Приложение N 10. Потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах (суточная)
Потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах (суточная)
Потребность в пищевых веществах
12 лет и старше
энергетическая ценность (ккал/сут)
витамин С (мг/сут)
витамин В1 (мг/сут)
витамин В2 (мг/сут)
витамин А (рет. экв/сут)
витамин D (мкг/сут)
Суточная потребность в пищевых веществах и энергии для обучающихся в образовательных организациях кадетского типа и организаций кадетской направленности
Энергетическая ценность (ккал/сут)
Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в организации
Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии
Дошкольные организации, организации
по уходу и присмотру, организации отдыха (труда и отдыха) с дневным пребыванием детей
Общеобразовательные организации и
организации профессионального образования с односменным режимом работы (первая смена)
Общеобразовательные организации и
организации профессионального образования с двусменным режимом работы (вторая смена)
Организации с круглосуточным пребыванием детей
Режим питания в зависимости от длительности пребывания детей в дошкольной организации
Время приема пищи
Приемы пищи в зависимости от длительности пребывания детей в дошкольной
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
Памятка «Витамины в продуктах»
Памятка для родителей
Витамины — низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.
Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве необходимого её компонента. Их отсутствие или недостаток в организме вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приёме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.
Людям ещё в глубокой древности было известно, что отсутствие некоторых продуктов в пищевом рационе может быть причиной тяжелых заболеваний (бери-бери, «куриной слепоты», цинги, рахита), но только в 1880 г. русским учёным Н.И. Луниным была экспериментально доказана необходимость неизвестных в то время компонентов пищи для нормального функционирования организма. Своё название (витамины) они получили по предложению польского биохимика К. Функа (от лат. vita — жизнь). В настоящее время известно свыше тридцати соединений, относящихся к витаминам.
Так как химическая природа витаминов была открыта после установления их биологической роли, их условно обозначили буквами латинского алфавита (А, В, С, D и т.д.), что сохранилось и до настоящего времени.
В каких продуктах «живут» витамины
Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, улучшает сопротивляемость организма в целом.
Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.
Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.
Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.
Пантотеновая кислота — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.
Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.
Витамин В9 (фолиевая кислота) — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.
Витамин Н (биотин) — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах, влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.
Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.
Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах, укрепляет кости и зубы.
Витамин Е — в орехах и растительных маслах, защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.
Витамин К — в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.
Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции
Витамин | Суточная потребность | Функции |
Витамин С (аскорбиновая кислота) | 50-100 мг | Участвует в окислительно-восстановительных реакциях, повышает сопротивляемость организма к экстремальным воздействиям |
Витамин В1 (тиамин, аневрин) | 1,4-2,4 мг | Необходим для нормальной деятельности центральной и периферической нервной системы. Регулятор жирового и углеводного обмена |
Витамин В2 (рибофлавин) | 1,5-3,0 мг | Участвует в окислительно-восстановительных реакциях |
Витамин В6 (пиридоксин) | 2,0-2,2 мг | Участвует в синтезе и метаболиз-ме аминокислот, метаболизме жирных кислот и ненасыщенных липидов |
Витамин РР (ниацин) | 15,0-25,0 мг | Участвует в окислительно-восстановительных реакциях в клетках. Недостаток вызывает пеллагру |
Витамин В9 (фолиевая кислота) | 200 мкг | Кроветворный фактор, переносчик одноуглеродных радикалов, участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот, холина |
Витамин Н (биотин) | 50-300 мкг | Участвует в реакциях карбоксилирования, обмена аминокислот, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот |
Витамин В3 (пантотеновая кислота) | 5-10 мг | Участвует в реакциях биохимического ацилирования, обмена белков, липидов, углеводов |
Витамин А (ретинол) | 0,5-2,5 мг | Участвует в деятельности мембран клеток. Необходим для роста и развития организма, для функционирования слизистых оболочек. Участвует в процессе фоторецепции (в восприятии света) |
Витамин D (кальциферол) | 2,5-10 мкг | Регуляция содержания кальция и фосфора в крови, минерализация костей, зубов |
Витамин Е (токоферол) | 8-15 мг | Предотвращает окисление липидов, влияет на синтез ферментов. Активный антиокислитель |
Уважаемые родители! Одна из причин недостаточной обеспеченности организма витаминами — отклонение фактического питания от рекомендуемых рациональных норм: недостаточное потребление свежих овощей и фруктов, продуктов животного происхождения, избыточное потребление углеводов, плохая осведомленность в вопросах правильного построения рациона, небрежность в питании, следование «модным» диетам и т.п. Следите за тем, чтобы Ваш ребенок получал полноценное и сбалансированное питание!
Источник
Витамины в питании школьников и подростков
Рациональное питание быстро растущих детей, особенно подростков, определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем. Особая роль в этом принадлежит витаминам.
Витамины являются незаменимыми (эссенциальными) пищевыми веществами. Их название переводится с латинского как «амины, необходимые для жизни», или просто «амины жизни». Каждый витамин выполняет свою собственную функцию, и один витамин не может заменить другой. Человеческий организм утратил способность синтезировать витамины и должен получать их с пищей. Отдельные витамины, правда, вырабатываются в организме, но в недостаточном количестве.
Витамины в пище
За исключением витаминов А и D, не присутствующих в растительных источниках, остальные витамины содержатся практически во всех продуктах питания. Однако количество пищевого продукта, обеспечивающее необходимое потребление того или иного витамина, настолько велико, что в некоторых случаях достигает сотен граммов. Поглощение такого объема пищи в реальной жизни невозможно и недопустимо в связи с тем, что неизбежно приведет к излишнему потреблению энергии и, как следствие, к избыточной массе тела, что отрицательно скажется на будущем здоровье ребенка.
Таким образом, рацион современного школьника, состоящий из натуральных продуктов, вполне адекватный его энерготратам и зачастую даже избыточный по калорийности, оказывается не в состоянии обеспечить растущий организм необходимым ему количеством витаминов.
Обеспеченность витаминами детей школьного возраста
Обследования последних десяти лет, проводимые лабораторией витаминов и минеральных веществ Института питания РАМН, свидетельствуют о широком распространении дефицита витаминов среди школьников и подростков во всех регионах нашей страны, включая Москву. Недостаточное содержание витаминов группы В в крови и моче выявляется у 20-90% обследованных, дефицит аскорбиновой кислоты, витаминов А и Е — у 10-40% детей, каротиноидов — у 85%.
В целом за годы обследований практически не обнаруживается детей, обеспеченных всеми витаминами. У большинства (до 70%) наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов, т.е. полигиповитаминозные состояния независимо от возраста, времени года и места проживания. Таким образом, недостаточное потребление витаминов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное воздействие на здоровье и развитие детей.
Чем грозит недостаток витаминов у детей?
Дефицит витаминов, особенно в условиях повышенных нагрузок учебного года (умственной и физической), приводит к ухудшению состояния здоровья ребенка. Недостаточное поступление того или иного витамина с пищей ведет к развитию соответствующей болезни витаминной недостаточности (гиповитаминоз или авитаминоз) вследствие нарушения зависящих от данного витамина биохимических процессов.
Повышенная утомляемость, слабость, снижение работоспособности могут быть следствием дефицита витаминов С, В1, В2, В12, А, Е; раздражительность и беспокойство — витаминов С, В1, В6, В12, РР и биотина, высокая восприимчивость к инфекциям — витаминов С и А, бессонница — витаминов В6 и РР.
Пути ликвидации дефицита витаминов
Обнаружение полигиповитаминозных состояний диктует необходимость дополнительной витаминизации. Поэтому целесообразен прием поливитаминных комплексов. Одновременное поступление витаминов более физиологично, их сочетание более эффективно по сравнению с раздельным или изолированным назначением каждого из них.
В настоящее время известно большое количество отечественных и зарубежных поливитаминных комплексов, предназначенных для детей разного возраста. Они выпускаются в различных формах: таблетки, драже, жевательные пастилки, шипучие таблетки и грануляты для приготовления витаминизированных напитков, сиропы, гели.
Современный поливитаминный комплекс содержит полный набор витаминов в количестве, сопоставимом с возрастным рекомендуемым суточным потреблением. Все витамины, входящие в их состав, полностью идентичны «природным», присутствующим в натуральных пищевых продуктах и по химической структуре, и по биологической активности. Мнение о том, что выпускаемые промышленностью витамины усваиваются организмом хуже, чем «натуральные», является неправильным. Более того, усвоение витаминов из поливитаминных комплексов зачастую выше, чем из продуктов, в которых они как правило находятся в связанной (неактивной) форме.
Что касается чистоты синтетических витаминов, наличия в них химических примесей, вредных для организма, то современная технология производства и постоянный контроль, осуществляемый фирмой-производителем и государственными органами санитарноэпидемиологического надзора, гарантирует их химическую чистоту (содержание основного вещества достигает 99% и более). Результатом является то, что в некоторых случаях поливитаминные комплексы оказываются более чистыми и безопасными в химическом и микробиологическом отношении, чем продукты, приобретенные на рынке у частников. Иногда возникает вопрос об «аллергенности» витаминов. В этой связи отметим, что витамины — не чужеродные организму вещества, они обязательные и незаменимые компоненты нашей пищи. И при введении их в организм нормальным (физиологическим) путем с пищей и в количествах, соответствующих потребностям человека, не вызывают аллергических реакций.
Польза дополнительного приема поливитаминных комплексов
Профилактика витаминной недостаточности у детей направлена на обеспечение полного соответствия между потребностями растущего организма в витаминах и их поступлением с пищей. Исследования подтверждают, что поливитаминные комплексы необходимо принимать постоянно — курсами. Обследования показали, что у школьников, регулярно принимавших поливитаминные комплексы, содержание витаминов в плазме крови находится на оптимальном уровне. Прием поливитаминов снижает уровень заболеваемости и повышает работоспособность и сопротивляемость организма инфекциям, улучшает память и усвоение учебного материала.
Источник
Роль витаминов в питании детей
Витамины имеют большое значение в питании детей. Это биологически активные вещества, играющие важную роль в жизнедеятельности организма. Они регулируют обменные процессы, повышают сопротивляемость организма, связаны с процессами роста и развития. Витамины не синтезируются в организме и поэтому должны поступать в организм с пищей. При недостаточном их поступлении могут возникнуть гиповитаминозы или авитаминозы. Это может быть следствием их сниженного содержания в продуктах в зимне-весенний период или при неправильном приготовлении пищи, когда витамины разрушаются.
Витамины делят на 2 группы: водорастворимые и растворимые в жирах.
К водорастворимым относятся: аскорбиновая кислота (витамин С), тиамин (витамин В1), рибофлавин (витамин В2), ниацин (витамин РР), пиридоксин, фолевая и пантотеновая кислоты, биотин.
К жирорастворимым относятся: ретинол и токоферол.
Приведём симптоматику изменений происходящих в организме детей при недостаточном поступлении отдельных из них и основные источники поступления витаминов.
При недостаточном поступлении витамина С в организме возникают вялость, недомогания, сонливость. При наиболее выраженном дефиците повышается ломкость сосудов, склонность к кровоточивости.
Основными источниками витамина С являются зелень, свежие овощи, фрукты, ягоды. Витамин С легко разрушается при нагревании и хранении. Однако, даже в зимнее время хорошо сохраняется в таких ягодах и плодах, как чёрная смородина, цитрусовые, при замораживании ягод и овощей.
При недостаточном поступлении витамина В1 отмечается мышечная слабость. У детей раннего возраста снижается аппетит, происходят запоры, вздутие живота, нарушается сопротивляемость организма. Витамин В1 содержится в ржаном хлебе, дрожжах, крупах (овсяная, пшено), бобовых, субпродуктах.
При недостаточном поступлении витамина В2 у детей отмечается падения в прибавке массы тела, роста. На коже появляются сухость, шелушение, трещины в углах рта.
Витамин В2 в значительном количестве содержится в продуктах животного происхождения: мясе, печени, яйцах, дрожжах (пивных, пекарских), молочных продуктах, твороге, сыре, цветной капусте, зелёном луке, перце.
При недостатке витамина РР нарушается нервная система, ребёнок становится раздражительным, беспокойным, его мучает бессонница, полиневриты. Витамин РР содержится в мясе, рыбе, субпродуктах, грибах, хлебе, гречневой крупе, картофеле.
При недостаточном поступлении витамина В6 у детей возникает повышенная возбудимость, раздражительность, появляется судорожный синдром, изменение на коже в виде экземы.
При недостатке витамина В12 наблюдаются малокровие, нарушение в желудочно-кишечном тракте. Содержится в мясе, субпродуктах, яичном желтке, молоке, сыре.
При недостатке витамина Е наблюдается, мышечная слабость, малокровие, вялость. Витамин Е содержится в зелёных частях растений, салате, шпинате, капусте, зелёном горошке, мясе, печени, яйцах.
Нормы физиологических потребностей детей в витаминах изложены — СанПиН 2.3./2.4. 3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания». Приведём нормы потребностей отдельных из них в питании детей
Потребность в витаминах детей разных возрастных групп (сут.)
Источник