Меню

Структурно логическая схема здоровье

Схема 1. основные составляющие здорового образа жизни

Факторы, способствующие укреплению здоровья

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, несущей ответственность за состояние своего здоровья.

Схема 1. основные составляющие здорового образа жизни

    • Режим жизнедеятельности
    • Отказ от вредных привычек
    • Состояние окружающей среды
    • Общая гигиена организма
    • Оптимальный двигательный режим
    • Рациональное питание

Режим это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Работающий человек живет в заданном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои служебные и иные обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе в той или инок мере подчинены строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность является одним из основных законов жизни и основой любого труда. Рациональное сочетание элементов режима обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.. Правильное чередование труда и отдыха это основа высокой работоспособности человека.

Биологические ритмы это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем ее факторам, которые возобновляются с четкой периодичностью в рамках определенного времени (вращение земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля земли.

Работоспособность человека в течение дня меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 8.00 до 12.00 в утренние часы и с 16.00 до 18.00 в дневные. Ночью работоспособность понижается. Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Определить его нетрудно. Так называемые «жаворонки» энергично работают в первой половине дня, а так называемые «совы» вечером. «Жаворонки» по вечерам испытывают сонливость. Они рано ложатся спать, но и рано просыпаются, «совы» же, напротив, засыпают поздно, и для них большая проблема вставать в привычные для «жаворонков» часы.

Закаливание это комплекс приемов, которые систематически используют для тренировки устойчивости организма к температурным колебаниям окружающей среды.

Закаливание мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их числа в 2- 4 раза, а в отдельных случаях помогают и вовсе избавиться от недомоганий. Закаливание оказывает на организм общеукрепляющее Действие, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Начиная закаливание, надо помнить, что это не одномоментное, а систематическое действие.

Наиболее сильный закаливающий фактор вода. Кроме температурного вода оказывает на кожу и механическое воздействие, что является своеобразным массажем, улучшающим кровоснабжение. Закаливание можно проводить в виде *тираний или обливания водой. Одним из закаливающих факторов являются солнечные ванны. Они вызывают расширение сосудов, усиливают деятельность кроветворных органов, способствуют образованию в организме витамина D. Но солнцем надо пользоваться с большой осторожностью. Загорать можно только до 11-12 часов Дня или после 16 часов, когда солнце не такое активное. Важнейшей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Рациональное питание невозможно без соблюдения двух Основных законов, нарушение которых опасно для здоровья.

Первое правило здорового питания: есть надо всегда в одно и то же время.

Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован. Он должен содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. А для этого ему нужно быть разнообразным. В него должны входить продукты самых разных групп: зерновые, стручковые плоды, продукты животного происхождения (нежирные), овощи и фрукты.

В состав пищи входят белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода, и все они нужны организму.

Белки, содержащиеся в животных продуктах мясе и рыбе, называются животными. В них особенно нуждается растущий организм. Из животных белков строятся мышцы, кожа, мозг, внутренние органы. Дети хорошо усваивают животные белки, содержащиеся в молоке и молочных продуктах. Вот почему в рационе обязательно Должно быть молоко. Растительные белки содержатся в горохе, фасоли, хлебе.

Читайте также:  Здоровье это здорово как писать

Организму нужно восполнять затраты энергии. А этому помогают углеводы и жиры. Углеводы содержатся в крупе и хлебе, картофеле и других овощах, сахаре. Жиры подразделяются на растительные и животные. Например, сливочное масло относится к животным жирам, а подсолнечное к растительным.

Особое место среди жизненно необходимых нам питательных веществ занимают витамины. Авитаминоз это наиболее тяжелая форма витаминной недостаточности. Авитаминозы развиваются при отсутствии либо значительной нехватке того или иного витамина в пище вызывают такие заболевания, как цинга (при недостатке витамина С), рахит и остеопороз (при недостатке витамина D).

При гиповитаминозе незначительной нехватке витаминов наблюдаются такие неприятные явления, как снижение иммунитета, расстройство сна, плохое самочувствие; человек теряет работоспособность, жалуется на ослабление памяти. Опасен не только недостаток, но и избыток витаминов, или гипервитаминоз.

Человек нуждается в минеральных веществах: железе, кальции, магнии, калии и др. Минеральные вещества содержатся в самых обычных пищевых продуктах: капусте, яблоках, молоке, рыбе. Но больше всего человек нуждается в воде. Известно ли вам, что все органы человеческого тела насыщает вода? В головном мозге, например, до 80 % воды, в мышцах 76 % , в костях 25 % . Без воды не будут происходить никакие жизненные процессы. Без пищи человек может прожить недели, без воды считанные дни.

Второе правило здорового питания: пища должна быть разнообразной.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

В настоящее время актуальным является вопрос, связанный с употреблением в пищу генетически модифицированных продуктов (ГМП). Каждый из нас стоит перед выбором есть такую пищу или не есть. Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо владеть информацией об этих продуктах.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных комплексов. Загрязнение поверхности суши, водоемов и атмосферы губительно сказывается на состоянии здоровья людей. В частности, эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных новообразовании, загрязнение атмосферы — на состояние дыхательных путей, а загрязнение водоемов чревато быстрым распространением различных инфекций. Негативное изменение среды намного ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни людей.

Говоря о факторах, воздействующих на здоровье, нельзя не отметить наследственность.

Наследственность, это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколении одинаковые признаки и особенности развития; способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Источник

Статья «Концепция школьного здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы»
статья по физкультуре на тему

Одна из главных целей современного общества – здоровьесбережение. Воспитание в ребенке здорового отношения к своей жизни и жизни окружающих — тема актуальная для всех, а в XXI веке она становится первостепенной.

Одна древняя притча рассказывает, как родители новорожденного пришли к мудрецу и спросили: «Скажи, когда нам начинать воспитывать ребенка?» — «Вы опоздали ровно на 9 месяцев» — ответил мудрец, подразумевая, что воспитание малыша начинается задолго до его рождения.

Так вот, перефразируя эту притчу, хочется отметить, что здоровье ребенка надо сохранять за 9 месяцев до его рождения.

Воспитание и здоровьесбережение начинается даже не с колыбели, а уже в утробе матери. Но это все притчи. Если же быть ближе к жизни, то придется признать: о том, как воспитать здоровую, зрелую личность, многие родители задумываются лишь тогда, когда с огорчением замечают в своем ребенке: — у него слабое здоровье, неуверенность в себе, неумение постоять за себя, нежелание брать на себя ответственность и т.д. Мы, частенько жалуемся, что настоящего здоровую личность сейчас днем с огнем не сыскать. Но, во много мы виноваты сами, так как поздно задумываемся о здоровье: нации, семьи, ребенка. Поэтому совет прислушайтесь к народной мудрости и выполнить наказ президента становиться все более актуальным.

Скачать:

Вложение Размер
statya_na_sayt_kontseptsiya_zdorovesberezheniya_v_forme_strukturno-logicheskoy_shemy.docx 29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция школьного здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы

Цыба Елена Витальевна

Учитель физической культуры

ГБОУ школа № 463 г. Санкт-Петербург

Одна из главных целей современного общества – здоровьесбережение. Воспитание в ребенке здорового отношения к своей жизни и жизни окружающих — тема актуальная для всех, а в XXI веке она становится первостепенной.

Одна древняя притча рассказывает, как родители новорожденного пришли к мудрецу и спросили: «Скажи, когда нам начинать воспитывать ребенка?» — «Вы опоздали ровно на 9 месяцев» — ответил мудрец , подразумевая, что воспитание малыша начинается задолго до его рождения.

Так вот, перефразируя эту притчу, хочется отметить, что здоровье ребенка надо сохранять за 9 месяцев до его рождения.

Воспитание и здоровьесбережение начинается даже не с колыбели, а уже в утробе матери. Но это все притчи. Если же быть ближе к жизни, то придется признать: о том, как воспитать здоровую, зрелую личность, многие родители задумываются лишь тогда, когда с огорчением замечают в своем ребенке: — у него слабое здоровье, неуверенность в себе, неумение постоять за себя, нежелание брать на себя ответственность и т.д. Мы, частенько жалуемся, что настоящего здоровую личность сейчас днем с огнем не сыскать. Но, во много мы виноваты сами, так как поздно задумываемся о здоровье: нации, семьи, ребенка. Поэтому совет прислушайтесь к народной мудрости и выполнить наказ президента становиться все более актуальным.

Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал:

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению сохранения жизни, а на практике передаче собственных знаний и опыта. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место должны занять новые, креативные техники преподавания, основанные на опыте поколений, понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении.

Основная задача школы и общества сегодня – сохранять и развивать здоровье каждого его члена, так как прогресс нашей цивилизации полностью зависит от людей здоровых, многогранных и стремящихся к проявлению своих способностей.

Одна школа не может дать ребенку запас здоровья на всю жизнь. Но она в состоянии дать обучающемуся основные базовые ориентиры личной гигиены и здорового образа жизни. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности обучающегося, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самосовершенствования. Задача школы состоит в том, чтобы не потерять будущие таланты, стимулировать и развивать их через здоровьесберегающие технологии.

Сегодня в центре внимания — обучающийся, его личность, неповторимый внутренний мир. Любой обучающийся обладает своим определенным потенциалом способностей, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога, родителей и общества. Поэтому основная цель современного общества — выбрать методы и формы организации сохранения и приумножения здоровой деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. П ланировать и строить занятия по здоровьесбережению нужно так, чтобы обучающиеся могли погрузиться в творческий процесс, стремились к новым открытиям, а это в сою очередь приведет к увлеченности, желанию узнать как можно больше. Все это возможно сделать только при условии личностно–ориентированного обучения.

Задача, педагога, состоит в том , чтобы создать условия практического овладения навыками и умениями для каждого обучающегося . Выбрать такие методы обучения , которые позволили бы каждому ученику проявить свою физическую активность , свое творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

В рамках школы можно предложить концепцию здоровьесбережения в форме структурно-логической схемы : цель – принципы и задачи – средства – условия – основной показатель — результаты.

Здоровьесбережение в школе:

Цель — создание комплексной программы здоровьесбережения в школе.

Принципы — единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двух других; — открытости функциональных и методических действий. Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для обучающихся и учителей, является осознанной их деятельностью;- объективной оценки конечного результата. Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок; — преемственности и завершенности. Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.

Задача — практическое овладение навыками и умениями для каждого обучающегося.

Средства — выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою физическую активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы). Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

Условия — опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Направлено на – обеспечение психического и физического здоровья обучающихся.

Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения обучающихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Основной показатель – регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало, конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.

Результат — приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.

В.А.Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» Здоровье — это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Здоровье – это дело не только личное, но и общественное. У человека должно быть сформировано отношение к своему здоровью, как к частной собственности, от сбережения которой зависит его благополучие и сама жизнь. Не должно быть человека безразличного и нетребовательного к самому себе. Обучающиеся должны научиться правильно планировать свою трудовую, семейную и личную жизнь, нести личную ответственность за все, включая собственное здоровье и благополучие.

Изложенное выше показывает, что внедрение в школе комплексной программы здоровьесбережения приведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей обучающихся к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

1. Гордеева А.В. Здоровье и образование, или образование здоровья [Текст] / Школа. — 2002.- № 2

2. Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающее образовательное пространство [Текст] / Педагогическое образование и наука. -2002.-№ 3.

3. Еременко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] /– Волгоград: ИТД «Корифей», 2009

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. [Текст] – М.: ВАКО, 2007.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога [Текст] .- М.:АРКТИ, 2003.272 с.

5. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

6. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. [Текст] / — Учитель 2009 г.

7. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» [Текст] №3 2009 г., №5 2010 г.

8. Обухова Л.А. Уроки здоровья [Текст]/ Начальная школа.-2002.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки

России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва «Об утверждении федеральных требований

к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» [Текст]

10. Постановление Правительства РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02» от 28.11.2002 № 44. [Текст]

11. Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41//.Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей» [Текст]

Источник

Adblock
detector