свинине, рыбе, арахисе, помидорах, петрушке, шиповнике, мяте

    ПРОМЫШЛЕННЫЙ ВЫПУСК ВИТАМИНОВ

    Виды витаминной недостаточности АВИТАМИНОЗ ГИПОВИТАМИНОЗ Отсутствие в организме какого-либо витамина Цинга, рахит, куриная слепота, пеллагра, бери-бери Частичная недостаточность витамина Быстрая утомляемость, пониженная работоспособность, повышенная раздражимость, снижение сопротивляемости к инфекциям

    Гипервитаминоз возникает при избыточном потреблении витаминов. Проявляется в виде интоксикации (отравления) организма. Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме. Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины.

    ВОЛОСАМ НЕОБХОДИМЫ: А, В2, В6,Н ГЛАЗАМ НЕОБХОДИМЫ: А и В ЗУБАМ НЕОБХОДИМЫ: Е и D НОГТЯМ НЕОБХОДИМЫ: А, D, С НА КОЖУ И ВЕСЬ ОРГАНИЗМ ДЕЙСТВУЮТ: А, В, В12, Е

    Естественные витамины – биологический комплекс, он имеет особую структуру и естественно связан с другими веществами. Но даже летом и осенью витамины, содержащиеся в свежих продуктах, не могут обеспечить потребности организма. Искусственный витамин – это кристалл, который становится активным только в том случае, если приобретет пространственную структуру естественного витамина. Как правило лишь небольшая часть принимает структуру природного витамина. «Остаток» оседает на стенках сосудов, что ведёт к их повреждению. Приём витаминов должен вестись с учётом пола, возраста, общего состояния организма, работы, режима питания, после консультации врача

    МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной. МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов. МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз. МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, Поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет. МИФ 5. Витамины из растворимых шипучих таблеток усваиваются лучше, чем из обычных. МИФ 6. Синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные. Если уж пить, то так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.

    Жирорастворимые витамины Продукты А, мг/100г Е, мг/100г D, мг/100г Печень говяжья 3,83 1,28 — Маргарин сливочный 0,42 20 — Масло сливочное 0,50 — — Яйца куриные 0,35 — — Масло соевое — 114 — Масло кукурузное — 93,0 — Масло подсолнечное — 67 — Соя — 17,3 — Облепиха — 10,3 — Горох — 9,1 — Сливки 20% 0,06 0,52 0,12 Кета 0,04 16,3 Икра чёрная 0,18 8,0

    Водорастворимые витамины Продукты С В1 В2 В6 В12 мкг РР Фолиевая кислота Шиповник (сухой) 1200 0,15 0,84 — — 1,50 — Шиповник (свежий) 470 0,05 0,33 — — 0,60 — Капуста 50 0,06 0,08 0,14 — 0,40 10,0 Капуста цветная 70 0,10 0,10 0,16 — 0,60 23,0 Чёрная смородина 200 0,02 0,02 0,13 — 0,30 5,0 Апельсины 60 0,04 0,03 0,06 — 0,20 5,0 Земляника 60 0,03 0,05 0,06 — 0,30 10,0 Облепиха 200 0,10 0,05 0,11 — 0,60 9,0 Горох 0 0,81 0,15 0,27 — 2,20 16,0 Фасоль 0 0,50 0,18 0,90 — 2,10 90,0 Горошек зелёный 25 0,34 0,19 0,17 — 2,0 20,0 Лук зелёный 30 0,02 0,10 0,15 — 0,30 18,0 Свекла 10 0,02 0,04 0,07 — 0,20 13,0 Грибы белые св. 30 0,02 0,30 0,07 — 4,6 40,0 Грибы сушеные 150 0,27 3,23 — — 40,4 — Пшено — 0,02 0,04 0,52 — 1,15 40,0 Крупа гречневая — 0,53 0,20 0,40 — 4,19 32,0

    Продолжение Продукты С В1 В2 В6 В12 мкг РР Фолиевая кислота Яйца — 0,07 0,44 0,12 0,19 — — Хлеб белый — 0,21 0,2 0,30 — 2,81 32,0 Печень говяжья 33 0,30 2,19 0,70 60,0 0,8 240 Говядина следы 0,07 0,18 0,39 2,80 3,0 8,9 Курица — 0,07 0,15 — — 3,7 — Мясо кролика — 0,08 0,10 — — 4,0 — Томаты 25 0,06 0,04 0,1 0,5 0,7 — Творог 0,5 0,05 0,30 0,11 1,0 0,30 35 Сыр 10,5 0,05 0,5 — 2,0 0,2 10-45 Кета 2,2 0,33 0,20 0,50 4,0 2,8 15,1 Икра чёрная 7,0 0,30 0,36 0,29 — 1,52 24,0 Дрожжи — 0,60 0,68 0,58 — 11,4 550 Чай 10 0,07 1,0 — — 8,0 — Кофе — — 1,0 — — 24 — Молоко 1,15 0,047 0,198 — — 0,103 —

    Читайте также:  Можно ли йод пить с витаминами

    Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции Витамин Суточная потребность Функции Аскорбиновая кислота(С) 50-100 мг Повышает сопротивляемость организма экстремальным воздействиям Тиамин (В1) 1,4-2,4 мг Регулятор жирового и углеводного обмена, деятельности нервной системы Рибофлавин (В2) 1,5 – 3,0 мг Участвует в обмене белков, жиров и углеводов Пиридоксин (В6) 2,0 — 2,2 мг Усвоение белка и здоровье нервной системы Ниацин (РР) 15 – 20 мг Участвует в ОВР в клетках. Недостаток вызывает пеллагру Фолиевая кислота (В9) 200 мкг Кроветворный фактор, участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот, холина Цианокобальтамин (В12) 2 – 5 мкг Необходим для кроветворения, предотвращает анемию, важен для роста организма Биотин (Н) 50 -300 мкг Участвует в реакциях обмена кислот Пантотеновая к-та (В3) 5 – 10мг Участвует в обмене белков, жиров, углеводов Холин 250-600мкг Синтез биологически важных соединений Ретинол (А) 0,5 – 2,5 мг Улучшает зрение, сохраняет подвижность суставов Кальциферол (D) 2,5 – 10 мкг Обмен кальция и фосфата, минерализация костей и зубов Токоферол (Е) 8 – 15 мг Активный антиокислитель

    Источник

    Урок + презентация по химии для 10 класса «Витамины»

    Выбранный для просмотра документ Витамины.ppt

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Урок по химии в 10 классе МОУ «СОШ№2 им. А.И.Исаевой»

    Классификация, виды витаминов. Действие витаминов. Продукты, богатые витамином. Количество витамина, необходимое для нормальной жизни. Факторы, влияющие на действие витаминов (особенности).

    Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.

    Витамины Водорастворимые Жирорастворимые (В1; В2; В6;РР;С и др.) (А; Е; D; К).

    Название Продукты, содержащие витамин. Отличительные особенности, устойчивость. Действие в организме, болезни. Дозы А Д Е К С В 1, 2, 5, 6, 9, 12 РР, Н

    Название Продукты, содержащие витамин. Отличительные особенности, устойчивость. Действие в организме, болезни. Дозы А (ретинол) Рыбий жир, печень, сливочное масло, молочные продукты, яичный желток, морковь, перец, зелень, соя, горох. На юге расход больше, тратится быстрее. Кожа, зрение, рост, склерозы, регуляция инсулина в крови, 1,5-2мг

    Название Продукты, содержащие витамин. Отличительные особенности, устойчивость. Действие в организме, болезни. Дозы Д Кальциферол Крапива, петрушка, икра, рыбий жир, яичный желток, молоко, сливочное масло. Необходим свет, накапливается в организме. И витамин, и гормон. Повышенная потребность на Севере (темнота) и от загрязнений среды. Транскрипция ДНК, болезни сердца, рост и развитие костей (рахит), отложения кальция, профилактика рака! 2,5-10 мкг

    Название Продукты, содержащие витамин. Отличительные особенности, устойчивость. Действие в организме, болезни. Дозы Е Растительные масла, орехи, семечки, желток, злаки, бобовые, зелень. Профилактический- не лечит! Разрушается при солнечном свете. Защита клеток от повреждений, регенерация тканей, заживление ран, защита других витаминов, замедляет старение, противораковое действие вместе с С 0,3мг/ кг веса

    Название Продукты, содержащие витамин. Отличительные особенности, устойчивость. Действие в организме, болезни. Дозы К Зеленые листовые, капуста, хвоя, крапива, зеленые томаты, зеленый чай, печень, яйца. Разрушается на свету, щелочами. Может разрушаться лекарствами, запасается в печени. Свертываемость крови, заболевания печени, против ломкости сосудов. 1мкг/ кг веса

    Название Продукты, содержащие витамин. Отличительные особенности, устойчивость. Действие в организме, болезни. Дозы С аскорбиновая кислота. Шиповник, цитрусовые, зелень, дыня, все фрукты и ягоды Разрушается при нагревании, курении, на свету. Не накапливается! Необходим несколько раз в день. Антиоксидант, выводит тяжелые металлы, против стресса, регулирует свертываемость крови, хрупкость сосудов, увеличивает стойкость других витаминов. 60мг в несколько приемов Или 2,5мг/ кг

    Название Продукты, содержащие витамин. Отличительные особенности, устойчивость. Действие в организме, болезни. Дозы В 1 Хлеб, злаки, мясо, горох, орехи Разрушается при нагревании, Улучшает умственные способности, против табака, алкоголя, депрессии, препятствует снижению памяти, 1,7мг В 2 Мясо, молочные продукты, гречка, яйцо, зелень Разрушается на свету, алкоголем, необходим при физических нагрузках. Зрение, образование эритроцитов, целостность слизистых, стоматиты. 1,8мг

    Название Продукты, содержащие витамин. Отличительные особенности, устойчивость. Действие в организме, болезни. Дозы В 5 Зелень, овощи, яйцо, икра, молоко и т.д. Разрушается при нагревании (>50), необходим беременным. Стойкость к ОРВИ, бронхитам, туберкулезу, дерматологические проблемы. 4-7мг В 6 Злаки, рис, авокадо, почки, морепродукты Стоек к нагреванию, разрушается на свету, от алкоголя, наркотиков. Иммунитет, гепатиты, сахарный диабет, стрессы. 2мг

    Название Продукты, содержащие витамин. Отличительные особенности, устойчивость. Действие в организме, болезни. Дозы В 9 (женский витамин) Бобовые, злаки, орехи, бананы, дыня, грибы, сыр, молочные, красная рыба. Разрушается на свету, от алкоголя, при кулинарной обработке, подавляет В-12. Формирование нервных клеток эмбриона, от преждевременных родов, интоксикация, лучевые поражения, стеросклероз, депрессии, печень 200мкг До 5мг В 12 Морская капуста, соя, печень, почки, рыба, птица, устрицы, сыр, яйцо. Стабилен к свету, нагреванию, разрушается при курении, от алкоголя Повышение иммунитета, синтез ДНК, РНК, кроветворение, репродуктивные функции мужчин. 3-4 мкг

    Читайте также:  Как сказывается недостаток витаминов

    Название Продукты, содержащие витамин. Отличительные особенности, устойчивость. Действие в организме, болезни. Дозы РР Печень, помидоры, рыба, морковь, брокколи, кукуруза, травы. Считается лекарством, влияет на печень. Контроль холестерина, сердце, сосуды, суставы, алкоголизм, шизофрения. 20-25мг Н биотин Бобы, арахис, лук, отруби, печень. Разрушается лекарствами, алкоголем, длительным присутствием на свету и воздухе. Себорея, облысение, уровень сахара и холестерина в крови, анемия, бессонница. 30-150 мкг

    Проблема Цель. Задачи. Гипотеза (предположение) Методика опыта Результаты, вывод.

    Титрование- метод количественного (капельного) анализа в химии. К 2мл сока добавьте 10мл дистиллированной воды и немного крахмального клейстера. По каплям, считая, добавьте спиртовой раствор иода до появления устойчивой синей окраски. Колбу постоянно встряхивайте. Число затраченных на окисление капель иода запишите. Сравните результаты с другими группами, сделайте вывод.

    Регулируют обмен веществ. Витамины обладают каталитическими свойствами, т. е. способностью стимулировать химические реакции, протекающие в организме, а также участвуют в образовании и функционировании ферментов. Витамины влияют на усвоение организмом питательных веществ, что способствует нормальному росту клеток и развитию всего организма.

    § 20, стр.148-152, презентация об одном витамине или группе сходных витаминов (с дополнительными сведениями). Кроссворд или головоломку о витаминах (с ответами)

    Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока.docx

    Технологическая карта урока

    урок изучения нового материала

    Записи на доске, проектор, экран, лаб. оборудование для опыта

    C оздать условия для формирования понятия значимости витаминов в нашей жизни, для углубления понимания учащихся о важности химических знаний в повседневной жизни, научить учащихся выбирать главное (информационная компетентность), закрепить практические навыки химического эксперимента (исследовательские умения).

    Воспитание осознанной потребности в получении знаний, их закреплении и использовании.

    Воспитание взаимовыручки и взаимопонимания при работе в группе.

    Формировать научное мировоззрение, учить анализировать, выделять главное в процессе работы, умение самостоятельно работать с учебными материалами, делать выводы, развивать грамотную речь с использованием химического языка.

    Обобщать и делать выводы

    Отработать умения и навыки решения задач

    Применение нужных формул для вычислений

    Биология – функции, влияние витаминов.

    От восприятия к осмыслению и пониманию, сравнению, применению, обобщению.

    Формирование ключевых компетентностей

    Создать условия для формирования социально-значимых компетентностей: учебно-исследовательских — через привлечение обучающихся к деятельности по целеполаганию, планированию действий и оценки собственного результата; информационные — через самостоятельную работу по поиску и обработке необходимой информации для выполнения заданий; коммуникативной- посредством групповой работы создать единую картину и представить в устной и письменной форме.

    Формы учебной деятельности

    Обеспечение мотивации деятельности
    учащихся

    Обсуждение целей и задач урока

    Фронтальная работа по решению проблемного вопроса

    Воспроизводство и коррекция опорных знаний по теме «Витамины» и их значимости в повседневной жизни.

    Обсуждение информации о классификации витаминов

    Самостоятельное выполнение задания по поиску и выбору материала своей группы.

    Представление результатов своей работы всему классу.

    Демонстрационная работа ученика по заданию у доски, запись в тетради

    Репродуктивный с использованием опыта.

    Взаимоконтроль, контроль учителя

    Индивидуальная, групповая. запись в тетради и таблице.

    Самообучение с использованием учебной литературы.

    Заполнение таблицы в тетради.

    самоконтроль и ИР, контроль учителя

    Экспериментальная работа -Мини

    Лабораторный опыт по количественному содержанию витамина С в соках.

    Обобщение учебного материала, изученного на уроке

    Подведение итога, что новое узнали.

    Репродуктивный с использованием компьютерной презентации

    На базовом уровне в 10 классе изучают химию 1 урок в неделю. Изучение некоторых тем может опираться на знания обучающихся по данному вопросу по сопредельным предметам (биология). На этом построен мой урок.

    Обучающиеся используют выданную литературу, интернет, выполняют индивидуально-групповые задания и сразу презентуют свою работу в общую таблицу в виде гиперссылок на сделанные слайды. Коллекция картинок есть в распоряжении каждой группы. Затем мини-исследование (опыт).

    Выдердка из текста:

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Оборудование: Записи на доске, проектор, экран, лаб. оборудование для опыта

    Цели:

    • Cоздать условия для формирования понятия значимости витаминов в нашей жизни, для углубления понимания учащихся о важности химических знаний в повседневной жизни,
    • научить учащихся выбирать главное (информационная компетентность),
    • закрепить практические навыки химического эксперимента (исследовательские умения).
    • Воспитание осознанной потребности в получении знаний, их закреплении и использовании.
    • Воспитание взаимовыручки и взаимопонимания при работе в группе.
    • Формировать научное мировоззрение,
    • учить анализировать, выделять главное в процессе работы,
    • умение самостоятельно работать с учебными материалами, делать выводы,
    • развивать грамотную речь с использованием химического языка.

    Умения:

    • Анализировать
    • Сопоставлять
    • Обобщать и делать выводы
    • Отработать умения и навыки решения задач
    • Применение нужных формул для вычислений

    Межпредметные связи:

    • Биология – функции, влияние витаминов.

    Источник

  • Adblock
    detector