Меню

Субъективные показатели контроля за состоянием своего здоровья

Субъективные показатели контроля за состоянием своего здоровья

Библиографическая ссылка на статью:
Безрутченко А.Ю. Субъективный и объективный самоконтроль // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/04/86317 (дата обращения: 08.06.2021).

Руководитель: Степанюк Александр Дмитриевич

Помимо занятий в спортивных комплексах, тренажерных залах, секциях под руководством тренеров и под пристальным вниманием врачей студенты также самостоятельно упражняются дома. К сожалению, многие из них недостаточно хорошо знакомы с нормами и правилами проведения самостоятельных занятий, что может отрицательно повлиять на эффективность последних и даже пагубно сказаться на здоровье студентов. Поэтому имеет смысл рассказать о методике самоконтроля, позволяющей наилучшим образом оптимизировать самостоятельное выполнение упражнений. В данной статье будут рассмотрены некоторые способы осуществления самоконтроля, которые автор считает наиболее важными.

Самоконтроль – это практика, направленная на самостоятельное наблюдение за собственным здоровьем, учёт показателей физической подготовки и их изменений во время занятий спортом с целью достижения наилучших спортивных результатов без вреда здоровью.

Самоконтроль делят на субъективный и объективный. Суть субъективного самоконтроля заключается в оценке собственного здоровья и психологического состояния, основанной на ощущениях. Объективный же самоконтроль базируется на измерениях, тестах, упражнениях и пробах, позволяющих получить достаточно точные независимые сведения о состоянии физического развития спортсмена.

К показателям субъективного самоконтроля относятся:

  • самочувствие;
  • настроение;
  • работоспособность (умственная, физическая, смешанная);
  • желание;
  • сон;
  • аппетит.

Каждому показателю может быть присвоена словесная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо»), которая, в свою очередь, может быть занесена в дневник субъективного самоконтроля. Обычно такой дневник представляет собой двумерную таблицу (табл.1).

Дневник субъективного самоконтроля

Для большей наглядности показатели субъективного самоконтроля можно оценивать по пятибалльной шкале.

Дневник субъективного самоконтроля позволит студенту проследить за динамикой своих субъективных ощущений в течение определённого периода времени и, проанализировав результаты, выбрать подходящий для себя режим занятий (например, увеличить или уменьшить нагрузку).

Объективный самоконтроль, как уже было сказано выше, подразумевает оценивание состояния физического развития спортсмена посредством измерения параметров его организма. К таким параметрам относятся:

  • рост;
  • вес;
  • осанка;
  • телосложение;
  • дыхание;
  • пульс;
  • давление;
  • жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ);
  • задержка дыхания;
  • мышечная память, или мышечное чувство.

Ведение дневника объективного самоконтроля аналогично ведению дневника субъективного самоконтроля с тем лишь отличием, что в ячейках таблицы следует указывать конкретные значения показателей физического развития. По этим данным студент может получить достоверное представление об уровне своей физической подготовки путём сравнения их с установленными нормами. Соответствующие каждому параметру медицинские нормы читатель может найти в медицинских справочниках, пособиях.

Когда идёт речь об объективном самоконтроле, нельзя не упомянуть об известном 12-минутном тесте Купера, разработанном американским доктором Кеннетом Купером для армии США в 1968 году. Данный тест позволяет определить уровень подготовки испытуемого по дистанции, преодоленной им за 12 минут, в зависимости от его пола и возраста. Ниже приведена таблица для теста Купера (табл.2).

По данным приведённой выше таблицы студент может определить уровень собственной физической подготовки и в соответствии с ним выбрать наиболее подходящий для себя режим занятий.

Итак, автором статьи были рассмотрены ключевые моменты практики самоконтроля, которые могут быть учтены студентами при проведении самостоятельных спортивных занятий для повышения их эффективности.

Библиографический список

  1. Шипов Н.А., Симаков М.И., Мосягин В.Ф. Самоконтроль занимающихся физической культурой и спортом. – Ярославль: Яросл. гос. ун-т., 2000. – 20 с.
  2. Методико-практические занятия по физической культуре и спорту / Под ред. Ш.З. Хуббиева, С.Ш. Намозовой, Т.Л. Незнамовой. – СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2013. – 220 с.
  3. Пасичниченко В.А., Кудрицкий В.Н. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. – Минск: БГТУ, 2008. – 33 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
Регистрация

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Источник

7. Субъективные и объективные показатели самоконтроля

Слово самоконтроль состоит из двух частей — сам и контроль, то есть сам себя контролирующий. Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменением под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом. Он необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля, задачами которого является:

1. Расширить знания о физическом развитии.

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

З. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку.

Цель самоконтроля самостоятельные, регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или вида спорта. Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.

Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогический характер, а может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу — своевременно сигнализирует об отклонениях в состоянии здоровья.

Читайте также:  Как зависит здоровье леса от чистоты воздуха

Показатели самоконтроля условно можно разделить на 2 группы:

субъективные и объективные.

К субъективным показателям можно отнести: самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое); сон (продолжительность, глубина, нарушения); аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой); умственная и физическая работоспособность; положительные и отрицательные эмоции — стрессы.

Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным — при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

Утомление. Утомление — это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки.

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу — вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).

Если человек долго не может уснуть, то можно пользоваться следующим методом. Лежа в постели, закрыв глаза, представить ветряную мельницу, по которой течет вода. Входишь внутрь этой мельницы и текущая вода тебя омывает. Это улучшает быстрое засыпание.

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться. Есть после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-50 минут.

Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.

Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

Следующий вид субъективных показателей самоконтроля — болевые ощущения. К ним относятся боли в боку, возникающие чаще всего при выполнении физических упражнений циклического характера. Также боли обусловливаются рядом причин: физическими нагрузками сразу после еды, неправильным дыханием (слишком глубокие вдохи), плохим физическим состоянием, перегрузками. Боли в правом подреберье объясняются переполнением печени кровью. При этом печень набухает и давит на покрывающую ее оболочку – капсулу. Растягивание капсулы и дает болезненные ощущения.

Боли в левой части живота – обычно следствие переполнения кровью селезенки. При возникновении подобных болей на преодолеваемой дистанции следует несколько раз глубоко и плавно вздохнуть, на ходу сделать несколько массирующих движений в месте болевого ощущения. Если боли не проходят, необходимо снизить интенсивность выполнения упражнений и дать себе отдых.

Почти всегда у студентов, начавших активные занятия физическими упражнениями, на следующий день возникают боли в мышцах. Явление это временное, чисто физиологическое. Облегчить его протекание можно несколькими способами: самомассаж болевых мест, ванна, парная баня.

Объективным показателем самоконтроля является влияние тренировочного процесса на состояние сердечно — сосудистой системы и организма в целом. Объективным показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро. Показателем самоконтроля, отражающим состояние сердечно-сосудистой системы, является пульс – частота сердечных сокращений. Частота пульса 40 уд./мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца, либо следствием какой-либо патологии.

Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы, является уровень артериального давления. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорят о подготовленности организма к физическим нагрузкам.

Ведение дневника самоконтроля. Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.

Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственнымздоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.

Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими — из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при ведении дневника студентами- спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе самостоятельно в оздоровительных целях.

Читайте также:  Мир здоровья детский хирург

Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) — один раз в месяц.

Источник

Субъективные и объективные показатели состояния организма

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту»

на тему «Субъективные и объективные показатели состояния организма

Введение

Значение физической культуры и спорта интенсивно возрастает как для детей, так и для взрослой составляющей населения. Занятия физической культурой и спортом сильно влияют на организм каждого человека. Упражнения и движения помогают восстановить и укрепить имунную систему, ускорить умственную работоспособность, уменьшить риск заболевания различными болезнями, поднять дух и улучшить настроения.

Физическое воспитание, в свою очередь, вне зависимости от форм его осуществления, является, прежде всего, специализированным социально-педагогическим процессом, в то время как объектом этого процесса является очень сложная биологическая система – организм человека. Как известно, организм человека постоянно контактирует как с природным окружающим миром, так и с социальной его частью. Соответственно, для того, чтобы учебно-тренировочный процесс проходил наиболее эффективно, необходимо, чтобы используемые средства и методы физического воспитания соответствовали функциональным возможностям состоянию здоровья, возрастным индивидуальным особенностям занимающихся физической культурой и спортом .

Учёные давно выяснили, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека существенные сложные многообразные воздействия. Но только правильно организованные занятия с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Нерациональная организация тренировочных занятий, выполнение физической работы, не соответствующей индивидуальным морфофункциональным и физическим возможностям организма занимающихся физической культурой и спортом, не подходящей направленности, неправильной интенсивности, могут нанести вред здоровью. Также отрицательный вклад в развитие качеств человека могут внести отсутствие регулярного медицинского контроля, пренебрежение методическими указаниями тренера, педагога, врача.

Рекомендуется использовать различные виды контроля в процессе физического воспитания. Посредством такого контроля отслеживается функциональное состояние различных органов и физиологических систем организма занимающихся.

Количество показателей контроля организма может варьироваться, тем не менее важно научиться правильно определять отдельные показатели, правильно их формулировать и оценивать.

В данном реферате была описаны показатели состояния организма. Также в данной работе разобраны основные виды как субъективных, так и объективных показателей.

В качестве теоретической базы для данного реферата были использованы работы Гаврилова Д.Н., Комкова А.Г., Крутько В.Н. и др.

В отечественной науке принято делить показатели состояния организма на объективные и субъективные.

Объективные показатели

Под объективными показателями подразумеваются показатели, которые выражаются в критериях, которые проявляются независимо от воли человека, а также могут быть определены другим человеком. Более того, объективные показатели можно сравнить с предыдущим состоянием и нормативными характеристиками. Одним из таких показателей является длина тела.

  1. Длина тела (рост) – важный показатель физичес­кого развития человека. Измерение длины тела имеет большое значение для вычисления показателей, харак­теризующих правильность, пропорциональность тело­сложения. Рост у мужчин продолжается до 25 лет, у женщин до 21-22 лет
  2. Масса тела (вес) – еще один показатель состояния организма, который относится к группе объективных. Этот критерий может изменяться в течение дня, по­этому желательно определять ее в одно и то же время. При анализе показателя имеет значение его соответст­вие «идеальному весу».

Существует несколько способов расчета «идеаль­ного веса». Самый распространенный и близкий к ис­тинному определяется путем вычитания из показате­лей длины тела (в см) условных величин:

  • при росте меньше 165 см вычитается цифра 100;
  • при росте 165-175 см вычитается цифра 105;
  • при росте свыше 175 см вычитается цифра 110.

В результате получается «идеальный вес» в кило­граммах.

Превышение идеального веса на 10% говорит об из­быточной массе тела, что является фактором риска для развития многих заболеваний. Если вес на 10% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.3) Индекс массы тела (ИМТ) – величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. Индекс массы тела рассчитывается по формуле:

Индекс массы тела измеряется в кг/м².

В соответствии с рекомендациями ВОЗ разработана следующая интерпретация показателей ИМТ:

ИМТ Соответствие между массой человека и его ростом
16 и менее Выраженный дефицит массы тела
16-18,5 Недостаточная (дефицит) масса тела
18,5-25 Норма
25-30 Избыточная масса тела (предожирение)
30-35 Ожирение первой степени
35-40 Ожирение второй степени
40 и более Ожирение третьей степени (морбидное)

Частота сердечных сокращений (ЧСС), иногда можно встретить синонимичное понятие «пульс», также является объективным показателем.

Пульс — колебание стенки артерии, создающееся систолической волной крови. Чаще всего пульс прощупывают на периферическом конце лучевой артерии у основания большого пальца. Пульс, который можно прощупать при надавливании на артерию, есть ни что иное, как удар крови о стенку артерии. Число пульсовых ударов соответствует числу сокращений сердца. Поэтому по пульсу часто определяют частоту сердечных сокращений (число сердечных сокращений в единицу времени). Если по какой-либо причине на лучевых артериях пульс исследовать нельзя, для этого используют височную, сонную, бедренную, локтевую и другие артерии. Исследуют пульс 2, 3 и 4-м пальцами, накладывая их на ладонную поверхность так, чтобы у основания большого пальца исследуемого был второй палец исследующего, а рядом с ним в сторону локтя — третий и четвертый пальцы; прижимают артерию к внутренней поверхности лучевой кости. Рука исследуемого должна находиться в удобном, полусогнутом положении.

Читайте также:  Фирма здоровье люблинская часы работы

Установлено, что в состоянии покоя величина пульса зависит от пола, возраста, позы (стоя, сидя, лежа). У взрослого человека частота сердечных сокращений в норме 60-80 уд/мин. Пульс у здорового человека должен быть ритмичным, хорошего наполнения. Выраженное учащение пульса происходит при физическом напряжении и психическом возбуждении. Здоровому человеку не следует превышать нагрузку, при которой частота пульса больше той, ко­торая рассчитывается по формуле: 220-возраст чело­века. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет 65-90% от максимально до­пустимой для данной возрастной группы.

Редкий пульс – до 44-60 в минуту наблюдается у хорошо тренированных спортсменов. Частый пульс (более 90 ударов), соответствующий ускоренному ритму сердца, называется тахикардией, редкий (реже 60 в минуту) – брадикардией.

Ритм пульса соответственно деятельности сердца может быть правильным (ритмичным), когда все пульсовые волны имеют одинаковую величину и промежутки между ними равны. Нарушаться ритм пульса может за счет изменения величины пульсовых волн и различия промежутков между ними – такой пульс называют неправильным (аритмичным)

5) Артериальное кровяное давление(АД) находится в прямой зависимости как от количества перекачиваемой сердцем крови в единицу времени, так и от сопротивления току крови.

Наибольшее значение артериального кровяного давления, которое достигается в период сокращения (систолы) сердца, называется максимальным, или систолическим давлением (САД). У взрослого человека оно равно 100-130 мм. рт. ст. В период же расслабления (диастолы) сердца, когда кровь не поступает в артериальную систему, а лишь оттекает из нее под влиянием давления стенок артерий, кровяное давление в артериях падает. Непосредственно перед очередным систолическим выбросом крови из сердца в аорту оно достигает наименьшего значения и носит название минимального, или диастолического давления (ДАД). У человека оно равно 60-80 мм. рт. ст.

Разница между максимальным и минимальным значениями давления крови обозначается как пульсовое давление. Пульсовое давление отражает пропускную способность сосудистой системы и пропорционально объему крови, выбрасываемой при каждом сокращении сердца. В покое оно должно находиться в пределах 40-50 мм рт. ст.

6) Также необходимо упомянуть окружности тела и его частей, динамометрию кисти, температуру тела, содержание сахара в крови, доступные тесты определения уровня развития физических качеств и др. в качестве объективных показателей состояния организма

Субъективные показатели

К субъективным показателям относятся: работоспособность, самочувствие, сон, аппетит, жалобы и болевые ощущения и др.

Работоспособность — способность человека к выполнению достаточно интенсивной внешней умственной и физической работы длительное время без снижения ее эффективности. При прочих равных условиях у лиц с более высоким уровнем общей физической работоспособности, более высокой производительностью кардиореспираторной системы утомление наступает позже, чем у лиц с низкой физической работоспособностью, недостаточными функциональными возможностями системы организма, ответственных за транспорт кислорода из окружающей среды к работающим мышцам. Снижение работоспособности может наблюдаться при перегрузке (умственной или физической) или при наличии заболевания.

Самочувствие — субъективное ощущение своего здоровья. Критерием его оценки служат ощущения физического и духовного подъема. Оно во многом определяется состоянием работы сердечно-сосудистой системы и значительно меняется, если появляются нарушения в ее деятельности. Посредством постоянного контроля за частотой сердечных сокращений и др. показателями эти нарушения можно прогнозировать и предупредить ухудшения здоровья.

Усталость — субъективное ощущение утомления, которое проявляется в неделании или невозможности выполнять обычную трудовую или тренировочную нагрузку. Усталость непосредственно связана с состоянием центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата.

Сон — чувствительный показатель здоровья. Критерием его оценки служит время засыпания, глубина и продолжительность сна, наличие сновидений, ощущения после пробуждения. Здоровый крепкий сон определяет хорошую реакцию на нагрузки. При нарушениях сна наблюдается сонливость, а чаще, особенно после чрезмерных физических нагрузок, нарушениях режима — бессонница.

Аппетит — свидетельствует о работе органов пищеварения и всего организма. Всякого рода нарушения указывают на переутомление или начало заболевания. Нерациональное питание может служить причиной снижения этого показателя.

Жалобы и болевые ощущения — достаточно информативный субъективный показатель состояния организма. Так, сильное сердцебиение, боли в грудной клетке, стеснение груди, одышка (учащенное дыхание, сопровождающееся ощущением недостатка воздуха) может служить сигналом ухудшения состояния сердечно-сосудистой системы, мышечные болевые ощущения — сигналом перетренировки, наличия или повышенной возможности получения травмы, боли в горле — возможным наличием или началом простудного заболевания.

Заключение

Хороший тренировочный эффект, который дает общая физическая подготовка, проводимая без учёта параметров собственного организма, не может быть обеспечен в такой же мере, если к такой подготовке приступать с предварительной подготовкой, основанной на советах тренера или преподавателя. Это очень важно, потому что эти люди – профессионалы в своём деле, и для того, чтобы получить максимальный результат они используют различные исходные показатели здоровья человека.

Таким образом, для того, чтобы процесс физического воспитания проходил с минимальными рисками и максимальной эффективностью, необходимо анализировать как объективные, так и субъективные показатели состояния организма. То есть, при сотавлении программы тренировок или плана физической нагрузки, необходимо учитывать исходный рост занимающегося, вес, частоту сердечных сокращений, а также другие не менее важные антропометрические данные. Также нельзя забывать и про показатели, относящиеся к самооценке человеком текущего состояния своего здоровья таких как: самочувствие, сон, усталость, работоспособность и многие другие.

Источник

Adblock
detector