Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
Индивидуальное здоровье — это здоровье каждого члена общества. В понятие здоровья в настоящее время вкладывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней, оно включает в себя деятельностные возможности человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь более высокой степени самореализации.
Отметим, что благополучие касается всех сторон жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие соотносится с разумом человека, его интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает возможности человека жить безопасно в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной). Физическое благополучие связано с физическими возможностями человека, с совершенством его тела и продолжительностью жизни.
Таким образом, благополучие человека является определяющим понятием его здоровья. Благополучие человека зависит от его физического, духовного и социального здоровья. Нельзя получить цельного представления о здоровье человека, не принимая во внимание степень влияния на него психических, биологических и социальных процессов, происходящих в повседневной жизни, и его способности приспосабливаться к ним. Ни одна болезнь не ограничена только телом или только психикой. Человек в отличие от остального животного мира наделен творческим разумом и является существом социальным, а значит, обладает биологическим (физическим), духовным и социальным здоровьем. При этом основой здоровья все больше выступает духовная его составляющая.
В доказательство последней мысли обратимся к высказываниям древнеримского оратора Марка Туллия Цицерона. Вот что он написал в своем трактате «Об обязанностях»: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, т. е. свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, приобретать и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна прежде всего склонность изучать и исследовать истину».
Духовное, физическое и социальное здоровье — это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие.
Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, а вместе они влияют на социальное здоровье и обеспечивают социальное благополучие.
Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.
Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.
Источник
План-конспект по теме:Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность учебно-методический материал (8 класс) на тему
-создать условия для ознакомления обучающихся с основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья человека.
-способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, интересу к предмету;
— способствовать развитию творческих способностей.
2. Проверка знаний (7 мин.)
1.Сегодня я хочу начать урок казалось бы с простого вопроса — вы любите жизнь? Вы скажите, что за вопрос? А что такое жизнь?
Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.
Поразмышляйте над словами: «счастливая жизнь» и запишите, как вы думаете: «Счастливая жизнь – это….(здоровье, дружба, взаимопонимание и др.)».
б) запись в тетради
Одним из часто сказанных объяснений счастливой жизни было — счастливая жизнь-здоровье.
Что такое здоровье?
Здоровье — это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Работа в парах. Задание на ассоциации.
На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.
Ребята, скажите, что для вас является жизненными ценностями?
У вас на столе лежат анкеты, вам необходимо выбрать четыре ценности, которые, по вашему мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.
Цель анкетирования: выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых.
какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили.
Беседа с учащимися.
Учитель: В мире существует множество болезней и более 1000 из них неизлечимых. Например: СПИД, гепатит С, рак и др.
Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но болен, то без сожаления расстается со своим богатством, чтобы вернуть утраченное здоровье. Но его не купишь. Сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью?
Учитель: Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемую работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист?
Учитель: Некоторые из вас на первое место поставили семью, но разве может у больных родителей родиться здоровый ребенок? И счастливы ли будут эти родители?
Учитель: Занятия спортом подразумевают тяжелые физические нагрузки, которые для больного человека не только не рекомендованы, но и невыносимы. Может ли такой человек добиться высоких результатов в спорте?
Вопрос к учащимся: что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?
Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
3.Формирование новых знаний
Сегодня тему урока я не буду формулировать самостоятельно. Для формулировки темы занятия обратимся к видеоролику Показ видеоролика на тему: « Индивидуальное здоровье человека»
Какова же тема нашего урока?
Ребята формулируют тему урока: « Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
(Запись темы урока в тетрадях)
Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Задачи: Что такое индивидуальное здоровье? Чем для человека является духовное, физическое и социальное здоровье?
Изложение программного материала
Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого члена общества. Понятие здоровья включает в себя деятельностные возможности человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь более высокой степени самореализации.
Послушайте сказку. Интересно, какие чувства, мысли, вопросы у вас появятся после прослушивания?
Сказка – ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. В каждой сказке есть доля правды. И в этой истории отражена реальная жизнь.
В нашей стране около 150 млн. человек. По прогнозам специалистов, к 2050г. нас может остаться всего около 102 млн.
Одна из причин – низкая продолжительность жизни. В среднем мужчины в России живут до 57 лет, женщины – 71-72 года.
За последние годы число мужчин, умерших от болезней сердца и сердечно-сосудистых заболеваний, увеличилось в 2 раза; каждый третий умирает от онкологических заболеваний, каждый четвёртый – от болезней лёгких, и если так будет продолжаться, то через 20-25 лет Россия станет страной хронически больных вдов.
— Вы хотите такого будущего?
Благополучие человека является определяющим понятием его здоровья. Оно зависит от физического, духовного и социального здоровья.
Все составляющие должны находится в гармоничном единстве .
Физическое здоровье обеспечивается:
Закаливанием и очищением организма
Исключением вредных привычек
Сочетанием видов труда
Временем и умением отдыхать
Духовное здоровье обеспечивается:
Познанием окружающего мира
Ориентацией в окружающем мире
Социальное здоровье – способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальных средах. Оно достигается умениями:
Предвидеть возникновение ЧС
Оценивать последствия ЧС
Принимать обоснованное решение
Действовать в ЧС
На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.
Среди социальных факторов необходимо выделить состояние ОС, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций, организацию защиты населения от их последствий и доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они влияют на 30% здоровья.
Духовный фактор – наиболее важный компонент здоровья и благополучия. Он включает:
понимание здоровья как способности к созданию добра;
понимание здоровья как способности к самосовершенствованию;
понимание здоровья как способности к милосердию и бескорыстной взаимопомощи;
создание установки на ЗОЖ (знать что такое ЗОЖ, — это одно, а вести его, — совсем другое).
Степень влияния духовного фактора на здоровье составляет 50%.
Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности . Он влияет на все стороны нашего физического развития. Это предрасположенность к заболеваниям и наличие врожденных физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье составляет до 20%.
Каждый человек ответственен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс в жизни человека. Для этого необходимо выработать у себя ряд необходимых качеств. Необходимо переосмыслить свое отношение к личному здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.
1.Что такое индивидуальное здоровье
2.Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?
3.Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?
Источник
Индивидуальное здоровье: его физическая, духовная и социальная сущность методическая разработка по обж (8 класс) по теме
Конспект урока для 8 класса о физическом здоровье и его составляющих
Скачать:
Вложение
Размер
obzh_konspekt_uroka.doc
39 КБ
Предварительный просмотр:
Тема: индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.
Цель: выявить уровень знаний учащихся об основах здорового образа жизни, о здоровье как основной ценности человека.
Cформировать у учащихся понятие о том, что их здоровье в большей степени зависит от их собственного поведения и действий.
Оборудование: рабочие тетради, ЦОР, запись на доске: «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» И. Брехман.
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний.
а) фронтальный устный опрос.
3. Изучение нового материала.
а) слово учителя
— Вы любите жизнь? Что за вопрос?
Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.
По прогнозам некоторых учёных, в текущем столетии при приёме на работу с образованием и коммуникативностью важным критерием будет состояние здоровья, поскольку это экономически выгодно работодателю.
Многие сегодняшние подростки не смогут выдержать этой конкуренции, потому что в силу низкой общей культуры населения не стоит на первом месте в иерархии человеческих ценностей.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.
Поразмышляйте над словами: «счастливая жизнь» и запишите, как вы думаете: «Счастливая жизнь – это….(здоровье, дружба, взаимопонимание и др.)».
б) запись в тетради
в) чтение сказки
Послушайте сказку. Интересно, какие чувства, мысли, вопросы у вас появятся после прослушивания?
В одной стране когда-то
Жил-был один король.
Имел он много злата,
Но был совсем больной.
Он очень мало двигался
И очень много ел.
И каждый день, и каждый час
Всё больше он толстел.
Одышки и мигрени
Типично для него.
Он раздражён, капризен –
Не знает почему.
Здоровый образ жизни
Был не знаком ему.
Росли у него детки
Закармливать их рад
Больными были детки
И повторяли детство
Явился во дворец.
И потому счастливый
У сказки сей конец.
г) слово учителя
Сказка – ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. В каждой сказке есть доля правды. И в этой истории отражена реальная жизнь.
В нашей стране около 150 млн. человек. По прогнозам специалистов, к 2050г. нас может остаться всего около 102 млн.
Одна из причин – низкая продолжительность жизни. В среднем мужчины в России живут до 57 лет, женщины – 71-72 года.
За последние годы число мужчин, умерших от болезней сердца и сердечно-сосудистых заболеваний, увеличилось в 2 раза; каждый третий умирает от онкологических заболеваний, каждый четвёртый – от болезней лёгких, и если так будет продолжаться, то через 20-25 лет Россия станет страной хронически больных вдов.
— Вы хотите такого будущего?
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни.
Окружающая среда – 20%
Образ жизни — 50%
Возможность вести здоровый образ жизни зависит от:
-пола, возраста, состояния здоровья;
— условий обитания (климат, жилище);
— экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);
— отсутствие вредных привычек (курение, пьянство, наркомания, малоподвижный образ жизни и др.).
д) «Здоровье – это не подарок, который человек получает раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе». П. Фосс.
В начале урока вы слушали сказку. Послушайте, как она заканчивается:
Сказал: «Долой врача!
Вам просто не хватает
Вам надо больше двигаться,
В походы, в лес ходить.
И меньше нужно времени
В столовой проводить.
Вы подружитесь с солнцем,
Со свежим воздухом, водой.
Отступят все болезни,
Несите людям радость,
Добро и сердца свет.
И будете здоровы
Вы много-много лет».
Современный человек невнимателен к себе. Чаще он думает об удовлетворении своих насущных потребностей, и его более занимают друзья, семья, работа, то, что о нём думают другие люди. О своём здоровье он вспоминает реже, чаще всего, когда теряет его.
Возможность предупреждения заболеваний совершенно не осознана тысячами людей. Между тем в профилактике заболеваний важную роль играет повышение культуры здоровья.
Наши болезни – это последствия наших мыслей, поступков, эмоций. Проблема здоровья во многом – проблема духовности, совести, любви, т.е. истинных ценностей.
во время просмотра делаем запись в тетради:
Здоровый образ жизни:
— режим труда и отдыха,
— отказ от вредных привычек.
ж) сообщения детей о вредных привычках
4. Обобщение по теме урока.
5. Домашнее задание: учить по записи в тетради, по желанию подготовить сообщения о роли спорта в жизни людей.