Меню

Структура пмп службы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-медико-педагогическое сопровождение


Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В начале учебного года ребенок с ОВЗ проходит диагностику на выявление индивидуальных психологических особенностей. Результаты проведенной оценки развития ребенка используются для составления индивидуального образовательного маршрута. Заполняется индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в которой отражается для данного ребенка план мероприятий, специальные условия, психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. Индивидуальная карта обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.

Содержание работы с детьми данной категории определяется индивидуальными программами психолого-педагогическими сопровождения, реализуемыми в ДОУ. Педагоги в рамках единого воспитательно-образовательного процесса варьируют время, затраченное на тех или иных воспитанников в соответствии с усвоением материала и их способностями. При этом детям с ограниченными возможностями здоровья уделяется немного больше внимания, т.к. для них характерно:

плохая координация движений,

медленное усвоение материала,

достаточно быстрая утомляемость,

трудности физического плана, мешающие, например: рисовать, лепить.

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Получение образования детьми с ОВЗ — одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.

1. Коррекционная работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Цель: обеспечение системного подхода к условиям для развития детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательных программ дошкольного образования.

выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

обеспечивать возможность освоения детьми с ОВЗ основной или адаптированной образовательной программы на доступном им уровне и их социализацию в образовательном учреждении.

2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.

Цель: обеспечение условий для оптимального развития ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ включает:

проведение диагностики познавательной и эмоционально-личностной сфер личности, педагогические наблюдения;

создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности;

осуществление конкретной психолого-педагогической помощи ребенку.

Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ


Советы родителям, воспитывающим «особого» ребенка

Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен.

Усталость от переживаний за ребенка-инвалида порой накладывает соответствующий отпечаток на внешний облик его родителей. Они выглядят несчастными. Но ведь любому малышу нужны счастливые родители, способные отдавать любовь и тепло, а не свои больные нервы. Только оптимистичный взгляд на жизнь может помочь в борьбе с коварным недугом.

Правильное отношение к ребенку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».

Нередко погоня за новыми специалистами и методами лечения заставляет нас упускать из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри», т. е. глазами больного ребенка, и является лучшей возможностью помочь ему в преодолении душевных и физических страданий. Не стоит упускать из виду отношение к болезни самого ребенка. Необходимо как можно чаще прибегать к помощи специалистов. Например, переживания ребенка по поводу своей внешности неплохо корректируются в работе с детским психологом.

Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых больному организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора.

Чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие себя и окружающих, важно отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Родители должны воспринимать свое чадо не как безнадежного инвалида, а как человека, пусть в чем-то не похожего на других, но вполне могущего преодолеть свой недуг и ведущего активный образ жизни.

Источник

Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования

Для реализации требований к ПКР, обозначенных в ФГОС ООО, может быть создана рабочая группа, в которую наряду с основными учителями целесообразно включить следующих специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога).

Читайте также:  Педагоги работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

ПКР может быть разработана рабочей группой образовательной организации поэтапно. На подготовительном этапе определяется нормативно- правовое обеспечение коррекционной работы, анализируется состав детей с

ОВЗ в образовательной организации, их особые образовательные потребности;

сопоставляются результаты обучения этих детей на предыдущем уровне образования; создается (систематизируется, дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению данных категорий учащихся с ОВЗ.

На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания учащихся с ОВЗ, организация и механизм реализации коррекционной работы; раскрываются направления и ожидаемые результаты коррекционной работы, описываются специальные требования к условиям реализации ПКР. Особенности содержания индивидуально-ориентированной работы могут быть представлены в рабочих коррекционных программах, которые прилагаются к ПКР.

На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы, возможна ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на школьных консилиумах, методических объединениях групп педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ; принимается итоговое решение.

Для реализации ПКР в образовательной организации может быть создана служба комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ.

Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, медицинским работником, социальным педагогом, учителем-логопедом, учителем- дефектологом), регламентируются локальными нормативными актами конкретной образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во внеурочной деятельности.

Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии

педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).

Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательной организации осуществляются медицинским работником (врачом, медицинской сестрой) на регулярной основе и, помимо общих направлений работы со всеми обучающимися, имеют определенную специфику в сопровождении школьников с ОВЗ. Так, медицинский работник может участвовать в диагностике школьников с ОВЗ и в определении их индивидуального образовательного маршрута, возможно проведение консультаций педагогов и родителей. В случае необходимости оказывает экстренную (неотложную) помощь (купирует приступ эпилепсии, делает инъекции (инсулин) и др.). Медицинский работник, являясь сотрудником профильного медицинского учреждения, осуществляет взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.

Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ в общеобразовательной организации может осуществлять социальный педагог. Деятельность социального педагога может быть направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ОВЗ. Целесообразно участие социального педагога в проведении профилактической и информационно- просветительской работы по защите прав и интересов школьников с ОВЗ; в выборе профессиональных склонностей и интересов. Основными формами работы социального педагога являются: урок (за счет классных часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы (со

школьниками, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (со школьниками, родителями, педагогами). Возможны также выступления специалиста на родительских собраниях, на классных часах в виде информационно-просветительских лекций и сообщений. Социальный педагог взаимодействует с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем- логопедом, педагогом класса, в случае необходимости с медицинским работником, а также с родителями (их законными представителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей.

Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ может осуществляться в рамках реализации основных направлений психологической службы. Педагогу-психологу рекомендуется проводить занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ. Работа может быть организована индивидуально и в мини-группах. Основные направления деятельности школьного педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся с ОВЗ.

Помимо работы со школьниками педагог-психолог может проводить консультативную работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог (психолог) осуществляет информационно- просветительскую работу с родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.

В реализации диагностического направления работы могут принимать участие как учителя класса (аттестация учащихся в начале, середине и конце

Читайте также:  Всероссийская эстафета здоровья профсоюз образования флешмоб

учебного года), так и специалисты (проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года).

Данное направление может быть осуществлено ПМПк.

ПМПк является внутришкольной формой организации сопровождения детей с ОВЗ, положение и регламент работы которой разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается локальным актом.

Цель работы ПМПк: выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление, в случае необходимости, индивидуальной программы обучения; выбор и отбор специальных методов, приемов и средств обучения). Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости школьников, своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для школьника (школьников) дополнительных дидактических материалов и учебных пособий.

В состав ПМПк образовательной организации входят педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог (учитель-предметник), социальный педагог, врач, а также представитель администрации. Родители уведомляются о проведении ПМПк (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).

Реализация системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ предусматривает создание специальных условий: организационных, кадровых, психолого- педагогических, программно-методических, материально-технических, информационных (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).

Образовательная организация при отсутствии необходимых условий

(может осуществлять деятельность службы комплексного психолого-медико-

социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ на основе сетевого взаимодействия с различными организациями: медицинскими учреждениями; центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; образовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы и др.

Источник

Структура пмп службы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Служба психолого-педагогического сопровождения

Модель психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ №2

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР .

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении АООП, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

· определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

· повышение возможностей обучающихся с ОВЗ в освоении АООП и интегрировании в образовательный процесс;

· своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

· создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;

· оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляется во внеурочное время в объеме от 5 до 7 часов. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.

Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей учащихся с ОВЗ и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

· выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

· создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей;

· оказание помощи в освоении обучающимися с ОВЗ АООП;

· возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

· соблюдение интересов ребёнка (принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка);

· системность (принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса);

· непрерывность (принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению);

· вариативность (принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии);

Читайте также:  Что с юлиным здоровьем

· единство психолого-педагогических и медицинских средств (принцип обеспечивает взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы);

· сотрудничество с семьей (принцип основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество);

· рекомендательный характер оказания помощи (принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательную организацию, защищать законные права и интересы детей.

Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих усвоению АООП

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления , которые отражают её основное содержание:

· диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

· коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

· консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

· информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержаний направления коррекционной работы:

1.Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ОВЗ с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием АООП.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление :

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей.

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.

К оррекционно-развивающая работа включает:

? формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;

? организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;

? разработка оптимальных для развития обучающихся с ОВЗ групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

? организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психоречевому развитию, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;

? развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;

? социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ОВЗ в освоении АООП, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ОВЗ.

К онсультативная работа включает:

? психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;

? консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающемуся в освоении общеобразовательной программы.

4.Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.

Информационно-просветительская работа включает:

? проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;

? оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

? психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;

? психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

Для реализации коррекционной программы создана служба психолого-педагогического–медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ. ППМС помощь оказывается детям на основании письменного согласия родителей (законных представителей).

Комплексное ППМС сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами образовательной организации: педагогами-психологами (3); учителями-логопедами (2); социальным педагогом (2), медицинским работником (1).

Одним из условий ППМС сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов, администрации, родителей (законных представителей).

Источник

Adblock
detector