Оценка показателей физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности занимающихся
Для того, чтобы оценить эффект оздоровительных занятий физическими упражнениями, необходимо контролировать показатели физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности, поскольку все они характеризуют общее ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ человека.
1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – это комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил. В основе понятия физического развития лежат: рост, вес, и др. структурно-механические свойства организма (Карпман В.Л., 1980). Физическое развитие обусловливает особенности телосложения человека – размеры, формы, пропорции (соотношение одних размеров тела с другими) и особенности взаимного расположения частей тела. Размеры и пропорции тела изменяются с возрастом, например, голова у новорожденного – 1/4 часть длины тела, а у взрослого – 1/8 (Журавлева, А.И., Граевская, Н.Д., 1993).
Уровень ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ определяют совокупностью методов, основанных на измерении морфологических и функциональных признаков.
Основным является метод антропометрии – измерение параметров и соотношений длин, диаметров, окружностей. Выделяют основные и дополнительные антропометрические показатели (Карпман, В.Л., 1980).
Основные: рост, масса тела, окружность грудной клетки, сила кистей, и др.
Дополнительные: рост сидя, окружности шеи, талии, голени, бедра и др.
В режиме самостоятельных занятий достаточным и информативным будет изучение следующих показателей физического развития.
а. Длина тела. Этот показатель может изменяться под влиянием физических нагрузок. Так, в баскетболе, при помощи специально направленных упражнений рост тела в длину ускоряется, а при занятиях тяжелой атлетикой и гимнастикой – замедляется. Измерить длину тела (рост) можно с помощью специального приспособления – ростомера, или просто встав вплотную у ровной стены (касаясь стены пятками, спиной и затылком). Касаясь головы карандашом, направленным горизонтально к стене, отметить точку и измерить расстояние от нее до пола – получится показатель длины тела. Сам по себе этот показатель можно сравнить со средними для своей возрастной категории (с учетом пола). А также использовать в исследовании других величин .
б. Масса тела. Определяется взвешиванием на рычажных медицинских, или бытовых (в т.ч. электронных весах). Этот показатель суммарно выражает уровень развития костно-мышечного аппарата, подкожно-жирового слоя и внутренних органов. Рассматривать этот показатель необходимо применительно к возрасту, полу занимающегося. Очень важно соответствие веса – росту, а также динамика веса в ходе оздоровительных занятий (особенно, если они направлены на снижение веса).
Для ориентировочной оценки гармоничности телосложения можно воспользоваться методом антропометрических индексов. Например, весо-ростового индекса Кеттле, который вычисляют по формуле:
Норма: Муж.: 350 – 400 г/см
Жен.: 325 – 375 г/см
Индекс показывает соответствие массы тела его длине. Чем больше величина индекса, тем значительнее преобладают обхватные размеры тела, то есть толщина над ростом.
в). Грудной показатель – характеризует степень развития грудной клетки. Он зависит от степени развития грудных мышц и легких.
Норма: Муж, Жен.: 50-55%.
2. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – это уровень развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Физическими качествами принять называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека и целесообразная двигательная деятельность (Зациорский В.М., 1970; Платонов, В.Н., 1987). Физические качества развиваются в ходе целенаправленных занятий физическими упражнениями. Физическую подготовленность можно оценить по результатам выполнения контрольных нормативов (тесты оценки уровня развития физических качеств заимствованы из книги Е. Талаги «Энциклопедия физических упражнений», 1998 г.) Например, для оценки ГИБКОСТИ можно пользоваться простейшим тестом: стоя на гимнастической скамейке, руки вперед. Выполнить медленный наклон вперед так, чтобы пальцы рук были как можно ниже. Ноги прямые, фиксировать положение наклона 3 сек. Результат фиксируется со знаком минус (-), если концы пальцев выше уровня скамейки, или со знаком плюс (+), если ниже этого уровня. Отрицательные показатели свидетельствуют о недостаточной гибкости.
Для оценки БЫСТРОТЫ можно использовать беговые тесты. Это может быть бег на 60 метров. Результат измеряется в секундах. Так, отличным можно считать результат менее 7,5 сек.
Также оценить быстроту как способность выполнять движения с максимальной скоростью в заданное время можно по следующему тесту: выполнять быстрый бег на месте в течение 10 сек, высоко поднимая бедра и хлопая в ладони под коленом маховой ноги. Результат оценивается по количеству хлопков. Для женщин: минимум – 12 хлопков, удовлетв. – 16 хлопков, хорошо – 20, очень хорошо – 25 и отлично – 35 хлопков за 10 сек. Показатели для мужчин соответственно: 15, 20, 25, 30 и 40 хлопков в заданное время.
Для оценки СИЛЫ часто используют тест «сгибание-разгибание рук в упоре лежа». Для мужчин 18 – 20 лет нормой является результат 16-26 раз, для женщин – 10-12 раз.
Уровень развития общей ВЫНОСЛИВОСТИ можно оценить различными способами. В зависимости от возраста и пола используют в качестве контрольного задания бег или ходьбу на заданную дистанцию. Так, например, при выполнении бега на 1000 метров нормой для женщин (18-20 лет) является показатель 5,5 мин и ниже, для мужчин – 4,5 мин и ниже.
Оценить уровень развития ЛОВКОСТИ как комплексного проявления координационных способностей человека можно по результату «челночного» бега – например, бег 4 х 10 метров, бег со сменой направлений и т.д.
3. ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – это потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможный объем тренировочных и соревновательных нагрузок. Однако, для человека, не занимающегося спортом профессионально, необходимо поддерживать физическую подготовленность на высоком для себя уровне, поскольку тот или иной уровень физической работоспособности является следствием сочетания функций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем организма. Для определения уровня физической работоспособности человека используют так называемые пробы с физической нагрузкой (Карпман, В.Л., 1980; и др.) В качестве физической нагрузки используются бег, приседания, подъем и спуск со ступеньки определенной величины (степ-тест) и др. Интегральным показателем физической работоспособности является частота сердечных сокращений (ЧСС), ее изменения в ходе выполнения физических упражнений и характер восстановления ее до показателей покоя после нагрузки. В норме для здорового человека ЧСС составляет 60-70 ударов в минуту у мужчин и 68-80 уд/мин у женщин (Журавлева, А.И., Граевская Н.Д., 1993).
В режиме самостоятельных занятий для оценки физической работоспособности можно использовать следующий тест (Дембо, А.Г., 1988). 1. После 3 минут отдыха в положении стоя подсчитать пульс за 15 сек. Выполнить 20 глубоких приседаний за 40 сек (руки поднимать вперед, туловище вертикально). Сразу после приседаний подсчитать пульс за 15 сек. Определить, на сколько процентов увеличилась частота пульса после приседаний по сравнению с исходной. Считать ЧСС1 – исходным показателем (в покое), ЧСС2 – пульс после приседаний. Например:
Источник
Физическое совершенствование — определяющий фактор обучения слушателей
Конечной целью и ключевым фактором специфического и педагогического процесса по формированию двигательных навыков, морально-волевых и психологических качеств обучаемых является физическое совершенство, которое предполагает высокий уровень физического состояния, физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности.
Физическое состояние оценивается по сумме показателей физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности личности.
Физическое развитие характеризуют такие морфологические показатели, как рост, вес, окружность груди, развитие мышечной системы. Сюда включаются жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, гибкость и др. Уровень физического развития определяется по данным внешнего осмотра и антропологическим измерениям.
Состояние здоровья зависит от нормального функционирования всех органов и систем человека, а также от наличия или отсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации).
Физическая подготовленность слушателей предполагает разносторонние двигательные способности, оптимальный уровень развития физических и прикладных навыков. Она совершенствуется под влиянием систематических занятий физическими упражнениями, с помощью которых развивается сила, быстрота, выносливость и ловкость.
Под влиянием упражнений значительно улучшается функциональное состояние организма обучаемого. При этом совершенствуются функции нервной системы, которые затормаживают процессы возбуждения, регулируют реакции на изменение ситуации.
У натренированных слушателей сердечнососудистая система на различные нагрузки реагирует рационально. Так, при резких ее увеличениях она характеризуется экономной работой органов кровообращения и сокращением восстановительного периода. Повышенный объем легких обеспечивает хорошее снабжение кислородом крови и повышает ее защитные свойства. Это, в свою очередь, благотворно сказывается на деятельности других систем и органов.
Физические упражнения улучшают обменные процессы в организме человека. Так, в мышцах увеличивается содержание гликогена, являющегося основным энергетическим веществом. Он расходуется экономно, окисление продуктов распада происходит быстрее и полнее, удаление продуктов обмена ускоряется. Происходят и другие благоприятные процессы в организме, что способствует укреплению здоровья, а также общей и профессиональной работоспособности.
Учебные занятия, тренировки в секциях улучшают физическое развитие, укрепляют здоровье, повышают уровень разносторонней физической подготовленности слушателей, то есть являются основным средством физического совершенствования
Физическая подготовленность слушателей стимулирует умственную деятельность, способствует лучшему освоению учебных дисциплин, повышает устойчивость организма к воздействию негативных факторов. Высокий уровень физической подготовленности находится в прямой зависимости от профессиональной деятельности и позволяет слушателям четко выполнять свои функции, преодолевать физические нагрузки, нервно-психические напряжения, восстанавливаться в небольшие промежутки времени между учебой и отдыхом. Физически подготовленные слушатели менее подвержены утомлению, быстро усваивают учебный материал, как правило, хорошо учатся, становятся хорошими профессионалами.
Известно, что новые технологические системы, применяемые в учебном процессе, не снижают, а, наоборот, подчеркивают роль человека в управлении. Человек остается важнейшим и наиболее надежным звеном любой системы управления. Степень его надежности зависит от технических, физиологических, организационных и других факторов. Поэтому важно систематически повышать и поддерживать на определенном уровне физическое состояние обучаемых. Это осуществляется за счет систематического выполнения специфических упражнений, которые положительно влияют на физическое состояние, особенно на выработку тонкой двигательной координации.
Чрезмерное наращивание физической силы вызывает скованность и напряженность, затрудняет овладение тонкими двигательными навыками. Баскетбол, волейбол, настольный теннис, плавание способствуют развитию высокой проприоцептивной чувствительности и других важных качеств.
Физическое совершенство обучаемого определяется комплексными показателями его морфологических особенностей, функциональных возможностей и двигательных способностей. Формирование физического совершенства представляет собой многогранный процесс, который зависит от правильного использования средств, методов, организации и условий учебной деятельности педагогов, их материального благосостояния, а также от военно-социальных условий слушателей.
Следует учитывать, что курсанты во время учебы в ВУЗе заметно меняются морфологически, прибавляют в весе и росте. Это происходит за счет того, что в данные годы они закрепляют и шлифуют навыки систематического физического совершенствования, приобретенные в школе. Слушатели становятся самостоятельными личностями и занимаются физическими упражнениями вполне осознанно.
В ВУЗах имеются объективные предпосылки для развития физических и духовных сил, морально-волевых и психологических качеств обучаемых. В конечном счете, это ведет к гармоничному развитию личности, физическому совершенству. Этому способствует хорошо организованный учебный процесс и отдых, калорийное питание, сон, нормальные бытовые условия, медицинское обеспечение и контроль, соблюдение правил личной и общественной гигиены, наличие свободного времени, избавление от вредных привычек.
Однако главное и эффективное средство в достижении физического совершенства — это упражнения, разные по характеру и интенсивности. Их целенаправленное использование оказывает многостороннее и глубокое влияние на физическое состояние, физическое развитие, состояние здоровья и физическую подготовленность слушателей. При систематическом выполнении упражнений мышцы претерпевают изменения, которые затрагивают антропометрические и внешние признаки, а также функциональные показатели. Правильное и регулярное выполнение упражнений обеспечивает удлинение, утолщение и повышение прочности костей, улучшение эластичности связок; укрепляет и увеличивает массу мышц.
Под влиянием упражнений увеличивается окружность грудной клетки, плеч и бедер, уменьшается окружность живота и толщина кожно-жировой складки; снижается возможность получения травм. Кроме того, существенно изменяется в лучшую сторону: форма грудной клетки, позвоночника, рук, шеи, ног и стоп становится естественной и пропорциональной; мышцы — рельефными; походка, осанка и фигура — гармоничными и красивыми. Заметно улучшаются и функциональные показатели: увеличиваются жизненная емкость и объем легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила; стабилизируется вес.
В ряде случаев упражнения способствуют устранению или исправлению сформировавшихся или врожденных недостатков в телосложении. Особенно этому благоприятствуют занятия по гимнастике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным и подвижным играм, другим видам спорта.
Таким образом, физическая культура является составной частью образовательного процесса. Важно, чтобы ее организация, средства, методы и формы способствовали успешному освоению знаний слушателями.
[1] См.: Примерим учебная программа по дисциплине «Физическая культура (физическая подготовка)» для курсантов ВУЗ МО РФ. М.: СК МОРФ. 1996.
[2] Теория и организация физической подготовки войск: Учебник. СПб: ВИФК, 1992.
Источник