Меню

Структурные компоненты психологического здоровья это

Что такое психологическое здоровье и как его сохранить

Психологическое здоровье – это важная составляющая здоровья человека, которая определяет развитие его личности. От него зависит, будет ли человек работоспособен, успешен в отношениях и общении, физически здоров. Чем оно крепче у индивида, тем легче ему устроиться в социуме.

Что такое психологическое здоровье

В психологии определение психологического здоровья звучит как состояние человека, позволяющее ему успешно адаптироваться в изменяющихся условиях без последствий для целостности личности. Такой индивид способен быстро подстраиваться под новые факторы окружающей среды и социума, также может развиваться самостоятельно и вносить вклад в развитие общества.

Компоненты психологического здоровья

К компонентам психологического здоровья можно отнести следующие аспекты:

  1. Ценностный. Это компонент, предполагающий, что человек осознает: он – ценный и уникальный, и не только он, но и окружающие его люди. Он способен принять себя и окружающих такими, какие они есть.
  2. Инструментальный. Это способность человека рефлексировать, концентрироваться на собственных мыслях, оценивая свои действия и поступки, анализируя собственную деятельность.
  3. Потребностно-мотивационный. Это стремление человека к саморазвитию и личностному развитию, а также готовность брать на себя ответственность за собственную жизнь.
  4. Развивающий. Человек постоянно работает над собой, развивает свои психические и умственные процессы, социальные навыки, поддерживает свое психологическое и физическое здоровье.
  5. Социально-культурный. Это возможность индивида развиваться и действовать в сложившейся культурной и социальной ситуации, умение налаживать контакт с людьми и взаимодействовать.

Уровни психологического здоровья

И.В. Дубровина, сформулировавшая понятие психологического здоровья, выделяет три его уровня:

  1. Низкий. Это уровень, свойственный дезадаптивным личностям, которые имеют проблемы с приспособлением к социальной среде, их окружающей. При этом одни из таких людей стремятся включиться в общество путем пренебрежения собственными интересами, а другие пытаются подстроить всех окружающих под свои интересы, невзирая на их желания и мировоззрение.
  2. Средний. Это люди с неплохой адаптацией к обществу. У них есть определенные навыки общения и выстраивания отношений. При этом имеют повышенную тревожность, связанную с нахождением в социуме.
  3. Высокий. К этому уровню относятся люди с устойчивой адаптацией к социуму, с запасом ресурсов для адекватного восприятия и переживания стрессовых ситуаций, наличием позиции созидателя и творческого отношения к выполняемой деятельности.

Факторы нарушения психологического здоровья

Факторы риска нарушения психологического здоровья можно разделить на две группы:

Первая – это внешние причины. К ним относятся негативные воздействия других людей на человека и напряженные отношения с обществом. В первую очередь это проблемы во взаимодействии с родителями: ребенок, растущий в постоянно негативно-напряженной обстановке может отставать в развитии от сверстников и постепенно приобретать личностные нарушения. Немного слабее на индивида действуют отрицательные отношения в школе, на работе, в компании приятелей.

Вторая группа факторов – внутренние причины. Это влияние некоторых нарушений психики на нормально развивающиеся процессы. Например, нестабильный эмоциональный фон может оказывать отрицательное воздействие на познавательную сферу, а проблемы с личностным развитием сказываются на общении.

Признаки

Главный критерий психологического здоровья личности– успешная адаптация к социуму. Такой человек ощущает себя позитивно, имеет высокий уровень развития рефлексии, успешно переживает кризисы разных возрастов, не испытывает безосновательных страхов. Он не боится брать на себя ответственность за свои поступки и жизнь в целом, не зависим от чужого мнения, свободно общается с окружающими и стремится к саморазвитию.

Также к признакам психологического здоровья относятся: активность, целенаправленность, успешность во взаимоотношениях с близкими людьми, умение спокойно разрешать конфликты и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Психологическое здоровье детей и подростков

Психика детей и подростков весьма нестабильна: в этом возрасте часты резкие перепады настроения, которые она не в силах контролировать. Важная задача взрослых для сохранения психологического здоровья детей и подростков – аккуратно сдерживать порывы, не позволяя наступать полной эйфории или депрессии. Для этого обычно достаточно иногда говорить с подростком по душам. Взрослые также должны способствовать укреплению психики путем прививания им полезных навыков, например: умения общаться, рефлексировать, ставить и достигать цели, с позитивом относиться к жизни.

Наличие проблем можно подозревать у ребенка с повышенной раздражительностью, плаксивостью, нарушениями сна и аппетита, отсутствием мотивации и трудностями с концентрацией внимания. В конечном итоге, нарушения психологического здоровья могут привести к серьезным последствиям: девиантному поведению, употреблению психоактивных веществ, бродяжничеству, правонарушениям и ранним беременностям.

Как сохранить психологическое здоровье: советы психолога

Основу психологического здоровья малыша и подростка должны постараться сохранить родители. Для этого необходимо создать в семье обстановку, которая будет способствовать личностному развитию ребенка, его позитивному мироощущению и получению навыков успешного взаимодействия с людьми.

Читайте также:  Какая молитва матери для здоровья ребенка

Как сохранить психологическое здоровье взрослому? Для этого необходимо знать, какие факторы способствуют сохранению психологического здоровья. Среди них:

  • позитивное отношение к жизни;
  • окружение себя положительными людьми;
  • постановка целей и их достижение;
  • стремление к саморазвитию и развитие в себе желания двигаться вперед в своих начинаниях;
  • формирование у себя навыков адекватных взаимодействий с другими людьми, особенно в ситуациях конфликта;
  • избегание общения с токсичными людьми, которые видят мир только в темных цветах.

Профилактика

Профилактикой психологического здоровья лучше всего заниматься с рождения ребенка. Для этого необходимо создать такую обстановку, в которой малыш будет чувствовать себя свободным, нужным и любимым. При этом осознавать свои границы и границы других людей, знать правила общества и успешно их соблюдать. Чем старше становится ребенок, тем больше ему нужно предоставлять самостоятельности и ответственности и поощрять проявление этих качеств.

Взрослый человек также может укреплять свою психику с помощью рефлексии, общения с позитивными людьми, поиском любимой деятельности, определением своих целей и результатов. Хорошо, если человек умеет радоваться мелочам, не ждет масштабных подарков от судьбы и способен сам сделать свою жизнь такой, какой она ему нравится, при этом не вредит окружающим.

Заключение

Основной функцией психологического здоровья человека является адаптация к социуму. Оно влияет на все сферы его жизни: соматическое здоровье, общение с людьми, работоспособность и самоощущение. Для его сохранения важно учиться смотреть на мир с позитивом, критически относиться к чужим оценочным высказываниям в свой адрес и стараться двигаться вперед к намеченной цели. Чем более здоров человек психологически, тем он более успешен в жизни.

Источник

Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений

Психологическое здоровье как цель психологической службы и предмет психологического консультирования в сфере образования

Цель: способствовать более глубокому пониманию и овладению понятием «психологическое здоровье» (И.В. Дубровина), рассмотрению предмета и задач психологического консультирования в практической психологии образования через призму психологического здоровья.

Вопросы для обсуждения:

— Что интересного увидели в этом понятии?

— Психологическое здоровье и развитие человека.

— Обобщенный «портрет» психологически здорового человека. Ключевые характеристики психологического здоровья.

— Связь психологического и физического здоровья. Психологическое здоровье и психологическая зрелость. Взаимосвязь психологического здоровья с духовностью.

— Основные компоненты и уровни психологического здоровья.

— Задачи психологического консультирования, сформулированные с использованием понятия «психологическое здоровье»?

— Что дает это понятие школьному психологу? Помогает? Мешает?

— Вопросы для самоанализа и психологического консультирования (на занятиях):

1) Какими характеристиками психологического здоровья вы обладаете?

2) Как вам привычнее действовать в трудной ситуации: изменять внешнее окружение или самого себя?

3) Могли бы вы вспомнить ситуацию, на которую вы реагировали психосоматически?

4) Если вам очень не хочется что-либо делать, что с вами обычно происходит?

5) Легко ли вы адаптируетесь к быстрым изменениям условий жизни?

6) Как вы воспринимаете жизнь в ситуации неопределенности?

7) Насколько вас интересует собственное духовное развитие?

1. Практическая психология образования / Под ред.И.В.Дубровиной, 2004, 2006, 2009.

2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции, 2001, 2008.

Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И. В.Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Что включает в себя понятие психологического здоровья?

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Говоря о развитии, следует подчеркнуть отличие содержания этого понятия от понятия «изменение».

Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к какой-то цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований. Безусловно, вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе. Возможно, этот вопрос выходит за рамки психологии и должен рассматриваться в междисциплинарном контексте. Мы полагаем, что для организации психологической поддержки в качестве цели развития можно принять выполнение человеком своих жизненных задач, т. е. полную реализацию своих возможностей, ресурсов для обеспечения прогрессивного процесса на Земле в целом. И использовать для описания целей развития метафору пути: «Каждый человек имеет свой путь, поэтому важно определить, какой путь является именно твоим».

Читайте также:  Вред сметаны для здоровья

Связь психологического и физического здоровья. …Опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. … Пример: результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, который приводится многими исследователями.

Обобщенный «портрет» психологически здорового человека. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным.

Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. …Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. …Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Психологическое здоровье и зрелость личности? …Ряд авторов употребляют их практически синонимично. Действительно, если понимать развитие человека как последовательное движение к зрелости, то зрелость и психологическое здоровье взрослого, на наш взгляд, могут использоваться как синонимичные понятия. Однако если говорить о психологическом здоровье ребенка, то оно является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости, но отнюдь не зрелостью.

Взаимосвязь психологического здоровья с духовностью. И. В.Дубровина утверждает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зрения богатства развития личности, т. е. включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.

Итак, проведенное выше обсуждение подтверждает выделенный нами ранее предмет психологического консультирования и коррекции – это процесс восстановления психологического здоровья, или коррекция нарушений психологического здоровья, осуществляющаяся в условиях направленной психологической помощи психолога-консультанта. Для того чтобы определить задачи психологического консультирования и коррекции, обратимся к обсуждению структуры психологического здоровья.

Анализ литературы и наши исследования позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе.

Читайте также:  Формула определения состояния здоровья

Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии» (В. И. Слободчиков).

Подводя итоги рассмотрению выделенных нами компонентов психологического здоровья – положительных самоотношения и отношения к другим людям, личностной рефлексии и потребности в саморазвитии, – необходимо остановиться на их взаимосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь саморазвитие человека способствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии.

Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции:

– обучение положительному самоотношению и принятию других;

– обучение рефлексивным умениям;

– формирование потребности в саморазвитии.

Для определения форм психологической поддержки необходимо обратиться к рассмотрению проблемы нормы, а затем критериев психологического здоровья.

Проблема нормы далека сегодня от однозначного решения. Однако именно разделение понятий психологического и психического здоровья, как нам представляется, поможет в какой-то степени определиться в понимании нормы. Мы считаем, что для психического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма – это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Следует также отметить, что альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Проблема нормы во многом смыкается с проблемой критерия в психологического здоровья. … И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации. Исходя из такого понимания нормы, можно подойти к определению уровней психологического здоровья.

К высшему уровню психологического здоровья – креативному – можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.

К среднему уровню – адаптивному – отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.

Низший уровень – это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.

Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Вывод: в психологическом консультировании необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от объективных условий (в детском саду, школе, институте и т.п.) и уровня психологического здоровья людей.

Безусловно, для эффективной организации психологического консультирования и коррекции необходимо определить факторы риска нарушения психологического здоровья и оптимальные условия его становления.

(Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции, 2001, 2008.)

Источник

Adblock
detector