Меню

Сурья намаскар польза для здоровья

История возникновения и секреты выполнения Сурья Намаскар или Приветствие Солнцу

Добрый день, уважаемые читатели! По разным оценкам ученых Йога сутры, которые являются главным текстом йогов, были записаны мудрецом Патанджали за 400-500 лет до прихода Иисуса Христа. До этого в Индии знания йоги предавалось устно от учителя к ученику.

В этом тексте не было описаний асан или каких либо последовательностей йоги. В нем Патанджали изложил свое видение Йоги в 196 шлоках, коротких но емких по значению афоризмов. Предположительно в XV веке были записаны тексты, в которых дается перечень асан и инструкции для их выполнения. Это три классических текста хатха-йоги «Хатха Йога Прадипика», «Гхеранда самхита» и «Шива-самхита». Так вот, ни в одном из этих текстов нет упоминания о Сурья Намаскар.

Возникает вопрос: «Как же так?» Ведь сегодня эта известная последовательность является визитной карточкой йоги! Ответ на этот вопрос, а также показания и противопоказания выполнения Сурья намаскар, их виды и значение для практики вы узнаете в этом материале.

История возникновения

Из «Энциклопедии индийской физической культуры» Мужумдара мы узнаем, что во второй половине XVII века Самартха Рамдас был учителем Чхатрапати Шиваджи, ставшего национальным героем не только маратхов, но и всей Индии. Маратхи это народ в Западной Индии, населяющий преимущественно штат Махараштра (отсюда название «маратхи») и, в меньшей мере, штат Мадхья-Прадеш. Шиваджи был человеком феноменальной выносливости и согласно историческим свидетельствам делал в день 1200 повторений Сурья Намаскар.

Он утвердил эту практику как одно из основных упражнений физической подготовки в армии маратхов. Но к концу XIX началу XX века века большая часть индийцев пренебрегала физическими упражнениями и находилась в неважной форме.

В 30-е годы ХХ века Раджа Аундха оживил, забытую было практику, разнообразил ее новыми элементами Эта практика активно внедрялась в программы физического воспитания учебных заведений английского и индийского типа, благо у раджи были такие возможности.

В это время локальные правители уделяли очень большое внимание физической культуре. Занимались сами, поощряли учителей физической культуры, боевых искусств и йоги. Так Индии в 1928 году была издана книга на хинди за авторством Раджи Аундха, в которой описывается практика Сурья Намаскар.

На английский книга была переведена и издана в 1938 году. Это был один из первых шагов к мировой известности практики. Также стоит отметить Шри Кришнамачари, отца современных направлений йоги, который включил в свои последовательности эту практику

Классические варианты

У этой практики существуют различные вариации, в зависимости от школы, от методов учителя, который его передаёт ученикам. Классическим считается Приветствие Солнцу в традиции Шивананда йоги. Комплекс состоит из 12 поз (асан), в которых совершаются поочередные наклоны вперед и назад, сгибающие и вытягивающие позвоночник и другие части тела. Вдох делается в прогибе, а выдох в наклоне.

1. Пранамасана. Встаньте прямо. Сложите ладони рук на уровне груди (намаскара-мудра).

2. Урдхва Хастасана. Поднимите руки вверх, вытяните их над головой, глубоко вдыхая.

3. Уттанасана. Качнитесь вперед. Не сгибая коленей, постарайтесь положить ладони рук на землю, пальцы вытянуты прямо вперед, параллельно ступням ног. Коснитесь лбом коленей. Выдох.

4. Прасаранасана. Отставьте правую ногу назад, коснувшись коленом земли. Согните левую ногу в колене и прижмите бедро к туловищу. Посмотрите вверх. Вдох. (При следующем повторе всего упражнения отставьте левую ногу назад и согните правую).

5. Отставьте назад также и левую ногу. Распрямите спину. Выпрямите руки. Верхний упор. Задержите дыхание.

6. Аштанга Намаскара асана. Согните локти. Коснитесь земли лбом, грудью, ладонями, коленями и пальцами ног. Другие части тела не должны касаться земли. Выдох.

7. Бхуджангасана. Прогнитесь назад, приняв позу кобры. Вдох.

8. Адхо Мукха Шванасана. Поднимите таз вверх, приняв положение собаки лицом вниз. пятки и ладони прижаты к земле. Выдох.

Читайте также:  Какие добавки пить для здоровья

9. Прасаранасана. Шагните вперед правой ногой
(в следующий раз, соответственно, левой). Вдох.

10. Уттанасана. Качнитесь вперед. Не сгибая коленей, постарайтесь положить ладони рук на землю, пальцы вытянуты прямо вперед, параллельно ступням ног. Коснитесь лбом коленей. Выдох.

11. Урдхва Хастасана. Поднимите руки вверх, вытяните их над головой, глубоко вдыхая. Вдох.

12. Пранамасана. Встаньте прямо. Сложите ладони рук на уровне груди в намасте

Повторите последовательность с другой ноги.

Этот комплекс часто рекомендуется начинающим и осваивается сначала отдельно каждая поза, потом в последовательности со свободным и естественным дыханием и далее с контролем за за последним и концентрацией Дришти

В традиции Аштанга виньяса йоги существует два варианта А и Б

Вот вариант последовательности А с указанием всех виньяс и ритма дыхания:

  1. Начинается последовательность с Самастхити.
  2. Со вдохом поднять руки вверх.
  3. Выдох — Уттанасана.
  4. Вдох — поднять голову и плечи (прогиб).
  5. Выдох — Чатуранга Дандасана.
  6. Вдох— Урдхва Мукха Шванасана (собака лицом вверх).
  7. Выдох — Адхо Мукха Шванасана. Держать 5 циклов дыхания .
  8. Вдох — прыжок, поднять голову и плечи.
  9. Выдох — Уттанасана.
  10. Вдох— подняться, руки вверх.
  11. Самастхити

Сурья-намаскар Б состоит из 17 виньяс. Добавляются две новые асаны (уткатасана и вирабхадрасана), по сравнению с предыдущим вариантом.

  1. Самастхити
  2. Вдох — Уткатасана.
  3. Выдох — Уттанасана.
  4. Вдох — поднять голову и плечи.
  5. Выдох — прыжок в Чатуранга-Дандасану (нижний упор).
  6. Вдох — Урдхва Мукха Шванасана (собака лицом ввверх).
  7. Выдох — Адхо Мукха Шванасана (собака лицом вниз).
  8. Вдох — правая нога делает широкий шаг вперед, вирабхадрасана 1.
  9. Выдох — прыжок в Чатуранга-Дандасану (нижний упор).
  10. Вдох — Урдхва Мукха Шванасана (собака лицом ввверх).
  11. Выдох — Адхо Мукха Шванасана (собака лицом вниз).
  12. Вдох — левая нога делает широкий шаг вперед, вирабхадрасана 1
  13. Выдох — прыжок в Чатуранга-Дандасану (нижний упор).
  14. Вдох — Урдхва Мукха Шванасана (собака лицом ввверх).
  15. Выдох — Адхо Мукха Шванасана (собака лицом вввниз). Пять циклов дыхания.
  16. Вдох — прыжок, поднять голову и плечи.
  17. Выдох — Уттанасана.
  18. Вдох — Уткатасана
  19. Самастхити

Положительный эффект

Изначально Сурья Намаскар являлся самостоятельной практикой, но он может быть также хорошей разминкой тела к последующему выполнению асан. Выполняется на рассвете лицом на Восток Эта последовательность включает в себя асаны, пранаяму и Дришти (концентрация внимания) Также используются мантры при выполнении, которые отличаются в разных традициях.

Сурья Намаскар улучшает кровообращение, энергию и жизнеспособность, массирует внутренние органы, уменьшает напряжение грудной клетки, облегчает глубокое дыхание, посылает энергию к каждой клеточке организма, укрепляет мышечную силу и гибкость.

Приветствие солнцу чрезвычайно гибко в своем воздействии на человеческое тело. Польза регулярного выполнения физических упражнений из этого комплекса асан в следующем:

  • расслабляет суставы, мышцы и сухожилия;
  • улучшает пищеварение;
  • стимулирует кровообращение;
  • насыщает кислородом организм;
  • облегчает другие формы упражнений в хатха-йоге;
  • развивает скрытые силы ума;
  • повышает устойчивость к стрессам;
  • обеспечивает глубокий и регенерирующий сон;
  • увеличивает Прану в почках.

Противопоказания

На ряду с пользой этой практики существуют противопоказания и ограничения:

  • Людям с сильно повышенным давлением — следует перед началом практики посоветоваться со специалистом — поскольку в комплексе встречаются положения с головой ниже таза (наклон и собака мордой вниз), повышающие давление
  • Людям со слабым сердцем, пожилым — выполнение комплекса в быстром темпе, особенно если его выполнение сложно практикующему, может сильно ускорить сердцебиение и тоже спровоцировать повышение давления и перегрузить сердце
  • При клапанах сердца — нельзя принимать положения с головой ниже таза
  • При повышенной температуре и острых воспалительных заболеваниях
  • В течении нескольких месяцев после полостных операций
  • Во время беременности до 12 недели и на ранее 40 дня после родов
  • В случае грыжи, протрузии или корешкового синдрома — наклоны и прогибы должны выполняться с амплитудой не приводящей к боли. Особенно аккуратным надо быть с положением Собаки Мордой Вверх
  • Болезненные месячные, если это мешает практике
Читайте также:  Житница здоровья овсяные хлопья

Сегодня мы познакомились с классическими вариантами практики Приветствия солнцу Есть много альтернативных последовательностей Судья намаскар различных стилях йоги, но объединяет их контроль движения, позы и дыхания, что делает эту практику такой эффективной даже для начинающих.

Остается только выполнять ее и следовать за этим потом, пусть ваши движения отстают немного от вдоха и выдоха и вы почувствуете как каждая асана как бы нанизывается на нить дыхания… Буду рад перепостам и комментариям

Источник

Мифы и тайны «Сурья-намаскара»

Мифы и тайны Сурья-намаскара:

Некоторые делают комплекс «для разминки», что конечно говорит о поверхностном понимании его воздействия. Для того, чтобы «замять» Сурья-намаскар, после него надо хотя бы 5 минут полежать в Шавасане — нередко это упускают из вида. Это аэробная тренировка, вообще-то не типичная для йоги, отсюда необходимость успокоить тело, дыхание и ум после нее.

Сурья-намаскар называют «универсальным» упражнением йоги, но это неправда. Он имеет целый ряд противопоказаний, среди которых, в первую очередь — повышенное давление и перенесенный в прошлом инсульт, а также пупочная грыжа (в опасной фазе). Кроме того, комплекс не делается при повышенной температуре, воспалительных процессах, высокой зашлакованности организма и отравлении, с тяжелыми болезнями позвоночника (грыжа, смещение позвоночного диска и т.п.), при менструации, позже 12й недели беременности, и 40 дней после родов.

К комплексу «прилагается» целый ворох «дополнительных» техник — которые, на самом деле, являются его неотъемлемой частью. Это 2 типа мантр (короткие — биджа-мантры, и длинные «поэтические» мантры с эпитетами (именами) бога Солнца) и набор точек для Дришти (концентрации внимания) — по чакрам (описание этих техник есть здесь). Кстати, в ходе комплекса просматриваются не все чакры, исключение — седьмая (Сахасрара). Она «включается» сама, при верном выполнении комплекса.

Мантры вовремя Сурья-намаскара можно повторять вслух, бесшумно шевеля одними губами, или даже мысленно, как удобнее. Если комплекс делается «под дыхание» (т.е. полноценно), то вслух мантры читать не получится.

Некоторые полагают, что использование мантр и дришти в Сурья-намаскаре — изобретение А. Лаппы, это не так. А вот порядок Дришти (точек для концентрации) у него действительно местами авторский. Дыхание у А. Лаппы в этом комплексе тоже своё.

В традиции «Аштанга-Виньяса йога» в комплексе Сурья-намаскар используются другие точки для концентрации, не говоря уже о том, что и асаны другие, да и их больше. И весь комплекс в целом выполняется по совсем другим принципам и, очевидно, оказывает другое влияние, нежели Сурья-намаскар в Хатха-йоге. Сложно спорить, кому принадлежит первенство Сурья-намаскар — Шивананде или Кришнамачарье, но явно что «подача» материала у этих учителей очень разная.

Гаятри-мантра напрямую не связана с комплексом Сурья-намаскар.

Сурья-намаскар не имеет отношения ни к популярному комплексу «5 Тибетских Жемчужин», ни к буддистским простираниям.

Комплекс «Чандра Намаскар от Шивы Риа» не имеет прямого отношения ни к Сурья-, ни к Чандра-намаскару в их классической форме, и является авторским набором движений.

Точно так же, авторскими можно назвать «варианты Сурья-намаскара» различных школ и преподавателей, каждый из которых словно бы стремится сказать новое слово в этой теме. В таких комплексах иногда даже больше или меньше движений (асан), чем нужно для повторения всех мантр и совершения нужного количества Дришти! Авторские «Сурья-намаскары» очень явно отражают характер, привычки и пристрастия (и «перекосы») их создателя. Чтобы не вносить путаницу, правильнее было бы назвать такие последовательности просто авторскими комплексами йоги, а не «Сурья-намаскаром», который изначально все-таки имеет 12 движений, 12 мантр и 12 упражнений на концентрацию внимания (почему так — научно объяснят ведические астрологи и нумерологи, но число 12 — ключевое, как и 108).

Не все учителя йоги признают «отцом» Сурья-намаскара Свами Шивананду, подчас выводя корни комплекса из индийских боевых искусств — но по такой линии размышлений, вся «эзотерика» в нём вообще лишняя, и его надо делать как можно быстрее, как энергичное, силовое физическое упражнение. Надо ли?

Читайте также:  Рекомендации по обследованию здоровья

Существует забавный миф о том, что якобы в Сурья-намаскаре женщины должны начинать с другой ноги, чем мужчины. Это не отвечает истине. А вот сам вопрос «как чередовать ноги» в Сурья-намаскаре — совсем не праздный! Потому что именно он зачастую «включает голову» и не дает случиться медитации при выполнении комплекса. На мой взгляд, удобно решение этого вопроса, которые принято в Сатьянанда-йоге: в самом начале и потом каждый цикл (2 полукруга) первые полкруга в 4й позе, Ашва-Санчаланасане («Позе всадника»), шагаем ПРАВОЙ ногой вперед (левая впереди). В 8й позе, когда мы собрались снова делать «Всадника», шагаем ЛЕВОЙ ногой вперед (она опять впереди). Во втором круге, естественно, делаем все наоборот: сначала шагаем ЛЕВОЙ ногой назад (правая впереди), по второму заходу шагаем ПРАВОЙ ногой назад (правая опять впереди). То есть, проще говоря, первые полкруга правая нога позади, а вторые — впереди левая нога. Но можно чередовать ноги и каждые полкруга, так, чтобы впереди была то правая, то левая нога: с точки зрения брюшных манипуляций (как в Наули), физиологично шагать сначала правой ногой назад, потом вперед (т.е. чередовать ноги).

Все это можно отнести к шелухе, и проблемам выполнения. А в чем же сила Сурья-намаскара, в чем его тайна и смысл? Конечно, на этот вопрос каждый практикующий сможет ответить самостоятельно, но предложу пару тем для размышлений.

Говорят, что это очень полезный физический, разминочный комплекс. А попробуйте сделать его мысленно. Да, мысленно! И посмотрите — точнее, почувствуйте, какой будет эффект. Ну как? А теперь — мысленно! — под дыхание. А ну еще с мантрами. Практика происходит не где-нибудь, а в нашем сознании, не так ли?

Однажды освоив и запомнив комплекс, можно и нужно делать его с закрытыми глазами, правильно дышать и не забывать перемещать точку внимания (Дришти) по чакрам. Только так можно получить пользу, заложенную в комплекс. В этом его «секрет» — впрочем, доступный всем желающим. Только не спешите, чтобы не потерять равновесие! Вообще, не стоит делать Сурья-намаскар в спешке. Проявите уважение к себе, к йоге и к Сурья-намаскару: сделайте комплекс отдельно, когда никто не смотрит и не слышит, и не спеша, вдумчиво. Попробуйте и с мантрами, и без. И так, и этак. Быстро, медленно, энергично, расслабленно, потом вообще, как придется. Потом полежите в Шавасане и сделайте еще несколько кругов. Идите «вглубь» ощущений, сопутствующих каждой позиции и дыханию, в каждый момент времени, но не называйте их словами, и суть комплекса «раскроется». Сразу, с самого начала, забудьте о каких-то «результатах» применительно к практике Сурья-намаскар. Со стороны никто не сможет оценить, «хорошо» или «плохо» вы делаете; и вы никого не сможете оценить. Оставьте всю погоню за «больше, выше, сильнее» за скобками этой (да и любой!) практики. И в один прекрасный день может произойти что-то, что ни с чем не спутать — тело словно само будет делать Сурья-намаскар, а вы будете «отдельно», словно наблюдателем. В этот момент вы забудете и с какой ноги шагать, и про дыхание, и от каких болезней это лечит. И будете искренне смеяться над тем, как вы «учились» Сурья-намаскару, и как на самом деле всё . просто. А уж через тотальное расслабление и «танцы» с закрытыми глазами вы придете к этому, или через «сверхусилие» — делая 108 Сурья-намаскаров — неважно, главное прийти!

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Источник

Adblock
detector