Меню

Связь занятий физической культурой со здоровьем

Связь между физической культурой и здоровьем

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Уразалин Н. Б, кандидат юридических наук, доцент кафедры физической подготовки, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

УДК 796

ВВЕДЕНИЕ

Связи между физической культурой и здоровьем были постоянными и разнообразными с момента введения этой дисциплины в школах в 19 веке. В одни времена здоровье было основным аргументом, оправдывающим его наличие; в другие – преподаватели, как правило, дистанцировались от него, заявляя о своей образовательной деятельности в области обучения моторике. В настоящее время встает вопрос о том, являются ли здоровье и физическое благополучие частью процесса обучения физической культурой.

Актуальность. Для получения организмом пользы от физической активности рекомендуется учитывать частоту, интенсивность, продолжительность и вид физической нагрузки. Физическая активность определяется как любое движение тела, производимое скелетными мышцами, которое приводит к расходованию энергии. Однако связь между физической активностью и здоровьем также касается психологических и эмоциональных аспектов здоровья. В России вклад физического и спортивного образования в здоровье учащихся подвергается сомнению, поскольку, чаще всего, он ограничивается только физической подготовкой.

Цели и задачи. Изучить ограничивает ли нынешняя подготовка преподавателей физической культуры тему физической активности и здоровья, как теоретически, так и профессионально.

Научная новизна заключается в изучении взаимосвязи между физической культурой и здоровьем и данных о первоначальной подготовке преподавателей физической культуры. Представлено несколько тем, касающихся связей между физической активностью и здоровьем, которые можно было бы дополнительно включить в подготовку преподавателей физической культуры.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В международной литературе выделяются две концепции, касающиеся связей между физической культурой и здоровьем. Биомедицинская (патогенная) модель фокусируется только на физическом здоровье. Она ориентирована на частоту и интенсивность физической активности как показателя здоровья, независимо от характера физической нагрузки. Модель, которая относится к целостной, салютогенной концепции здоровья, ценит учет психологических, эмоциональных и когнитивных показателей по отношению к физической активности. Недавние исследования российских преподавателей физической культуры показывают, что им трудно учитывать в своем обучении цель здоровья, которую пропагандируют программы для занятий физической культурой. Это наблюдение заставляет нас усомниться в качественной подготовке преподавателей физической культуры [5, с. 527].

Первоначальная подготовка преподавателей физической культуры в университете состоит из двух отдельных частей. Во время получения степени бакалавра студенты проходят курсы, которые в основном преподаются преподавателями-исследователями, являющимися специалистами в своих областях, но иногда менее осведомленными о физической культуре, для общей многодисциплинарной подготовки. Курсы, касающиеся физической практики, проводятся преподавателями физической культуры и специалистами по физической нагрузки. В год подготовки к письменным экзаменам по призыву на военную службу эти курсы в основном проводятся учителями средних школ, которые считаются специалистами по письменным экзаменам. Однако эти преподаватели, значительная часть которых являются профессионалами, обладают менее глубокими знаниями научных данных. В ежегодных докладах ученые регулярно выражают сожаление в связи с неадекватностью или даже устареванием научных знаний, которые даются учащимся. Кажется, что условия подготовки к конкурсным экзаменам заставили будущих учителей пренебрегать нынешними знаниями, которыми они располагают по диплому, с тем чтобы вернуться к знаниям, которые зачастую устарели или являются частичными, к знаниям так называемых «полевых» преподавателей. Остальная часть их подготовки сосредоточена на конкретных формах преподавания на занятии и в соответствии с дисциплинарными программами. Это уже не позволяет установить связь между поведением учащихся в отношении физической активности и теоретическими основами (психологическими, социологическими и т.д.), которые позволяют анализировать такие явления, как наличие или отсутствие интереса у студентов к физической активности; мотивация к занятиям физической активностью; потенциальные причины различного поведения девочек и мальчиков; специфика подросткового возраста в отношении физической активности и т.д. В этих условиях здоровье иногда откладывается на второй план, но имеющийся опыт оправдывает такой выбор преподавания физической культуры, содержания или методов обучения. Вклад физической культуры в здравоохранение часто ограничивается вкладом физической нагрузки в сердечно-дыхательную систему как среди учащихся, так и среди преподавателей физической культуры [1, с. 47].

Читайте также:  Что такое экология здоровья человека

Прежде всего, различные компоненты здоровья (физические, психологические, эмоциональные, социальные, интеллектуальные, духовные), как правило, ограничиваются тремя (физические, психические, социальные) и плохо функционируют.

Что касается психологической литературы о связи физической активности и здоровья, то несколько тем являются стратегическими для понимания ориентации физической активности. Эти темы будут иметь все основания для систематического преподавания в ходе начальной подготовки преподавателей физической культуры [3, с. 87].

Определены причины для занятий физической активностью: уменьшить стресс, поддержать вес, быть энергичным, быть в хорошей форме, чувствовать себя хорошо, получить пользу для здоровья, профилактика заболеваний, проводить время с семьей, наслаждаться, улучшить свою сердечную систему, сила, выносливость, весело провести время, потерять вес, конкурировать с другими. Эти причины не ограничиваются только физической подготовкой, они касаются всех аспектов здоровья. Более того, индивидуум движется не одним, а «целевым кластером»: несколько причин для тренировки вкладываются одновременно с различной интенсивностью.

Стремление к здоровью и благополучию через физическую активность стало, по мнению некоторых социологов, культурным законом, проистекающим из ответственности и рациональности человека. Закон здоровья сочетается с социальным давлением в сторону худобы и внешнего вида. Исследования среди молодых людей указывают на существующие противоречия: тело, которое кажется «здоровым», может быть результатом «дурных причин», таких как искажение образа жизни или чувство вины; оно также может порождать действия, которые неблагоприятны для здоровья (неправильное питание, чрезмерные физические нагрузки и т. д.). Забота о своем теле по функциональным причинам является «хорошей» причиной, если она не становится навязчивой.

Программы физической культуры предусматривают список физических активностей, без учета того, что их выбор варьируется в зависимости от возраста. Наиболее востребованные подростками виды деятельности (например, командные виды спорта) все меньше и меньше практикуются после того, как студенты покидают систему образования. Вопросы, которые взрослые ассоциируют со своим досугом и физической активностью, все больше и больше принимают во внимание борьбу со стрессом и необходимость переориентироваться на себя. Однако соответствующая физическая активность в физической культуре практически не рассматривается. Кроме того, давление дисциплинарных программ приводит к тому, что условия доступа к физическим нагрузкам игнорируются. На самом деле физическая активность, преподаваемая на занятиях физической культурой, практикуются в рамках, которые иногда ограничены для взрослых, получающих заработную плату, которые вынуждены работать в течение длительного времени и нуждаются в транспортных средствах. Кроме того, доступ к определенным структурам физической активности требует финансовых вложений. Другие виды деятельности, хотя и бесплатные, являются помехой: например, регулярная пробежка после рабочего дня иногда подразумевает пробежку в ночное время или в не совсем безопасном месте (общественный сад, лес и т. д.; нет освещения). Эти обстоятельства держат часть женщин подальше от занятий физическими нагрузками, даже если они «полезны для здоровья». Размышления о том, как получить доступ к практике, и предложения о способах поддержания своего здоровья позволили бы более разумно подойти к выбору физических активностей для студентов или знаний, необходимых для самостоятельной практики [2, с. 18].

В дополнение к влиянию рабочих программ по преподаванию, можно отметить значительное влияние «мужских» концепций отношения к физической активности среди тренеров, таких как акцент только на физическую форму. Это приводит к слабому учету специфики различных аудиторий и их отношения к вопросам физических нагрузок. Имеется обширная литература, в которой подробно описываются гендерные особенности способов участия в физических активностях. В результате социального давления и идеологий в обществе люди усваивают гендерные нормы, ожидания от организма, его возможности и ресурсы, которые должны быть оценены: мужчины склонны ассоциировать здоровье с физической формой, подчеркивая функциональные способности; женщины ассоциируют здоровье с худобой, управляя формой тела и сочетая физические нагрузки с питанием. Однако тренеры и преподаватели сталкиваются со «спортом» через физическую активность на начальном этапе своей подготовки; многие из них продолжают заниматься самостоятельно, чтобы быть вовлеченными в спортивное движение. По этим причинам физическая культура рассматривается с мужской точки зрения, оценивая конфронтацию, приверженность, принятие риска, победу и эффективность. Именно концепция связи с физической активностью подразумевает определенный тип здоровья и отношения к телу: усилия, а не равновесие, расходы, а не благополучие, конфронтация, а не умение слушать. Все эти данные способствуют тому, что преподаватели физической культуры, как мужчины, так и женщины, более чувствительны и легче понимают связь между мальчиками и физической активностью (турбулентная, интенсивно занимающаяся), чем девочки (более сдержанная, менее активная). Физическая культура и методы обучения с выбором и регулированием учебных ситуаций в большей степени соответствуют ожиданиям мальчиков. Это способствует сохранению, а затем и подтверждению постепенного отстранения от физической активности доли девочек.

Читайте также:  Ненасыщенная полиэфирная смола вредна ли для здоровья

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Кратко упомянутые здесь темы могли бы способствовать более глубокому анализу того, что студенты ищут через физические нагрузки и связи между физической активностью и здоровьем, которые они ценят, что еще более важно, они могут помочь преподавателям моделировать свое преподавание, с тем чтобы оно способствовало здоровью учащихся не только с точки зрения физической подготовки, но и путем предоставления им средств для понимания типов связей между здоровьем и физической активностью и их разнообразия как с точки зрения отдельных лиц, так и с точки зрения различных этапов жизни, социального происхождения, возраста и пола, при том условии, что эти темы будут рассмотрены в ходе обучения студентов.

Источник

Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья.
статья по теме

Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
влияние занятий физкультурой на здоровье учащегося 16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различным заболеваниям. Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ. В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.

Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить вред.

Многие люди пытаются полностью оградить себя от физических упражнений, думая, что чем меньше они подвергаются физическим нагрузкам, тем здоровее они становятся. Многие студенты часто пытаются добыть справки об освобождении и при этом находят поддержку у родителей и, что самое ужасное у врачей.

Как показали результаты проведённого исследования среди часто болеющих студентов ВУЗа очной формы обучения, 70% — не занимаются спортом и редко посещают занятия физической культуры.

Известно, что постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности и наступление преждевременной старости.

Установлено, что регулярные физические упражнения уменьшают в кровотоке количество холестерина, способствующего развитию атеросклероза. Одновременно происходит активизация антисвертывающей системы, препятствующей образованию тромбов в сосудах. За счет умеренного увеличения общего содержания в крови ионов калия и уменьшения ионов натрия нормализуется сократительная функция миокарда. Надпочечники выделяют в кровь «гормон хорошего настроения».

Длительная равномерная нагрузка в виде бега укрепляет иммунную систему за счет активизации, обновления и увеличения состава белых кровяных телец, стимулирует кроветворение, увеличивая содержание в крови гемоглобина. Медицинские наблюдения показали, что под влиянием регулярных занятий бегом может ускоряться обновление и клеток пищеварительных желез, тормозиться процесс замещения мышечной ткани жировой, а нормализация в крови количества холестерина выполняет защитную роль в развитии не только атеросклероза, но и рака. Нью-йоркское страховое общество обследовало 100 тысяч клиентов и обнаружило, что у занимающихся бегом смертность от «болезней цивилизации» в 3 раза меньше, чем у остальной части населения.

Возможности мобилизации физиологических резервов во время интенсивной физической работы очень велики. Установлено, например, что минутный объем дыхания по сравнению с покоем возрастает в 20-30 раз, пульс – с 50-60 до 240 ударов в 1 мин, а артериальное давление – с 120/80 до 200/40 мм рт. ст.

Под влиянием физических упражнений улучшается кровоснабжение мышечной ткани (в том числе и сердечной мышцы). Во время физической нагрузки на 1 мм поперечного сечения мышцы может открыться 2500 капилляров против 30-80 в состоянии покоя. Больше всего увеличение количества капилляров происходит в коре лобной доли. Одновременно было зарегистрировано увеличение длины капилляров и увеличение плотности капиллярной сети.

Это показывает нам что, занятия спортом улучшают кислородное снабжение нервных клеток головного мозга, что в свою очередь, способствует повышению не только физической, но и умственной работоспособности. Иными словами, физкультура в значительной мере помогает… мыслить. Это совпадает и с утверждением Аристотеля относительно того, что мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой. Свои уроки он проводил, как известно, прогуливаясь вместе с учениками. И наоборот, недостаток мышечных движений ослабляет не только наши мышцы, но и наш мозг, делает его уязвимым к различного рода поражениям.

Многие считают, что поддерживать высокую умственную работоспособность помогает специальная «гимнастика мозга». Речь идет о так называемой стойке на голове. Это упражнение в сочетании с ритмичным сгибанием и разгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах не только усиливает приток крови к клеткам мозга, укрепляет сосуды, но еще и способствует оттоку венозной крови от нижних конечностей и тазовых органов, т.е. является важным средством профилактики варикозного расширения вен, геморроя, почечнокаменной болезни.

Движение – это прекрасно и ничем не заменимо, но оно не панацея. Нельзя избавиться от недугов и страданий, не изменив весь строй своей личности. Равномерная двигательная нагрузка в виде бега укрепляет иммунную систему за счет активизации, обновления, и увеличения состава белых кровяных телец.

Бег необходим для организма. Сердце, желудок, кишечник, печень, почки и другие органы нашего тела в течение миллионов лет формировались в условиях постоянных движений. При ограничении движений функции этих органов нарушаются. Говоря словами Горация, если не бегаешь, пока здоров, будешь бегать, когда заболеешь.

Практически здоровый человек должен посвящать бегу ежедневно минимум 15-20 минут, пробегая за это время в общей сложности 3-4 км.

При скоростном беге частота сердечных сокращений может достигать 200-210 ударов в минуту. Зато под влиянием систематических занятий бегом работа сердца в покое становится чуть ли не в 2 раза экономичней, чем у нетренированных людей. У опытных бегунов она сокращается до 35-40 раз в минуту.

Регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени задержать возрастные инволюционные изменения физиологических функций, а также дегенеративные изменения органов и систем.

Выполнение физических упражнений положительно влияет на весь двигательный аппарат, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией (нарушение функций организма при снижении двигательной активности). Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза (дистрофия костной ткани с перестройкой её структуры и разрежением). Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остехондроза (дегенерация суставных хрящей).

Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий физической культурой на организм человека.

Таким образом, можно говорить о необходимости физических упражнений в жизни каждого человека. При этом очень важно учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования физических возможностей организма, чтобы физические нагрузки не принесли вреда здоровью.

Источник

Adblock
detector