Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья
Елена Анисова
Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья
Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья.
Цель: профилактика психоэмоционального выгорания педагогов.
— познакомить педагогов с понятием «психическое здоровье», «мышечный зажим», «психической саморегуляция»;
-обсудить, что влияет на психическое здоровье человека;
— продемонстрировать приемы самодиагностики и саморегуляции.
Психическое здоровье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, легко справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Всем хорошо известно, что профессия педагога, который отдает свое сердце и душу детям, требует большого физического, умственного напряжения, а поэтому проблема его здоровья очень актуальна.
Профессии, связанные с постоянными контактами с людьми, по статистическим данным относится к категории профессий, носители которых наиболее подвержены стрессу. Служа людям, мы склонны игнорировать накапливаемые напряжение и усталость,забывая важное правило: «Отдыхать нужно раньше, чем устал». Верно это утверждение? (обсуждение в группе)
Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% из того, как мы относимся к происходящему. Но почему на одно и то же событие разные люди реагируют по-разному? Почему одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях? (обсуждение в группе)
Но не только собственные эмоции влияют на нас.
Притча “Человек на мосту”
“Полицейский увидел человека,который собирался прыгнуть с моста и спросил у него: “Проблемы с деньгами?” “Нет” — ответил он. “Проблемы в семье?” — задал другой вопрос полицейский, “Нет. Меня волнуют мировые проблемы”- ответил самоубийца, стоя на перилах моста. “Все не так уж и плохо, спускайся, давай поговорим”- сказал полицейский. Человек спустился с перил, около часа, они, беседуя, прохаживались по мосту. Потом спрыгнули с моста оба”.
Обсуждение ситуации: Как вы считаете, в чем ключевая идея, рассказанной ситуации? (О подверженности чужим эмоциям, “эмоциональном заражении”. О неумении регулировать свое эмоциональное состояние, отделять “свое” и “чужое” настроение).
Любые наши эмоции находят свое отражение в теле, проявлении физических ощущений. Это может быть напряжение, холод, жар, сердцебиение и т. д. Так называемые, неприятные эмоции часто проявляются мышечным напряжением в разных частях тела. Если одна и та же эмоция повторяется, либо эмоция очень ярко выраженная, то мышечное напряжение может стать постоянным, привычным. Это мышечный зажим. Накопление мышечных зажимов приводит к снижению эмоционального фона, ухудшению здоровья (психосоматика).
Сядьте удобно, закройте глаза. Дышите глубоко и медленно. Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот). Локализуйте его. Почувствуйте характер этих ощущений, их интенсивность. Возможно у вас получится вспомнить как давно они появились, как часто появляются. Запомните их. Позже вы сможете к ним вернуться, возможно уже с новыми знаниями и навыками, с другим взглядом. Откройте глаза. (обсуждение в группе)
Существует много приемов, помогающих адекватно реагировать на решение сложных ситуаций, возникающих в деятельности сохранения психического здоровья. К ним относят различные приемы психической саморегуляции.
Под психической саморегуляцией рассматривают воздействие человека на самого себя с помощью техник, слов и соответствующих мысленных образов. Иначе говоря — это самовоздействие для целенаправленной регуляции психической деятельности, процессов, реакций и состояний. Сегодня мы с вами освоим некоторые из них.
Практика показывает,что в наибольшей мере отвечают этим требованиям следующие методы: дыхательные и релаксационные техники, визуализация, аутотренинг.
Человек вполне способен научиться регулировать свое эмоциональное состояние, управлять своим настроением, одним из таких способов является релаксация. Чтобы справится с негативными эмоциями и их последствиями, необходимо научиться снимать мышечное напряжение. Это приемы нервно-мышечной релаксации.
Упражнение: Постарайтесь напрячь кисти рук, а затем максимально их расслабить и т. п. Прочувствуйте, как вместе с расслаблением приходит и ощущение освобождения от напряжения, которое возможно усиливать.
Следующее упражнение: Сожмите плотно пальцы ног и разожмите, представляя, как стресс уходит из каждого пальца по мере того, как вы расслабляетесь. (обсуждение в группе)
Еще мы познакомимся с методом визуализации. Данное упражнение задействует наше воображение. Оно поможет расслабиться, обрести душевное равновесие, активизировать нашу интуицию и внутренние ресурсы.
Условия проведения: сенсорная комната, вучит спокойная музыка.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните.
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с вашей спины, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами…. (30 секунд пауза)
Ощутите и запомните все приятные ощущения и чувства, которое подарил вам водопад света. Может быть вам даже удастся их увидеть, подержать их в руках, услышать звуки, исходящие от них, почувствовать их аромат. Теперь положите эти чувства в надежное место внутри вас, откуда вы сможете достать их, когда пожелаете.
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он для вас сделал. Немного потянитесь, выпрямитесь и открой глаза.
Анализ упражнения: Опишите водопад света, каким он был? Какие чувства вы ощутили? И т. д.
В завершении нашей встречи давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились? Может узнали что-то новое? Чему-то удивились? Что запомнилось? Что возьмем для себя? И т. д.
НОД по физической культуре «Укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей» в средней группе НОД по физической культуре в средней группе Подготовила: Шишкина В. С. Цель: Укрепление и сохранение физического и психического здоровья.
Мини-тренинг для родителей «Мостик доверия» Мини-тренинг для родителей «Мостик доверия» Цель: — поиск эффективных форм взаимодействия с родителями; — создание единого пространства.
Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС до В настоящее время в период обновления системы дошкольного образования особое внимание уделяется полноценному и всестороннему развитию личности.
Мандалотерапия как средство сохранения психического здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС Не секрет, что большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у.
Психологические аспекты психического здоровья детей В научном психологическом лексиконе существуют термины «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье».
Семинар-тренинг для педагогов «Общение. Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов» Подготовила педагог-психолог Яковлева Изелла Цель тренинга: Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения.
Современные подходы в работе с детьми ОВЗ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья В современном обществе сохранение и укрепление здоровья человека является актуальной проблемой. В последнее время все чаще отмечается рост.
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг рассчитан для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга:.
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального.
Подвижные игры как средство психического здоровья воспитанников Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития.
Источник
Сценарий мероприятия «День психического здоровья» в психоневрологическом интернате
Кристина Курочкина
Сценарий мероприятия «День психического здоровья» в психоневрологическом интернате
Основная цель проекта — повышение осведомленности участников о поддержании и сохранении здоровья, о правильном образе жизни, а также поднятие настроения у людей, создание теплой и доброжелательной обстановки.
Основная задача проекта — нацелить аудиторию на сохранение и поддержание своего здоровья в осенний период посредством проведения игр.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались в одну большую добрую компанию. И в эту пору, когда везде ходят вирусы и болезни, мы бы хотели поговорить с вами о здоровье и рассказать вам, как его можно сберечь.
Но для начала давайте проверим ваши знания о здоровье, для этого мы все вместе будем отвечать на простые вопросы:
1. Как мы можем понять, что человек простудился? (Повышена температура, боль в горле, кашель, насморк.)
2. Как правильно ухаживать за зубами? (Чистить зубы не менее 2 раз день, полоскать рот после еды, посещать регулярно зубного врача.)
3. Как нужно готовиться ко сну? (Принять душ, почистить зубы, надеть пижаму, проветрить комнату, погасить свет.)
4. Как человек выражает радость (Смеется, улыбается, хлопает в ладоши, пританцовывает, поет.)
5. Вы идете гулять в холодный дождливый день, как нужно одеться? (Головной убор, легкая обувь, светлая одежда.)
А теперь давайте поразгадываем загадки!
Какие вы все молодцы!
Ведущий: Наше с вами здоровье можно сравнить с солнцем, у которого много лучиков, и эти лучики живут в каждой клетке нашего организма. Так давайте же разберем с вами эти лучики и вместе составим на этой доске солнышко. И первый лучик нашего здоровья – это Воздух. Он повсюду вокруг нас. Для чего нам нужен воздух? (Воздухом дышат все люди и животные).
Все мы должны помнить, что каждый из вас должен как можно больше бывать на свежем воздухе. Нашему организму нужен чистый воздух! И это первый наш лучик. (Закрепляет лучик на доску.)
Ведущий: — А что же еще нужно для нашего здоровья? Конечно же это правильное питание.
ПИЩА – это наш источник энергии. Питание должно быть разнообразным. Нужно обязательно кушать овощи и фрукты, потому что в них много витаминов, которые помогают сохранить здоровье.
Ведущий: Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Давайте же и мы с вами поиграем в игру «Полезное – неполезное». Мы раздадим каждому из вас цветные кружочки – красный и зеленый. Я вам буду называть различные продукты питания, и если продукт полезный, то вы поднимаете зеленый кружок, а если вредный – то красный.
Давайте потренируемся: Чипсы – красный, яблоко – зеленый. Молодцы! Продолжаем! (груша, газировка, овсяная каша, апельсин, сникерс, морковь, лапша быстрого приготовления, кефир)
И наш 2 лучик – это здоровое питание (крепит его на доску к первому)
А что еще нужно для нашего здоровья? Чистота.
Ведущий: Что такое чистым быть?
Руки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из- под ногтей,
Да подстричь их поскорей,
Умываться по утрам
И еще по вечерам!
Чисто вымою я уши-
Будут уши лучше слушать-
Отчего блестят глаза? —
С мылом умывался я!
Мне еще нужна сноровка,
Чтобы зубы чистить ловко.
Дружат волосы с расческой
Хороша моя прическа.
И это наш третий лучик здоровья.
Ведущий: Вы, наверное, уже устали? Давайте же проведем физкультминутку! И это уже будет четвертым нашим лучиком здоровья. И так, я буду читать вам стихотворение, а мой помощник будет показывать на своем примере упражнения, про которые я буду говорить. И так, начнем.
Давно доказано на деле:
Здоровый дух в здоровом теле,
Об этом забывать нельзя.
Зарядка всем нужна, друзья!
Ну-ка, проведем разминку.
Смотрим вверх, прогнули спинку,
Руки вкрест перед собой.
Покажите радость встречи,
Руки положив на плечи.
Покачались, как качели,
Снова встали, сели, встали,
Пальцы сжали и разжали.
Не устали? Молодцы!
(Крепим четвертый лучик)
Ведущий: Важное значение для вашего организма является – СОН. Это будет нашим пятым лучиком. Во время сна человек отдыхает, восстанавливает свои силы, которые затратил за целый день.
(К участникам) -А сколько спите вы? 7-8 часов.
Спать надо ложиться в одно и тоже время, тогда сон будет спокойным и глубоким!
Ведущий: И так все вместе мы составили наше солнце здоровья, состоит оно из пяти основных больших лучиков, но помимо них есть еще множество маленьких, не всегда заметных, но немаловажных лучиков.
Ведущий: Наше путешествие подошло к концу, давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье (участники отвечают, а ведущие, корректируют ответы. Помощник вывешивает на доске слова: правильное питание (витамины, режим дня (сон, занятие спортом, свежий воздух, чистота).
Ведущий: Стих на прощание (читает другой помощник).
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться,
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам,
И конечно закаляйтесь.
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Ведущий: А еще, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.
Давайте хором пожелаем друг другу: “Будьте здоровы!”
И в конце мы бы хотели спеть вам песню.
Ты, да я, да мы с тобой, пам парарам
Ты, да я, да мы с тобой, пам парарам
Здорово, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку, точку
То уже давно на кусочки комочки
Развалилась бы, наверное, Земля.
Ты, да я, да мы с тобой, пам парарам
Ты, да я, да мы с тобой, пам парарам
Землю обойдем, потом махнем на Марс,
Может, у оранжевой речки на печке
Там уже грустят человечки, овечки
Потому что слишком долго нету нас.
Ты, да я, да мы с тобой, пам парарам
Ты, да я, да мы с тобой, пам парарам
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся, с вами
Дружба все равно остается, с нами
Дружба остается с нами навсегда.
Сценарий праздника 1 сентября в в интернате для умственно отсталых детей «День занимательных уроков» Воспитатель: Сегодня у нас радостный праздник – первый учебный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года.
Сценарий мероприятия «День здоровья» Дети заходят в зал под бодрую музыку. Ведущий: Будь здоров, не болей, — это просьба всех людей, «Здравствуй!» — стоит лишь сказать и не.
Сценарий мероприятия «День здоровья» Ведущий: Внимание! Внимание! Наша весёлая компания! С Днём здоровья поздравляем И успехов огромных желаем! Дети, а что такое здоровье? Дети:.
Сценарий мероприятия в День здоровья для детей средней группы «Путешествие по сказочному острову Здоровья» ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ Путешествие по Сказочному Острову Здоровья (Для детей средней группы, родителей, сотрудников ОДО) Действующие лица Атрибуты.
Сценарий мероприятия в День здоровья «Моё здоровье — моё богатство» День Здоровья. Тема: «Моё здоровье, моё богатство». Цель: охрана и укрепление здоровья детей Задачи: — формировать представление о здоровье,.
Физкультура для малышей — источник физического и психического здоровья Никто, наверное, не будет спорить, что физкультурные занятия в детском саду просто необходимы, ведь движение для детей дошкольного возраста.
Сценарий мероприятия в День открытых дверей с детьми младшего дошкольного возраста «День сказки» Цель: Осуществить взаимодествие с семьями воспитанников. Задачи: создать условия для участия родителей в образовательном процессе группы;.
Сценарий мероприятия «Путешествие в страну здоровья» Цель занятия:повысить интерес к физической культуре. В игровой форме развивать основные качества-чилу,ловкость,быстроту,выносливость. Развивать.
Сценарий мероприятия «В стране здоровья» (старшая группа) Цель: вызвать положительный эмоциональный настрой, приобщение детей к здоровому образу жизни. Участники: ведущий, Простуда, воспитатели.
Сценарий мероприятия «День здоровья» «День Здоровья в детском саду ДОУ» в средней группе Подготовила: Воробьева М. В. Утро: Беседа «Нос — орган дыхания и обоняния». Подвижная.
Источник