Меню

Сын 5 лет здоровье

Как проявляется кризис 5 лет у ребенка и что при этом делать родителям

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Читайте также:  Цени свое здоровье классный час

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Источник

Четыре главных принципа, которые сохранят здоровье детей на годы

Начни ЗОЖ смолоду

Как любят говорить врачи, все проблемы со здоровьем и вредные привычки — родом из детства. Если мама приучает ребенка что-то делать за конфетку, когда он вырастет, тоже будет поощрять себя сладеньким.

Современные дети мало двигаются, много времени проводят в гаджетах, а пропитание им добывать не нужно — достаточно вытянуть руку и взять пирожок с полочки. Вот почему четверо из пяти российских детей оканчивают школу, имея проблемы со здоровьем той или иной степени тяжести.

Что делать, чтобы приучить ребенка к здоровому образу жизни с младых ногтей? Об этом читателям «МК» рассказали эксперты.

Фото: Геннадий Черкасов

Ожирение — примета общества потребления

Основные факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний известны давно. Главный терапевт Минздрава РФ, глава НМИЦ профилактической медицины МЗ РФ Оксана Драпкина, распределяет их в следующей последовательности: 1) курение; 2) злоупотребление алкоголем; 3) низкая физическая активность вкупе с нерациональным питанием, что ведет к ожирению; 4) злоупотребление солью; и 5) социальные факторы.

— За последние годы благодаря принятию антитабачного законодательства и мерам в отношении снижения распространенности употребления алкоголя нам удалось добиться определенных успехов: курить у нас стали меньше; мы даже привыкли к тому, что в ресторанах теперь никто не дымит. Употребление алкоголя снизилось до 9,3 литра в год, что привело к снижению смертности у мужчин трудоспособного возраста от алкоголь-ассоциированных заболеваний на 18%. Единственное, что нам не удалось снизить, — это распространенность ожирения. За период с 1993 года его стали диагностировать в 3 (!) раза чаще. И эти проблемы начинаются с самого раннего детского возраста — девочка, у которой в 8–10 лет повышен индекс массы тела, к 30 годам вырастает в женщину с лишним весом и набором заболеваний, — говорит Оксана Драпкина.

Читайте также:  План работы кружка здоровье

Сегодня каждый третий ребенок в стране страдает от лишнего веса, каждому десятому можно смело ставить диагноз «ожирение»; вместо молока и овощей дети предпочитают есть чипсы и бургеры, вместо подвижных игр во дворах — зависают в соцсетях. Итог: уже в 15–16 лет у них диагностируют болезни, которые еще несколько лет назад встречались только у пенсионеров. Как говорит доктор Драпкина, ожирение — это платформа для развития артериальной гипертонии, сахарного диабета, атеросклероза, онкологических заболеваний и еще много чего другого плохого.

В том, что наши дети в большинстве своем питаются неправильно, врачи винят, конечно, взрослых. Ведь сложно ожидать, что ребенок, который видит, как папа ест сосиски с макаронами, залитыми майонезом, полюбит овсянку на воде и свежие овощи. К тому же сегодня все чаще говорят о среде, поощряющей ожирение: в современном обществе практически невозможно проголодаться, повсюду есть кафешки, печеньки, фастфуд, еда (главным образом неполезная) рекламируется повсеместно. Эта среда призывает нас больше есть и меньше двигаться.

Недавно исследователи проанализировали рекламу на пяти российских телеканалах, ориентированную на детей и подростков. Оказалось, что 60% продуктов, которые рекламировались, не разрешены для маркетинга среди детей в соответствии с критериями Всемирной организации здравоохранения; при этом каждый десятый из них позиционировался как «здоровая еда». Еще 20% эксперты не смогли оценить — лишь потому, что на их маркировке не содержалось достаточной информации.

А недавно в 19 странах мира, включая Россию, было проведено исследование среди детей 6–9 лет на предмет выявления факторов риска ожирения. Детей спрашивали, что они едят, занимаются ли спортом, ходят ли в школу пешком, как проводят выходные и пр. Оказалось, что по сравнению с другими странами наши дети ведут более здоровый образ жизни (63% добираются до школы пешком; 69% никогда не употребляли безалкогольные напитки с сахаром; 35% ежедневно едят овощи, а 50% — фрукты), хотя поводов для тревоги все равно дают немало.

И все же сегодня лишь 39% российских родителей уверены в том, что вес их ребенка соответствует нормам. Это показал опрос 437 родителей, проведенный в рамках Всероссийской социальной компании «Пульс жизни», которая проводится по инициативе НМИЦ профилактической медицины МЗ РФ. По данным опроса, в каждом третьем случае родители считают, что у ребенка есть лишний вес. У каждого пятого ребенка за время обучения в школе появились хронические заболевания. А 28% детей относятся к категории «часто болеющие».

СПРАВКА «МК»

В 16 лет 60% российских юношей и 40% девушек имеют факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной смертности в России и мире. Среди детей школьного возраста абсолютно здоровыми являются примерно 10–12%. Более половины школьников 7–9 лет и 60% старшеклассников имеют хронические заболевания.

Фото: Геннадий Черкасов

ЗОЖ для детей: основные правила

«ЗОЖ — это не коктейли для детокса и не бег по утрам», — предупреждает известный детский врач Федор Катасонов. И перечисляет основные принципы формирования здорового образа жизни любого ребенка.

Первое — здоровый сон. «А с ним у детей большие проблемы, особенно в мегаполисах; на плохой сон детей педиатрам жалуются чаще всего, — говорит Федор Катасонов. — Плохой сон очень сильно влияет на здоровье: нарушает умственные, когнитивные способности ребенка, отражается на физическом состоянии и развитии. Даже однократный 4‑часовой сон, как показало недавнее исследование, на 70% снижает количество лейкоцитов в крови — а они отвечают за иммунитет и противораковую активность организма. Детям нужно обеспечивать комфортные условия для сна: затемненное помещение; они должны засыпать и просыпаться в одно и то же время. Длительность сна сильно различается в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Но нередко родители ведут себя неправильно: сами ложатся спать поздно и считают нормальным, что и дети не спят до часу ночи. Кстати, сегодня популярность набирает такая специальность, как консультант по сну, — и я вижу хорошие результаты».

Второе — правильное питание. Как отмечает доктор Катасонов, сегодня до 95% населения испытывает недостаток клетчатки в рационе: «В основном мы питаемся легкоусвояемыми углеводами, а клетчатки в них почти нет. Отсюда нарушения пищеварения, частые запоры, геморрой, что является факторами риска развития рака кишечника. Поэтому обязательно нужны продукты, богатые клетчаткой, и добавки с ней: отруби, семена чиа, семена подорожника, овощи».

Читайте также:  Dark souls 2 как восстановить максимальное здоровье

Кроме того, крайне важно следить за количеством белка в рационе детей — начиная уже с грудного возраста. Катасонов отмечает, что многие педиатры и по сей день пропагандируют еще советские рекомендации по введению прикорма, которыми в мире давно никто не пользуется: «Прикорм нужно по возможности вводить как можно раньше, особенно мясо и рыбу, и он должен быть разнообразным. А вот в поливитаминах дети не нуждаются. Восполнять дефицит витаминов нужно лишь в случае клинических проявлений авитаминоза. Это, впрочем, не относится к витамину D, с тотальным дефицитом которого сталкиваются в наших широтах почти все. Детям его нужно давать обязательно — особенно в зимние месяцы, да и летом тоже. Никакое количество солнца, которое не оказало бы вредного эффекта, не приведет к достаточной выработке этого витамина. Детям до трех лет я рекомендую давать его вообще без перерыва; по 800 единиц в сутки. Остальным — по 2 тыс. единиц хотя бы в зимние месяцы. Некоторым детям также нужны йод и железо — в случаях клинических проявлений их дефицита. Соль лучше использовать йодированную. И еще крайне важно минимизировать количество сахара в рационе детей».

Самыми вредными компонентами пищи для детей доктор Драпкина считает подслащенные напитки, в том числе газированные: «Это даже хуже, чем снеки. Детям с признаками ожирения о таких напитках надо вообще забыть. Подумайте только: в бутылочке 0,33 л такой подслащенной воды примерно 10 чайных ложек сахара. Если выпивать каждый день хотя бы одну бутылочку, уровень потребления сахара вырастет на 4 кг в год, и он переработается организмом в 6,5 килограммов жира».

Федор Катасонов особо подчеркивает, что детей ни в коем случае нельзя кормить насильственно — они съедают столько, сколько им нужно, и от голода в наши дни точно не умрут. Начиная с полутора лет они должны есть самостоятельно. Ни в коем случае нельзя кормить их под мультики — это ведет к импульсивному перееданию. И еще надо исключить кусочничество — всякие печенюшки между трапезами, чтобы не формировать привычку питаться от скуки. После года ребенок должен перейти на четырехразовое питание.

«Надо воспитывать разумное отношение ко вкусовой вседозволенности, — считает Оксана Драпкина. — Например, мы стали реже собираться за общим ужином за столом, чтобы медленно и с толком поесть, чтобы поговорить. А это просто необходимо. Кроме того, детям обязательно нужно завтракать, и завтракать полноценно — постарайтесь выработать у ребенка такую привычку с детства. Доказано, что дети, которые регулярно завтракают, меньше страдают от ожирения во взрослом возрасте, у них меньше ИМТ, и реже развивается сахарный диабет».

Третье правило — физическая активность. Чем ее будет больше, тем, конечно, лучше. Однако существует тот минимум, который определяет нижние границы ЗОЖ. Так, ребенок в возрасте до пяти лет должен минимум трижды в день играть в активные игры. Примерно час в день должен быть отдан физическим упражнениям, развивающим мышцы: отжиманиям, приседаниям и пр. Плюс дети должны ходить от 12 тысяч шагов ежедневно. «Однако большой спорт я считаю плохой идеей для любого ребенка, — отмечает Катасонов. — Гораздо более важны прогулки, особенно в холодную погоду. И вообще, приучайте детей к холоду, это чрезвычайно полезно для иммунитета».

Четвертое правило — минимизация стресса. Его снижению способствует правильный режим дня; чередование периодов активности и труда с периодами релаксации и отдыха; дыхательная гимнастика; минимальное использование гаджетов. Если ребенок 2–5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях — по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам, — то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.

Тем временем в стране НМИЦ профилактической медицины МЗ РФ развернул новую программу — «Пульс жизни. Дети», которую разработали для школьников начальных классов. Информационно-образовательные материалы, подготовленные в рамках проекта, позволят в простой и понятной форме объяснить детям и их родителям важность и необходимость профилактики сердечно-сосудистых заболеваний со школьного возраста. Специалисты сняли для детей мультяшные ролики о роли сердечно-сосудистой системы в организме и даже выпустили дизайнерский комикс, где персонаж по имени Жора Бутербродов рассказывает о том, как его подкосил нездоровый образ жизни. В 2019 году в российских школах на основе данных материалов планируется провести ряд уроков здоровья в формате квеста.

Источник

Adblock
detector