Меню

Структура внутренней картины здоровья представлена

Внутренняя картина здоровья

Отношение к здоровью как к источнику благополучной повседневной жизни выражается в осознании его ценности и в деятельном стремлении к его совершенствованию. Такое отношение ведет к формированию внутренней картины здоровья (ВКЗ).

Внутренняя картина здоровья – составная часть самосознания, представление о своем физическом состоянии, которое сопровождается своеобразным эмоциональным и чувственным фоном. Внутренняя картина здоровья может рассматриваться как устойчивый образ самосознания, сформированный в результате самопознания. В ходе такого процесса самопознания у каждого индивидуума происходит формирование и развитие внутренней картины здоровья как личностной динамической смысловой системы, в соответствии с которой осуществляется протекание конкретной деятельности человека. Формирование образа здоровья представляет собой сложный процесс обретения индивидуальных смыслов существования человека под влиянием мотивационной составляющей сознания. Основным условием формирования образа здоровья является наличие у человека позитивной Я-концепции, интегрирующим элементом которой и является внутренняя картина здоровья. Система эмоциональных и рациональных отношений личности к своему здоровью, к жизненным задачам реализуется в определенном стереотипе поведения.

Можно выделить три стороны ВКЗ:

v Когнитивная – представляет собой совокупность представлений, умозаключений об оптимальных способах укрепления и сохранения здоровья.

v Эмоциональная – переживание здорового самочувствия, связанное с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон здорового человека.

v Поведенческая – совокупность конкретных действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Предложенная концепция психического здоровья личности в значительной степени учитывает и социально-динамические процессы экономики и культуры конкретного общества, конкретного социума.

Социокультурная трансформация, характерная для российского общества 1990-х гг. «не оставила в стороне сферу» персональной психической жизни отдельного человека, каждой личности.

По мнению ряда авторов, в частности Е.В.Руденского, это создает базис для кризиса адаптации личности в современном нестабильном российском обществе, ее включения в социальную структуру. Из-за деформации социо- и психокультурных моделей создаются, по мнению автора, социокультурные трудности, определяющие когнитивный диссонанс, ценностную деструкцию личности, а, следовательно, и дисгармонию социокультурных аспектов психологического здоровья. Кроме того, наблюдается дезинтеграция психических механизмов личностно-экзистенциальной регуляции и функционирования, порождая парадоксальные характеристики индивидуальной и социальной субъектности. Последние проявляются как отдельные феномены нарушения психологического здоровья:

дефекты и деформации культурного развития психики (психологический инфантилизм, ригидность когнитивного сужения, иррациональность сознания и самосознания и др.);

социальная и личностная стрессированность (апатия, мистицизм, психосоциальный регресс и др.);

дезинтеграция процессов личностного самоопределения и саморазвития.

Появление аномалий психологического здоровья граждан РФ привели и к формированию новых деструктивных типичных характеристик личности. Среди них, например, Е.В.Руденский выделяет:

— фрустрирующие (интенсивные негативные переживания);

— конфликтогенные (оппозиционное противостояние другим людям);

— травматизированные (извлечения собственной выгоды вследствие последствий травматизации и виктимного воздействия на других людей);

— агрессивные (адаптирующиеся посредством интенсивного подавления других людей и устранения их как препятствий на своем пути);

— инверсионные (использующие различные психологические маски для достижения собственных целей),

— дефенивные (утратившие способность к самопроизводству, находящиеся в состоянии психосоциальной летаргии), что формирует ее новую типологию:

— маргинал (основная одновременная ориентация на психокультурные модели как «социалистического типа», так и «нового типа», что детерминирует нахождение личности в постоянном психоэмоциональном напряжении);

Читайте также:  Доклад школа здоровья сахарный диабет

— эгоцентрист (человек, стремящийся к социально-психологической автономии и самостоятельно решающий преимущественно свои социокультурные проблемы);

— дефинзив (утративший интерес к социокультурной жизни и отказывающийся от активных форм включения в жизнь социума);

— инфантил (личность с преобладанием стереотипных форм поведения и полного отказа от самостоятельного решения проблем);

— харизматик (использующий манипуляцию как основной способ решения своих проблем).

Таким образом, в современном российском обществе наблюдается широкий спектр процессов, приводящих к дезинтеграции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности личности, т.е.деструкции психологического здоровья не только отдельных индивидов, социальных групп, но и составляют угрозу психологическому здоровью всей нации. Это создает условия для самых разнообразных форм и видов деструктивного развития личности, асоциального, аддиктивного, деликвентного поведения. Ниже рассмотрим некоторые примеры персональных деструкций жизненных сил, психического развития личности и ее психического здоровья.

Понятие болезни.

Болезнь развивается в результате нарушения адаптации организма к окружающей среде. Нарушения адаптации проявляются функциональными или органическими расстройствами — симптомами заболевания. Для обозначения болезни в английском языке имеются два различных термина, правда, они часто используются в качестве взаимозаменяемых в речи широких кругов населения и специалистов-медиков. И все же: disease — объективные анатомические и физиологические изменения, а с понятием illness связаны субъективные, личностные аспекты болезни, неповторимые для каждого человека. Третий термин — sickness — неспецифический, содержит элементы как illness, так и disease.

Существуют различные классификации личностных значений болезни. Приведем здесь одну из наиболее разработанных типологий 3. Липовски (Z. Lipowski):

1. Болезнь как препятствие, которое должно быть преодолено (например, потеря работы).

2. Болезнь как враг, угрожающий целостности личности.

3. Болезнь как наказание за прошлые грехи.

4. Болезнь как проявление врожденной слабости организма.

5. Болезнь как облегчение (может приветствоваться, т.к. позволяет уйти от социальных требований, ответственности; например, болезнь, освобождающая юношу от воинской обязанности).

6. Болезнь как стратегия приспособления к требованиям жизни (например, использование болезни для получения денежной компенсации).

7. Болезнь как невозвратимая потеря, ущерб (например, подросток с диабетом может считать всю жизнь испорченной).

8. Болезнь как положительная ценность, помогающая личности обрести более возвышенный смысл жизни или лучшее понимание искусства.

Понятие «болезнь» — не только описательное понятие. Оно представляет собой теоретический конструкт, общую абстрактную модель, служащую для того, чтобы определить необычные и необъяснимые изменения у человека и тем самым (якобы) понять эти изменения, а, кроме того, это понятие указывает, как вести себя по отношению к таким людям.

Общая концепция болезни включает:

— Жалобы, отклонения физических функций и отклоняющееся от нормы поведение («плохое самочувствие») можно объяснить каким-то первичным расстройством или специфическим дефектом (возможно, пока не известным).

— Этот дефект имеется в индивиде и образует собственно болезнь.

— Этот дефект можно объяснить однозначной причиной либо набором причин, всегда повторяющимся.

— Согласно классической биомедицинской модели болезни, этот дефект (не обязательно являющийся причиной) имеет соматическую природу.

Плоскости общей модели болезни

Таким образом, модель болезни предполагает следующую цепочку причин и следствий: причина — дефект — картина проявления — следствия, другими словами: причина болезни — болезнь — плохое самочувствие — роль больного

Читайте также:  Состояние здоровья джигарханяна армена джигарханяна

В исследовании общая модель болезни — это прообраз для создания гипотез, поисковая модель для объяснения отклонений, нуждающихся в таком объяснении: жалобы гипотетически обобщаются в некую нозологическую единицу, после чего ищут дефект, лежащий в основе данной единицы, и причину этого дефекта.

В практикемодель болезни дает возможность сразу использовать результаты исследований.

Для применения модели болезни необходимы следующие шаги.

1) Наблюдение. Необходимой предпосылкой для того, чтобы применить модель болезни к некоторому состоянию, является наличие наблюдаемых отклонений. Какое-то состояние (или поведение) должно броситься в глаза, потому что оно «другое, чем. ». Как правило, речь идет об отклонении от прежнего состояния, то есть о констатации интраиндивидуального изменения во времени. Однако из этого правила есть исключения: называться болезнью может и отклоняющееся от нормы состояние, заданное с самого начала (например, наследственная болезнь), или какое-то отклонение, медленно развивающееся в результате незаметных последовательных изменений. В этих случаях мы имеем дело с отклонением не от «того, что было прежде», а от того, что наблюдается у других.

2) Оценка. Одной только констатации изменения или «инакости» еще не достаточно — необходима оценка этого наблюдения. Установленное отклонение или изменение должно быть расценено как «ненормальное», то есть как находящееся за пределами чего-то естественного или нормального.

Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 6238 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Внутренняя картина здоровья

Обязательным фактом отношения человека к своему здоровью является формирование внутренней картины здоровья (ВКЗ) — особого отношения к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию. Это самосознание и самопознание себя в условиях здоровья.

Внутренняя картина здоровья включает в себя 3 основные грани:

Когнитивная (рациональная) сторона внутренней картины здоровья представляет собой совокупность субъективных умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения и развития здоровья.

Эмоциональная (чувственная) сторона включает в себя переживания здорового самочувствия, связанные с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон человека. Эмоциональный фон здоровой личности состоит из следующих переживаний: спокойствие, радость, умиротворенность, свобода, легкость, симпатия и т.д.

Поведенческая (моторно-волевая) сторона представляет с собой совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных его системой верований и направленных на достижение субъективно значимых целей.

Формирование внутренней картины здоровья происходит с раннего детства, опирается на холистический (целостный) подход в науке о человеке и осуществляется через раскрытие потенциалов, заложенных в человеке.

Существует комплексная программа развития и формирования внутренней картины здоровья – «Цветок потенциалов», которая включает в себя основные задачи психологии здоровья (В.А. Ананьев, 1996). Она символически представлена в виде цветка, 7 лепестков которого формирует узор взаимосвязанных потенциалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека:

1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – это способность человека развивать свой интеллект и уметь им пользоваться.

2. Потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность человека к самореализации, т.е. умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

Читайте также:  День здоровья сценарий мероприятия по станциям

3. Потенциал тела (физический аспект здоровья) – это способность человека развивать физическую составляющую, осознавать собственную телесность как свойство личности.

4. Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – это способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности и вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

6. Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) – это способность человека к созидающей активности, к творческому самовыражению в жизни и деятельности, выходу за рамки ограничивающих знания и сковывающих стереотипов.

7. Духовный потенциал – (духовный аспект здоровья) способность развивать духовную природу человека.

Главная цель программы – максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов.

Подробно эти проблемы — на семинарах.

Таким образом, причинами возникновения разных психосоматических заболеваний являются психические факторы, в частности, негативные эмоции, которые в некоторых заболеваниях играют основную роль при определенной генетической предрасположенности. Эмоции влияют на иммунную систему, гормональное состояние, периферическую физиологическую активацию (частоту сердцебиений, артериальное давление, т.п.).

— для возникновения ЯЖ или ДПК помимо инфекций важны эмоции, возникающие в недостаточно контролируемых ситуациях: тревога, чувство беспомощности и перегрузки;

— гнев, ориентированный на преодоление возникшей проблемы — основная психогенная причина эссенциальной гипертонии и, как следствие, стенокардии и ИМ. Гнев и враждебность относятся к тем компонентам личности, которые обусловливают ССЗ и другие расстройства и т.д.

Поэтому оценку здоровья следует проводить в динамике для каждого отдельного человека, в соответствии с его индивидуальными особенностями и текущим состоянием.

Таблица 20. Показатели индивидуального здоровья

Показатели Содержание
Генетические Генотип, отсутствие дизэмбриогенеза, наследственных дефектов
Биохимические Показатели биологических тканей и жидкостей
Метаболические Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок
Морфологические Уровень физического развития, тип конституции (морфотип)
Функциональные Функциональное состояние органов и систем: -норма покоя -норма реакции -резервные возможности, функциональный тип
Психологические Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы: — доминантность полушария — тип ВНД — тип темперамента — тип доминирующего инстинкта
Социально-духовные Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и степень признания и т. д.
Клинические Отсутствие признаков болезни

Здоровье — одна из фундаментальных человеческих ценностей, и, часто, ни время, ни финансовые ресурсы не способны восстановить его утрату. Ответственное отношение индивида к собственному здоровью — один из признаков культуры человека. Предупреждение, профилактика и преодоление болезни тесно связано с понятием «здоровый образ жизни».

Таким образом, целостность человеческой личности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни, что напрямую связано с проблемами здорового образа жизни, качества жизни, укрепления здоровья.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Adblock
detector