Меню

Структура здоровья механизмы здоровья

Структура здоровья механизмы здоровья

Основы здорового образа жизни студента
1. ЗДОРОВЬЕ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой. Как отмечает А.Г. Сухарев (Здоровье и физ. воспитание детей и подростков,1991 г., с.34), среди современной молодежи можно выделить две взаимно противоположные группы: одна резко ограничивает свою двигательную активность и игнорирует средства физического воспитания, а другая одержима большими спортивными результатами и стремлением использовать для этого максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки. Это не способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию человека и готовности к разнообразной деятельности. Поэтому необходимо творческое осмысление теоретических и практических основ существующей системы физического воспитания с учетом необходимости укрепления здоровья молодежи.

В ХIХ веке немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения». Формирование здорового образа жизни у молодежи имеет исключительное значение. Молодые люди составляют до 30% населения земного шара. В молодости (16-29 лет) закладывается основа трудовых, нравственных позиций, а также здоровья человека.

Что же такое здоровье?

Известно также определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которым

По мнению Г.А.Апанасенко (2001) феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью:

В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И. и Давиденко Д.Н., 1998):

В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья — я могу; для психического здоровья — я хочу; для нравственного здоровья — я должен.

Источник

Механизмы здоровья

Механизмы здоровья — физиологические функции человеческого организма обладают удивительной устойчивостью

Физиологические функции человеческого организма обладают удивительной устойчивостью. Поэтому даже в самых напряженных жизненных ситуациях человек практически остается здоровым. Эта функциональная устойчивость заложена уже в самой природе человека, отработана тысячелетиями его биологической и социальной эволюции.

Обратимся к традиционной модели, на которой изучаются особенности функционирования живого организма,— к животным. Наблюдения показывают, что в условиях сбалансированной биологической среды у них не бывает сердечно-сосудистых заболеваний. И все потому, что в этих условиях любые эмоциональные и физические перегрузки носят эпизодический характер. А раз так, то повышенный при физическом или эмоциональном напряжении так называемый симпатический тонус, который вызывает повышение кровяного давления, нарушение функций различных органов и пр., обязательно вернется к норме, как только прекратится временная нагрузка. При этом физиологически активные вещества, способствующие напряжению, разрушатся, возбуждение мозга снизится.

Это происходит благодаря действию механизмов саморегуляции, то есть такой формы взаимодействия в организме, при которой само отклонение рабочего режима от нормы есть причина возвращения его к исходному уровню. Это замечательное свойство организма было открыто и изучено выдающимися корифеями физиологии И. П. Павловым, В. Кенноном, У. Эшби, П. К. Анохиным и др.

Как было установлено академиком П. К. Анохиным, саморегуляция осуществляется функциональными системами организма. Каждая функциональная система с помощью нервных и гуморальных механизмов объединяет отдельные оргвны, чья деятельность помогает организму держать в норме такие важные показатели внутренней среды, как температура тела, уровень газов, питательных веществ, кровяное давление, и другие. А общий результат деятельности всех функциональных систем составляет сбалансированную внутреннюю среду организма, так называемый гомеостаз.

Таким образом, здоровье человека (с физиологической точки зрения) — это слаженная деятельность различных функциональных систем организма и их устойчивость по отношению к тем влияниям, которые отклоняют его от нормы.

А основой этой устойчивости служит то замечательное обстоятельство, что в любой функциональной системе общая сумма воздействий, обеспечивающих возврат того или иного отклоненного физиологического показателя к норме, всегда сильнее общей суммы отклоняющих воздействий. Например, в функциональной системе, поддерживающей оптимальный для организма уровень артериального давления, общая сумма нормализующих воздействий всегда достаточна, чтобы снизить эпизодически повышаемое (физическими или эмоциональными нагрузками) кровяное давление.

Точно так же механизмы насыщения оказываются сильнее механизмов голода.

Все это означает, что благодаря механизмам саморегуляции любой человек принципиально не может страдать ни гипертонией, ни язвенными поражениями пищеварительного тракта, ни другими функциональными расстройствами. Не может, но. только при одном условии: если периоды напряжения носят эпизодический характер.

Отсюда — главная рекомендация к сохранению здоровья: любые психоэмоциональные напряжения человека должны носить эпизодический характер. Это необходимо для того, чтобы механизмы саморегуляции могли вернуть измененные физиологические функции к нормальному уровню. И тогда никакой, даже самый перенапряженный ритм, никакие эмоциональные стрессы, как бы сильны они ни были» не опасны для здоровья.

Читайте также:  Что нужно для здоровья шеи

Но это не все. Периоды психического и физического напряжения человека должны сменяться периодами расслабления, но не просто расслабления, а эмоционального удовлетворения, то есть положительными эмоциями в широком смысле слова. Иначе говоря, после напряжения, особенно связанного с какими-либо неприятностями, человеку надо отвлечься — переключить внимание на что-то, приносящее радость.

Большую роль положительных эмоций, чувства удовлетворения после напряженной деятельности демонстрируют физиологические эксперименты на животных.

Если, например, много дней по часу в день раздражать центры гипоталамуса, вызывающие отрицательные эмоции, то это приводит к резким нарушениям сердечной деятельности. То же самое, хотя и в меньшей степени, происходит при многодневном раздражении центров гипоталамуса, ответственных за положительные эмоции (в результате пресыщения эмоциями). И лишь когда раздражение отрицательных и положительных эмоциогенных центров гипоталамуса чередовали, сердечная деятельность у подопытных животных практически не нарушалась. О.чем говорят эти опыты? О том, что положительные змоции — мощный антистрессовый инструмент, нивелирующий болезнетворное действие отрицательных эмоциональных возбуждений. Именно поэтому никакой темп жизни, если она правильно организована, не опасен для здоровья.

Нейтрализация эмоциональных перенапряжений во многом зависит от нас самих, от того, как мы организуем свой труд и отдых, от нашего умения активно и с пользой отвлекаться от повседневных забот.

Недаром, наверное, в последние годы в жизни людей так много стали значить различные «хобби» — любимые увлечения, позволяющие человеку прерывать поток отрицательных эмоциональных переживаний.

По статье «Могучие силы здоровья» члена-корреспондента АМН СССР К. Судакова, опубликовано в журнале «Наука и жизнь», № 1, 1983 г.

Источник

Понятие здоровья, его структура

Физическое развитие и методы его оценки

Психическое здоровье. Методы его оценки.

Группы населения по уровню здоровья.

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания

Дополнительная информация по вопросам здоровья семьи и здорового образа жизни для самостоятельного изучения учащимися

2.1. 10 октября – Всемирный день психического здоровья.

Сон и сновидения.

2.3. Память и её тренировка.

Основы рационального питания.

2.5. Патент Российской Федерации «Оценка психического здоровья»

для самостоятельной работы учащихся с электронными материалами по теме «ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ.ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.»

1.Прежде чем приступить к изучению темы внимательно изучите вопросы, входящие в неё.

2.Ознакомтесь с основным материалом темы (прочитайте, останавливая внимание на тех абзацах или отрывках, которые вас больше всего заинтересовали)

3.Разбейте весь материал на части, удобные для более детального изучения.

4.Разделите вопросы темы соответственно выделенным вами частям.

5.Составте краткий конспект по вопросам темы.

6.Внимательно прочитайте тему ещё раз.

7.Ответьте на вопросы домашнего задания.

8.Выборочно постарайтесь воспроизвести ответы на вопросы вслух.

9.В случае, если воспроизведение затруднительно, внимательно прочитайте материал ещё раз .

10. Ознакомьтесь с темами рефератов.

11. Если какая-то из предложенных тем вас заинтересовала, про-смотрите материалы темы ещё раз, выберите те материалы, которые соответствуют выбранной теме.

12.Ознакомьтесь с дополнительными материалами темы.

13.Кратко законспектируйте заинтересовавшие вас вопросы.

Здоровье семьи. Здоровый образ жизни.

Понятие здоровья, его структура.

Общественное здоровье – здоровье общества, популяции в целом.

Общественное здоровье складывается из здоровья индивидуумов, семейного, территориального.

Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека.

Групповое здоровье – здоровье малых социальных или этнических групп (отдельной семьи, трудового коллектива, народности).

Территориальное здоровье – здоровье населения административно–территориальной единицы (населённого пункта, района, города, области).

Общественное здоровье –медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Общественное здоровье обусловлено комплексным воздействием социальных, поведенческих и биологических факторов, его улучшение будет способствовать увеличению продолжительности и качества жизни, благополучия людей, гармоничному развитию личности и общества. Характеризуется различными показателями, в том числе количественно измеряется показателями здоровья населения. Общественное здоровье, являясь реальным результатом социально-экономического развития, выступает в то же время и естественным условием его дальнейшего развития.

Здоровье населения напрямую зависит от:

· социально-экономического развития страны,

· ответственности граждан за личное здоровье.

Здравоохранение – государственная система оказания медицинской помощи населению.

Определение общественного здоровья ВОЗ:

Общественное здоровье такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного, продуктивного образа жизни, не стеснённого физическими и психическими заболеваниями, то есть это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества.

Специалисты ПРООН разработали интегральный показатель для определения достижений в сфере базового развития человека. Это — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он рассчитывается на основе трех показателей:

Читайте также:  Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности статья уголовного кодекса

· долголетия, измеряемого при рождении как продолжительность предстоящей жизни;

· достигнутого уровня образования, определяемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения;

· уровня жизни, оцениваемого на базе реального ВВП на душу населения (паритет покупательной способности в долларах США).

Этот показатель положен ООН в основу сопоставительных рейтинговых оценок различных стран по развитию человеческого потенциала.

Здоровье – согласно Уставу ВОЗ, это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948). ВОЗ провозглашен принцип, что «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека».

Здоровье определяется рядом факторов:

1. Биологические (пол, возраст, наследственность, тип конституции, темперамент и др.)

2. Геофизические или природные (температура, воздух, влажность, ландшафт, флора и др.).

3. Социально-экономические (условия труда, быта, состояние окружающей среды, состояние системы здравоохранения, образ жизни и др.).

4. Психофизиологические (факторы, связанные с действием второй сигнальной системы).

Их соотношение различное, если говорить о вкладе в формирование здоровья или формирование болезни.

Многочисленными медико-социальными исследованиями установлено, что здоровье населения обусловлено: в 50% более условиями и образом жизни; в 18-22 % — состоянием окружающей среды; в 20% — генетическими факторами и лишь в 8-10% — состоянием здравоохранения.

На здоровье населения оказывает влияние целый ряд таких отрицательных факторов образа жизни, как курение и употребление алкоголя, неправильное питание, адинамия и гиподинамия, употребление наркотиков и злоупотребление лекарствами, вредные условия труда, стрессовые ситуации, неблагоприятные материально-бытовые условия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокая степень урбанизации. Все это – факторы риска, то есть факторы, которые гипотетически связаны с развитием того или иного заболевания и ассоциируются как с большим распространением, так и с повышенной вероятностью возникновения новых случаев заболеваний. Как правило, действует не один из этих факторов, а несколько.

Таким образом, в структуре здоровья можно выделить три составляющие:

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ, ЕГО КОМПОНЕНТЫ

На данный момент есть огромное количество определений понятия «здоровья». Но среди существующих понятий «здоровье», ни одно из определений не описывает его полностью.

В общебиологическом смысле здоровье определяют как гармоничное единство обменных процессов между организмом и окружающей его средой и согласованное течение обменных процессов внутри организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем [1, c.5]

В соответствии с данным понятием следует проанализировать трехкомпонентную структуру здоровья, которая включает в себя физическую, психическую и социальную части.

К физическому компоненту здоровья мы относим не только «отсутствие заболеваний и физических дефектов, в том числе и генетических, но и резервные возможности организма, обеспечивающие адаптационные реакции; способность органов и систем органов функционировать в нормальном режиме, адекватно реагировать на воздействие окружающей среды» [7, c.6].

Под психическим здоровьем принято понимать соответствующее данным восприятие окружающего мира, адекватное протекание психических процессов, отсутствие выраженных психических расстройств, наличие функциональных резервов организма, дающих возможность личности справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями, а также состояние равновесия человека с окружающим миром, в том числе — с обществом, в котором он живет. Психическое здоровье состоит из следующих компонентов: положительное отношение к себе, оптимальное развитие и самореализация личности, личная автономия, умение адекватно воспринимать окружающий мир и воздействовать на него. Психическое здоровье — это состояние душевного комфорта, обеспечивающее адекватную обстоятельствам поведенческую реакцию.

Одним из компонентов психического здоровье принадлежит нравственное здоровье человека. Это совокупность эмоционально-волевых и мотивационно – потребностных качеств человека, систему ценностей, установок, мотивов поведения в обществе.

Социальная составляющая здоровья – это понимание человеком себя в качестве субъекта определенного пола и способность к взаимодействию с другими людьми.

Образовательные учреждение и страна в начале XX века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым убрав данную ответственность с их родителей и с общества в целом; поскольку каждая школа должна была обеспечивать и контролировать ведение здорового образа жизни. Но этого недостаточно, поскольку это проблема общества. К несчастью, за сотню лет ситуация мало в чем изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому образовательные организации не в силах решать эту проблему в одиночку.

При организации учебно-воспитательного процесса в школе педагогу необходимо предпринимать меры по уменьшению негативного воздействия условий, в которых происходит образовательный процесс на здоровье учащихся [4, c.7].

Читайте также:  Роои здоровье человека 7709214478

Итак, здоровье необходимо рассматривать вкупе трех компонентов: физического, психического и социального, потому что нельзя выделить самый значимый и основной компонент. Рассматривая существующие школьные факторы риска и статистику заболеваемости среди учащихся, можем сделать вывод о том, что основной задачей в наши дни является здоровьесберегающая педагогика, поскольку в современном образовательном процессе школы необходимо использование здоровьесберегающих технологий.

Результаты проведенной в нашей стране диспансеризации показывают, что за последние годы заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла в 1,4 раза. Данная проблема очень важна, здоровье учеников, особенно в последние годы, сильно ухудшается, в связи с этим использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе крайне необходимо.

Здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать только как альтернативу всем иным педагогическим технологиям, так как цель любой педагогической (образовательной) технологии — достижение того или иного образовательного результата в образовательном процессе, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не должно находиться в качестве главной и единственной цели образовательного процесса, оно должно быть только условием достижения основной цели. Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации этой технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся). С другой стороны, здоровьесбережение может проявляться в качестве приоритета в идеологии и принципах педагогической деятельности. Единственный путь решения проблемы формирования здорового образа жизни — создание системы воспитания ЗОЖ школьников в образовательных учреждениях с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду ЗОЖ, должны представлять собой не одноразовые мероприятия, а являться главной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.

Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в школе направлена на формирование культуры здоровья и ЗОЖ и выполяется по нескольким направлениям — диагностическое, коррекционное, консультативное и другие.

Для увеличения эффективности работы нужно привлекать к формированию ЗОЖ специалистов в рамках социально — валеологических служб. Специалисты службы подходят к решению этой проблемы комплексно, то есть работают с детьми, учителями и родителями.

ЗОЖ не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в наше время. Но необходимо обучить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, следует личным примером демонстрировать ЗОЖ, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Каждое образовательное учреждение должно стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать основной функцией образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. — М., 2007, 63 с.

2. Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брехман. — М.: 2000. – С.45.

3. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев — Спб.: «Детство-пресс», 2011. — 160 с.

4. Крутецкий, В.А. Психология подростка/ В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин; М.: «Просвещение», 1995 — 316 с.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. — 9-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 456 с.

6. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений /Р.С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. — 606 с.

7. Сенникова, Л.М. Школа здоровья / Л.М. Сенникова // Начальная школа, — 2001. -№11. — с.15-17

8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе./ Н.К. Смирнов. — М.: АКК и ПРО, 2012. — 121 с.

9. Ставцева, В.В. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке: учеб. пособие по курсу «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» для студ. пед. спец. вузов/ В.В. Ставцева. 2-е изд. испр. — Белгород: ИП Остащенко А.А., 2011. — 80 с.

10. Тимофеев, С.П. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях: методические рекомендации / С.П. Тимофеев, В.В. Луханин, А.Г. Колесников. — Белгород: Белгородский региональный институт ПКППС, 2014. — 336 с.

11. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов. / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. — М.: «Просвещение», 1990 — 319 с.

12. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. // Вопросы психологии, 2007. — №2. — с. 3-14.

Источник

Adblock
detector