Образовательная область «Здоровье».
Надежда Леонидовна Енина
Образовательная область «Здоровье».
Содержание образовательной области «Здоровье»:
В условиях современной природо-социальной и экологической ситуации проблема здоровья приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14 % детей России можно считать практически здоровыми. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка, так как ребенок особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонения здоровья. Исходя из этого воспитание здорового образа жизни должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка. Задача укрепления здоровья – одна из приоритетных в работе ДОУ.
Основные принципы работы
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Цель : сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. воспитание культурно – гигиенических навыков;
3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Основные направления работы
• обеспечение благоприятной адаптации;
• выполнение сангигиенического режима;
• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
• предупреждение острых расператорных заболеваний и невратических состояний методами неспецифической профилактики;
• проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
• организация здоровьесберегающей среды;
• определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей;
• пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и родителей.
В МДОУ дополнительно введена парциальная программа «Здоровый малыш» (автор Береснева З. Н.) с целью совершенствования работы по оздоровлению детей.
Программа включает в себя :
• оптимизацию режима дня;
• организацию двигательного режима;
• охрану психофизического здоровья;
• закаливание с учетом здоровья ребенка;
• лечебно-оздоровительную работу.
Комплекс оздоровительных мероприятий
• Профилактика йододефицита (использование антиструмина).
• Ароматерапия во всех группах в утренние часы для профилактики ОРЗ.
• В группе проводится утренняя гимнастика (в музыкальном зале). Упражнения для зарядки выбираются с учетом возраста ребенка.
• В течение дня дети имеют возможность организовать подвижную игру, но в групповой комнате мало места для игр с бегом, поэтому дети бегают в основном на улице, на прогулках. Игры с метание, ловлей мяча, народные игры используются тоже в основном на прогулках.
• На занятии проводятся обязательные физкультминутки для предупреждения и снятия усталости, для активизации умственной деятельности.
• Проводятся закаливающие мероприятия после сна (упражнения для бодрости, солевые дорожки, упражнения для профилактики плоскостопия).
• Фитонциды (лук, чеснок).
Образовательная область «Здоровье» интегрируется с содержанием таких образовательных областей,как:
«Физическая культура» — развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей;
«Познание» — расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
«Социализация» — формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
«Безопасность» — формирование основ безопасной жизнедеятельности;
«Коммуникация» — развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.
1. осознание детьми понятие «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
2. повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
3. овладение навыками самооздоровления;
4. снижения уровня заболеваемости.
1. «Здоровый дошкольник». Змановский Ю. Ф.
2. «Здоровый малыш» Береснева З. Н.
3. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т. Л. Богина. – М. :
4. Уроки Мойдодыра / Г. Зайцев. – СПб. : Акцидент, 1997.
5. Уроки этикета / С. А. Насонкина. – СПб. : Акцидент, 1996.
6. Уроки здоровья / Под ред. С. М. Чечельницкой.
7. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М. : linka- press,
Современной маме. Материал для родителей В моем блоге Вы можете ознакомиться с материалом по следующим темам Современной маме. Как отучить ребенка кусаться Современной маме. Чтобы.
Источник
Перспективное планирование (образовательная область «Здоровье») средняя группа
календарно-тематическое планирование по физкультуре (средняя группа) по теме
Перспективный план
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»
Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка
Задачи формирования начальных представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения
1. Способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения.
2. Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим,закаливание, физкультура и пр.
3. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей: закаливание, участие в физкультурныхпраздниках и досугах, утренней гимнастике, подвижных играх на свежем воздухе, соблюдение двигательного режима.
Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков
1.Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; соблюдать культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).
2. Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует.
3. Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения.
Источник
Образовательная область «Здоровье»
методическая разработка (средняя группа) по теме
Приобщение к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_zdorovyu.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»
Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка
Задачи формирования начальных представлений детей о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения
1. Способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения.
2. Развивать представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим,закаливание, физкультура и пр.
3. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей: закаливание, участие в физкультурныхпраздниках и досугах, утренней гимнастике, подвижных играх на свежем воздухе, соблюдение двигательного режима.
Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков
1.Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; соблюдать культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).
2. Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует.
3. Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения.
материалы и оборудование
совместная деятельность с детьми
совместная деятельность с родителями
«Как устроено тело человека?»
Стеркина «ОБЖ», «Азбука здоровья» (стр.5)
Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, чем отличаются люди друг от друга внешне (пол, рост, возраст, цвет волос, глаз и т.п.)
Модель «Строение тела»,куклы: мальчик и девочка
Рассматривание иллюстраций «Строение тела».
Беседы: «Зачем нужны глаза, ресницы, уши, и т.п.?», «Волшебные помощники».
«Покажи и назови», «Узнай по голосу».
Консультация на тему «Как учитывать в семье
Т.Г.Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», стр.76
Сформировать представления о настроении и чуствах, развивать умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать повышению психоэмоциональной устойчивости
пиктограммы «Эмоции», иллюстрации «Угадай настроение»
Ситуация «Кто веселый, грустный, сердитый?». «Как развеселить друга?»..
Рисование на темы: «Веселый праздник», «Мне грустно»
Семинар-практикум по теме «Устройство мини-
К.Люцис «Азбука здоровья» стр.9,
«Уроки Мойдодыра» — стр. 4
Формировать у детей навыки личной гигиены. Объяснить, что здоровье — это ценность жизни, необходимо заботиться не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих (чихая закрывать рот и т.п.)
Предметы личной гигиены, мыло, полотенце, расческа, носовой платок, мочалка и т.п.
Игра-путешествие «Путешествие в город «Предметов личной гигиены» (6)
Чтение: А. Барто «Девочка чумазая»
Т. Кожомбердиев «Все равно»,
И. Ищук «Мои ладошки».
«Мальчик грязнуля» Л.Толстой Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»
Консультация на тему
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
К.Люцис «Азбука здоровья»-стр.32-33;
«Уроки Мойдодыра» — стр. 26
Познакомить детей с зубной щеткой, научить правильно держать ее и хранить. Показать приемы чистки зубов. Познакомить с профилактикой кариеса. С работой врача -стоматолога.
Плакат: «Берегите зубы»; зубная щетка, зубная паста
Практикум «Берегите зубы»
Беседы: «Зачем человеку зубы?», «Что полезно для зубов, а что вредно?, «Почему болят зубы?», «Когда нужно идти к зубному врачу?»
Ситуация «Нас лечит врач – стоматолог и медсестра».
Практикум: «Знакомство с зубной пастой и щеткой», «Приемы чистки зубов».
Дидактическая игра: «Чтобы зубы были здоровыми».
С-р игра «У зубного врача».
Семинар на тему «Осторожно — грипп»
«Здоровье и болезнь» (микробы и
Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций.
приносящих здоровью вред; дать детям элементарное
представление об инфекционных болезнях и их возбудителях
Модели: «Вирусы», д/игра
«Здоровье и болезнь»
Беседы: «Микробы и вирусы», «Что приносит вред здоровью?», «Здоровье и болезнь».,
С-р игры «Поликлиника», «Аптека», «Стадион»
Ширма «Охрана жизни и здоровья детей в семье».
«Витамины и полезные продукты »
Рассказать детям о пользе витаминов, их значении для здоровья человека. Объяснить, как витамины влияют на организм человека. Еда должна быть не только вкусной, но и
модель: «Вредные и полезные продукты»
Ситуации «Где это можно купить?», «Готовимся встречать гостей»
Беседы: «Вкусно – невкусно», «Что я съем на завтрак, на обед, на ужин».
Дидактические игры «Съедобные и ядовитые растения», «Полезные продукты».
С-р игры «День рождения Карлсона», «Столовая».
«Если случилась беда»
Знакомит детей с правилами поведения при травмах: опасных
ситуациях (отравление газом, лекарством, ядовитыми
растениями и т.п.). познакомить детей с правилами оказания
первой помощи при травмах
аптечка, модели номеров
телефонов 01. 02, 03
Ситуации «Телефон 01,02,03»., «Меня укусила пчела», «Если случилась беда».
Тематическое рисование «Мы растем здоровыми».
С- р игра «Больница»», «Аптека»
Беседа с родителями по
теме «Одежда и здоровье
«Мы дежурим по столовой» («Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» / С.В.Петерина, с.43)
Формировать навыки сервировки стола. Развивать желание участвовать в общем труде, помогать помощнику воспитателя. Воспитывать ответственность, доброжелательность, активность.
фартучки для дежурства, демонстрационный стол с набором столовой посуды, кукла Буратино, значок
Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать», «Культура еды – серьезное дело». Рассматривание иллюстраций. Чтение: М. Вишневецкая «Милая тетушка манная каша»
Культура питания (театр игрушки «Мишка заболел»)
Чтение: С. Махоткин «Завтрак»
О. Григорьев «Варенье»
Тема «Будь здоров, малыш». Обмен опытом по
«Скажи «нет» вредным привычкам» Т.Г.Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», стр.71
Формировать сознательный отказ от вредных привычек, способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения
модели «Соблюдай правила гигиены»,
«Скажи «нет» вредным привычкам», «Занимайся физкультурой»,куклы Неболейка и Хворайка.
Дидактическое упражнение «Зеркало» (6)
Игра «А варежки последние» (6)
Чтение: «Вот какой рассеянный» С.Маршак Я. Аким «Неумейка»,
С. Михалков «Все сам» «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи»
Игра – путешествие «Путешествие в страну Одежды»(6)
Оздоровительный досуг (совместно с родителями) «Тропинка здоровья»
Источник