Меню

Сущность понятия здоровье для детей

Сущность здоровья, правовой аспект охраны здоровья в ДОУ

Ландыш Абдуллина
Сущность здоровья, правовой аспект охраны здоровья в ДОУ

Сущность здоровья, правовой аспект охраны здоровья в ДОУ

В отечественной системе наук о человеке используются следующие аспекты трактовки понятия здоровье человека:

— гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными биологическими и социальными явлениями (Ю. П. Лисицын);

— процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических возможностей человека, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В. П. Казначеев);

— возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека (Р. М. Баевский, М. Попов, П. Михайлов);

— целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Р. И. Айзман, В. П. Казначеев, А. Г. Щедрина).

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только наличие болезней и физических дефектов.

Наиболее признанными являются три вида здоровья: физическое, психическое, социальное. Их трактовки изучались по определениям А. Т.Гончаровой:

Физическое здоровье – это здоровье организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно работает, функционирует и развивается.

Психическое здоровьезависит от состояния головного мозга: оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания, памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Социальное здоровье определяется теми нравственными (моральными) принципами, которые являются основой социальной жизни человека в определенном человеческом обществе [9. С. 5 — 6].

К понятию «здоровье» примыкает понятие «здоровьесбережение». Последнее относится к фундаментальным социальным потребностям человека. Одни исследователи видят в здоровьесбережении способы активной биосоциальной жизнедеятельности людей, которые в максимальной степени укрепляют индивидуальное и общественное здоровье при наличии благоприятных социальных и природных условий.

«Организм человека – это великолепная самообновляющаяся система, но даже она не может нормально функционировать, не имея нужных материалов».

Для других здоровьесбережение — это, прежде всего деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, являющаяся одним из аспектов образа жизни в целом, а также определённый уровень медицинской культуры населения. На наш взгляд, подобные подходы можно считать не взаимопротиворечивыми, а взаимодополняющими.

Все мы выходцы из природы, следовательно, здоровье – дар природы.

«Каждый человек болен настолько, насколько удалён от своей прародительницы. Ни один врач, и даже ни одна мать не может сделать для тебя то, что можешь и должен сделать для себя сам» .

Если рассматривать здоровье с точки зрения целевой функции общества, то его можно определить как процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций человека для достижения оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Такой подход к содержанию понятия «здоровье» отражает не только природные данные для индивидуума, но и акцентирует факт активного вмешательства человека в состояние своего здоровья. В медицине и психологии здоровья определены признаки здоровья:

— устойчивость к воздействию повреждающих факторов;

— показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

— функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

-наличие резервных возможностей организма;

— отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

— высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В пособии Н. В. Полуяновой по нетрадиционным методам оздоровления названы параметры оценки степени здоровья человека:

— высокая устойчивость к болезням и высокая работоспособность;

— удовлетворительная устойчивость к болезням и работоспособность;

— неустойчивость к болезням и сниженная работоспособность [38. С. 10].

Здоровье конкретного человека определяется понятием «индивидуальное здоровье». В этой связи возникает необходимость раскрыть содержание понятия «норма» здоровья. Анализ используемой литературы показал, что под нормой понимается стремление к определенному стандарту, полученному через статистическое усреднение многочисленных данных о работе различных систем организма у людей с учётом возраста, пола, особенностей

конституции и других индивидуальных качеств. За границами нормы – патология, нарушения, болезнь; за этими же границами – резервы организма, востребование которых происходит в экстремальных ситуациях.

В иерархии общечеловеческих ценностей здоровью отводится приоритетное место. Охрана здоровья — задача государственной важности. Это подтверждает история педагогики. Так в Древней Греции культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывались для всех граждан.

Право граждан России на охрану здоровья утверждается в законодательных документах, и прежде всего, в государственном документе №1- Конституции РФ [26].

В настоящее время проблема охраны и укрепления здоровья населения введена в ранг национальной безопасности. Ее решение касается многих социальных сфер, так как здоровьеобуславливается множеством факторов: генетические, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, условия и образ жизни. Поэтому необходимо использование комплексного подхода.

Основной международный документ, защищающий благополучие детей – Конвенция ООН о правах ребенка [25]. В соответствии с этим документом страны, подписавшиеся под ней, обязаны обеспечивать детям защиту и заботу, необходимую для их благополучия, предпринимая для этого соответствующие законодательные и административные меры.

Так во всех поколениях советского и постсоветского периодов Законом Российской Федерации «Об образовании» (последний вступил в силу с 1 сентября 2013г) на дошкольные образовательные учреждения возлагается ответственность за жизнь и здоровье воспитанников [50].

В Типовом положении о ДОУ охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей определена основной задачей ДОУ.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии.

Читайте также:  Общая оценка состояния здоровья новорожденных

Е. С. Комарова, разрабатывая рекомендации для ДОУ по анализу результатов различных направлений деятельности, выделила ряд особенностей функций дошкольного учреждения как социально- педагогической системы.

Наличие социально-бытовой функции традиционной для детских садов, как кажется ей, коренным образом отличается от многих других учреждений образовательной отрасли. Наиболее существенным в этом отличии является то, что на первый, главенствующий план выдвигается задача охраны жизни и здоровья детей.

Реализации задачи — охрана жизни и укрепление здоровья подчинен весь социально-бытовой процесс ДОУ (питание, прогулки, игры и др., осуществление которого связано с наличием многочисленных нормативов и обязательных условий. Более того, и образовательный процесс регламентирован достаточно жесткими санитарно-гигиеническими требованиями, а также требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, целью которых также является охрана жизни и здоровья детей.

Следовательно, на всех уровнях управления ДОУ, необходимо хорошо знать документы, на основании которых осуществляется его деятельность по данному направлению:

— СанПиН 2.4.1.2731-10 (утверждены постановлением главного санитарного врача РФ);

— Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;

— Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

— Письмо Минобрнауки РФ, департамента государственной политики в образовании «О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях» (от 22.04.2009 г. № 03-768);

— Федеральный Закон от 29.10.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. [1. С. 7].

Большинство детей дошкольного возраста РФ охвачены общественным дошкольным воспитанием, осуществляемого дошкольными образовательными учреждениями, значит, педагогическое воздействие, направленное на формирование ценностного отношения к здоровью, должно обеспечиваться именно в ДОУ.

Несмотря на сложные социально-экономические условия, отражающиеся на финансировании общественного дошкольного образования, необходимо акцентировать внимание на его значимости.

Российская система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Так как обеспечивает не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание [3. С. 15].

Таким образом, здоровье – понятие многоаспектное. Отношение к здоровью обуславливается различными факторами, один из них — отношение самого человека к здоровью, формирующееся в процессе воспитания и обучения. Поэтому создание благоприятных условий для оптимального физического и психического развития детей, эмоциональная комфортность пребывания ребенка в детском саду, приобщение дошкольников к ЗОЖ – это руководство к организации, жизни и деятельности воспитанников в ДОУ, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья, выстраивающееся на основании Законодательства.

Выступление на педсовете «Особенности формирования основ безопасной жизнедеятельности» Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Современные здоровьесберегающиетехнологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:.

Источник

МДОУ Широкинский детский сад

Боковая колонка

Версия для слабовидящих

Навигация по сайту

Новости

Поиск по сайту

Боковая колонка

Вернуться на главную

Фотогалерея

Июнь 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Свежие записи

  • (без названия) 02.06.2021
  • 28.05.2021 в 16.00 ч. состоится выпускной бал 25.05.2021
  • Навигатор 06.05.2021

Понятие «здоровье», его сущность и компоненты»

Важнейшей ценностью для человека является здоровье. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот). Великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил:«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!».

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта в комплексной характеристике этого состояния организма. Из определений понятия здоровье очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Очевидно также, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст).

Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: «Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей».

Здоровье – многокомпонентное понятие. Целесообразно выделение следующих компонентов здоровья.

Соматическое здоровье –– текущее состояние органов и систем органов челове­ческого организма. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития чело­века. Эта программа развития опо­средована базовыми потребностями, доминирующими у него на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье — важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Кроме того, организм обладает способностью сохранять индивидуальное существование за счет самоорганизации. К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.

Самообновление связано с постоянным взаимным обменом организма с внешней средой веществом, энергией и информацией. Организм человека – это система открытого типа. В процессе самообновления организм поддерживает свою упорядоченность и препятствует своему разрушению.

Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например, постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д. Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма – гомеостазисе (homeostasis; греч. homoios – подобный, сходный + греч. stasis – стояние, неподвижность).

Следует иметь в виду, что самоорганизация биологической системы проявляется и в способности к самовосстановлению. Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, мера компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности – его физическое здоровье.

Фактически физическое здоровье — это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье –– состояние психической сферы человека. Основу пси­хического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обес­печивающее адекватную регуляцию поведения.

  1. Факторы, определяющие здоровье человека

Здоровье человека, возникновение тех или иных заболеваний, их течение и исход, продолжительность жизни зависят от большого числа факторов.

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье («факторы здоровья») и факторы, ухудшающие здоровье («факторы риска»).

В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы: 1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния); 2) факторы внешней среды (20% в общей доле влияния); 3) биологические факторы (наследственность) (20% в общей доле влияния); 4) факторы медицинского обслуживания (10% в общей доле влияния).

К основным факторам образа жизни, укрепляющие здоровье, относятся: отсутствие вредных привычек; рациональное питание; адекватная физическая нагрузка; здоровый психологический климат; внимательное отношение к своему здоровью; сексуальное поведение, направленное на создание семьи и деторождения.

К основным факторам образа жизни, ухудшающим здоровье, относятся: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами; несбалансированное в количественном и качественном отношении питание; гиподинамия, гипердинамия; стрессовые ситуации; недостаточная медицинская активность; сексуальное поведение, способствующее возникновению половых заболеваний и непланируемой беременности.

К основным факторам внешней среды, определяющим здоровье, относятся: условия обучения и труда, факторы производства, материально-бытовые условия, климатические и природные условия, степень чистоты среды обитания и т.д. К основным биологическим факторам, детерминирующим здоровье, относятся наследственность, возрастные, половые и конституциональные особенности организма. Факторы медицинской помощи определяются качеством медицинского обслуживания населения.

  1. Образ жизни и здоровье

Образ жизни это определенный вид (тип) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая и другие. В качестве основных выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Будучи обусловленным в значительной степени социально-экономическими условиями, образ жизни находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Основными факторами, определяющие образ жизни человека являются: уровень общей культуры человека; уровень образования; материальные условия жизни; половые и возрастные особенности; конституция человека; состояние здоровья; экологическая среда обитания; характер работы, профессии; особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.

Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности человека в направлении укрепления и развития здоровья. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодоление факторов риска возникновения различных заболеваний: борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Валеология (от лат. valeo — здравствовать)представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Это сравнительно новое научно-педагогическое направление, возникшее в связи с острой необходимостью оздоровления населения, в том числе и молодых людей. В настоящее время валеологические знания включены в программу учебной дисциплины «Физическая культура».

Согласно основным положениям валеологии, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.

По мнению В.П.Петленко, образ жизни человека должен соответствовать его конституции, при этом под конституцией понимается генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды. Конституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Определение конституции человека пока весьма затруднительно, но некоторые приемы ее оценки разработаны и начинают внедряться в практику (определение соматотипа, психотипа и т.д.).

К основным социальным принципам здорового образа жизни относятся следующие: образ жизни должен быть эстетичным; образ жизни должен быть нравственным; образ жизни должен быть волевым.

К основным биологическим принципам здорового образа жизни могут быть отнесены следующие: образ жизни должен быть возрастным; образ жизни должен быть обеспечен энергетически; образ жизни должен быть укрепляющим; образ жизни должен быть ритмичным.

Анализируя сущность социальных и биологических принципов здорового образа жизни, можно легко убедиться, что соблюдение большинства из них является непременным условием для формирования физически культурного человека.

Образ жизни студенческой молодежи также имеет свои специфические черты, связанные с особенностями возрастного характера, спецификой учебной деятельности, условиями быта, отдыха и ряда других факторов. Основными элементами здорового образа жизни студентов являются: организация режима труда (учебы), отдыха, питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям; стремление к физическому совершенству путем организации индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; исклю­чение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т.д.); культура сексуального поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации; достижение душевной, психической гармонии в жизни; закаливание орга­низма и его очищение и т.д.

Особое значение имеет оптимальная двигательная активность. Для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Это объясняется тем, что человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни и сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю … машин.

Здоровье и двигательная активность – это сближающиеся в настоящее время понятия. «Мышечный голод» для здоровья человека также опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждалось. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже всего лишь нескольких недель не двигается, то мышцы начинают худеть. Его мышцы атрофируются, работа сердца и легких нарушается. Сердце тренированного человека вмещает в себя почти в два раза больше крови, чем сердце не занимающегося физическими упражнениями. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Реально же сейчас сложилась такая ситуация, что в современном обществе, особенно у большинства горожанин, уже почти нет других средств для укрепления здоровья и искусственного повышения двигательной активности, кроме физической культуры. Физические упражнения должны восполнять недостаток в физическом труде, в двигательной активности современного человека.

Многие люди, оправдывая нежелание заниматься физическими упражнениями, ссылаются на то, что у них для этого не хватает времени. В этой связи уместно вспомнить изречение: «Чем меньше времени тратишь на спорт, тем больше его потребуется на лечение».

  1. Окружающая среда и здоровье

ХХ век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные средства и способы лечения многих заболеваний. Вместе с тем текущий век принес уменьшение объема двигательной активности, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химическое загрязнение окружающей среды и другие негативные явления. Произошли и существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили в тесном общении с природой, жили и работали синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла одинаково в любое время года. И, несмотря на два выходных дня в неделю, значительная часть людей с трудом выдерживает рабочий ритм в течение 11 месяцев.

Еще сравнительно недавно все необходимое для жизни человек должен был заготовить сам (топливо, запасы пищи и т.п.). «Потребляя» свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, человек хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. В настоящее же время здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого человека. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, но не его «производителем».

Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды.

Таким образом, на фоне общей грамотности люди многого не знают, а если и знают, то не следуют правилам здорового образа жизни. Для здоровья нужны такие знания, которые бы стали бытием, привычками. Установка на здоровье категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Иногда человек думает только о болезни, раскрывается ей, впускает ее в себя. Фокусирование же на здоровье, наоборот, мотивирует поведение, мобилизует резервы здоровья. Как тут не вспомнить прекрасный девиз: «Вставайте поутру с мыслью о том, что вы здоровы, и засыпайте с той же мыслью». Так сколько же возможностей и резервов для долгой и здоровой жизни у здорового человека? Эти резервы, однако, далеко не всегда сохраняются и включаются сами по себе. Об этом человек должен позаботиться сам.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Adblock
detector