Меню

Ступени здоровья моей семьи

Здоровый образ жизни – здоровая семья

«Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым,
сам иди по пути здоровья,
иначе его некуда будет вести!»
В.А. Сухомлинский

Семья — главный показатель здорового образа жизни.

Человек – совершенство природы, а здоровье – великая ценность каждого человека. «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», — говорил мудрый Сократ.

Здоровье, по определению ВОЗ – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов: на 20% от экологических факторов, на 20% от наследственности, только на 10% здоровье зависит от медицины и на 50 % определяется образом жизни.

Каждому человеку хочется быть здоровым, а все родители желают, чтобы их дети не болели. Это естественные и абсолютно понятные желания, но мало кто знает о том, как нужно вести себя, чтобы они стали реальностью.

Здоровье человека закладывается еще до непосредственного появления на свет – на этапе внутриутробного развития. Поэтому важное значение имеет индивидуальное здоровье супругов и его влияние на здоровье ребенка. Для создания благополучной и здоровой семьи молодые люди должны быть физически, психически и социально здоровыми, способными обеспечить в полном объеме все функции семьи, основной из которых является репродуктивная функция — рождение и воспитание детей.

Здоровая семья – здоровая нация, а здоровая нация — признак сильного государства.

Здоровая семья — семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат и духовная культура, основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения — настоящее бедствие. Профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний наиболее эффективна путем формирования навыков культуры здоровья в семье.

Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то будущие поколения станут более здоровыми, интеллектуально, духовно и физически развитыми.

Ребенок видит пример взрослых и старается полностью им подражать, вырабатывая с годами семейные привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Многих проблем у взрослых людей можно было избежать, если бы с детства родители приучали их к ведению здорового образа жизни личным примером.

Здоровый образ жизни — это радость для старшего и младшего поколения и служит укреплению семьи. Успешность формирования здорового образа жизни в семье включает в себя три составляющих.

Первая составляющая — это создание благоприятного психологического климата в семье, что проявляется доброжелательностью в общении, готовностью понять и простить друг друга, стремлением прийти на помощь в любой ситуации и сделать что-то приятное для близкого человека. Правильный подход к формированию здорового образа жизни в семье помогает не только сделать тело здоровым, но и научиться выстраивать отношения с родителями, сверстниками и прочими людьми. Кроме того, ведение здорового образа на порядок снижает тревожность и агрессивность.

Второй составляющей является тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Для формирования здоровой личности в семье крайне важно проводить свободное время в общении друг с другом. В выходные дни всей семьей можно запланировать поход на стадион, в бассейн, тренажерный зал или отправиться на природу. Даже трудовая деятельность при совместном семейном выполнении становится совершенно не скучной и помогает сформировать здоровые отношения внутри семьи. Общение помогает разным поколениям лучше понять друг друга и по первым признакам определить неблагополучные ситуации, чтобы вовремя их предотвратить.

Третья составляющая успешности формирования традиционного семейного здорового образа жизни — повышенное внимание к состоянию здоровья каждого члена своей семьи и желание заботиться об их здоровье. Такая внутрисемейная политика способствует укреплению семьи, улучшает не только физическое, но и духовное здоровье.

Здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем — залог счастливой и благополучной жизни всех последующих поколений.

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и выносливым, но мало кто из родителей может стать действительно положительным примером здорового существования, так как многие не стесняются курить и употреблять алкоголь в присутствие детей, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и компьютерные игры нахождению на свежем воздухе и занятиям разными видами спорта. Интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь.

Многие взрослые просто не имеют представления, как правильно приобщить детей к здоровому образу жизни, порой забывая, что именно собственный пример играет при этом ведущую роль.

Готовность у ребенка к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется с ранних лет и прежде всего внутри семьи, в которой он родился и воспитывается. То, что прививают ребёнку в семье с самого рождения определяет всё его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Именно взрослые несут ответственность за формирование здорового образа жизни в семье и за формирование у ребенка навыков правильного отношения к собственному здоровью, а также умения заботиться о своем здоровье и здоровье членов своей семьи. Поэтому родители должны сами воспринять философию здорового образа жизни и вступить на путь здоровья. Так, если вся семья откажется от вредных привычек, будет физически активна, научится соблюдать принципы правильного питания, то и у ребенка сформируется потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни.

Читайте также:  Пожелания любимом человеку здоровье

В народе говорят: «Здоровому – все здорово!». Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье его семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за сохранение и укрепление собственного здоровья. И то, чему родители научат своих детей, они, в свою очередь, понесут в свои семьи. В этом ничто не может заменить авторитет семьи.

Берегите свое здоровье и здоровье своих близких! Ведите здоровый образ жизни!

Источник

Семья и здоровый образ жизни

«Семья — главный показатель здорового образа жизни» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка, для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Учёные утверждают, что здоровье народа на 50-55% определяется образом жизни, на 20-25% — экологическими, на 20% — наследственными факторами и на 10% — медициной.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребёнка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребёнку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет всё его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Таким образом, здоровая семья — это семья, которая ведёт здоровый образ жизни, в которой присутствует духовная культура, здоровый психологический климат, материальный достаток.

Даже в раннем школьном возрасте ребёнок ещё не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования здорового образа жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

Здоровый образ жизни — «избитое» выражение, но часто мы недооцениваем, как важны привычки здорового образа жизни для психического, умственного, физического развития детей, для их здоровья на будущее. Многих проблем у взрослых людей можно было избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом, безусловно, на первом месте — личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.

Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда вести будет»

Здоровый образ жизни служит укреплению всей семьи. Семья — это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.

Ребёнок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребёнка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребёнка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:

первое условие — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи;

— второе условие успешности формирования здорового образа жизни — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение — великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребёнка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их;

— третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.

Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем —

залог счастливой и благополучной жизни ребёнка

Источник

Проект «Здоровая семья»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

ПРОЕКТ

«Здоровая семья»

« Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»- эта фраза принадлежит академику Н.М. Амосову.Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие, необходимо усилить внимание к занятиям физкультурой, проводить систематическую работу по здоровьесбережению в ДОУ. Но для этого нужно, чтобы родители стали нашими единомышленниками в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.С этой целью в подготовительной группе был создан проект « Здоровая семья». Главный принцип, которым мы руководствовались при его создании: « Здоровый образ в семье- залог здоровья ребёнка».

Читайте также:  Викторина секреты здоровья 5 класс

Скачать:

Вложение Размер
proek_zdorovaya_semya.doc 130 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Солнышко» г. Ртищево Саратовской области

« Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»- эта фраза принадлежит академику Н.М. Амосову.

Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровое развитие, необходимо усилить внимание к занятиям физкультурой, проводить систематическую работу по здоровьесбережению в ДОУ. Но для этого нужно, чтобы родители стали нашими единомышленниками в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.

С этой целью в подготовительной группе был создан проект « Здоровая семья». Главный принцип, которым мы руководствовались при его создании: « Здоровый образ в семье- залог здоровья ребёнка».

В « Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается:

« Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй о ДОУ, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Мы в своей работе стремимся к расширению контактов со всеми социальными институтами и прежде всего с семьёй.

Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи ДОУ в интересах развития личности ребёнка.

В своей деятельности мы разделяем воздействие и взаимодействие.

Воздействие — однонаправленность влияния одного человека или группы на другого или других с целью его ( их) изменения в определённом направлении.

Взаимодействие- влияние поведения, мнения, действий родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщение их к физкультуре и спорту.

Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния.

Основное средство воздействия- пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме:

— через оформление различных стендов;

— организацию специальной передвижной выставки;

и в устной форме:

— через индивидуальные беседы;

— организацию встреч с различными специалистами.

Эффективным средством воздействия является посещение родителями открытых физкультурных занятий. Определённый эффект воздействия наблюдается и при ознакомлении родителей с данными заболеваемости детей группы. Экран заболеваемости помогает выявить семьи, в которых дети практически не болеют. С согласия родителей изучается их опыт семейного воспитания и освещается в фотогазете с комментариями. С семьями, в которых дети часто болеют, намечается план индивидуальной работы.

Взаимодействие родителей и педагогов в процессе формирования у детей навыка здорового образа жизни происходит сложнее. Мы понимаем, что это во многом зависит от организационно- педагогической культуры ДОУ, степени доверия родителей, их удовлетворённости пребывания ребёнка в ДОУ.

Поэтому программа физкультурно-оздоровительной работы детского сада имеет продуманную концепцию. Идеология здоровья, которая является стержнем этой концепции, совместная деятельность ДОУ и семьи понятна родителям воспитанников. Но самое главное, они регулярно информируются о том, каких результатов следует ожидать от реализации программы.

В настоящее время коллективом ДОУ разработана модель взаимоотношения семьи и детского сада. При этом особенности такого сотворчества определяются прежде всего спецификой деятельности педагогического коллектива. Воспитателей и родителей объединяет забота о сохранении и укреплении здоровья ребёнка, его развитие, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Для этого используется трёхступенчатая модель взаимодействия ДОУ и семьи:

I ступень — создание общей установки на совместное решение задач по сохранению и укреплению здоровья детей;

-II ступень — формирование единой стратегии сотрудничества для выработки у ребёнка навыки здорового образа жизни;

III ступень- построение единого здоровьесберегающего образовательного пространства для развития ребёнка.

Первая ступень взаимодействия обеспечивает базовые условия сотрудничества. Для нас было важно найти подход к членам семьи ребёнка, создать атмосферу доверия, изучить микроклимат, определить тип семьи, круг семейных ценностей, традиции физического воспитания.

Вторая ступень взаимодействия предполагает выработку у его субъектов единства подходов к физкультурно- оздоровительной работе.

Родители получают возможность познакомиться с условиями, созданными в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей, и увидеть, как реализуется система физкультурно- оздоровительной работы. Основой взаимодействия становится активное сотрудничество педагогов и родителей.

На третьей ступени взаимодействия на основе полученной ранее диагностической информации совместно с родителями определяются: условия, которые можно создать в семье, чтобы активизировать потенциальные познавательные , физические возможности ребёнка, заложенные природой, компенсировать недостатки; содержание детской деятельности в семье в соответствии со склонностями ребёнка, реальными условиями жизни; наиболее эффективные приёмы педагогического воздействия.

Хочется подчеркнуть, что взаимодействие не имеет строгой линейности. Каждый шаг вначале совместно планировался , затем происходило параллельное и взаимопроникающее его осуществление в ДОУ и семье. Совместное подведение итогов , анализ реальных изменений , которые произошли ( или не произошли) у ребёнка по тем или иным причинам, становятся основой очередного этапа индивидуальной работы.

Для реализации модели взаимодействия ДОУ и семьи нами используется плановый подход.

Преимущество такого подхода состоит в поэтапном достижении поставленных целей, сообразности планируемых мероприятий ожиданиям и возможностям семей воспитанников, в обратной связи, а следовательно и своевременной коррекции деятельности ДОУ на этой основе.

Прежде чем начат работу с родителями, нами был определён социально- гигиенический скрининг условий и образа жизни семей воспитанников.

Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что часть родителей ведёт или пытается вести здоровый образ жизни, а значит , у нас есть единомышленники, на которых можно опереться. Родители готовы к сотрудничеству, многие активно стремятся к психолого- педагогическому самообразованию, ждут квалифицированной методической помощи по вопросам воспитания и развития детей.

Естественно, что работа с родителями , тем более в такой области, как приобщение к здоровому образу жизни- задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.

Успешность решения задач, поставленных в рамках физического воспитания дошкольников, развития у них положительной мотивации на сохранение и укрепление здоровья изначальной зависит от деятельности педагогов ДОУ, направленной на подготовку родителей к использованию технологий формирования здоровья.

Причиной формирования определённого отношения детей к своему здоровью является непосредственно взрослые, как носители определённых физических и психических качеств. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью , не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребёнка.

Мы провели целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключая дидактизм, так как ДОУ, выполняя многообразные функции, не только осуществляет пропаганду физической культуры, поддержания здорового образа жизни, но и активизирует « работу» по осуществлению обратной связи с родителями.

При анкетировании родителей на вопрос « Каким формам взаимодействия ДОУ с семьёй вы отдаёте предпочтение?» были предложены следующие варианты ответов:

— общие родительские собрания- 17%;

— групповые родительские собрания с воспитателями-30%;

— групповые родительские собрания с приглашением специалистов- 58%;

— совместные мероприятия ( в игровой и соревновательной форме) -35%;

-индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами-76%;

-родительские собрания с включением открытых мероприятий -67%;

Исходя из полученных результатов мы сделали вывод, что наиболее приемлемые формы взаимодействия ДОУ с семьёй – родительские собрания с приглашением специалистов, открытые мероприятия, индивидуальные консультации, а также семинары- практикумы.

Выбранные родителями формы взаимодействия мы объединили и они вошли в основу проекта.

Таким образом , получить практическую помощь мамы и папы могут в ходе совместного проекта под названием « Здоровая семья».

— привлечь родителей к воспитательно- образовательному процессу, пробудить интерес к организации жизнедеятельности детей в ДОУ, активизировать участие родителей в различных мероприятиях;

— формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни;

— повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.

— обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие и эмоционального благополучия;

— осуществлять психолого- педагогическое просвещение родителей воспитанников подготовительной группы ДОУ с целью повышения педагогической компетенции;

— создать в семье условия для реализации потребности детей в двигательной активности;

— воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни;

— способствовать развитию творческой инициативы родителей;

— привлечь внимание родителей к проблемам физического образования и оздоровления детей;

— формировать общественное мнение о значимости физической культуры в ДОУ;

— развивать понимание необходимости опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с детства.

Дети, воспитатели подготовительной группы, родители.

Тип проекта: практика — ориентированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный проект.

— организационно- деятельностная и психологическая игра;

— совместные практические занятия родителей и детей;

— родительские собрания с участием медицинских работников;

— индивидуальные задания родителям.

— повышение педагогической компетентности родителей как условие оптимизации влияния семьи на ребёнка;

— систематизация физкультурно- оздоровительной деятельности в семье;

— формирование у детей интереса к занятиям физической культурой;

— оптимальный эффект обратной связи « коллектив ДОУ- родители».

Данный проект отражает формы продуктивного общения ДОУ и семьи.

Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс к взаимодействию с семьёй на качественной основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознанию общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Таким образом , поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает дальнейшее повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций физического воспитания в семье.

Можно с уверенностью сказать, что работа по данному проекту выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье дошкольников и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Источник

Adblock
detector