Организация обучения в Школах здоровья
ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ОСНОВАМ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательные цели
После изучения этой части учебного пособия Вы будете:
• знать современные формы, методы, средства обучения пациентов в школах здоровья, центрах медицинской профилактики и в условиях лечебного учреждения;
• уметь отбирать содержание, формы, методы и средства обучения пациентов;
• уметь проектировать, проводить и анализировать учебнопросветительские занятия для населения (пациентов); • владеть Teachback методом в работе с пациентом.
Ключевые слова:
Центры медицинской профилактики
Где проходит обучение пациентов и населения самосохранительной деятельности
Центры медицинской профилактики
Городской центр медицинской профилактики – это самостоятельное специализированное учреждение здравоохранения особого типа.
Функции центра медицинской профилактики:
• организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения;
• организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;
• участие в проведении подготовки специалистов других ведомств по актуальным проблемам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;
• организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями;
• оказание населению профилактической и консультативнооздоровительной помощи.
Основные направления работы:
– подготовка методических материалов для отделений (кабинетов) медицинской профилактики, медицинских работников, педагогов и др.;
– разработка, приобретение и внедрение профилактических программ;
– создание видеофильмов и видеоклипов, аудиороликов; – методические консультации.
– изучение распространенности поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. среди молодежи;
– изучение информированности населения о факторах риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. артериальной гипертонии, курения, низкой физической активности, нерационального питания.
– материалы для медицинских работников, в т.ч. разработанные самостоятельно центром медицинской профилактики;
– пропагандистские материалы для населения, в т.ч. по профилактике вредных привычек, неинфекционных/инфекционных заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, здоровому образу жизни и пр.;
– газеты и приложения к газетам, издаваемые с участием центра медицинской профилактики.
• Реализация программ и проектов
– реализуемые профилактические программы, в т.ч. федеральные, региональные, муниципальные;
– участие в реализации международных проектов.
– участие в передачах по телевидению/радиопередачах;
– публикации в прессе;
– организация кино-видеодемонстраций, пресс-конференций и круглых столов, тематических вечеров и выставок, конкурсов и викторин;
– работа «телефонов доверия».
– проведение консультаций по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
– оказание консультативно-оздоровительных услуг, в т.ч. платных.
Центры медицинской профилактики оказывают методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляют контроль за их деятельностью.
Школы здоровья
Школа здоровья для пациентов и лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования.
Школа здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.
Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.
Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения. Руководителем назначается врач или медицинская сестра.
Основная цель Школы здоровья – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
К приоритетным задачам школ здоровья относятся:
• в доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний;
• формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.);
• создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;
• повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства.
На территории Архангельской области осуществляют свою деятельность несколько школ здоровья: «Артериальная гипертония», «Бронхиальная астма», «Сахарный диабет», «Инсульт», «ХОБЛ», «Остеопороз», «Здоровое питание», «Коррекция веса», Школы беременных, Школы молодой матери, Школы для пациентов, принимающих антикоагулянты (варфарин), а также Кабинеты здорового ребенка, Кабинеты по отказу от курения, Кабинеты и отделения медицинской профилактики. (ГБУЗ АО «Архангельский центр медицинской профилактики» http://zdorovie29.ru/).
Организация обучения в Школах здоровья
Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.
В Школу здоровья направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8–10 человек.
Занятия в Школе здоровья носят цикличный характер и проводят-
ся в интерактивной форме. Полный цикл обучения состоит из 6–8 занятий, продолжительность занятий 1–1,5 часа.
Продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1–2 месяца; периодичность занятий – 1–2 раза в неделю;
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 5348 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Тест «Школы здоровья для амбулаторных больных»
Проверь свои знания в тесте «Школы здоровья для амбулаторных больных»
1. В задачи школы здоровья входят
1) в доступной для пациента форме информировать его об имеющимся заболевании
2) отказ от здорового образа жизни
3) снижение двигательной активности
4) сформировать у пациента пассивное отношение к заболеванию
2. К основным принципам проведения школ пациентов относят
1) занятия проводятся в группе состав которой может меняться
2) отсутствие контроля за посещением пациентов
3) формирование тематической целевой группы пациентов с относительно сходными характеристиками
4) формирование тематической целевой группы пациентов с разными характеристиками
3. К преимуществам для врача, участвующего в школах здоровья, относят
1) нивелируется чувство одиночества
2) отсутствие атмосферы коллектива
3) ухудшается эмоциональный контакт
4) экономия времени
4. К преимуществам для пациентов, участвующих в школах здоровья, относят
1) нивелируется чувство одиночества
2) отсутствие атмосферы коллектива
3) отсутствие обмена опыта между пациентами
4) ухудшается эмоциональный контакт
5. К эффективности школ здоровья относится
1) увеличение временной нетрудоспособности
2) увеличение интереса населения к здоровому образу жизни
3) увеличение показателей первичной инвалидизации
4) увеличение распространенности факторов риска
6. Место организации школ здоровья
1) поликлиника, стационар, санатории-профилактории
2) профильный диспансеры, торговые центры, поликлиники
3) центр переливания крови, поликлиники, торговый центр
4) центры здоровья, морг, стационар
7. Пациенты направляются в школу здоровья
1) врачом скорой помощи
2) медсестрой
3) участковым врачом
4) фельдшером
8. По окончании занятия «Алиментарно-зависимые факторы сердечно-сосудистых заболеваний: дислипидемия и здоровье» пациент должен знать
1) какова связь между питанием и развитием дислипидемий, какие изменения необходимы в диете при повышенном уровне холестерина, как модифицировать жировой состав рациона
2) о влиянии физической активности на здоровье, о негативном воздействии низкой физической активности на организм, о том, как избежать возможных осложнений при физической тренировке
3) основные причины избыточной массы тела, поражение органов и систем при избыточной массе тела, основные методы контроля над массой тела
4) что такое артериальная гипертензия, нормальные показатели давления, почему надо контролировать артериальное давление
9. По окончании занятия «Алиментарно-зависимые факторы сердечно-сосудистых заболеваний: дислипидемия и здоровье» пациент должен уметь
1) измерять артериальное давление, определять свои факторы риска
2) определять cтепень своей физической активности, контролировать интенсивность своих физических нагрузок
3) определять содержание холестерина в суточном рационе и находить способы его сокращения, самостоятельно составлять меню при дислипидемии в соответствии с современными принципами, вести дневник питания
4) рассчитывать свой индекс массы тела, составлять низкокалорийные диеты
10. По окончании занятия «Алиментарно-зависимые факторы сердечно-сосудистых заболеваний: избыточная масса тела и здоровье» пациент должен знать
1) какова связь между питанием и развитием дислипидемий, какие изменения необходимы в диете при повышенном уровне холестерина, как модифицировать жировой состав рациона
2) о влиянии физической активности на здоровье, о негативном воздействии низкой физической активности на организм, о том, как избежать возможных осложнений при физической тренировке
3) основные причины избыточной массы тела, поражение органов и систем при избыточной массе тела, основные методы контроля над массой тела
4) что такое артериальная гипертензия, нормальные показатели давления, почему надо контролировать артериальное давление
11. По окончании занятия «Алиментарно-зависимые факторы сердечно-сосудистых заболеваний: избыточная масса тела и здоровье» пациент должен уметь
1) измерять артериальное давление, определять свои факторы риска
2) определять содержание холестерина в суточном рационе и находить способы его сокращения, самостоятельно составлять меню при дислипидемии в соответствии с современными принципами, вести дневник питания
3) определять степень своей физической активности, контролировать интенсивность своих физических нагрузок
4) рассчитывать свой индекс массы тела, составлять низкокалорийные диеты
12. По окончании занятия «Здоровье и психоэмоциональные факторы риска» пациент должен знать
1) о вредном воздействии табачного дыма на организм, о влиянии курения на здоровье, что такое никотиновая зависимость, как можно избавиться от курения
2) основные причины избыточной массы тела, поражение органов и систем при избыточной массе тела, основные методы контроля над массой тела
3) что такое «стресс», личностные факторы стресса, контролируемые и неконтролируемые стрессоры, как можно управлять стрессом и преодолевать его
4) что такое артериальная гипертензия, нормальные показатели давления, почему надо контролировать артериальное давление
13. По окончании занятия «Здоровье и психоэмоциональные факторы риска» пациент должен уметь
1) определять индивидуальный уровень стресса, определять стрессовое поведение, которое можно изменить, определять и преодолевать факторы, препятствующие управлению стрессом
2) определять степень никотиновой зависимости, оценивать степень мотивации к отказу от курения
3) определять степень своей физической активности, контролировать интенсивность своих физических нагрузок
4) рассчитывать свой индекс массы тела, составлять низкокалорийные диеты
14. По окончании занятия «Здоровье и физическая активность» пациент должен знать
1) какова связь между питанием и развитием дислипидемий, какие изменения необходимы в диете при повышенном уровне холестерина, как модифицировать жировой состав рациона
2) о влиянии физической активности на здоровье, о негативном воздействии низкой физической активности на организм, о том, как избежать возможных осложнений при физической тренировке
3) основные причины избыточной массы тела, поражение органов и систем при избыточной массе тела, основные методы контроля над массой тела
4) что такое артериальная гипертензия, нормальные показатели давления, почему надо контролировать артериальное давление
15. По окончании занятия «Здоровье и физическая активность» пациент должен уметь
1) измерять артериальное давление, определять свои факторы риска
2) определять содержание холестерина в суточном рационе и находить способы его сокращения, самостоятельно составлять меню при дислипидемии в соответствии с современными принципами, вести дневник питания
3) определять степень своей физической активности, контролировать интенсивность своих физических нагрузок
4) рассчитывать свой индекс массы тела, составлять низкокалорийные диеты
16. По окончании занятия «Курение и здоровье» пациент должен знать
1) о вредном воздействии табачного дыма на организм, о влиянии курения на здоровье, что такое никотиновая зависимость, как можно избавиться от курения
2) основные причины избыточной массы тела, поражение органов и систем при избыточной массе тела, основные методы контроля над массой тела
3) что такое «стресс», личностные факторы стресса, контролируемые и неконтролируемые стрессоры, как можно управлять стрессом и преодолевать его
4) что такое артериальная гипертензия, нормальные показатели давления, почему надо контролировать артериальное давление
17. По окончании занятия «Курение и здоровье» пациент должен уметь
1) измерять артериальное давление, определять свои факторы риска
2) определять степень никотиновой зависимости, оценивать степень мотивации к отказу от курения
3) определять степень своей физической активности, контролировать интенсивность своих физических нагрузок
4) рассчитывать свой индекс массы тела, составлять низкокалорийные диеты
18. По окончании занятия «Повышение АД и сердечно-сосудистый риск» пациент должен знать
1) какова связь между питанием и развитием дислипидемий, какие изменения необходимы в диете при повышенном уровне холестерина, как модифицировать жировой состав рациона
2) о влиянии физической активности на здоровье, о негативном воздействии низкой физической активности на организм, о том, как избежать возможных осложнений при физической тренировке
3) основные причины избыточной массы тела, поражение органов и систем при избыточной массе тела, основные методы контроля над массой тела
4) что такое артериальная гипертензия, нормальные показатели давления, почему надо контролировать артериальное давление
19. По окончании занятия «Повышение АД и сердечно-сосудистый риск» пациент должен уметь
1) измерять артериальное давление, определять свои факторы риска
2) определять степень своей физической активности, контролировать интенсивность своих физических нагрузок
3) рассчитывать свой индекс массы тела, составлять низкокалорийные диеты
4) самостоятельно составлять меню при дислипидемии в соответствии с современными принципами, вести дневник питания
20. Самоконтроль пациента, прошедшего обучение в школе здоровья, включает в себя
1) введение дневника посещения ВОП и других специалистов
2) контроль различных параметров (уровень глюкозы, артериального давления и/или других) с помощью приборов
3) подбор лекарственной терапии
4) увеличение кратности приема алкоголя
21. Структура занятия школ здоровья состоит из
1) вводной, информационной, активной, заключительной части
2) вступления, содержания и заключения
3) определения, классификации, клиники, диагностики, лечения, профилактики
4) предисловия, вступительной части, основной части, послесловия, примечания
22. Увеличение информированности населения о мерах профилактики, повышение интереса населения к ЗОЖ, уменьшение распространенности факторов риска хронических неинфекционных заболеваний способствует
1) повышению инвалидизации населения
2) повышению эффективности школ здоровья
3) снижению приверженности к лечению пациентов
4) снижению эффективности школ здоровья
23. Цель занятия «Алиментарно-зависимые факторы сердечно-сосудистых заболеваний: дислипидемия и здоровье»
1) дать информацию о причинах повышения артериального давления, опасности осложнений, влиянии повышенного давления на организм
2) информировать пациентов об основных принципах здорового питания, сообщить о диетологической коррекции при нарушениях липидного обмена
3) ознакомить с основными принципами питания предназначенного для профилактики избыточной массы тела
4) повысить информированность слушателей о влиянии физической активности на здоровье, функционирование сердечно–сосудистой системы
24. Цель занятия «Алиментарно-зависимые факторы сердечно-сосудистых заболеваний: избыточная масса тела и здоровье»
1) дать информацию о причинах повышения артериального давления, опасности осложнений, влиянии повышенного давления на организм
2) информировать пациентов об основных принципах здорового питания, сообщить о диетологической коррекции при нарушениях липидного обмена
3) ознакомить с основными принципами питания предназначенного для профилактики избыточной массы тела, описать поражение органов и систем при избыточной массетела
4) повысить информированность слушателей о влиянии физической активности на здоровье, функционирование сердечно–сосудистой системы
25. Цель занятия «Здоровье и психоэмоциональные факторы риска»
1) дать информацию о причинах повышения артериального давления, опасности осложнений, влиянии повышенного давления на организм
2) информировать пациентов об основных принципах здорового питания, сообщить о диетологической коррекции при нарушениях липидного обмена
3) повысить информированность слушателей о влиянии психоэмоциональных факторов на здоровье
4) повысить информированность слушателей о влиянии физической активности на здоровье, функционирование сердечно–сосудистой системы
26. Цель занятия «Здоровье и физическая активность»
1) дать информацию о причинах повышения артериального давления, опасности осложнений, влиянии повышенного давления на организм
2) информировать пациентов об основных принципах здорового питания, сообщить о диетологической коррекции при нарушениях липидного обмена
3) ознакомить с основными принципами питания предназначенного для профилактики избыточной массы тела, описать поражение органов и систем при избыточной массе тела
4) повысить информированность слушателей о влиянии физической активности на здоровье, функционирование сердечно–сосудистой системы
27. Цель занятия «Повышение АД и сердечно-сосудистый риск»
1) дать информацию о причинах повышения артериального давления, опасности осложнений, влиянии повышенного давления на организм
2) информировать пациентов об основных принципах здорового питания
3) ознакомить с основными принципами питания предназначенного для профилактики избыточной массы тела
4) повысить информированность слушателей о влиянии физической активности на здоровье, функционирование сердечно–сосудистой системы
28. Численность целевой группы пациентов для школ здоровья должна быть
1) не более 1-2 человек
2) не более 10-12 человек
3) не более 30-35 человек
4) не более 5-6 человек
29. Школа пациента — это
1) групповое профилактическое консультирование
2) индивидуальное профилактическое консультирование
3) углублённое групповое профилактическое консультирование
4) углублённое индивидуальное профилактическое консультирование
30. Школы здоровья могут проводить
1) главный врач, провизор
2) санитар, медсестра
3) фармацевт, заведующий отделением
4) фельдшер, медсестра
Источник