Взаимосвязь между физическим и психическим здоровьем, как восстанавливать и укреплять свою психику
Здоровье – главное благо в жизни человека. Многие люди заботятся о его физической составляющей – нормальной работе основных органов и систем, но мало кто обращает внимание на собственные психические состояния. Однако ученые подтверждают, что невозможно вести полноценную жизнь, не поддерживая эмоциональной стабильности и не борясь со стрессом – основным «виновником» большинства болезней.
Почему так важна здоровая психика
Психическое и физическое здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи. Если происходят нарушения в одном из них, неизбежно следуют негативные изменения и в другом.
ВОЗ считает, психическое здоровье – это не только отсутствие расстройств, но и состояние благополучия, душевного равновесия, которое позволяет человеку реализовать себя, быстро адаптироваться к условиям окружающей среды и эффективно противостоять негативным факторам.
Стресс – основная причина, приводящая к нарушению психического здоровья. Обычно он возникает при повышенных эмоциональных и умственных нагрузках или психологической травме, которая появляется из-за интенсивного воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.
Состояние стресса сопровождается следующими симптомами:
- Повышенная утомляемость;
- Нарушения в работе ЖКТ;
- Дискомфорт в поясничном отделе;
- Проблемы с засыпанием и беспокойный сон;
- Нарушение концентрации внимания;
- Апатия.
Если не предпринимать никаких мер, то неблагоприятные психические состояния приводят к появлению более серьезных недугов – высокого артериального давления, язвы желудка, сахарного диабета, бронхиальной астмы, нарушений функционирования щитовидной железы и даже психических расстройств.
У представителей обоих полов стресс проявляется по-разному. Психическое здоровье женщин более уязвимо – они эмоциональны и чувствительны, подвержены страхам и депрессивным состояниям. Нарушения могут появиться из-за необходимости совмещать работу и семью, утраты красоты и естественного старения, отсутствия возможности иметь детей и наступления климакса.
Для мужчин большое значение имеет их социальный статус в обществе, поэтому они часто переживают из-за непризнания их личностных достоинств и утраты физической силы. Последствия обычно выражаются в сбоях в работе сердца и ЖКТ, появлении пристрастия к алкогольным напиткам и курению, половом бессилии.
Важность психического здоровья заключается в следующем:
- Непрерывный стресс, тревога и иные беспокойства отрицательно сказываются на физическом состоянии – ухудшается сопротивляемость организма вирусным инфекциям, появляются проблемы со сном, а если не предпринимать никаких действий, то развиваются более серьезные недуги;
- Люди, поддерживающее свое психическое здоровье, обычно имеют лучшую производительность труда и строят успешную карьеру;
- Умение противостоять стрессам положительно складывается на обстановке в семье – такие люди не конфликты и могут передать основы правильного образа жизни своим детям;
- Согласно статистике, большинство преступлений совершают люди, не заботящиеся о своем психическом состоянии;
- Увеличение продолжительности жизни. Исследования показали, что риск появления болезней сердца более чем на 90% выше у людей, не умеющих справляться с депрессивными состояниями и стрессом.
Поэтому так важно своевременно предпринимать профилактические меры, укрепляющие не только физическое, но и психическое здоровье.
Критерии нормы
Многие люди стремятся к формированию здорового образа жизни. Факторы, оказывающие непосредственное влияние – это режим труда и отдыха, система питания, физические нагрузки и устоявшиеся привычки. Однако не менее важны и психические состояния – эмоциональная стабильность, уверенность в себе, адекватное восприятие действительности.
ЗОЖ – это не только нормальное протекание всех физиологических процессов в организме, но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей, личностное совершенствование и рост. Такие люди способны выполнять профессиональные и социальные функции независимо от окружающей обстановки и происходящих событий.
Выделяют основные критерии психического здоровья:
- Обладание чувством постоянства и идентичности – осознание своего «Я» и его полное принятие;
- Однотипное поведение в одинаковых ситуациях;
- Способность к самоанализу, признание собственных ошибок, разумная критика собственной деятельности и ее результатов;
- Адекватная реакция на происходящие события, поступки других людей и т.д.;
- Способность контролировать свое поведение в рамках установленных норм закона и морали;
- Планирование своей жизни и реализация желаний;
- Адаптивность, гибкость поведения и мышления в соответствии со складывающимися жизненными обстоятельствами.
Состояние психического, или душевного, здоровья женщин сильнее подвержено негативному влиянию неблагоприятных факторов. Однако представительницы прекрасного пола восстанавливают его легче и быстрее. Некоторые специалисты считают, что именно поэтому они имеют большую продолжительность жизни, чем мужчины.
Как сохранить психическое здоровье
Отсутствие болезни вовсе не означает полное психическое здоровье. Однако в России обращение к специалисту за помощью считается чем-то ненормальным – к таким людям сразу приклеивается клеймо ущербного и неполноценного.
Но любые нарушения нельзя оставлять без внимания. Иногда психические состояния становятся основной причиной болезни, в иных случаях – ускоряют развитие недуга. Ситуации могут быть разными, но одно взаимосвязь «души» и тела признается безусловной.
Особенно важно сохранить здоровье детей, ведь это будущее нации. Для этого нужно следовать нескольким простым рекомендациям:
- Соблюдать оптимальный режим дня в соответствии с возрастом малыша;
- Больше общаться с позитивно настроенными взрослыми;
- Вместо бездумного просмотра телевизора проводить время на свежем воздухе вместе с семьей;
- Приучать ребенка к чтению и музыке, саморазвитию;
- Чаще хвалить и поддерживать в каких-либо неприятных ситуациях. Нельзя подвергать жесткой критике личность малыша.
С детского возраста можно привить ребенку правильные модели поведения, которые значительно облегчат его взрослую жизнь.
Меры по сохранению психического здоровья женщин такие же, как и у мужчин. Они включают в себя следующие рекомендации:
- Нужно обязательно выделять время на удовлетворение своих желаний – хотя бы несколько часов в неделю человек должен заниматься тем, что ему нравится и приносит удовольствие;
- Регулярно говорить себе и окружающим теплые слова;
- Поддерживать свое тело в хорошей форме;
- Оградить себя от общения с «тяжелыми» людьми;
- Если появляется злость или гнев, то лучше занять себя физическим трудом.
Стоит регулярно кушать бананы – они содержат особое вещество, которое стимулирует выработку гормонов «счастья». Если появляются какие-либо отклонения, то не нужно стесняться обращаться к врачам. Своевременное вмешательство поможет избежать опасных последствий.
Одно из самых распространенных нарушений психического здоровья – депрессия. Это состояние уныния, которое может проявляться сильнее или слабее в зависимости от личностных характеристик человека. Многие люди не уделяют этой проблеме никакого внимания, что лишь усугубляет ситуации. Если состояние не улучшается в течение 2-х недель, появляются мысли о суициде, падает самооценка, то необходимо срочно обратиться к специалисту для лечения депрессии.
Как защитить и укрепить
Особое внимание поддержанию психического здоровья нации должно уделять государство. Люди необходимо знать, что они находятся в безопасности, а их права защищены в полном объеме. Следует реализовывать специальные программы не только в рамках здравоохранения, но и в сфере трудоустройства, правосудия, социального обеспечения и т.д.
Между тем, каждый человек может начать действовать самостоятельно. Чтобы снизить отрицательное воздействие стресса и укрепить психическое здоровье, нужно придерживаться следующих правил:
- Правильно питаться – сбалансированный рацион является залогом физического здоровья, от которого зависит состояние психики. Переедание, употребление полуфабрикатов и продуктов, содержащих много химических компонентов, жирная пища – все это накладывает отпечаток на эмоциональном состоянии человека. Доказано, что сбои в работе щитовидки, болезни сердца и репродуктивной системе, а также некоторые другие недуги способны пошатнуть психическое здоровье;
- Заниматься спортом – при умеренных физических нагрузках в организме вырабатываются гормоны «счастья», улучшается кровообращение, а ткани и органы получают достаточно питательных веществ и кислорода. Систематическая активность помогает бороться со стрессом и улучшает настроение;
- Познавать себя – включает в себя несколько процессов:
А) Формирование правильного отношения человека к себе – принятие себя как личности со всеми достоинствами и недостатками;
Б) Контроль над эмоциями;
В) Поиск скрытых способностей и развитие новых навыков.
- Избавиться от пагубных зависимостей – прежде всего это курение и пристрастие к алкоголю. Следует разобраться в себе и выявить, какие привычки осложняют жизнь, и постараться от них избавиться. Не нужно бояться обращения к специалисту, если не удается справиться с зависимостью своими силами;
- Учиться эффективно противостоять стрессу – этот пункт можно отнести к контролю над эмоциями, однако он включает в себя и изучение методов релаксации;
- Изменять принципы мышления – если начать следовать указанным рекомендациям, то этот процесс запустится автоматически. Но чтобы достигнуть желаемого результата, следует приложить определенные усилия:
А) Защитить себя от отрицательной информации – например, меньше смотреть телевизор и общаться людьми, которые находятся «на негативе»;
Б) Стараться находить положительные стороны во всех происходящих событиях и закрепить позитивные психические состояния;
В) Перестать излучать негативные эмоции – подвергать критике коллег, родственников, начальство, государство и т.д.;
Г) Никогда не унывать;
Д) Не сравнивать с окружающими людьми – значение имеют только собственные достижения;
Е) Воспринимать жизнь с положительной стороны.
Не нужно пытаться изменить мир. Главное – научиться воспринимать его с позитивной стороны, а это под силу каждому человеку.
Чтобы снизить негативное влияние стресса, можно выполнить следующие упражнения:
- Найти его источник. Причем нужно смотреть вглубь проблемы. Например, если в семье катастрофически не хватает денег, то причина, скорее всего, не в маленькой заработной плате, а в нелюбимой работе. Стоит завести отдельную тетрадь и подробно записать туда всю информацию.
Чтобы побороть стресс, нужно составить последовательный план. В течение дня необходимо отдыхать, стараться меньше общаться с людьми, вызывающими эмоциональное напряжение, выделить время на любимое занятие. Своими проблемами можно поделиться с близкими родственниками, которые наверняка окажут поддержку;
- Не нужно копить отрицательную энергию в себе – ей нужно сразу же давать выход. Например, быстро решать ситуации, которые провоцируют подавленные состояния, выражать собственное недовольство и т.д. Но одновременно стоит научиться быть снисходительным и прощать промахи других людей.
Здоровый человек – счастливый, живущий в гармонии с собой и не ощущающий внутреннего разлада. Такого состояния можно достичь только путем поддержания и психической, и физической составляющей. Простые меры, направленные на формирование позитивного мышления, способно значительно повысить качество жизни. С их помощью легче избавиться и от физических недугов, которые часто появляются из-за стресса и неудовлетворенности жизнью.
Источник
Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников
консультация по теме
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник.
На Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», проходившем в Москве (2004), были выявлены принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей 5–7 лет. Если ранее на первом месте стояли острые респираторные заболевания, то сейчас преимущественное распространение получили различные нервно-психические нарушения. Среди основных причин заболеваемости особое место занимает проблема повышенной тревожности, низкой стрессоустойчивости современных дошкольников.
Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются основы здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом.
Сложные социально-экономические события в нашей стране, явная невротизация взрослого населения привели к тому, что возросло число детей с невротическими расстройствами. По данным Захарова А.И., каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка могут быть отнесены к категории «нервные дети».
Ухудшение как физического, так и психического здоровья детей в значительной мере связано как с негативными явлениями экологической и социальной обстановки, так и с недостатками в организации и осуществлении медико-педагогического контроля за психофизическим развитием, состоянием здоровья воспитанников в условиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_psikhicheskogo_i_fizicheskogo_zdorovya_doshkolnikov.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник.
Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Существуют различные взгляды ученых на определение понятий «здоровье» и «здоровый ребенок», (В. Т. Спиркин, Н. М. Амосов, Г. П. Юрко, Ю. Ф. Змановский, Т. Л. Богина, Ю. В. Вельтищев и др.).
Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Здоровье – важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка, особенно – его эмоциональной сферы.
Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития.
Здоровье ребенка – это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармоничное единство физических и интеллектуальных характеристик, своевременное формирование адаптивных и компенсаторных реакций в процессе роста.
С физиологической точки зрения здоровье характеризуется правильной и согласованной работой всех жизненно важных органов и физиологических систем организма, их своевременным развитием.
Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие человека.
Результаты специальных исследований (2006–2007 гг.) свидетельствуют, что в старшем дошкольном возрасте катастрофически уменьшается число здоровых детей. Чуть более 10% их входят в первую группу здоровья. Физиологическая незрелость наблюдается у 60%, функциональные отклонения – у 70%, хронические заболевания – у 50%.
Если 10 лет назад мы говорили о здоровом и крепком поколении, то в настоящее время можем только мечтать о целостно здоровом ребенке.
На Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», проходившем в Москве (2004), были выявлены принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей 5–7 лет. Если ранее на первом месте стояли острые респираторные заболевания, то сейчас преимущественное распространение получили различные нервно-психические нарушения. Среди основных причин заболеваемости особое место занимает проблема повышенной тревожности, низкой стрессоустойчивости современных дошкольников.
Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются основы здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом.
Сложные социально-экономические события в нашей стране, явная невротизация взрослого населения привели к тому, что возросло число детей с невротическими расстройствами. По данным Захарова А.И., каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка могут быть отнесены к категории «нервные дети».
Внешние источники угрозы психологической безопасности и здоровью ребенка:
- Манипулирование детьми.
- Индивидуально-личностные особенности персонала.
- Межличностные отношения детей в группе.
- Враждебность окружающей среды.
- Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.
- Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.
- Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.
- Неправильная организация общения.
- Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
- Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
- Неблагоприятные погодные условия.
- Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.
Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка:
- Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье.
- Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.
- Отсутствие автономности.
- Индивидуально-личностные особенности ребенка.
- Патология физического развития.
Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий.
Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастах онтогенеза.
Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря полноценному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину и т.п. Следует помнить, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляют полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.
В основе психологического здоровья являются душевных комфорт и духовное развитие человека.
Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.
Ухудшение как физического, так и психического здоровья детей в значительной мере связано как с негативными явлениями экологической и социальной обстановки, так и с недостатками в организации и осуществлении медико-педагогического контроля за психофизическим развитием, состоянием здоровья воспитанников в условиях детского сада.
Следует отметить наличие в условиях детского сада стрессовых ситуаций: не везде создается атмосфера доброжелательности и эмоционального благополучия, психического комфорта. Имеет место разобщенность взрослых и детей как в детском саду, так и в семье. Это нередко приводит к повышению напряженности, тревожности и агрессивности в поведении детей.
Завышенные требования со стороны педагогов и родителей к уровню подготовленности к школе приводят к переутомлению, нервному перевозбуждению ребенка и формированию у него привычек малоподвижного образа жизни. При этом важно подчеркнуть, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом году жизни все больше ограничивается и в детском саду, и в семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз). Становится тревожной тенденцией чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотрами телепередач и видеодисков, что значительно превышает по времени допустимые нормы.
В некоторых дошкольных учреждениях налицо нерациональная организация жизнедеятельности детей: сокращается длительность прогулок; занятия физической культурой на улице проводятся нерегулярно, индивидуальная работа по развитию движений незначительна.
Следует также отметить недооценку значимости роли подвижной игры как основного источника эмоционального развития ребенка.
К числу причин, влияющих на здоровье старших дошкольников, также относятся:
– отсутствие целенаправленной системы работы в условиях детского сада и семьи по формированию осознанного отношения к своему здоровью и стремления к здоровому образу жизни;
– использование разных программ и технологий, не всегда соответствующих требованиям подготовки детей 5–7 лет к школе.
Оздоровительный режим в семье и дошкольном учреждении
Рациональный оздоровительный режим является основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в дошкольных учреждениях. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявления чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой. Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей дистрессовых невротических состояний. Поэтому для ребенка так важно отношение взрослых, прежде всего мамы, которая для большинства детей является высшим и непререкаемым авторитетом. Если взрослые, тем более мамы, не учитывают особенностей эмоционального развития дошкольников, то могут возникнуть условия для отклонений, нервно-психических нарушений, вплоть до выраженных неврозов. Так, при наличии в семье 2-3 детей с незначительной разницей в возрасте более внимательное и заботливое отношение родителей к одному ребенку может вызвать у другого малыша чувство ревности. У детей 4-5 лет начинает проявляться эмоционально-чувственное отношение к родителям, родным и сверстникам. Невротические реакции возникают, как правило, при отсутствии эмоционального контакта и взаимопонимания с родителями. Профилактика, а иногда и лечение таких отклонений в поведении ребенка во многом определяются после консультации с детским неврологом или психологом и, как правило, способствуют улучшению отношения родителей к детям.
Возникающий эмоциональный стресс вызывает изменения деятельности физиологических систем, степень выраженности которых зависит не только от условий жизни, воспитания, но и от врожденных особенностей нервной системы. Наиболее подвержены эмоциональным взрывам дети со слабой нервной системой.
У этих детей физиологическое состояние напряжения (стресс) может очень скоро перейти в патологическое состояние дистресса. Родители и педагоги должны предупреждать возникновение таких ситуаций и уж, во всяком случае, не провоцировать их.
Из каждой аналогичной ситуации следует попытаться найти выход. Вводить ребенка в сферу переживаний взрослых следует очень тактично. Надо постоянно и заботливо приучать малыша проявлять внимание к окружающим людям, воспитывать у него чувство сопереживания, подтверждая это собственным примером. Например, поддержать возникшую реакцию жалости можно такой фразой: «Нельзя бросать куклу – ей будет больно», или поощрить радостную реакцию при виде живого существа – это укрепляет чувство сопереживания. Взрослые должны уметь управлять эмоциональными реакциями маленьких детей. Ребенку следует объяснить причину слез или обиды другого человека. Воспитание проявлений разумной гуманности — эффективный прием укрепления эмоционального здоровья.
С целью купирования и предупреждения нежелательных аффективных проявлений у детей рекомендуются определенные психолого-педагогические приемы.
Большую роль играют индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями. Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности нервной системы. Поэтому к каждому ребенку родители, воспитатели-педагоги должны подобрать индивидуальный ключ, найти свой подход. Лучше, чтобы это делал квалифицированный психолог. Работа с ребенком должна основываться на строго индивидуальном подходе, с учетом сведений, характеризующих семейную обстановку, характер и психическое состояние родителей, особенности ребенка.
Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Отечественными психологами установлено, что игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства, обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности младших школьников — учебной. Оздоровительная роль игры прежде всего проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надежный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нарушений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма ребенка. К тому же игра на свежем воздухе оказывает оздоровительный эффект. Характер взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми в сюжетно-ролевой деятельности формирует личные качества, оказывает существенное влияние на психическое здоровье, развитие эмоций.
В играх ребенок вступает в сложные взаимоотношения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Особенно это относится к сюжетно-ролевым играм. Именно в такой деятельности начинают формироваться личностные качества. Родители и педагоги-воспитатели в общении с детьми должны учитывать, что характер этих взаимоотношений оказывает существенное влияние на психическое здоровье и развитие эмоций. Игра — это наилучший регулятор эмоционального поведения ребенка. Игровая коррекция поведения старшего дошкольника начинается с использования игры-драматизации, в которой роли распределяет сам ребенок. Обязательной особенностью игры является не только объяснение взрослым ее содержания, но и смена ролей, когда ребенок выступает, например, то в роли мамы, то папы и т. д. Тем самым обогащается эмоциональный мир ребенка, исчезают ненужные страхи и тревоги.
Использование игр с эмоционально-оздоровительными целями возможно и у младших дошкольников при разыгрывании кукольных сцен. Взрослые должны приготовить набор игрушек, изображающих мальчиков и девочек, а также различных животных (волк, заяц, медведь, еж, лисица и др.). Правильно разыгранное взрослыми кукольное представление побуждает детей к активному участию в нем с оказанием помощи персонажу, попавшему в беду.
Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте. Важно не только с нравственных, но и с оздоровительных позиций трудиться рядом с ребенком. Положительные эмоциональные переживания во время такой совместной деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем.
В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка являются игра и разнообразная деятельность. Родители, желающие здоровья своему ребенку, должны быть его партнерами в играх. Можно использовать несколько совместных игровых упражнений.
Между понятиями труд (деятельность), эмоции и здоровье есть глубокая внутренняя связь. Потребность в деятельности — необходимое условие развития человека, которое проявляется в раннем возрасте сначала в виде предметной деятельности, потом — игры. Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте, дать почувствовать ему ту эмоциональную окраску, которая есть у любого творческого труда. Это очень важно не только с нравственных позиций, но и с оздоровительных. Эмоциональные переживания во время такой деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем, протекание биохимических процессов. В результате возрастает работоспособность, улучшается настроение и медленнее наступает утомление. Сам характер игровой, а в последующем и трудовой деятельности претерпевает изменения в течение дошкольного детства. Старшие дошкольники играют, занимаются конструированием, лепкой, рисуют. Изучение рисунков детей, особенно по таким темам, как «В детском саду», «Дома», «Во дворе», «Семья», позволяет получать представление о внутреннем мире ребенка, его интересах и переживаниях. Особенно эффективными для устранения повышенной тревожности и нервности детей являются рисунки с обязательным изображением его автора смелым и храбрым. Все выдающиеся отечественные педагоги очень хорошо понимали роль эмоций в воспитании здорового ребенка. Для того чтобы психическое здоровье ребенка формировалось нормальными темпами и он рос здоровым, педагог должен поддерживать в нем жизнерадостное настроение и бодрость. Отечественный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему миру — всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые ребенок видит и слышит со стороны родителей». Самое главное в дошкольном воспитании — это любовь родителей, внимание к ребенку персонала, положительный пример взрослых — все это может сделать оздоровительные мероприятия максимально эффективными.
Источник