Решение суда об индексации ежемесячных денежных компенсаций в возмещения вреда здоровью, полученного при исполнении трудовых обязанностей по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС № 02-2617/2015
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2015 г. г Москва
Тушинский районный суд города Москвы
в составе председательствующего федерального судьи Андреевой Т.Е.,
при секретаре Свиридовой М.Н.,
с участием прокурора Вдовичева Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2617/2015 по иску Емельянова В. И. к Управлению социальной защиты населения района Митино города Москвы об индексации ежемесячных денежных компенсаций в возмещения вреда здоровью, полученного при исполнении трудовых обязанностей по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС,
Истец Емельянов В.И. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Митино города Москвы о перерасчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, указывая в обоснование исковых требований, что в 1986 году принимал непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С 14.02.2000 г. истец является инвалидом второй группы со 100% степенью утраты трудоспособности по увечью, связанному с аварией на Чернобыльской АЭС, в связи с чем ответчик — УСЗН района Митино г. Москвы начисляет истцу ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Истец полагает, что ответчиком производятся ему начисления ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда здоровью с нарушением федерального законодательства, поскольку ответчиком не применен ряд законных коэффициентов индексации ежемесячных денежных сумм, а именно истцу не была произведена ответчиком индексация ежемесячных сумм возмещения вреда: с 01.07.2000 г. — в 1,581 раза и с 01.01.2001 г. — в 1,515 раза (по МРОТ) — в нарушение ст.ст. 1 и 3 Федерального закона прямого действия от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ, п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000 г. № 35 (в ред. от 11.05.2007 г.); с 01.01.2002 г. — в 1,636 раза, с 01.01.2003 г. — в 1,188 раза и с 01.01.2004 г. — в 1,142 раза (по прожиточному минимуму для пенсионеров в г. Москве) — в нарушение ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ, п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000 г. № 35 (в ред. от 11.05.07), Определения КС РФ от 04.10.05 № 364-О.
На этом основании истцом произведен расчет ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. по 01.01.2015 г. в соответствии с федеральным законодательством.
Истец в своем исковом заявлении указывает, что согласно расчета УСЗН района Митино г. Москвы ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью на 14.02.2000 г. составляет 6 748 руб. 86 коп., которую он не оспаривает.
Расчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью произведен истцом следующим образом: 6 748,86 руб. х 1,581 (с 01.07.2000 г.) х 1,515 (с 01.01.2001 г.) х 1,636 ( с 01.01.2002 г.) х 1,188 (с 01.01.2003 г.) х 1,142 (с 01.01.2004 г.) х 1,11 (с 01.01.2005 г.) х 1,09 (с 01.01.2006 г.) х 1,08 (с 01.01.2007 г.) х 1,105 (с 01.01.2008 г.) х 1,13 (с 01.01.2009 г.) х 1,1 (с 01.01.2010 г.) х 1,065 (с 01.01.2011 г.) х 1,06 (с 01.01.2012 г.) х 1,055 (с 01.01.2013 г.) х 1,05 (с 01.01.2014 г.) х 1,055 (с 01.01.2015 г.) = 84 956,60 руб.
Согласно расчету истца, его ежемесячная сумма возмещения вреда с 01.01.2015 г. должна составлять 84 956 руб. 60 коп.
Истец Емельянов В.И. просит взыскать с Управления социальной защиты населения района Митино города Москвы за счет средств федерального бюджета в его пользу, начиная с 01.01.2015 г. ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере 84 956 руб. 60 коп. с последующей индексацией в соответствии с федеральным законодательством.
Истец Емельянов В.И. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности Русяева С.С. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика — Управления социальной защиты населения района Митино города Москвы Буцких Г.А. исковые требования не признала по доводам письменных возражений, указав, что ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью выплачиваются истцу в соответствии с действующим законодательством. При начислении истцу ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда установленную на 14.02.2000 г. (дату получения истцом инвалидности) ежемесячную сумму возмещения вреда — 6 748 руб. 86 коп. ответчик индексировал: с 01.01.2001 г. в 1,198 раза, с 19.06.2002 г. — в 1,12 раза, с 01.01.2003 г. — в 1,12 раза, с 01.01.2004 г. — в 1,1 раза, далее с 01.01.2005 г. — в 1,11 раза, с 01.01.2006 г. — 1,09 раза, с 01.01.2007 г. — в 1,08 раза, с 01.01.2008 г. — в 1,105 раза, с 01.01.2009 г. — в 1,13 раза, с 01.01.2010 г. — в 1,1 раза, с 01.01.2011 г. — в 1,065 раза, с 01.01.2012 г. — в 1,06 раза, с 01.01.2013 г. — в 1,055 раза, с 01.01.2014 г. — в 1,05 раза, с 01.01.2015 г. — в 1,055 раза. В результате ежемесячная сумма возмещения вреда, начисляемая ответчиком и выплачиваемая истцу, с 01.01.2015 г. составила 26 419 руб. 34 коп.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика представила расчет возмещения вреда с учетом коэффициентов МРОТ — 1,581; 1,515 и коэффициентов прожиточного минимума — 1,24; 1,19; 1,1.
Представитель третьего лица Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Емельянов В.И. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
В связи с увечьем, полученным при исполнении трудовых обязанностей, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС, с 14.02.2000 г. истец является инвалидом второй группы с 100% степенью утраты профессиональной трудоспособности.
Управление социальной защиты населения района Митино города Москвы начисляет истцу ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с увечьем, полученным на Чернобыльской АЭС, согласно следующему расчету: 1802,99 руб. (среднемесячный заработок за период работы на ЧАЭС) х 6,7 х 6 х 2,5 х 1,9 х 1,81 х 1,9 х 1,4 х 1,67804 х1,27 х 1,258581 х 1,05 х 1,047619 х 1,045454 х 1,2 х 1,1 = 6 748 руб. 86 коп. При 100% степени утраты профессиональной трудоспособности с 17.02.2000 г. ответчик установил истцу ежемесячную сумму возмещения вреда 6 748 руб. 86 коп., которую в дальнейшем индексировал: с 01.01.2001 г. — на коэффициент 1,198 (100:83,49), с 19.06.2002 г. — на коэффициент 1,12, с 01.01.2003 г. — на коэффициент 1,12, с 01.01.2004 г. — на коэффициент 1,1 и далее — исходя из уровня инфляции. В результате, ежемесячная денежная компенсация инвалиду-чернобыльцу Емельянову В.И. с 01.01.2014 г. составила 25 042 руб. 03 коп, а с 01.01.2015 г. — 26 419 руб. 34 коп. (25 042,03 руб. х 1,055).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, не оспорены сторонами и не вызывают у суда сомнений.
Суд соглашается с доводами истца о том, что расчет, индексация и начисление причитающихся ему ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в связи с увечьем, полученным на Чернобыльской АЭС, произведены ответчиком с нарушением федерального законодательства.
Согласно расчета ответчика, ежемесячная сумма возмещения вреда, начисляемая истцу с 17.02.2000 года составляет 6 748,86 руб. Это обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288), ст. 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 г. до 29.11.2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суд считает необходимым произвести индексацию за период с 01.07.2000 г. до 01.01.2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000 г., равного 1,581 (132:83,49), а с 01.01.2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), поскольку в период с февраля 1997 г. до 01.07.2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ) и ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288), исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном в ст. 3 указанного закона.
С учетом индексации за период с 01.07.2000 г. до 01.01.2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, размер ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью истца составляет: 6 748,86 руб. х 1,581 х 1,515 = 16 164,97 руб.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12.02.2001 г.) и части 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации.
Вместе с тем, поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.
Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта РФ на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте РФ, либо от федерального органа исполнительной власти.
До внесения соответствующих изменений в законодательство рекомендовано принимать решения о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует — на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 или пунктом 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, выплата гражданам недополученных сумм за 2002 — 2004 годы производится в течение 2005 — 2006 годов.
Во исполнение вышеуказанного Закона приняты Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 847, от 7 мая 2005 года № 292, от 25 мая 2005 года № 326, предусматривающие последующее поэтапное индексирование размеров компенсаций и иных выплат.
При этом, в силу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04 октября 2005 года № 364-О при разрешении вопроса о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, суд должен руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. Так, суду полагается сопоставить размеры подлежащих уплате таким гражданам компенсационных сумм в рамках соответствующего периода, рассчитанных на основе нового критерия индексации (уровня инфляции), с размерами сумм, рассчитанных на основе показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации.
В случае, когда судом при рассмотрении дела будет установлено, что применение какого-либо критерия индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат по сравнению с суммами, рассчитанными в соответствии с другим механизмом индексации, надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года наиболее благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации.
Учитывая, что для истца Емельянова В.И. наиболее благоприятным механизмом расчета сумм ежемесячного возмещения вреда за период 2002 — 2004 гг. является индексация по критерию — прожиточного минимума для пенсионеров в г. Москве, суд производит за данный период времени индексацию в следующем порядке: 16 164,97 руб. х 1,636 х 1,188 х 1,142 = 35 879,04 руб.
В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ), размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2005 г. индексация суммы возмещения вреда здоровью должна производиться исходя из уровня инфляции: 35 879,04 руб. х 1,11 (с 01.01.2005 г.) х 1,09 (с 01.01.2006 г.) х 1,08 (с 01.01.2007 г.) х 1,105 (с 01.01.2008 г.) х 1,13 (с 01.01.2009 г.) х 1,1 (с 01.01.2010 г.) х 1,065 (с 01.01.2011 г.) х 1,06 (с 01.01.2012 г.) х 1,055 (с 01.01.2013 г.) х 1,05 (с 01.01.2014 г.) х 1,055 (с 01.01.2015 г.) = 84 956,60 руб.
Таким образом, с 01.01.2015 г. размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС, причитающейся истцу Емельянову В.И., составляет 84 956 руб. 60 коп.
При удовлетворении исковых требований инвалида-чернобыльца В.И. Емельянова, суд учитывает, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиоактивного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению.
Возмещение указанного вреда с учетом специфики обстоятельств его применения осуществляется в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Данный закон не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на ЧАЭС, когда задолженности образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
Данная правовая позиция подтверждена Определением Конституционного Суда РФ от 03.11.2006 г. № 445-О.
Суд приходит к выводу, что доводы ответчика, изложенные в обоснование возражений, не основаны на законе и противоречат ему, оснований к отказу истцу в иске судом не установлено.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что невыплатой денежных сумм в установленных законом размерах, были нарушены права истца Емельянова В.И., являющегося участником работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидом по увечью, связанному с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем суд взыскивает с Управления социальной защиты населения района Митино города Москвы за счет средств федерального бюджета в пользу Емельянова В.И., начиная с 01 января 2015 года ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере 84 956 руб. 60 коп. с последующей индексацией в соответствии с федеральным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Взыскать с Управления социальной защиты населения района Митино города Москвы за счет средств федерального бюджета в пользу Емельянова В. И. начиная с 01 января 2015 года ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 84 956 (восемьдесят четыре тысячи девятьсот пятьдесят шесть) рублей 60 копеек с последующей индексацией этой суммы в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в в Московский городской суд через Тушинский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решения судов в категории «Споры, связанные с социальными гарантиями — гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Липатникова А.А. обратилась в суд с заявлением к Дельта Эйр Лайнс Инк., в котором просит взыскать с ответчика денежные средства в размере **** руб.** коп., неустойку в размере **** руб. ** коп., проценты за пользование чужими денежными средствами .
Абрамов Ю.И. обратился в суд с иском к ответчику УСЗН СЗАО г. Москвы об обязании произвести индексацию, ссылаясь на то, что он принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 года по 29.06.1986 год.
Источник