Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья
Елена Анисова
Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья
Мини-тренинг для педагогов ко Дню психического здоровья.
Цель: профилактика психоэмоционального выгорания педагогов.
— познакомить педагогов с понятием «психическое здоровье», «мышечный зажим», «психической саморегуляция»;
-обсудить, что влияет на психическое здоровье человека;
— продемонстрировать приемы самодиагностики и саморегуляции.
Психическое здоровье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, легко справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Всем хорошо известно, что профессия педагога, который отдает свое сердце и душу детям, требует большого физического, умственного напряжения, а поэтому проблема его здоровья очень актуальна.
Профессии, связанные с постоянными контактами с людьми, по статистическим данным относится к категории профессий, носители которых наиболее подвержены стрессу. Служа людям, мы склонны игнорировать накапливаемые напряжение и усталость,забывая важное правило: «Отдыхать нужно раньше, чем устал». Верно это утверждение? (обсуждение в группе)
Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% из того, как мы относимся к происходящему. Но почему на одно и то же событие разные люди реагируют по-разному? Почему одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях? (обсуждение в группе)
Но не только собственные эмоции влияют на нас.
Притча “Человек на мосту”
“Полицейский увидел человека,который собирался прыгнуть с моста и спросил у него: “Проблемы с деньгами?” “Нет” — ответил он. “Проблемы в семье?” — задал другой вопрос полицейский, “Нет. Меня волнуют мировые проблемы”- ответил самоубийца, стоя на перилах моста. “Все не так уж и плохо, спускайся, давай поговорим”- сказал полицейский. Человек спустился с перил, около часа, они, беседуя, прохаживались по мосту. Потом спрыгнули с моста оба”.
Обсуждение ситуации: Как вы считаете, в чем ключевая идея, рассказанной ситуации? (О подверженности чужим эмоциям, “эмоциональном заражении”. О неумении регулировать свое эмоциональное состояние, отделять “свое” и “чужое” настроение).
Любые наши эмоции находят свое отражение в теле, проявлении физических ощущений. Это может быть напряжение, холод, жар, сердцебиение и т. д. Так называемые, неприятные эмоции часто проявляются мышечным напряжением в разных частях тела. Если одна и та же эмоция повторяется, либо эмоция очень ярко выраженная, то мышечное напряжение может стать постоянным, привычным. Это мышечный зажим. Накопление мышечных зажимов приводит к снижению эмоционального фона, ухудшению здоровья (психосоматика).
Сядьте удобно, закройте глаза. Дышите глубоко и медленно. Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот). Локализуйте его. Почувствуйте характер этих ощущений, их интенсивность. Возможно у вас получится вспомнить как давно они появились, как часто появляются. Запомните их. Позже вы сможете к ним вернуться, возможно уже с новыми знаниями и навыками, с другим взглядом. Откройте глаза. (обсуждение в группе)
Существует много приемов, помогающих адекватно реагировать на решение сложных ситуаций, возникающих в деятельности сохранения психического здоровья. К ним относят различные приемы психической саморегуляции.
Под психической саморегуляцией рассматривают воздействие человека на самого себя с помощью техник, слов и соответствующих мысленных образов. Иначе говоря — это самовоздействие для целенаправленной регуляции психической деятельности, процессов, реакций и состояний. Сегодня мы с вами освоим некоторые из них.
Практика показывает,что в наибольшей мере отвечают этим требованиям следующие методы: дыхательные и релаксационные техники, визуализация, аутотренинг.
Человек вполне способен научиться регулировать свое эмоциональное состояние, управлять своим настроением, одним из таких способов является релаксация. Чтобы справится с негативными эмоциями и их последствиями, необходимо научиться снимать мышечное напряжение. Это приемы нервно-мышечной релаксации.
Упражнение: Постарайтесь напрячь кисти рук, а затем максимально их расслабить и т. п. Прочувствуйте, как вместе с расслаблением приходит и ощущение освобождения от напряжения, которое возможно усиливать.
Следующее упражнение: Сожмите плотно пальцы ног и разожмите, представляя, как стресс уходит из каждого пальца по мере того, как вы расслабляетесь. (обсуждение в группе)
Еще мы познакомимся с методом визуализации. Данное упражнение задействует наше воображение. Оно поможет расслабиться, обрести душевное равновесие, активизировать нашу интуицию и внутренние ресурсы.
Условия проведения: сенсорная комната, вучит спокойная музыка.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните.
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с вашей спины, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами…. (30 секунд пауза)
Ощутите и запомните все приятные ощущения и чувства, которое подарил вам водопад света. Может быть вам даже удастся их увидеть, подержать их в руках, услышать звуки, исходящие от них, почувствовать их аромат. Теперь положите эти чувства в надежное место внутри вас, откуда вы сможете достать их, когда пожелаете.
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он для вас сделал. Немного потянитесь, выпрямитесь и открой глаза.
Анализ упражнения: Опишите водопад света, каким он был? Какие чувства вы ощутили? И т. д.
В завершении нашей встречи давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились? Может узнали что-то новое? Чему-то удивились? Что запомнилось? Что возьмем для себя? И т. д.
НОД по физической культуре «Укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей» в средней группе НОД по физической культуре в средней группе Подготовила: Шишкина В. С. Цель: Укрепление и сохранение физического и психического здоровья.
Мини-тренинг для родителей «Мостик доверия» Мини-тренинг для родителей «Мостик доверия» Цель: — поиск эффективных форм взаимодействия с родителями; — создание единого пространства.
Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС до В настоящее время в период обновления системы дошкольного образования особое внимание уделяется полноценному и всестороннему развитию личности.
Мандалотерапия как средство сохранения психического здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС Не секрет, что большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у.
Психологические аспекты психического здоровья детей В научном психологическом лексиконе существуют термины «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье».
Семинар-тренинг для педагогов «Общение. Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов» Подготовила педагог-психолог Яковлева Изелла Цель тренинга: Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения.
Современные подходы в работе с детьми ОВЗ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья В современном обществе сохранение и укрепление здоровья человека является актуальной проблемой. В последнее время все чаще отмечается рост.
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг рассчитан для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга:.
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального.
Подвижные игры как средство психического здоровья воспитанников Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития.
Источник
День психологического здоровья в ДОУ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
«День психологического здоровья» проводился в ДОУ в рамках «Недели здоровья», и включал в себя:
- Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий»
- Психологическая акция «Устами младенца…»
- Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»
- Акция «Аптечка для души»
- Открытое занятие педагога-психолога в старшей группе «Страна Добрых слов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_psihologicheskogo_zdorovya_plan.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
День психологического здоровья
«Дарите друг другу добро»
Дата проведения: 06.04.2017
Цель — сохранение психологического здоровья детей, повышение психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов, снятие психоэмоционального напряжения в ДОУ.
- Создать единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
- Формировать познавательный интерес ребенка через его включенность в различные вид деятельности.
- Повышать интерес педагогов и родителей к психологии через распространение передового опыта по формированию здорового психологического комфорта воспитанников с учетом их возрастных особенностей.
Тематический план на день
Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий»
— Создание благоприятного климата в ДОУ;
— Развитие познавательного интереса;
— Поднятие общего эмоционального тонуса.
Родители и педагоги
Психологическая акция «Устами младенца…»
Цель: повышение настроения, формирование у взрослых интереса к миру детей.
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»
Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов, снижение эмоционального напряжения.
— Создание благоприятного климата в коллективе;
— Сохранение психологического здоровья педагогов;
— Повышение тонуса и расслабление при помощи релаксации.
Акция «Аптечка для души»
Цель: создание благоприятного эмоционального климата в ДОУ, получение положительных эмоций
Педагоги и родители
Открытое занятие педагога-психолога в старшей группе «Страна Добрых слов»
1. Развивать эмоциональную сферу детей.
2. Создавать эмоционально – радостное настроение, как результат совместной деятельности.
3. Развивать коммуникативные навыки, нравственные качества: желание выручить друга, помочь в трудной ситуации.
1. Закреплять знания детей об эмоциях.
2. Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
3. Знакомить со способами снятия психомышечного напряжения.
4. Развивать эмпатию, внимание, мышление, воображение, речь.
5. Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве.
Воспитанники старшей группы, родители, педагоги
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»
Составитель : педагог-психолог Фионова С.П.
Целевая аудитория : педагоги
Цель : профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов, снижение психоэмоционального напряжения.
Педагог-психолог : Я рада, что мы смогли встретиться, и у нас появилась возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах.
А начнем нашу сегодняшнюю встречу мы со снятия напряжения.
Упражнение «Головной убор»
Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль. Предлагаемое упражнение поможет снять неприятные ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор. Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.
Упражнение «Моё имя»
Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга) .
«Диагностика с помощью опросников»
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается про ранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как» скорую помощь» для восстановления сил.
Игра «Заряд энергии»
Все участники тренинга берутся за руки и по команде начинают пожимать руку сидящего справа, таким образом энергия от ведущего идет по кругу и возвращается в его левую руку (можно передавать энергию по кругу несколько раз, столько раз, насколько того требует ситуация).
(на развитие чувства собственной значимости)
1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.
2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.
3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но..», и дополните фразу словами о своем достижении.
Вопросы для обсуждения:
Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?
Упражнение «Свеча спокойствия»
Зажигает одна свеча. Под спокойную музыку передаем свечку по кругу. Каждый задерживает свечу у себя на 15-20 секунд и думает о приятном, о будущих планах, о мечте и передает её дальше по кругу пока она не вернется ведущему: «Сейчас я затушу эту свечу, но, надеюсь, этот огонек не погаснет в вас!»
Спасибо всем за плодотворную работу.
Удачного продолжения рабочего дня.
Конспект открытого занятия с педагогом-психологом в старшей группе «Страна Добрых слов»
Составитель: педагог-психолог Фионова С.П.
1. Развивать эмоциональную сферу детей.
2. Создавать эмоционально – радостное настроение, как результат совместной деятельности.
3. Развивать коммуникативные навыки, нравственные качества: желание выручить друга, помочь в трудной ситуации.
1. Закреплять знания детей об эмоциях.
2. Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
3. Знакомить со способами снятия психомышечного напряжения.
4. Развивать эмпатию, внимание, мышление, воображение, речь.
5. Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве.
Материал : клубок ниток красного цвета, сердечки-открытки из бумаги с пожеланиями, сундук, цветы разных цветов, разделенные на части, зонт, карточки с заданиями, макет дерева, пальчиковые краски, влажные салфетки, магнитофон, проектор для демонстрации красочных иллюстраций по ходу занятия.
Дети проходят в зал, их встречает психолог.
— Добрый день! – тебе сказали,
— Добрый день! – ответил ты
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты!
Приветствие «Клубочек»: Здравствуйте, мои хорошие! Посмотрите, у меня есть клубочек с волшебными ниточками. Сейчас мы с помощью этого клубочка поприветствуем друг друга. Берем ниточку, наматываем (не сильно стягивая) на пальчик и передавая клубочек соседу, приветствуем его, говоря ласковые, добрые слова в его адрес.
— Здравствуй, Леночка, ты сегодня очень хорошо выглядишь, я очень рада тебя видеть…
-Привет, Максим, мне нравится твое веселое настроение…
Психолог: Вот, ребятки, мы с вами и поздоровались. Посмотрите — ниточка объединила нас всех вместе, потому что мы дружные, приветливые, добрые. (Дети снимают с пальчика нитку. Психолог сматывает нитки в клубочек.)
— Ребята, скажите мне, настоящие друзья помогают друг другу в беде?
Психолог: Я должна вам признаться – у меня случилась неприятность: мне прислали из страны «Добрых слов» открытки – сердечки с пожеланиями. Я хотела эти открытки подарить вам сегодня на занятии. Но в конверте оказались лишь половинки этих сердечек, и какие пожелания на них написаны – не понятно. Чтобы найти оставшиеся части открыток, нужно попасть в эту страну «Добрых слов», а для этого необходимо выполнить ряд заданий. Дорогие мои, одной мне не справиться, вы поможете мне?
Психолог: Тогда, за дело! Вместе мы легко справимся со всеми трудностями.
Звучит музыка: шум ветра.
Психолог: Ой, какой ужас, какой сильный был ветер, что поломал все цветы, у них разлетелись все лепесточки. Жалко вам цветочки? Может, попробуем исправить это, давайте соберем цветочки. Но работать нужно вместе, дружно, не мешая друг другу.
Игра «Соберите цветочки» — дети все вместе собирают цветы, объединяя лепестки по цвету.
Психолог: Молодцы! Посмотрите, какая красивая цветочная поляна у нас получилась. Я уверена, что и цветы очень рады и благодарны вам.
Игра «Клеевой дождь»
Звучит музыка: гром, ветер, шум дождя.
Психолог: Ой, ребята, бегите все скорее ко мне, кажется, дождь начинается. (Собираемся все вместе, обнимаем друг друга) Да, а дождь-то был необычный, а клеевой. Он нас всех склеил.
Что же делать? Нам нельзя терять время, нужно двигаться дальше. Давайте пойдем вместе, вот так, держа друг друга за плечи. Но надо быть очень осторожными, ведь нам нельзя наступать на наши красивые цветы. Будем их обходить!
Психолог: Ребята, посмотрите, мы смогли с вами добраться до лесочка. Пока мы шли, клей успел высохнуть и мы с вами можем отклеиться друг от друга.
Мы попали с вами в волшебный лес, давайте на время превратимся в деревья.
В поле дерево стоит.
Ветер ветви шевелит.
Весной набухнут почки
Чтоб деревья подрастали,
Чтоб они не засыхали,
Корни дереву нужны
Корни дереву важны
Психолог: Хорошо. Немного отдохнули. Я вижу на столе, карточки. Наверное, на них написано следующее задание для нас. (Читает задание, написанное на карточке) Надо закончить фразы…
Игра «Доскажи слово» — психолог начинает читать фразу, дети должны закончить ее, подобрав по смыслу подходящее слово.
— Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …
— Зазеленеет старый пень,
— Если больше есть не в силах, скажем маме мы …
— Дети вежливые и развитые, говорят при встрече …
— Во всех странах на прощание говорят все …
Психолог: Молодцы! Отлично справились с этим заданием!
Творческое задание : «Дерево дружбы»
Смотрите, ребята, а здесь еще одно задание для нас. А сейчас давайте присядем за столы и выполним его:
Психолог: Это ствол дерева. Скажите, чего ему не хватает? Правильно, ему не хватает листьев. Сейчас оно тусклое и будто неживое. Давайте оживим дерево, добавим ему яркости и красок, вложим в него частичку своей радости, своей доброты. Пускай это дерево станет символом нашей дружбы и сплоченности. А теперь приступим к заданию!
Дети с помощью пальчиковых красок «оживляют» дерево.
(После дети приводят руки в порядок, а психолог размещает рисунок дерева на доске)
Психолог: Как красиво! Глядя на такое яркое и красивое дерево, и настроение улучшается, не правда ли, ребята? Какое у вас сейчас настроение?
Релаксация «Тихое озеро»
Психолог: Дети, мы с вами так устали, давайте прикроем глазки, расслабимся и послушаем красивую музыку.
Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
“Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.
Психолог: Отдохнули…. Открывайте глазки…. Ой, смотрите, здесь появился какой-то сундучок, давайте посмотрим, что же в нем!
— А в нем как раз и половинки сердечек, которые мы с вами искали. Давайте достанем их и соберем целые сердечки, объединяя их по цвету.
— Спасибо, вам за помощь. Вы были очень добрые, отзывчивые, внимательные. И за это каждому из вас в память о нашем занятии я подарю сердечки с пожеланиями.
Психолог читает пожелания и раздает детям сердечки.
— Веселья и успехов!
— Счастья и тепла!
Психолог: Наше занятие подходит к концу. Мы отлично провели время: выполнили все задания, отыскали сундучок, нарисовали восхитительное дерево дружбы! Спасибо родителям, что поприсутствовали на занятии и поддержали своих детей. Надеюсь, что вам было интересно. До свидания! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект дня психологического здоровья в детском саду в рамках недели дошкольника.
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо.
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.
Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями «Психологическое здоровье», «Синдром эмоционального выгорания»,-способствовать осознанию педагогами своего.
Сценарий «День психологического здоровья».
Источник