Меню

Структура занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья

ОВЗ. Конспекты занятий, НОД

Здесь собраны публикации воспитателей и преподавателей-дефектологов, имеющих опыт работы с детьми, имеющими различные ограниченные возможности здоровья. Это, прежде всего, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, отставание в речевом развитии, аномалии в поведении и т.д. Готовые планы и конспекты развивающих, познавательных, развлекательных занятий по самым разным темам, с комментариями педагогов. Конкретные советы из собственного опыта работы в группах компенсирующей направленности.

Решаем коррекционные задачи в комплексе с образовательными и воспитательными.

Содержится в разделах:

Конспект занятия для детей с РАС по речевому развитию «Любимые сказки» Цель: Продолжать развивать у детей интерес к сказкам. Задачи: Обучающие: Закреплять представление о героях сказок. Побуждать повторять наиболее интересные, выразительные фразы, восклицания из сказок. Развивающие: Развивать умение сопереживать героям сказок. Развивать речь детей.

Конспект занятия с детьми ОВЗ «Мои любимые фрукты» Цель: Закреплять обобщающие понятия: овощи и фрукты Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на схемы. Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты. Создать двигательную активность детей. Учить слушать стихотворения, отвечать на.

ОВЗ. Конспекты занятий, НОД — Проект совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Публикация «Проект совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего. » Технология по использованию метода проектов. «Семья-это… , когда все вместе… , мама, папа и я» (или приключение маленького Мамонтенка)» Учитель — дефектолог Тельнова Ольга Степановна Цель: • Учить решать интеллектуальные и личностные задачи. • Находить способы решения в.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи Разработала: педагог-психолог МБДОУ детского сада №1 г. Иркутска Леонтьева Ксения Николаевна Возрастная группа: 5-7 лет. Цель: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка дошкольного возраста. Задачи.

Конспект открытого комплексного занятия «Колобок потерялся» с детьми с ОВЗ в средней группе Тема занятия: «Колобок потерялся» Цель: Развитие у детей сенсорной культуры. Задачи: 1.Выявить у детей умения вычленять свойства предметов: цвет, форму, величину, пространственный ориентир. 2.Упражнять в развитии слухового, зрительного, двигательного восприятия. 3.Учить детей.

Социализация детей с ОВЗ. Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство» Современные реалии требуют новых сюжетно-ролевых игр. Идея организовать игру «Туристическое агентство» возникла в ходе знакомства с вновь пришедшими в группу детьми. Несмотря на юный возраст, практически все они уже путешествовали: отдыхали вместе с родителями на море, ездили по.

ОВЗ. Конспекты занятий, НОД — «Поможем бабушке Федоре. Посуда». Интегрированное занятие в средней группе с ЗПР

Статья ««Поможем бабушке Федоре. Посуда». Интегрированное занятие в средней. » «Поможем бабушке Федоре» Интегрированное занятие в средней группе с ЗПР Лексическая тема «Посуда». Занятие «Поможем бабушке Федоре» Цель: систематизация и обобщение знаний о посуде, ее многообразии и назначении. Задачи: Коррекционно–развивающие: Активизировать и расширять.

Конспект интегрированного занятия с детьми группы с ЗПР «Экскурсия в зоопарк» по теме «Животные жарких стран» Конспект интегрированного занятия с детьми группы с ЗПР «Животные жарких стран», «Экскурсия в зоопарк» Лексическая тема: «Животные жарких стран». «Экскурсия в зоопарк». Предварительная работа: Просмотр слайдов о животных жарких стран. Рассматривание иллюстраций в книгах.

Тематическая беседа «Космическое приключение» для детей с ТМНР Беседа на тему: «Космическое приключение». Цель: познакомить детей с праздником День Космонавтики. Задачи: — способствовать формированию у детей первичных представлений о космонавтах и космосе; — учить детей группировать предметы по заданному признаку; — развивать мелкую и.

Конспект занятия по РЭМП в группе для детей с ЗПР подготовительного к школе возраста «Состав числа 4» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 131 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывно-образовательной деятельности по образовательной области: «Познание» На тему: «Состав числа 4» для детей с ЗПР подготовительного к школе возраста.

Источник

Методические рекомендации по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка на тему

Методические рекомендации позволяющие организовать работу по художественному творчеству с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здесь подробно рассматривается каждый этап занятия с точки зрения арт-терапии.

Скачать:

Вложение Размер
art.docx 18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации и содержанию занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Организация занятий с детьми с ограниченными возможностями имеет особую структуру, благодаря чему процесс становиться радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого. Такие занятия позволяют снизить эмоциональное напряжение, способствуют развитию самосознания, развить коммуникативные навыки, улучшить детско-родительские отношения.

С точки зрения предупреждения перегрузок занятие имеет особую структуру.

Распределения общего времени на отдельные этапы:

  • Этап «Приветствие» (5%),
  • Этап «Подготовка к работе» (15%),
  • Этап «Практическая работа» (45%),
  • Этап «Игра» (20%),

Этап «Подведение итогов» (15%).

Этап 1. Организационный момент. Приветствие .

Большое значение уделяется настрою ребенка на работу, созданию положительного эмоционального фона на занятии. Поэтому этап «приветствие» занимает больше времени, чем при обычном занятии и предполагает небольшую беседу педагога с детьми о том, как обстоят их дела, о произошедших недавних событиях в их жизни. Педагог «направляет» беседу, следит, чтобы все участники имели возможность высказаться. Дети рассказывают о себе и слушают, что рассказывают другие. Если ребенок затрудняется сам начать рассказ, задайте ему несколько наводящих вопросов, предопределяющих ответ. Пусть каждый ребенок скажет совсем немного о себе, всего 2-3 предложения, но это будет иметь несколько положительных моментов. Вы диагностируете психологическое состояние, настрой ребенка на работу, общение; можете сразу своим вниманием скорректировать этот настрой в благоприятную сторону; формируете у него чувства значимости, а также развитию монологической речи, что является одним из факторов психологического развития личности. Приветствие можно провести в игровой форме, если на занятии присутствуют дети, которые мало знают друг друга. К концу этого периода должна сформироваться доверительная и доброжелательная атмосфера в группе.

Этап 2. Подготовительный этап. «Разогрев».

В начале этого этапа педагог предлагает детям тему занятия, сообщает цель, проводит мини-беседу, показывает образец причем этот момент носит скорее предлагающий характер, нежели директивы. Подготовительный этап очень важен, целью которого является заинтересовать детей и вызвать желание выполнить работу. Для этого педагог уделяет внимание оценке настроения, которое передает образец, выясняет, как его воспринимают дети и какое бы они хотели передать настроение в своей работе. Педагог активизирует познавательную деятельность детей, задавая вспомогательные вопросы: Что изображено? Что происходит на картинке? Можно ли туда что-нибудь добавить? Что при этом изменится? Внося свои чувства и эмоции в замысел, мотивация к выполнению работы возрастает. Далее, проведите анализ образца с технологической точки зрения. Спросите детей, в какой технике выполнено изделие, какой материал при этом использован, какие детали составляют изделие, можно ли работу выполнить по-другому, какие умения, материалы и инструменты потребуются для ее выполнения. Здесь важно учитывать возможности детей и предложить им варианты его выполнения (выбор уровня сложности, материала, способа изготовления). Предложите детям самостоятельно определить свои возможности для достижения цели, какие этапы работы ребенок сможет сделать самостоятельно, наметьте план действий. Вселите в ребенка уверенность, что у него обязательно все получится. Задавая логически последовательно вопросы, вы учите детей логически мыслить, в частности развиваете навыки самостоятельного анализа, которые необходимы и в других видах деятельности. К концу этого периода у детей должно появиться желание выполнить работу.

Выполнение работы самим педагогом, хотя и требует значительной затраты времени, весьма желательно. Изготовление образца помогает разрешению целого ряда методических вопросов, педагог получает возможность предусмотреть различные ошибки, которые могут допустить дети в процессе изготовления того или иного изделия, определить время, требуемое на выполнение каждой операции. Здесь необходимо учесть, что детям на выполнение этих же операций потребуется больше времени. Изделие, выполненное руками педагога, используется на уроке в качестве наглядного пособия.

Этап 3. Практическая работа. Воплощение замысла.

Следует с особым вниманием отнестись к ТБ. Дети с нарушением произвольных движений требуют пристального внимания и индивидуального контроля.

Задания должны быть подобраны таким образом, чтобы они заинтересовывали и привлекали внимание учащихся. Существует немало работ, которые не сложны в выполнении, но при этом остаются яркими, оригинальными и занимательными. Но это не значит, что все работы должны носить примитивный характер. Нельзя лишать детей возможности участвовать в создании более сложных работ в разных видах художественного творчества. Они могут наблюдать за отдельными стадиями процесса и внести в соответствии со своими возможностями пусть небольшой, но свой посильный вклад, который может стать либо отдельными этапами основной практической работы, либо дополнить общий сюжет, стать «изюминкой». Образец, представленный педагогом, должен быть выполнен аккуратно, но не должен быть перегружен элементами и дополнениями. Это ограничивает фантазию детей. Здесь уместны методы проблемной ситуации и эвристической беседы , которые помогут детям самостоятельно прийти к выводу, какими элементами можно дополнить сюжет. Пусть работы детей будут носить более эмоционально выраженный характер. Это вселит в детей уверенность в себе и поставит в позицию творца, которая от занятия к занятию будет укрепляться.

Во время работы ребенка над воплощением замысла, не следует преждевременно оценивать работы детей, так как это может смутить автора и вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств. В то же время в некоторые случаи предполагают ту или иную степень вербальной коммуникации и физического взаимодействия между участниками. Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами. Педагог может задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.

Игра происходит обычно в «чистой» зоне рабочего кабинета, например, на ковре и представляет собой «переменку», где ребенок меняет вид деятельности, проявляя определенную физическую активность. Проводится любая игра: на внимание, сценическую деятельность, ассоциативное мышление, воображение и др. Игровая деятельность является обязательной составляющей каждого занятия. Она способствует решению ряда психолого-педагогических задач. Во-первых , это снятие психологического напряжения, которое влияет в свою очередь на координацию движений детей с нарушением произвольных движений. Во-вторых , это установление положительно эмоционального климата на занятии, влияющего на эффективность учебно-воспитательного процесса. И, наконец, в-третьих , игра выступает одним из элементов, способствующих социальной компенсации, а также удовлетворяет потребность детей в общении, коллективном сотрудничестве и является одним из факторов развития высших психических функций. Игры, приведенные в приложении, подобраны таким образом, что при повторном и даже многократном использовании, остаются неповторимыми и разнообразными в своем проявлении. Эти игры можно несколько модифицировать в зависимости от характера группы детей, и сделать их вполне приемлемыми для детей с ограниченными возможностями.

Этап 5. Подведение итогов. Обсуждение

Подведение итогов тоже имеет свои особенности и представляет собой обсуждение воплощенного замысла каждым участником. Здесь можно применять метод сказкотерапии . В зависимости от подготовки учащихся дети могут только показать свою работу и ограничится всего лишь несколькими словами, а могут и придумать небольшой рассказ, обосновать внесенные изменения, охарактеризовать настроение воплощенного замысла. Если у ребенка возникают трудности, педагог может задать уточняющие вопросы и помочь ребенку выразить свои мысли. Если работа связана с эмоциональной выразительностью, например, при изготовлении композиции из засушенных листьев, аппликации «Листопад», то здесь уместно спросить у детей, какое настроение передает изображение, можно предложить детям придумать название работе или даже рассказ к ней (помогите детям – начните рассказ сами).

Можно использовать и другие варианты подведения итогов, например — сделать коллективную выставку из работ. Спросите детей, понравилась ли им собственная работа, понравились ли работы других учащихся, какая понравилась больше всего, попросите объяснить почему. Критика со стороны педагога как таковая недопустима. Если ребенок сам высказался о недостатках своей работы, можете согласиться с ним, обязательно найдите за что похвалить его, посоветуйте, как можно избежать подобных недостатков в будущем, выкажите уверенность в том, что следующие работы у него будут еще лучше. Обратите внимание — не просто «лучше» (т.е. эта плохая), а именно «еще лучше» (т.е. — это тоже хорошая). Помните, дети с ограниченными возможностями очень чувствительны, одно малое замечание не по существу лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу. Поэтому оценка работ должна носить объективный, обоснованный характер.

Источник

Коррекционно-развивающее занятия для детей с ОВЗ «Волшебная страна»

Презентация к уроку

Цель занятия: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

  • Формирование адекватных форм поведения.
  • Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
  • Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
  • Развитие крупной и мелкой моторики.
  • расширить знания о диких животных,
  • развивать произвольное поведение

Занятие предполагают деление на два блока:

  1. Гармонизация личности.
  2. Формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Занятие включают в себя следующие методы:

  • коррекционно-развивающие игры и упражнения для мелкой моторики;
  • творческие игры и задания;
  • оздоровительные игры и упражнения;
  • беседа с ребёнком;
  • психогимнастические этюды;
  • релаксационные паузы и моменты;

Продолжительность занятия: 20-25 мин.

Оборудование: ноутбук, презентация, запись колокольчиков, оборудование для игр с прищепками.

Предполагаемые результаты

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Содержание занятия

Звучит расслабляющая музыка.

1. Ритуал приветствия «Колокольчики»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения

Психолог: Звенит волшебный колокольчик, а значит мы с тобой отправляемся в волшебную комнату. Шепотом, чтобы не спугнуть волшебство поздороваемся: «Здравствуй, волшебная комната!» (заходя, машут рукой).

Сегодня мы с тобой переместимся в страну чудес, по которой будем путешествовать. Чтобы попасть в страну чудес, волшебную силу нам даст колокольчик. Закрой глаза и слушай перезвон. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше силы получишь. Открывай глаза, мы уже в волшебной стране.

— Где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с тобой тоже будем путешествовать. А в стране чудес мы будем выполнять разные интересные задания!

Психолог: Мы попали в творческую мастерскую «Волшебная страна». Мы с тобой выполним три волшебных заданий и научимся делать чудеса, то есть создавать хорошее настроение своими руками.

Для хорошего настроения мы создадим волшебный лес. Посмотри, что-то не так в этом сказочном лесу. Где же солнышко? Где звери? Птицы, насекомые? Да вот же они…Но что-то сними не так. Злой волшебник заколдовал их и перепутал все волшебные прищепки и твоя задача все вернуть на места и распределить прищепки по цвету, превратив волшебный лес в настоящее чудо. Но перед тем как начать выполнять задание мы с тобой повторим основные цвета.

Игра за интерактивным столиком «Соотнеси по цвету».

2. Задание «Творческая мастерская»

Применение пособия Монтессорри своими руками: «Игры с прищепками».

Психолог: У нашего ёжика есть друзья такие же колючие ёжики как и он сам, они хотят с тобой сейчас немного поиграть.

3. Упражнения с шариком массажером Су-Джок с использованием компьютерной презентации

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

На поляне, на лужайке

/катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.

/прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,

/катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

/прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.

/положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,

/вести по ладошке/

«С добрым утром!» — им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

/гладить шаром каждый палец/

4. Задание «Головоломка»

Психолог: Сейчас мы с тобой будем выполнять следующее задания на сообразительность. Нужно собрать из кусочков цветного картона фигуру зайчика, называется это задание «Коломбово яйцо». А теперь будем собирать головоломку.

5. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

Психолог. мы немножечко устали, давайте отдохнем. Представь, что ты находишься в лесу на цветочной поляне, вокруг летают красивые бабочки, такие же, каких мы сегодня делали, поют птички, ярко светит солнышко. Располагайся по удобнее и слушайте мой голос.

Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело
И расслаблено все тело (2 раза)

Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас
Ноги теплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Тело теплое у нас
Дышится легко, ровно, глубоко

Мы спокойно отдыхали
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать.
Реснички поднимаются
Глазки открываются.

Психолог: пока мы с тобой отдыхали наши звери спрятались от тебя, хотят поиграть с тобой в прятки. А знаешь, где они спрятались? Тс. У них есть своя тайна, я тебе её открою. Они спрятались в сыпучем океане. Давай попробуй их отыскать. Для этого очень осторожно опусти обе ручки в этот океан. (контейнер с фасолью, в котором спрятаны фигурки животных). Видишь,какой он глубокий.

Ребёнок находит фигурки животных, психолог называет их.

Я тебе открою тайну. Что все эти животные обитатели песочного острова. Каждую ночь они появляются на этом острове и оставляют свои следы.

Вот он песочный остров. Давай оставим на нём следы.

6. Игры с песком

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Психолог: А куда теперь поползли наши паучки? Слушай внимательно и повторяй за мной.

Пальчиковая гимнастика “Паучок”

(Руки скрещены, пальцы каждой руки“бегут” по столу

А за ним ходили детки.

По предплечью, а затем по плечам обеих .рук)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения)

Паучков на землю смыл.

хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,пальцы растопырены, качаем руками.)

Паучок ползет опять,

(Действия аналогичны первоначальным.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

(“Паучки” ползают по голове.)

Психолог: Наши паучки попали в чудесную страну.

«Посмотрите, Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Давай попробуем все вместе создать Сказочную Страну. Поселим всех животных на песочный остров. Психолог берет фигурку в последнюю очередь. Ребёнок с помощью психолога создают сказочную картину.

«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители.

Давайте познакомимся, кто ещё живет в нашей Сказочной Стране?».

Мы сегодня с тобой как волшебники славно потрудились. Мы создали сказочную страну, познакомились с её жителями. А теперь нам пора возвращаться домой.

Источник

Читайте также:  Физическое состояние здоровья удовлетворительное

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Паучок ходил по ветке,