Меню

Таблица по биологии 8 класс витамины продукты питания функции заболевания

Витамины (таблица по биологии, 8 класс)

Органические соединения, находящиеся во внешней среде и участвующие в процессах обмена веществ, называются витаминами. Слово происходит от латинского «вита» – жизнь.

Что это такое?

Витамины не синтезируются клетками и поступают в организм вместе с пищей. Исключениями являются витамины D, К и В3. Витамин D синтезируется в коже под действием ультрафиолетовых лучей, а К и В3 синтезируют бактерии кишечника.

Витамины являются катализаторами обменных процессов, не входят в состав тканей и не являются источником энергии. К витаминам не относятся микроэлементы и незаменимые аминокислоты.

Кратко о витаминах можно выделить несколько тезисов:

  • обозначаются латинскими буквами, за которыми стоят названия органических веществ;
  • при недостатке развивается гиповитаминоз;
  • при избытке развивается гипервитаминоз;
  • долгое отсутствие витаминов вызывает авитаминоз;
  • суточная потребность колеблется от 1,5 мкг до 600 мг в зависимости от витамина;
  • детям и подросткам некоторые витамины требуются в переизбытке, т.к. интенсивно происходят рост и развитие организма;
  • требуются в течение всей жизни.

Рис. 1. Признаки авитаминоза.

Разные продукты содержат разные витамины, поэтому, чем разнообразнее рацион, тем больше возможности получить все необходимые вещества в суточной норме. Однообразное питание (только каши или только мясо) приводит к гиповитаминозу.

Часть витаминов теряется при приготовлении пищи. Например, витамин С разрушается уже при 60°С. При этом некоторые витамины не усваиваются без термической обработки.

«Натуральные» витамины, т.е. полученные из продуктов питания, абсолютно идентичны синтетическим.

Виды и действие

Витамины делятся на два вида:

  • водорастворимые– не накапливаются, избытки вымываются водой (С, группы В);
  • жирорастворимые– могут накапливаться в организме в жировой ткани (К, А, Е, D).

Общее действие, норма и нахождение в продуктах представлено в таблице “Витамины”.

Название

Действие

Суточная норма

Где находятся

Формирует иммунную систему, влияет на рост волос, когтей, способствует эластичности кожи

Печень, молочные продукты, яичный желток

Помогает извлекать энергию из углеводов, способствует развитию нервной системы

Бобовые, фундук, свинина

Участвует в обмене веществ, входит в состав слизистых оболочек

Куриная печень, молочные продукты

Влияет на уровень холестерина, улучшает память

Зелёные овощи, курятина, орехи, субпродукты

Способствует обмену жиров, прохождению нервных импульсов, регулирует уровень инсулина и холестерина

Рис, овсянка, проросшие зёрна пшеницы, шпинат, печень, молоко

В5 – пантотеновая кислота

Участвует в белковом и жировом обмене

Рис, дрожжи, субпродукты

Участвует в обмене веществ и кровообращении

Регулирует белковый и жировой баланс, участвует в синтезе ферментов

Печень, яйца, сыр, мясо, зелёный горошек, яблоки, картофель

Влияет на передачу генетической информации и уровень гемоглобина

Зелёные овощи, яйца, бананы, орехи

Участвует в кроветворении, поддерживает уровень гемоглобина

Морепродукты, морская капуста, икра, творог

С – аскорбиновая кислота

Влияет на образование коллагена, способствует защитной реакции организма, делает кровеносные сосуды эластичными

Смородина, черёмуха, цитрусовые, шиповник, капуста

Группа D – эргокальциферол, холекальциферол, дигидротахистерол

Участвует в формировании и росте костей, способствует развитию зубов

Солнечный свет, растительное масло, рыба, яйца

Делает непроницаемыми мембраны клеток, способствует кровообращению, участвует в формировании мышц

Растительные масла, орехи

Способствует свёртываемости крови

Цветная капуста, шпинат, куриное мясо

Рис. 2. Содержание витаминов в продуктах питания.

Бета-каротин находится в овощах (морковь, петрушка, перец) и является предшественником ретинола, а триптофан (аминокислота) – ниацина. Попав в организм, бета-каротин синтезирует витамин А, как триптофан – витамин В3.

Читайте также:  Какие витамины нужны при угрях

Значение

Несмотря на то, что витамины поступают в организм исключительно из внешней среды, они играют значительную роль в метаболизме. Без витаминов нарушается работа систем органов, ослабевает иммунитет, развиваются различные заболевания.

Витамины выполняют следующие функции в организме человека:

  • участвуют в обменных процессах в составе ферментов и гормонов;
  • обладают антиоксидантными свойствами, защищая организм от воздействия свободных радикалов;
  • участвуют в синтезе гормонов;
  • регулируют работу систем органов;
  • способствуют усвоению веществ и элементов.

Рис. 3. Участие витаминов в метаболизме.

Что мы узнали?

Из урока биологии 8 класса узнали об особенностях витаминов – органических веществ, попадающих в организм вместе с пищей. Рассмотрели действие, суточную норму, содержание основных витаминов, а также их значение для организма.

Источник

Витамины и их роль в организме человека.
план-конспект урока (биология, 8 класс) по теме

Конспект урока в 8 классе по теме: «Витамины»

Скачать:

Вложение Размер
Витамины и их роль в организме человека. 105 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по биологии.

Тема: Витамины и их роль в организме человека.

Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», определить содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека.

Задачи: а) образовательная: углубить и обобщить знания о значении витаминов; содержания их в продуктах питания; условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.

б) развивающая: показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.

в) воспитательная: формирование положительной мотивации на восприятие нового материала, познавательной активности на уроке, умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы, понимать важность сохранения своего здоровья.

Оборудование: учебник, таблица «Суточные нормы витаминов», презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа для демонстрации презентации и слайдов, листы с вопросами симпозиума и тестовыми заданиями для закрепления материала.

Тип урока: урок-симпозиум

Вопросы для симпозиума были даны заранее:

1. История открытия витаминов.

2. Что такое витамины? Что между ними общего?

3. Классификация витаминов.

4. Что такое авитаминоз и гиповитаминоз? Назовите причины авитаминоза и гиповитаминоза.

5. Свойства витамина А (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

6. Свойства витаминов группы В (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

7. Свойства витамина С (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

8. Свойства витамина D (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

9. Свойства витамина PP (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

10. Свойства витамина E (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

11. Свойства витамина K (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

12. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.

13. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?

14. Источники поступления витаминов в организм человека? Необходимые дозы витаминов.

I. Организационный момент.

Учитель: Тема нашего урока – Витамины и их роль в организме человека. На уроке мы познакомимся с историей открытия витаминов, их особенностями, содержанием в различных продуктах и влиянием витаминов на организм человека.

II. Изложение нового материала.

1. История открытия витаминов.

Витамина были открыты нашим соотечественником Н.И. Луниным. В 1881 г. он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по- разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы), причем в том же соотношении, что и в молоке.

Вскоре мыши второй группы перестали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.

Позже, в 1911 г, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название витамин (от лат. «вита»- жизненный).

2. Что такое витамины? Что между ними общего?

Витамины — это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.

3. Классификация витаминов.

Водорастворимые – С, Р, РР, Н, группы В.

Жирорастворимые – А, D, Е, К.

4. Что такое авитаминоз и гиповитаминоз? Назовите причины авитаминоза и гиповитаминоза.

Витамины входят в состав молекул многих ферментов и некоторых физиологически активных веществ, поэтому при их отсутствии — авитаминозе или недостатке — гиповитаминозе нарушаются синтез ферментов и обмен веществ, вследствие чего развиваются тяжелые заболевания.

Витамины в основном непрочные соединения: они быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов. Натуральные витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения и, за редким исключением (витамин О), не синтезируются в организме человека.

Избыточное поступление витаминов в организм вызывает состояние, которое называется гипервитаминозом . Обычно это наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов и сопровождается самыми разнообразными признаками отравления. Наиболее токсичными являются витамины А и D которые часто дают маленьким детям. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичным является витамин B1, большие дозы которого могут приводить к сильным аллергическим реакциям. При длительном приеме витамина B6 может наблюдаться повышение свертываемости крови.

5. Свойства витаминов (Где содержится? Значение для организма. Какие болезни развиваются при недостатке витамина?).

Значение для организма

Какие болезни развиваются при недостатке витамина

Рыбий жир, яичный желток, морковь, абрикосы, помидоры содержат растительный пигмент – каротин, из которого в печени человека образуется витамин А

Участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям

При недостатке витамина возникает «куриная слепота» — заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках

Витамины группы В

Хлеб грубого помола, дрожжи, печень, молоко, шпинат

В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности ЦНС.

В6 участвует в белковом обмене, уменьшает отложения на стенках кровеносных сосудов холестерина, ведущие к развитию атеросклероза, ожирению печени, появлению камней в желчном пузыре.

В12 регулирует образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов, участвует в обмене белков.

При недостатке витамина развивается заболевание под названием бери-бери, при котором появляется быстрая утомляемость, потеря аппетита, резкое исхудание.

Недостаток витамина приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.

Недостаток приводит к развитию малокровия.

Свежие овощи и фрукты: шиповник, лимон, черная смородина, капуста

Регулирует обмен белков и углеводов.

При недостатке повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям.

Полное его отсутствие в пище приводит к тяжелому заболеванию – цинге, при котором на фоне общей слабости развивается одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы.

Рыбий жир, ультрафиолетовые лучи способствуют выработке этого витамина в коже, яичный желток, печень рыбы, жирная рыба, масло.

Участвует в обмене кальция и фосфора, формирование костей и мышц.

Недостаток витамина приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту.

Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко

Обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно-восстановительных процессов. Участвует в образовании гормонов надпочечников.

Недостаток витамина приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы. Кожа такого человека темнеет, покрывается язвочками.

капуста, тыква, свекла, печень, мясо, клубника, шпинат, томаты

К необходим для нормальной свертываемости крови.

содержится в кукурузном и подсолнечном масле, зерновых, капусте, зеленых овощах, сливочном масле.

влияет на функции эндокринной системы, помогает бороться со старением клеток

6. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.

Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.

Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0. +4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.

Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.

Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.

7. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?

Питательные вещества — это органические соединения, которые являются для организма источником энергии и строительным материалом. Основными питательными веществами являются белки, жиры и углеводы. Помимо этого важную роль в питании человека играют органические кислоты, витамины, минеральные соли и вода, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма.

Витамины — это низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью. Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ.

8. Источники поступления витаминов в организм человека? Необходимые дозы витаминов.

Здоровое питание населения является одним из важнейших условий здоровья нации. Массовые обследования, проведённые Институтом питания РАМН, свидетельствуют о дефиците витаминов у большей части населения России. Наиболее эффективный способ витаминной профилактики — обогащение витаминами массовых продуктов питания.

Витаминизация (иногда в комплексе с обогащением минеральными микроэлементами) позволяет повысить качество пищевых продуктов, сократить расходы на медицину, обеспечить социально незащищённые слои населения витаминами, восполнить их потери, происходящие при получении пищевого продукта на стадиях технологического процесса или кулинарной обработки. При этом необходимы следующие решения:

а) выбор подходящего продукта для витаминизации

б) определение уровня витаминизации

в) разработка системы контроля

Суточная потребность в витаминах и их основные функции

Источник

Adblock
detector