Меню

Таблица по биологии витамины авитаминоз гиповитаминоз

Таблица по биологии витамины авитаминоз гиповитаминоз

Пн-Сб: c 9:00 до 19:00 Вс — вых.

Витамины (лат. vita жизнь + амины) – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, абсолютно необходимые для нормальной жизнедеятельности организмов. Являются незаменимыми пищевыми веществами, т.к. за исключением никотиновой кислоты они не синтезируются организмом человека и поступают главным образом в составе продуктов питания.

В отличие от всех других жизненно важных пищевых веществ (незаменимых аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот и т.д.), витамины не обладают пластическими свойствами и не используются организмом в качестве источника энергии. Участвуя в разнообразных химических превращениях, они оказывают регулирующее влияние на обмен веществ и тем самым обеспечивают нормальное течение практически всех биохимических и физиологических процессов в организме.

Большинство известных витаминов представлено не одним, а несколькими соединениями ( витамерами ), обладающими сходной биологической активностью. Для наименования групп подобных родственных соединений применяют буквенные обозначения; витамеры принято обозначать терминами, отражающими их химическими природу. Примером может служить витамин В 6 , группа которого включает три витамера: пиридоксин, пиридоксаль и пиридоксамин.

Известно 13 незаменимых пищевых веществ, которые безусловно являются витаминами (см. табл.). Их принято делить на водорастворимые и жирорастворимые.

Классификация, номенклатура витаминов и их специфические функции в организме человека.

Активные формы витаминов

Специфические функции витаминов

Раздел таблицы: «Водорастворимые витамины»

Аскорбиновая кислота, дегидро-аскорбиновая кислота

Участвует в гидроксилировании пролина в оксипролин в процессе созревания коллагена

Тиамин (витамин В 1 водорастворимый )

Тиаминдифосфат (ТДФ, тиаминпирофосфат, кокарбоксилаза)

В форме ТДФ является коферментом ферментов углеводно-
энергетического обмена

Рибофлавин (витамин В 2 водорастворимый )

Флавинмононуклеотид (ФМН), флавин-адениндинуклеотид (ФАД)

В форме ФМН и ФАД образует простетические группы флавиновых оксидоредуктаз — ферментов энергетического, липидного, аминокислотного обмена

Пантотеновая кислота (устаревшее название – витамин В 5 )

В форме КоА участвует в процессах биосинтеза, окисления и других превращениях жирных кислот и стеринов (холестерина, стероидных гормонов), в процессах ацетилирования, синтезе ацетилхолина

Пиридоксаль, пиридоксин, пиридоксамин

В форме ПАЛФ является коферментом большого числа ферментов азотистого обмена (трансаминаз, декарбоксилаз аминокислот) и ферментов, участвующих в обмене серосодержащих аминокислот, триптофана, синтезе гема

Метилкобаламин (СН 3 В 12 ), дезоксиаденозил-кобаламин (дАВ 12 )

В форме СН 3 В 12 участвует в синтезе метионина из гомоцистеина; в форме дАВ 12 участвует в расщеплении жирных кислот и аминокислот с разветвленной цепью или нечетным числом атомов углерода

Ниацин (витамин РР водорастворимый)

Никотиновая кислота, никотинамид

Никотинамидаденин-
динуклеотид (НАД); никотинамид-адениндинуклеотид-
фосфат (НАДФ)

В форме НАД и НАДФ является первичным акцептором и донором электронов и протонов в окислительно-восстановительных реакциях, катализируемых различными дегидрогеназами

Фолат (устаревшее название — витамин В с )

Фолиевая кислота, полиглютаматы фолиевой кислоты

Тетрагидрофолиевая кислота (ТГФК)

В форме ТГФК осуществляет перенос одноуглеродных фрагментов при биосинтезе пуриновых оснований, тимидина, метионина

Биотин (устаревшее название — витамин Н)

Остаток биотина, связанный с e-аминогруппой остатка лизина в молекуле апофермента

Входит в состав карбоксилаз, осуществляющих начальный этап биосинтеза жирных кислот

Раздел таблицы «Жирорастворимые витамины (не растворяются в воде)»

Ретинол, ретиналь, ретиноевая кислота, ретинола ацетат

В форме ретиналя входит в состав зрительного пигмента родопсина, обеспечивающего восприятие света (превращение светового импульса в электрический). В форме ретинилфосфата участвует как переносчик остатков сахаров в биосинтезе гликопротеидов

Эргокальциферол (D 2 );
холекальциферол (D 3 )

1,25-Диоксихоле-кальциферол
(1,25-(ОН) 2 -D 3 )

Гормон, участвующий в поддержании гомеостаза кальция в организме; усиливает всасывание кальция и фосфора в кишечнике и его мобилизацию из скелета; влияет на дифференцировку клеток эпителиальной и костной ткани, кроветворной и иммунной систем

α-, β-, γ-, δ-токоферолы

Наиболее активная форма α-токоферол

Выполняет роль биологического антиоксиданта, инактивирующего свободнорадикальные формы кислорода, защищает липиды биологических мембран от перекисного окисления

Филлохинон (витамин К 1 ); менахиноны (витамины К 2 ) 2-метил-1,4-нафтохинон (менадион, витамин К 3 )

Участвует в превращении препротромбина в протромбин, а также в аналогичных превращениях некоторых белков, участвующих в процессе свертывания крови, и костного белка остеокальцина

Прием витаминов в дозах, существенно превышающих физиологическую потребность, может привести к нежелательным побочным эффектам, а иногда и к тяжелой интоксикации. Подобные патологические состояния называют гипервитаминозами . Особенно опасно применение высоких доз витаминов D и А.

Витамины водорастворимые значительно легче выводятся из организма, и лишь превышение физиологической дозы в десятки и сотни раз, особенно при парентеральном введении, может обусловить возникновение неспецифических побочных эффектов (тошноты, диареи, крапивницы), быстро исчезающих при отмене препаратов, вызвавших гипервитаминоз или при коррекции рациона.

Председатель экспертной комиссии Английского государственного Агентства по стандартизации пищевых продуктов, профессор Майкл Лангман убежден, что « за последние несколько лет мы собрали достаточно доказательств того, что определенные витамины в больших дозах могут нанести вред здоровью человека ».
См. также
Витаминно-минеральные комплексы
Обогащение витаминами продуктов питания и воды
Конфликты витаминов при одновременном приеме
Витамины в питании вегетарианцев и веганов

Источник

ТАБЛИЦА ПО ВИТАМИНАМ
занимательные факты по биологии (8 класс) на тему

ДАННАЯ ТАБЛИЦА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАННА КАК ДЛЯ ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ ПО БИОЛОГИИ (ЧЕЛОВЕК 8КЛ) , ТАК И ДЛЯ ПОДГОТОВКЕ ЕГЭ И ДЛЯ ДЛЯ ФАКУЛЬТАТИВА

Скачать:

Вложение Размер
vitaminy2.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Необходим для синтеза зрительного пигмента родопсина. Обеспечивает адаптацию глаз к свету. Оказывает влияние на процессы роста, развития и размножения.

Животные жиры, мясо, рыба, яйца, молоко, печень.

Нарушение функции сумеречного зрения, роста, размножения, пролиферации и ороговения эпителия. Нарушенное состояние роговицы (ксерофтальмия и ксеромаляция).

Головные боли, эйфория, анемия, изменения со стороны кожи, слизистых, костной ткани.

Необходим для всасывания из кишечника ионов Ca 2+ и для обмена в организме кальция и фосфора.

Печень, мясо млекопитающих, печень раб, яйца.

В детском возрасте происходит развития рахита: нарушение окостенения и роста костей, их декальцификация и остеомаляция, гипотония.

Нарушение функций ЦНС и почек, вымывание Ca 2+ из костей и повышение его в крови.

Участвует в синтезе факторов свертывания крови, протромбина и др.

Зеленые листья овощей, печень. Синтезируется микрофлорой кишечника

Замедление свертывания крови, спонтанные кровотечения. Повышение ломкости капилляров.

Растительные масла, зеленые листья овощей, яйца

Снижение окислительно-восстановительных процессов в тканях. Снижение содержания гликогена в мышцах. Бесплодие.

Участвует в процессах клеточного дыхания (перенос H + и e – ). Регулирует секреторные и моторные функции желудочно-кишечного тракта и печени. Входит в состав НАД и НАДФ.

Мясо, печень, почки, рыба, дрожжи.

Воспаление кожи (пеллагра), расстройства желудочно-кишечного тракта.

Участвует в энергетическом обмене, принимая участие в декарбоксилировании (активная форма витамина (тиазоловое кольцо) входит в состав кофермента пируваткарбоксилазы).

Целые зерна, бобы, печень, почки, отру-би, дрожжи.

Развивается заболевание бери-бери, сопровождающееся полиневритом, нарушением сердечной деятельности и функций желудочно-кишечного тракта.

Входит в состав дыхательных флавиновых ферментов (ФМФ и ФАД). Осуществляет перенос H + и e – .

Зерновые бобы, молоко, печень, яйца, дрожжи.

Поражение глаз, светобоязнь, поражение слизистой полости рта, глоссит, задержка роста.

Перенос ацетильной группы (КоА) при синтезе жирных кислот, стероидов и других соединений.

Зерновые бобы, картофель, печень, яйца, рыба.

Общая слабость, головокружение, нейромоторные нарушения, дерматиты, поражения слизистых оболочек, нарушение окисления жирных кислот.

Кофермент трансаминазы, декарбоксилазы, дегидратазы, десульфогидразы. Роль в обмене аминокислот, белков и жиров, в процессах кроветворения.

Зерно, бобы, мясо, печень, дрожжи, рыба. Синтезируется микрофлорой кишечника.

Повышенная раздражительность, судороги, гипохромная анемия, дерматит.

Ион Co 3+ связан с четырьмя атомами азота пиррольных ядер; а пятым и шестым лигандами служат цианид-ион и атом азота гетероцикла бензимидазола соответственно. В составе также имеется рибоза и остаток фосфата у третьего атома углерода.

Компонент ферментов метаболизма нуклеиновых кислот и метилирования. Необходим для гемопоэза.

Печень, мясо, сыр. Синтезируется микроорганизмами.

Злокачественная, пернициозная анемия.

Необходим для синтеза пуринов и метионина и метаболизма одноуглеродных фрагментов молекул. Стимулирует процессы кроветворения.

Зеленые листья овощей, мясо, печень, молоко, дрожжи.

Кофермент дезаминаз, карбоксилаз, карбоксилтрансфераз, осуществляющих перенос CO 2 .

Молоко, яичный желток, печень.

Себорейный дерматит (авитаминоз может развиться при потреблении большого количества сырого яичного белка  связывание витамина).

Участвует в гидроксилировании, образовании коллагена, включении железа в ферритин. Повышает устойчивость организма к инфекциям.

Свежие фрукты, растения: шиповник, черная смородина, цитрусовые.

Развивается цинга (кровоточивость десен, мелкие кровоизлияния в коже, поражение стенок кровеносных сосудов). Нарушение синтеза коллагена.

Укрепляет стенки капилляров, регулируя их проницаемость, усиливает действие аскорбиновой кислоты. Стабилизирует основное вещество соединительной ткани путем ингибирования гиалуронидазы.

В листьях руты душистой, гречихи, чайного куста; цитрусовые, черная смородина.

Повышает проницаемость сосудов – кровотечения, общая слабость, боли в конечностях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока. Дидактический материал к уроку.

Вашему вниманию представляю интегрированный урок информатики и математики. Проведение интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметные связи, где информатика выступает.

Родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, совместно с Бобом Фрэнкстоном разработавший программу табличный редактор VisiCalc в 1979 г. для компьютера Apple.

Презентация для уроков, а также внеурочной деятельности по химии. Может быть использована как межпредметный материал.

Дополнительный материал для уроков химии и внеурочной деятельности по предмету.

Исследование проводилось в течение двух лет, закончилось в 2009 году. Сырова Алена Владимировна проводила исследование во Владимирском государственном гуманитарном университете.

Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины» Название ЭОР: Презентация .

Источник

Урок в 8-м классе «Витамины»

Разделы: Биология

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», Раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.

Задачи:

  • образовательные: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ. Сформировать представление о об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах и мерах их профилактики
  • развивающие: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи..
  • воспитательные: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, понимать важность сохранения своего здоровья.

Оборудование: учебник, таблица «Виды витаминов», «Суточные нормы витаминов», листы с таблицами содержания витаминов в различных продуктах питания.

Ход урока

I. Оргмомент

Ознакомление учащихся с темой урока, знакомство с ходом урока. Запись темы урока в тетрадь

II. Объяснение нового материала

А) Открытие витаминов (текст учебника стр. 194, учащиеся выписывают фамилии учёных в тетрадь)

Витамины были открыты в 1881 году нашим соотечественником Николаем Ивановичем Луниным. Он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке. Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.

Позже, в 1911 году, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным (полированным) рисом. Он дал ему название витамин, т.е. амин жизни, т.к. одно из веществ, выделенное и изученное им, содержало аминогруппу.

Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Б) Определение витаминов: (Запись определения витаминов в тетради)

Витаминыособые органические вещества, которые, не являясь источником энергии или строи­тельным материалом для организма, необходимы для его нор­мальной жизнедеятельности (и даже для самого существования). Это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.

Пояснение учителя: Если относительная молекулярная масса соединения ниже примерно 500, то такие соединения рассматривают как НМС.)

В) Группы витаминов, деление витаминов на группы:

Г) Знакомство с отдельными группами:

Перед знакомством учитель даёт понятие авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.

Авитаминоз – отсутствие витамина в организме.

Гиповитаминоз – недостаток витамина в организме

Гипервитаминоз избыточное поступление витаминов в организм. Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и D которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин B1, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина B6 может наблюдаться повышение свертываемости крови.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на стр.195-197, заполнение таблицы в рабочей тетради (Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек») Задание на стр. 112, №176. Заполненная таблица выглядит следующим образом:

Витамин Функции Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза Источники витамина для организма
А Для роста и развития, нормального функционирования слизистых оболочек, восприятия света Изъязвления кожи и слизистых оболочек. «Куриная слепота» – не способность видеть при слабом свете; у детей -отставание в росте Печень, сливочное масло, сыр, в виде каротина – в моркови, красном перце, тыкве, и в других овощах и фруктах красного цвета
В1 Необходим для нормальной деятельности нервной системы Заболевание под названием Бери-бери – повышенная возбудимость, нарушение сна, снижение памяти, судороги, паралич. В оболочках зерен злаковых растений, гречневой и овсяной крупах, зеленом горошке
В2 Влияет на состояние эпителия слизистой оболочки ротовой полости и других пищеварительных органов Воспаление слизистой оболочки в ротовой полости, трещинки в углах рта, Катаракта – помутнение хрусталиков глаз. Молоко, сыр, и другие молочные продукты, печень почки, гречневая крупа
В6 Участвует в белковом обмене, уменьшает отложения в сосудах холестерина, который ведёт к развитию атеросклероза, ожирению печени и отложению камней в желчном пузыре. ожирение печени, нарушение функции нервной системы, вызывает потерю аппетита, тошноту, воспаление языка, образова­ние трещин в углах рта, воспаление красной каймы губ дрожжи пекарских и пивные, печень животных и рыб, яичный желток, сельдь, треска, зеленый горошек, стручковая фасоль, куриное мясо. Частично синтезируется микробами кишечника.
В12 Участвует в синтезе ферментов, ответственных за созревание клеток крови в костном мозге Ухудшение аппетита, слабость, снижение массы тела. Злокачественная анемия (малокровие) Печень, яичные желтки, кисломолочные продукты,
С Участвует в синтезе белков соединительной ткани, повышает иммунитет Быстрая утомляемость слабеет устойчивость к инфекциям, сонливость. Цинга – стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими, кровоточат десна, расшатываются и выпадают зубы. Овощи, фрукты, ягоды, много в шиповнике, черной смородине, лимоне и капусте
D Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализация костей и зубов Рахит – кости теряют прочность, у детей искривляются ноги деформируется грудная клетка, замедляется рост. Нарушение усвоения кальция и фосфора, снижается тонус мышц и устойчивость к инфекционным болезням Яичный желток, печень, рыбий жир, молоко, образуется в коже под влиянием УФ лучей
РР Обесппечивает нормальное протекание окислительно-восстановительных процессов, учавствует в образовании гормонов надпочечников. Нарушение деятельности пищеварительной системы, потемнение кожи, покрытие её язвочками. Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко. Образуется в организме из продуктов питания.

Д) Сохранение витаминов в продуктах питания (объяснение учителя)

Различные факторы — кипячение, замораживание, высушивание, освещение и многие другие оказывают неодинаковое влияние на разные группы витаминов.

Наименее стойким из всех витаминов является витамин С, который начинает разрушаться при нагревании до 60°С. Доступ воздуха, солнечного света, повышение влажности способствуют разрушению этого витамина. Витамин А более устойчив к действию высокой температуры, но легко окисляется при доступе воздуха.

Витамин D выдерживает продолжительное кипячение в кислой среде, а в щелочной быстро разрушается. Витамины группы В сравнительно

незначительно разрушаются при кулинарной обработке. Наименее стоек из них витамин В1 который распадается при длительном кипячении и повышении температуры до 120 С. Меньше всего «боится» высокой температуры витамин Е — он выдерживает кипячение любой длительности.

Витамин В2 чрезвычайно чувствителен к свету, а витамин А – к ультрафиолетовым лучам.

Длительное хранение и высушивание губительно действуют на витамины А, С, но не разрушают витамины D, Е, В1, B2.

Рекомендуется хранить продукты при отсутствии доступа воздуха и света (в герметичных и светонепроницаемых упаковках), в сухом и прохладном месте (в холодильнике, сухом погребе), стараться избегать механических повреждений продукта. Чем меньше срок хранения, тем, естественно, больше витаминов останется. Кулинарную обработку следует также проводить при минимальном контакте с воздухом, светом, жидкостями, избегая высокой температуры. Неоднократный подогрев пищи в открытой посуде губительно действует на витамины.

К наиболее широко употребляемым в пищу продуктам относятся молочные изделия. При хранении молока в светлой стеклянной посуде разрушаются витамины С и В2. Кипячение молока в посуде с открытой крышкой существенно уменьшает содержание в нем витаминов. При длительном и особенно повторном кипячении в разрушается значительное количество витамина А.

Мясные продукты (свежая говядина, баранина, телятина, свинина) рекомендуется варить в соленой воде, в которую их следует класть после

закипания воды. При этом, на поверхности мяса вследствие свертывания белков образуется корочка, препятствующая потере питательных веществ и витаминов. Такая же корочка образуется и при жарении мяса. Длительно сохранить витамины группы В в мясе можно путем его замораживания при температуре -20 °С. При замораживании рыбы витамины сохраняются. Мороженую рыбу следует готовить немедленно после оттаивания, так как после этого, она быстро портится.

В яйцах есть витамины В1, B2, A, D и PP. Эти витамины устойчивы к термической обработке и при варке сохраняются.

Часто употребляемыми в пищу продуктами являются овощи и зелень.Содержание витаминов в овощах и зелени зависит от условий их

произрастания, способов хранения и кулинарной обработки. Так, помидоры, растущие на затененных участках, содержат меньше витамина С, чем помидоры, созревающие на солнце.

Для того чтобы сохранять витамины (в частности, витамин С), содержащиеся в овощах и зелени, необходимо их правильно обрабатывать.

Очищать и нарезать овощи и зелень нужно незадолго до приготовления из них соответствующих блюд. При варке овощи надо класть в кипящую жидкость (воду или бульон), а не в холодную, чтобы уменьшить потерю витамина С. Помещенный в кипящую воду очищенный картофель теряет около 20 % витамина С, а опущенный в холодную воду — до 40 %. Картофель, который варится в кожуре, теряет витамина С меньше, чем картофель, сваренный очищенным. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет до 75 % витамина С. Лучше сохраняется витамин С при жарении картофеля в масле. Много витамина С теряется при приготовлении пюре, варке зеленого гороха и стручковых бобов.

Воду, в которой варились овощи, рекомендуется использовать для приготовления других блюд, так как в отвар переходит значительное количество витаминов. Витамин С лучше сохраняется в супах, заправленных пшеничной или соевой мукой.

Большое значение для сохранения витамина С имеет посуда, в которой готовится пища. В эмалированной посуде витамин С разрушается медленно. В случае соприкосновения продуктов с медными и железными частями посуды разрушение витаминов значительно ускоряется.

Варить овощи нужно при минимальном доступе воздуха, так как кислород способствует разрушению витамина С. Поэтому вода в кастрюле должна покрывать овощи, а кастрюлю надо закрывать крышкой. Пленка жира также защищает витамины от окисления. Стабилизирующим эффектом обладают соль, сахар, крахмал, особые вещества фитонциды, содержащиеся в петрушке, луке, специях. В замороженных овощах (картофеле, капусте) витамин С сохраняется почти полностью. Однако следует помнить, что после оттаивания их витамин С разрушается очень быстро, поэтому оттаивать овощи надо как можно быстрее, непосредственно перед употреблением их в пищу.

При хранении лимонов, апельсинов, черной смородины витамин С сохраняется длительное время (6 месяцев и более), в яблоках содержание витамина С при хранении быстро уменьшается. Из ягодных настоев наиболее богат витамином С черносмородиновый. При варке варенья из различных ягод витамин С разрушается в значительной степени. При сушке, засолке и мариновании грибов содержание витаминов в них снижается.

Много витамина В1 в орехах. Но помните о том, что для лучшего переваривания их следует предварительно измельчить.

Е) Что мешает усвоению витаминов в организме? (работа в группах, учащиеся предлагают свои варианты ответов)

  • Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний
  • Никотин – Разрушает витамины А, С, Е, селен.
  • Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка.
  • Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.
  • Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.
  • Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

III. Закрепление полученных знаний

(Организуется фронтальная работа учащихся по вопросам)

  • Что такое витамины?
  • Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери- бери.
  • Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей.
  • Что такое гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз?
  • Шиповник – кладовая витамина…
  • Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения.
  • Этого витамина много в рыбьем жире и в печени трески.
  • Как следует готовить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов?
  • С какой целью выпускаются витаминные препараты?
  • Какие витамины легко усваиваются вместе с жирной пищей?

IV. Диагностика усвоения знаний

(осуществляется в виде тестирования и направлена контроль и оценку усвоения знаний учащихся по теме урока)

Витамины были открыты…
а) Х. Эйкманом
б) Н. Луниным
в) К. Функом

Витамины – это…
а) минеральные вещества
б) органические вещества
в) белки

Витамины участвуют в обмене веществ, потому что…
а) входят в состав ферментов
б) образуются в организме
в) являются катализаторами

4. К водораствоаимым витаминам относятся…
а) С, РР, группы В;
б) D, А, Е;
в) только группы В

В какой пище содержатся витамины?
а) только в растительной
б) в растительной и животной
в) только в животной

Полное отсутствие в организме какого-либо витамина называют…
а) гиповитаминоз
б) гастрит
в) авитаминоз

В каких условиях возникает гипервитаминоз?
а) при питании растительной пищей
б) при избытке витаминов в организме
в) при недостатке витаминов в организме

Авитаминоз мореплавателей и путешественников…
а) рахит
б) куриная слепота
в) цинга

Какое заболевание развивается при авитаминозе D?
а) бери-бери
б) куриная слепота
в) рахит

Витамин С содержится…
а) только в растительной пище
б) в животной и растительной пище
в) только в животной пище

Затем учитель собирает тесты. Учитель проверяет тесты и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.

V. Рефлексия

Учащиеся оценивают урок с помощью листьев трёх цветов, прикрепляя их магнитами к изображённому на ватмане дереве.

Красный цвет – мне работалось легко и интересно

Зеленый цвет – были небольшие затруднения.

Жёлтый цвет – мне было сложно работать на уроке

VI. Домашнее задание.

Изучить параграф «Витамины» на стр 194-197 учебника. Ответить устно на вопросы на стр. 198 с 1-го по 12-й. Составить рецепт самого витаминизированного обеда из трёх блюд, пользуясь предложенной учителем таблицей. (Приложение) Оформить его на отдельном листе и сдать на следующий урок учителю.

Источник

Читайте также:  Гиалуроновая кислота с витамином с гель для лица
Adblock
detector