Психическое и физическое здоровье человека
Содержание:
Главный человеческий ресурс – это физическое и психическое здоровье. Эти понятия тесно взаимосвязаны и рассматривать их лучше в комплексе, как симбиоз физиологии и психологии.
Психическое здоровье человека — это состояние психологического благополучия, комфорта человека в системе отношений к себе, другим и обществу в целом.
Психическое здоровье (оно же – душевное) включает следующие моменты:
- психическое равновесие;
- психологическую гармонию и адаптивность;
- здоровое восприятие реальности и осознание совершаемых поступков;
- стремление к цели и работоспособность;
- полноценная семейная и сексуальная жизнь;
- умение управлять своим поведением в окружении людей;
- ответственность за себя и близких;
- развитие личности, ее автономность и уверенность в себе;
- адекватное поведение и выражение эмоций без «социальной маски»;
- принятие себя и других людей;
- познание своего «я» и адекватная самооценка.
Под физическим здоровьем понимается физиологическое состояние, контроль за собственным телом. Оно включает:
- отсутствие болезней и их симптомов;
- развитие тела и натренированность;
- отсутствие внешних увечий или дефектов;
- способность к сексу и репродукции (воспроизводству потомства);
- нормальное физиологическое и генетическое развитие;
- слаженное функционирование организма, органов и систем органов;
- нормальное физическое самочувствие.
Под здоровьем подразумевается состояние полного физического, психического и социального благополучия. Обычно же, в это понятие включают только отсутствие болезней и физических дефектов.
Каждый человек должен проявлять заботу о себе, выработать комплекс полезных привычек и навыков. Довести полезные тренинги и практики до автоматизма и следовать им на протяжении жизни. Это поможет не выглядеть, а быть успешным, здоровым и счастливым.
Источник
«Взаимосвязь психического и физического здоровья»
консультация на тему
Влияние двигательной активности на психическое и физическое здоровье детей, использование физминуток на занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet_psih_i_fizich_zdorove_2013_-_2014_gg.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Взаимосвязь физического и психологического здоровья детей»
Физическое и психическое развитие человека неразрывно связаны между собой в едином процессе развития личности, начиная с рождения и внутриутробного развития ребенка. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствования основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое, умственное развитие, крепче здоровье. И наоборот, болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
Влияние двигательной активности на психическое и физическое здоровье детей
Двигательная активность способствует развитию у детей восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения, пространственных и временных представлений, а также мыслительных процессов (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развития речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.
Во время выполнения движений детьми педагог активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость др. В процессе занятий дети учатся видеть и понимать тех, кто рядом, согласовывать свои действия с их действиями, проявлять сочувствие, поддержку; в нужный момент помочь преодолеть препятствия; не смеяться над тем, кто упал, проявляет неуверенность, неумение. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.
Полезны подвижные игры, в которых создается ситуация, усиливающая взаимозависимость друг от друга. Навыки общения, полученные в таких ситуациях, легче переносятся на другие виды деятельности, в обычные жизненные условия.
В процессе занятий физкультурой (игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты) происходит формирование самооценки. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость. В сложных действиях проявляется воля ребенка — преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условия, которые сложились в данный момент.
Использование физминуток на занятиях
Содержание «программы детского сада» предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях по развитию математических представлений, речи, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в малоподвижном положении. Во время таких занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы кисти работающей руки; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению, которое отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.
Исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7–9-й минуте занятия, старшей – на 10–12-й, подготовительной к школе – 12–14-й (Н.Терехова, М.Антропова и др.). Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения. Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.
1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1978. — 272 с.
2. Шишкина В. А., Мащенко М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику? — Мозырь: Белый ветер, 2005. — 137 с.
3. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. — 2007. — №4. — С.29-33.
Источник
Как взаимосвязано психическое и физическое здоровье?
Резюме. Результаты совместной работы швейцарских и немецких ученых
В ходе новой работы ученые Университета Базеля (University of Basel), Швейцария, и Рурского университета в Бохуме (Ruhr University of Bochum), Германия, при оценке взаимосвязи психического и физического здоровья людей молодого возраста, определили наличие некоторых временных закономерностей. Они заметили, что заболевания пищеварительного тракта часто развиваются после депрессии, а патологии кожных покровов — после тревожных расстройств. Результаты работы опубликованы в журнале «PLOS ONE».
Здоровье детей и подростков является основой здоровья населения в будущем, и потому специалисты Всемирной организации здравоохранения утверждают, что в глобальной стратегии по улучшению здравоохранения, социальной политике и в программах оказания медицинской помощи необходимо учитывать структуру неинфекционных и психиатрических патологий среди людей данной возрастной группы. В ходе предыдущих работ ученые доказали наличие взаимосвязи между физическими и психическими патологиями у взрослых людей. При проведении лонгитудинальных исследований они определили, что депрессия может способствовать развитию сердечно-сосудистых заболеваний, таких как гипертоническая болезнь и патология коронарных сосудов, а также аутоиммунных нарушений, болезни Крона и сахарного диабета 1-го типа. Кроме того, ученым стало известно, что посттравматическое стрессовое расстройство часто предшествует ишемической болезни сердца, респираторным заболеваниям и сахарному диабету 2-го типа. Значимость подобной физически-психической коморбидности определяется ее негативным влиянием на качество жизни пациентов и усугублением тяжести заболеваний, и потому в последние годы она часто является объектом стратегических исследований.
В ходе данной работы ученые под руководством доктора Гюнтера Мейнлсхмидта (Gunther Meinlschmidt) изучали такую взаимосвязь у детей и людей молодого возраста. Для этого они оценили состояние здоровья 6483 подростков в возрасте 13–18 лет. Исследователи отметили, что некоторые соматические патологии чаще отмечали у участников с ранее диагностированными определенными психическими расстройствами. Кроме того, определенные психические расстройства чаще развиваются на фоне отдельных физических патологий. Так, аффективные расстройства, такие как депрессия, значительно чаще развиваются у людей после перенесенного артрита (относительный риск (ОР) 3,36; 95% доверительный интервал (ДИ) 1,95–5,77) или патологий желудочно-кишечного тракта (ОР 3,39; 95% ДИ 2,30–5,00), а тревожные расстройства — после заболеваний кожи (ОР 1,53; 95% ДИ 1,21–1,94). Аналогично этому, ранее перенесенные патологии сердечно-сосудистой системы способствовали развитию тревожных состояний (ОР 1,89; 95% ДИ 1,41–2,52). В ходе работы ученые с удивлением выявили наличие взаимосвязи между эпилепсией и расстройством пищевого поведения (ОР 6,27; 95% ДИ 1,58–24,96). Они полагают, что данный результат свидетельствует о возможности применения подходов, применяющихся для лечения пациентов с эпилепсией, в терапии при таких расстройствах.
Исследователи отметили, что полученные результаты свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между психическими расстройствами и физическими заболеваниями, и в ходе следующих работ они надеются выяснить биологические процессы, определяющие возникновение указанных ассоциаций. Ученые подчеркнули, что лечение при психических расстройствах и соматической патологии должно быть тесно связано у пациентов всех возрастов.
Источник
Физическое и психическое здоровье: простые секреты
Доброго времени суток, Уважаемый Читатель! В этой статье, я поделюсь мыслями о взаимосвязи физического здоровья и психического здоровья. Мне давно известно это, но я сумела посмотреть на эту проблему с новой стороны. Итак, в этой статье:
- Рассмотрю понятие «Физического здоровья»;
- Поговорим о психическом здоровье;
- Выскажу свою точку зрения на взаимосвязь между понятиями психическое и физическое здоровье.
Итак, начнём.
Физическое здоровье
Физическое здоровье – это способность тела человека выполнять все функции, которые были предусмотрены изначально.
- крепкие кости и межкостные соединения,
- гибкие суставы и крепкие мышцы,
- стабильно-работающие системы организма.
Если в человеке всё это присутствует, то его называют «физически здоровым»: он прекрасно выглядит и любит помогать другим. Его речь приятна и отчётлива. Ещё говорят, что он — в отличной форме.
Основным фактором, который способствует такой форме, является правильный образ жизни.
Конечно, слово «правильный» может иметь множество трактовок, но в среднем оно подразумевает под собой наличие определённых факторов:
- Питание: регулярное и сбалансированное. Многие люди говорят о том, что правильное питание – больше половины необходимого для того, чтобы достичь хорошего состояния. Действительно: если питаться правильно, то хотя бы ваша форма стабилизируется (без физической активности, речь о подтянутых мышцах не идёт, но нормально выглядеть и чувствовать себя получится точно); если обеспечить приток полезных веществ в организм, то организм возвратится к начальному состоянию;
- Отказ от вредных привычек (курение, обжорство, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем). В процессе воплощения в реальность вредных привычек, происходит уничтожение полезных соединений в теле человека, а это уже плохо. Организм бросает все возможные внутренние резервы на восстановление повреждений, но часто их не хватает – тогда наступает болезнь. Ни о какой физической форме с вредными привычками речи быть не может;
- Двигательная активность, которая сменяется отдыхом. Для того, чтобы оставаться физически активным человеком, нужно хотя бы ходить пешком. Но активность может пойти во вред, если её не чередовать с отдыхом. Например, через каждые 40 минут работы, 5 минут отдыха – таким образом, клетки организма могут обновиться – и труд будет более интенсивным и продуктивным. Физкультура обязательно должна чередоваться с отдыхом;
Добавим, что следование даже самым элементарным инструкциям из этой области, может привести к чудесным преображениям в Вашей жизни.
Психическое здоровье
Психическое здоровье (от греческого phsycos – душа, то есть «здоровье души») – это внутреннее состояние человека, при котором процессы внутри него проходят адекватно, то есть на должном уровне: хорошая память, внимательность к деталям, тактичные и доброжелательные отношения с окружающими и т.п.
Психически здоровый человек – это тот, кто сознаёт границы своего «Я» и твёрдо их отстаивает.
Такое состояние проявляется ещё и в том, что человек может реализовывать свои желания, подстраивая окружающую действительность «под себя» или успешно подстраиваясь под её изменения. Он переносит неудачи и все жизненные тягости, побеждает страхи и всегда выходит победителем. Они не могут остановить его развитие в любом направлении.
Важно: если говорить о душевном состоянии, то оно предполагает разбор своих эмоций – взгляд со стороны на самого себя, который может помочь решить большинство проблем.
Как определить, что человек здоров душой и разумом?
- У него хорошее настроение: появление катаклизма или приближение стихийного бедствия не может нарушить его внутреннего равновесия. Он всегда знает, что нужно делать;
- Он оптимист;
- Он заботится о других людях; этакий борец за справедливость;
- У него нет психических заболеваний:
— нет психоза – нарушения видения мира, несоответствие восприятия окружающих и реальной ситуации;
— нет невроза – затянувшиеся психические расстройства, такие как фобии, мании, расстройства, тревоги;
И нет ещё множества других заболеваний.
Отсутствие психических болезней является надёжным индикатором здоровья.
Как и осязаемое тело нуждается в укреплении своего состояния, так и психика нуждается в постоянном контроле и корректировке развития – начинать заботиться о ней нужно с раннего детства, продолжать эти занятия в зрелости, заканчивать — в глубокой старости.
Стоит заострить внимание: «розовые очки» — это признак расстройства (психоза), а не характеристика счастья и спокойствия; если постоянно видеть мир позитивно, то рано или поздно придётся встретить маньяка, который эти очки разобьёт.
Итак, мы разобрались в понятиях «физическое здоровье» и «психическое здоровье»; сейчас поговорим о том, как они связаны и как достичь гармонии в их развитии.
Взаимосвязь физического и психического здоровья
Начнём с того, что человек – это единица, где физическое и психологическое начала соединены вместе.
Это означает, что они могут оказывать влияние друг на друга: если скорое выздоровление может стать причиной для улучшения настроения, то и наоборот возможно – изменение внутреннего состояния будет причиной для изменения в телесном состоянии. Эта связь давно всем известна и отрицать это взаимодействие бессмысленно.
Зависимость состояний тела и души объясняется просто: эмоции, чувства – результат нервных импульсов мозга. Большинство процессов в организме также управляется мозгом. Получается, что все процессы в теле человека управляются из одного центра. Он может направить душевные силы на помощь физическим органам и наоборот.
- Если заболел живот (или что-нибудь другое), то позитивный взгляд а-ля «больной живот – это только временно» поможет организму найти внутренние силы для того, чтобы улучшить свое состояние;
- Если депрессия или подавленное состояние, то лучший способ выйти из этого состояния – это хорошая физическая нагрузка.
При этом, совсем не обязательно поднимать штангу в спортзале: прогулка на свежем воздухе станет вполне адекватным решением, способствующим как укреплению психики, так и физического тела, особенно это касается детей.
Таким образом, мы рассмотрели понятия психического и физического здоровья, увидели взаимосвязь между ними – и установили, что первое неизбежно влияет на второе, и наоборот.
Если Вам понравилась статья, то предлагаю поделиться ей с друзьями в соц.сетях. Спасибо!
До новых встреч!
Источник